|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Римбунан проявляет серьезные намеренияКраткий отчет о поездке на Сукпай (Хабаровский край, район им. Лазо)
Участники: Краткая справка Река Сукпай - левый приток реки Хор, которая в свою очередь впадает в Уссури. Водосборный бассейн Сукпая целиком расположен в районе им. Лазо Хабаровского края, на западном макросклоне хребта Сихотэ-Алинь. Лесопромышленное освоение бассейна началось относительно поздно. Только в начале 70-х годов в устье реки Сукпай был построен одноименный лесозаготовительный поселок и основан леспромхоз. До настоящего времени рубки велись только в нижней часть бассейна. Большая часть долины Сукпая остается нетронутой промышленными лесозаготовками.
В качестве обоснования такого решения выдвигались, в частности, тезисы о том, что территория утратила свою ценность в результате рубок и пожаров. Однако, предварительный оперативный анализ бассейна реки Сукпай, проведенный в начале 1999 г. Центром охраны дикой природы совместно с Инженерно техническим центром "СканЭкс" на основе материалов космической съемки, не подтвердил сведения о наличии каких-либо существенных нарушений (пожаров или рубок), произошедших за последние годы на территории планируемого заповедника. Текущая активность Римбунан Хиджау. В этом году Римбунан Хиджау реально начала работы в Сукпае. Почти все местные жители, с которыми мы разговаривали, считают, что Римбунан собирается работать в Сукпае всерьез. Компания уже вложила достаточно большие деньги (по некоторым данным, от 15 до 25 миллионов долларов) в технику, инфраструктуру и прочее.
Римбунан также купила бывшую базу (нижний склад, погрузочную площадку и пр.) Сукпайского леспромхоза, имеет в поселке собственный склад ГСМ и автономную электростанцию. В Сукпае есть постоянный представитель Римбунан, но, по словам сотрудников лесхоза, все серьезные вопросы решаются в Хабаровском офисе. Компания закупает новую технику: мощные бульдозеры и пары Timberjack'ов (харвестер + форвардер). Один из наших респондентов видел, по крайней мере, 4 уже закупленные пары. Нам приходилось слышать о 60-ти парах, закупленных Римбунан по Хабаровскому краю (компания ведет лесозаготовки не только на Сукпае), и даже о 40 парах, которые планируется закупить только для Сукпая.
На момент нашей поездки главная деятельность Римбунан на арендованной территории состояла в активном строительстве дороги Сукпай-Нельма для транспортировки срубленной древесины на тихоокеанское побережье. Нельма - это небольшой посёлок на берегу океана в пределах Хабаровского края. Эта дорога имеет долгую историю и должна по-крайней мере раз пересечь территорию Приморья через бассейн реки Самарга. По имеющимся у нас сведениям, дорога со стороны Нельмы уже построена местными лесозаготовителями почти до границы Приморского края. Известно, что приморские власти и местная удэгейская община на Самарге выступали против планов пересечения дорогой бассейна реки Самарги. По словам сотрудников Сукпайского лесхоза, Римбунан «решала» эту проблему. Активность Римбунан наводят на мысль, что компания либо уже «решила» вопрос, либо надеется на его положительное решение в близком будущем. В лесхозе нам говорили, что в планах Римбунан - также освоение нетронутых лесов бассейна реки Самарги (Приморский край). Часть лесовозной дороги Сукпай-Нельма до реки Ниж. Боленку была построена еще леспромхозом по правому (северному) берегу Сукпая. Эта дорога находится в хорошем состоянии и сегодня. У нее есть ответвление вдоль ручья Восточный Цафактай, в устье которого она пересекает Сукпай по железобетонному мосту и идет по левому (южному) берегу реки до ручья Боленку (левый приток Сукпая) и далее - вдоль Боленку. Однако, действующим является лишь относительно небольшой участок за мостом. Дальше проехать можно только на вездеходе. Мосты через Боленку в плохом состоянии. По словам местных жителей, эта дорога была спланирована по левому берегу и далее - почти до устья Тагэму (крупнейший левый приток Сукпая). Эта дорога планируется к использованию Римбунан. В Южный межрайонный комитет по экологии представлены на согласование материалы на строительство (реконструкцию) участка дороги вдоль Боленку. В лесхозе нам говорили, что именно эту трассу Римбунан будет использовать для прокладки дороги на Нельму.
