Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Как меняли Лесной кодекс

21 июня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект №324740-3 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Г.В.Куликом. Этот законопроект:

  • упрощает процедуры отвода участков, занятых лесами первой группы (имеющими особое природоохранное значение) для коттеджного строительства и тому подобных целей.
  • устанавливает в качестве оснований изъятия земель лесного фонда "утрату средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов" и "прекращение нужд лесного хозяйства".
  • готовит почву для "изъятия земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, заповедных лесных участков".

За последние полтора десятилетия леса густонаселенных регионов России, (в частности, вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, в Краснодарском крае, вокруг озера Байкал, по берегам рек и водохранилищ) оказались поражены раковой опухолью коттеджного строительства. Значительные площади лесов, несущих большую санитарную и рекреационную нагрузку, были изъяты из состава лесного фонда и застроены "престижными" поселками. Выступления общественности и некоторых государственных органов (Счетная палата, Мосводоканал), громкие судебные дела по отмене актов федерального и местного уровня привели к тому, что темп раздачи лесов снизился, однако продолжает оставаться высоким.

Не последнюю роль в этом сыграло несовершенство законодательства, в котором оказалось немало лазеек для желающих присвоить публичные лесные земли.

Но даже эти лазейки оказались слишком узки для коммерческих структур, специализирующихся на "элитной загородной недвижимости". Вне всякого сомнения, они пролоббировали внесение этого законопроекта с целью узаконить полукриминальный захват лесных земель, произведенный в последнее десятилетие, и продолжить путь для дальнейшей скупки лесных участков.

Аргументы авторов законопроекта о необходимости и полезности предлагаемых новшеств не выдерживают никакой критики:

Депутат А.С.Беляков (председатель Комитета по природным ресурсам) "Но, понимаете, когда годами люди не могут решить вопрос, все равно он решается, если нет закона и нормальной схемы, он решается незаконно, незаконно! Он все равно решается, потому что нужно, например, прокладывать трассу для кабеля телефонного"(Стенограмма заседаний Государственной Думы от 21 июня 2003 года).

Прокладывать телефонные кабели можно и по действующему законодательству.

Действующая редакция Лесного кодекса предусматривает возможность и устанавливает порядок изъятия земель лесного фонда для различных нужд. В лесах первой группы изъятие (перевод в другую категорию земель) производится решением Правительства Российской Федерации, в лесах второй и третьей групп - решением органов власти субъектов РФ.

В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса РФ "К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий".

Существуют определенные ограничения на изъятие земель, занятых лесами 1ой группы, связанные с их назначением. Они могут изыматься лишь для выполнения международных обязательств Российской Федерации и размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения объекта (то есть для прокладки линий связи, электропередачи, дорог, трубопроводов и т.д). В год распоряжениями Правительства РФ для этих целей изымается из лесного фонда (и/или переводится в нелесные земли) в лесах 1ой группы несколько тысяч гектаров.

Следовательно, вносимые поправки нужны только для того, чтобы разрешить перевод земель, занятых лесами 1ой группы, для других целей, например, того же коттеджного строительства.

Депутат Г.В. Кулик "Я очень убедительно вас прошу отбросить в сторону всякие политические взгляды, защитить ту землю которая дает хлеб, мясо и молоко …76 миллионов гектаров переведено из сельхозугодий в леса, верните и стройте там что хотите. Ни лезьте больше ни в пашню, ни в сельхозугодья! ... Я вот и предлагаю: то, что заросло и пропало, 76 миллионов гектаров, и отдайте для строительства культурных, спортивных, дачных - любых…"

Во-первых, слухи о наступлении лесов сильно преувеличены:

Аналитическая записка Счетной палаты "Эффективность использования лесных ресурсов Российской Федерации" (Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 4 (52) (2002 г.) Электронная версия на http://www.ach.gov.ru/bulletins/2002/4-9.shtml):

"За период с 1997 по 2000 год в Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации в лесах I группы переведено 32,4 тыс. гектаров лесных земель в нелесные…

