|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Комментарии к Закону РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной экологической экспертизе" (далее - законопроект) предполагает разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации (по соглашению со специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы) проводить государственную экологическую экспертизу объектов уровня субъектов Российской Федерации. Кроме того, данным законопроектом не предусмотрены ограничения на дальнейшее делегирование полномочий "вниз", например на районный уровень. Принятие законопроекта фактически снимает последний барьер на пути реализации экологически безответственных проектов регионального уровня, в том числе ведущихся с нарушением действующего законодательства (особенно федерального) и предоставляет субъектам РФ полную "хозяйственную" свободу действий на своей территории. Такое развитие ситуации наиболее выгодно для коррумпированных и националистически ориентированных администраций и объективно будет способствовать еще большему усилению коррупции в региональных органах власти. Осуществление субъектами РФ государственной экологической экспертизы может иметь отрицательные финансовые последствия для регионов. В частности, в соответствии с действующим законодательством заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке, нарушенные права заказчика экспертизы подлежат восстановлению. Таким образом, в случае принятия государственной экологической экспертизой субъекта РФ неверного решения, повлекшего за собой экономические потери заказчика и/или ущерб здоровью или окружающей среде, - компенсация ущерба, включая возможную упущенную выгоду, будет проводиться за счет средств бюджета субъекта РФ. В сопроводительных документах одной из основных целей разработки данного законопроекта указывается решение проблемы нехватки "федеральных" ресурсов на проведение государственных экологических экспертиз уровня субъекта РФ. Фактически, данный законопроект не решает эту проблему, так как основные затраты связаны не с организацией проведения самой экспертизы (то есть теми полномочиями, которые планируется передать в регионы), а с мероприятиями по контролю за фактическим осуществлением проектов (объектов, работ) получивших положительное заключение экспертизы, а также проектов, получивших отрицательное заключение экспертизы, либо не прошедших экспертизу вообще, но тем не менее осуществляемым. Таким образом, данный законопроект не решая основной из имеющихся проблем лишь создает новые, связанные с неопределенными взаимными правами и обязанностями органов МПР и региональными администрациями в части проведения всего цикла работ, связанного с государственной экологической экспертизой. Передача субъектам федерации полномочий по проведению государственной экологической экспертизы региональных объектов может создать противоречия между федерацией и субъектом федерации. Региональная экологическая экспертиза, находясь под полным контролем региональных властей, будет принимать решения соответствующие позиции региональных властей, в том числе в ущерб интересам Российской Федерации и в нарушение законодательства РФ, под угрозой могут оказаться региональные объекты федеральной значимости. Такой сценарий тем более вероятен, что законодательство многих субъектов РФ не приведено в соответствие с федеральными законами и нормативными правовыми актами, в том числе по ключевым вопросам, способным повлиять экологическую обстановку, деловую активность и поступление средств в бюджетную систему РФ. Одним из последних примеров в этой области является строительство Юмагузинского водохранилища на территории национального парка и заповедника в республике Башкортостан. Данное строительство ведется в нарушение нескольких десятков законов и нормативных правовых актов РФ, о чем имеются соответствующие заключения федеральных органов РФ, но при полной поддержке региональных властей. Полномочия по проведению государственной экологической экспертизы данного объекта были незаконно переданы бывшей Госкомэкологией правительству Башкортостана. Экологическая экспертиза, проведенная в республике, дала положительное заключение не найдя никаких нарушений законодательства. Необходимо отметить, что органы исполнительной власти большинства субъектов РФ не располагают необходимыми специалистами и ресурсами для осуществления государственной экологической экспертизы, ряд субъектов РФ будут настаивать на передаче им полномочий вместе с ресурсами по их осуществлению, как это предусматривалось, в частности в проекте ФЗ "Об охране окружающей среды", выносившемся на второе чтение. Это потребует либо внесения изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", либо увеличения в пользу субъектов РФ расходной части федерального бюджета на 2003 год. Таким образом, предлагаемый законопроект объективно не решает имеющихся проблем, способствует ухудшению экологической ситуации, в перспективе может создать определенные организационно-финансовые трудности на всех уровнях управления, а также ведет к размыванию полномочий федерального центра (ослаблению исполнительной вертикали), потере возможности проведения единой политики в области осуществления государственной экологической экспертизы и обеспечения равенства хозяйствующих субъектов во всех субъектах РФ. Сделать полный юридический анализ ситуации и возможных последствий не представляется возможным, однако можно отметить несколько моментов, где проявляются противоречия данного законопроекта принципам природоохранительного законодательства и конституционным гарантиям права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду по следующим причинам:
Кроме того, необходимо отметить, что в отсутствии установленного порядка передачи объектов государственной экологической экспертизы, осуществленной органами исполнительной власти субъектов РФ, на контроль органов МПР, соответствующие органы МПР не будут в состоянии осуществлять планирование, в том числе финансовое, своей деятельности и надлежащим образом исполнять свои обязанности в части государственного экологического контроля, в том числе за объектами государственной экологической экспертизы. Ряд из вышеперечисленных проблем может быть сглажен при заключении конкретных договоров передачи полномочий, однако не существует никаких гарантий ответственного и взвешенного подхода заинтересованных сторон при заключении таких договоров. Вышеупомянутый пример с Юмагузинским водохранилищем и имеющиеся примеры по Московской области заставляют с большим основанием предполагать, что подход к заключению таких договоров будет чисто формальным. Кроме того, в обосновывающих законопроект документах указывается, что принятие данного законопроекта не потребует внесения изменений в действующее законодательство, однако это не соответствует действительности. Принятие закона потребует внесения изменений в Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизе, Регламент проведения государственной экологической экспертизы и Положение об оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
К обсуждению законопроекта по экологической экспертизе |
| |||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
|
|