Однако, в действительности дорога на Нельму строится компанией по правому (северному) берегу Сукпая от места, где дорога около ручья Ниж. Боленку (правый приток Сукпая), поворачивает и по старому зимнику выходит к сегодняшним делянкам Римбунан в 536-м квартале на водоразделе Сукпая и Кабули. От этого поворота отходит новая дорога, строящаяся вдоль Сукпая. В настоящее время, построено четыре километра этой дороги от места, где старая лесовозная дорога пересекает Ниж. Боленку. По словам дорожников, именно эта дорога и пойдет на Нельму. В настоящий момент уже спланировано 20 километров этой дороги: визирная просека прорублена до ручья Удэгейский (правый приток Сукпая), недалеко от метеостанции «Сукпай» напротив устья Тагэму. Визир прорублен по истокам многих ручьев и родников, питающих Сукпай. Отсюда остается около 10-ти километров до водораздела с бассейном Самарги. Эта точка - ближайшая до существующей оконечности дороги в верховьях реки Нельма. Строительство этой дороги рассечет северный Сихотэ-Алинь (и ареалы обитания крупных млекопитающих, например, тигра), отрезав Ботчинский заповедник, планируемый Анюйский нацпарк и примыкающие лесные массивы от бассейна реки Бикин. При этом становится неизбежным лесохозяйственное освоение бассейна Самарги и образование сплошной полосы освоения вдоль дороги. Лесозаготовки будут сопровождаться увеличением частоты антропогенных пожаров, изменением гидрологического режима Сукпая. Создание дороги еще больше подорвет популяции многих животных, так как сделает всю эту территорию значительно более доступной для охотников, рыбаков, туристов и т.д. Традиционное природопользование на Сукпае и планы Римбунан. Долина реки Сукпай является территорией, достаточно давно и интенсивно используемой местным населением в целях охоты, рыболовства, сбора ягод и других недревесных продуктов леса. Верховья бассейна Сукпая (отданные сегодня в аренду Римбунан) являются официально утвержденной территорией традиционного природопользования коренного народа - удэгейцев. В окрестностях Сукпая сегодня действуют две удэгейские общины - в селе Гвасюги (Хабаровский край) и в селе Агзу (Приморский край). Первая из них обладает правами на традиционное природопользование в верховьях Сукпая, вторая - в долине Самарги. Вся верхняя часть долины Сукпая поделена на индивидуальные охотничьи участки, которые распределяются расположенной в селе Гвасюги общиной «Джанго», причем, не только между удэгейцами, но и среди русских (в поселке Сукпай, например, русских большинство). По Сукпаю и его притокам построено достаточно большое количество зимовьев, активно используемых местным населением. Для многих жителей Сукпая недревесные продукты леса, добываемые в бассейне Сукпая, являются сегодня важным источником средств к существованию. Уже сегодня антропогенная нагрузка на территорию бассейна достаточно велика. Лесоразработки и строительство дорог многократно ее увеличат. В целом, отношение к Римбунан и планируемым рубкам у местного населения неоднозначное. Большинство охотников и рыбаков, с которыми мы разговаривали на Сукпае, считают, что после вырубок Римбунан ситуация с их промыслом значительно ухудшится. Уверенности, что компания будет платить существенные деньги местному населению, пока нет. Некоторое количество местных жителей (как из Сукпая, так и из других поселков) уже работают сегодня на лесозаготовках компании. Правда, платят им, по полученной нами от местных жителей информации, весьма умеренно - около 1200 рублей. Это значительно ниже, чем платят в российских лесозаготовительных организациях, работающих на территории того же Сукпайского лесхоза. Сколько будут получать операторы харвестеров и форвардеров, пока не ясно. Однако, говорят, что Римбунан уже решила не использовать для этого местных (Сукпайских) рабочих. В этом случае следует прогнозировать сокращение числа рабочих мест в поселке, так как два человека, работающих на паре харвестер-форвардер, заменят не одну бригаду местных вальщиков. Российские водители лесовозов, возящих лес до Сидимы, получают 750 рублей в месяц базовой оплаты плюс по 30 рублей за первые два рейса (50 рублей - за третью ходку в день, 70 рублей - за четвертую). Три рейса - это максимум того, что реально сделать за день при существующих дорогах. На сегодняшний момент на вывозке занято 6 КрАЗов.
Лесные экосистемы бассейна Сукпая.
Вместе с тем, представляется сомнительным, что создание именно заповедника в верховьях Сукпая будет поддержано местным населением. С нашей точки зрения, оптимальным для сохранения и устойчивого использования данной территории было бы создание заказника с режимом, допускающим традиционное использование недревесных продуктов леса местным населением, однако запрещающим или ограничивающим лесозаготовки, добычу полезных ископаемых и дорожное строительство.
Краткие выводы.
Лесохозяйственное освоение бассейна реки Сукпай сопряжено для Римбунан со значительными финансовыми затратами. По нашим оценкам, качество древесины на арендованном участке достаточно низкое. Одним из немногих способов повышения эффективности бизнеса может стать абсолютная минимизация затрат компании на соблюдение экологических норм и вложений в местную инфраструктуру и экономику. Имеющаяся информация о деятельности Римбунан в тропиках подтверждает, что именно такая тактика является для нее типичной (см., например, "Лесной бюллетень", N 8-9). Другим необходимым условием выгодности лесозаготовок на арендованной территории является строительство дороги на Нельму. Эта дорога представляет угрозу всей экосистеме центрального Сихотэ-Алиня. Прямая дорога на побережье сократит затраты на перевозку и уменьшит возможности контроля за действиями компании со стороны районных властей и других организаций. Это сделает также легко доступным для лесохозяйственного освоения бассейн реки Самарга, что, вероятно, входит в планы Римбунан. Отсутствие активности компании в прошлом году и регулярно появлявшаяся информация о ее возможном отказе от аренды подтверждают наше мнение, что проект находится на грани экономической целесообразности.
Текст: Д.Аксенов, М.Карпачевский
| |||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|