По данным государственного учета лесного фонда на 1.01.2001 г., общая площадь земель лесного фонда по сравнению с данными на 1.01.2000 г. увеличилась на 0,4 млн. гектаров, покрытые лесной растительностью земли - на 0,1 млн. гектаров, однако запас насаждений уменьшился на 27 млн. куб. метров. Произошло ухудшение породного состава и возрастной структуры лесов. Площадь хвойных насаждений уменьшилась на 1 млн. гектаров, запас древесины в хвойных насаждениях уменьшился на 131 млн. куб. метров. Ухудшение качественных характеристик лесного фонда произошло в результате перевода лесных земель в нелесные и передачи их другим землепользователям, вырубки спелых насаждений, уничтожения леса пожарами и вредителями. Указанные факты свидетельствуют о неэффективном управлении в области охраны и воспроизводства лесных ресурсов, осуществляемом МПР России."

Во-вторых, строят коттеджные поселки и развлекательные комплексы, как правило, не на зарастающих полях, а в наиболее ценных и живописных уголках леса, о чем свидетельствуют результаты другой проверки Счетной палаты РФ (Отчет "О результатах проверки правильности взимания, поступления и использования платы за участки лесного фонда при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в Московском управлении лесами": Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 7 (31) (2000 г.) Электронная версия на http://www.ach.gov.ru/bulletins/2000/7-3.shtml):

"Участки, изъятые из лесного фонда в Московской области, расположены преимущественно в лесопарковой части зеленой зоны, из них 81 % представлен покрытой лесом площадью, часть из них относятся к 1 и 2 поясам зон санитарной охраны водоснабжения, имеют 1-2 классы эстетической ценности, высокую санитарно-гигиеническую оценку, в большинстве это участки леса с преобладанием сосны и ели. 46 % земель, подлежащих изъятию из лесного фонда Московского управления лесами, представлены землями лесного фонда Звенигородского и Наро-Фоминского пригородных лесхозов, а также Подольского районного управления лесами".

Такие понятия, как "утрата средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов" и "прекращение нужд лесного хозяйства" в качестве оснований для изъятия земель лесного фонда могут трактоваться очень широко, что приведет к использованию этих предлогов для выведения земель из состава лесного фонда во всех случаях, когда это будет кому-то нужно.

Кроме того, возможность перевода земель лесного фонда в другие категории земель в результате "утраты средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов", не будет стимулировать принятие мер по предотвращению негативных процессов природного и техногенного характера (пожаров, болезней леса, деградации почв и пр.), лесовосстановлению и оздоровлению лесов. В ряде случаев это может повлечь умышленные действия, направленные на уничтожение и повреждение лесов, со стороны лиц, заинтересованных в изменении категории земель, подобно тому как сейчас производятся поджоги лесов с целью получить разрешение на "санитарную" рубку поврежденных угодий.

"Прекращение нужд лесного хозяйства" также не должно служить самостоятельным основанием для перевода земель лесного фонда в иные категории земель, поскольку наряду с обеспечением ведения лесного хозяйства, лес выполняет множество других функций. Так, в соответствии с преамбулой Лесного кодекса РФ "регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение".

В день своего принятия законопроект был дважды отклонен депутатами. Через некоторое время сторонники законопроекта вынудили председательствующего поставить законопроект на голосование в третий раз, мотивируя это тем, что некоторых депутатов не было в зале на момент голосования, а теперь они пришли (что является нарушением требований Регламента Государственной Думы). В результате он был принят в первом чтении с перевесом в 1%.

6 октября (перед вторым чтением) российские экологические организации - Гринпис, Социально-экологический союз Всемирный фонд дикой природы (WWF), Центр экологической политики России, Центр охраны дикой природы - направили всем депутатам Госдумы письмо с просьбой отклонить попраки. Утром 8 октября акцию перед Думой проводили партия "Яблоко" и "Хранители радуги".

Во втором чтении ситуация повторилась - голосование фактически по одному вопросу производилось 8 раз и только в последний раз законопроекту удалось набрать требуемое большинство голосов.

Голосовали:
Солидарно "За" - "Единство", "Отечество", "СПС", "ЛДПР", "Народный депутат" (кроме Юревича), "Регионы России" (кроме Сафиуллина, Грешневикова)
Солидарно "Против" - "Яблоко", "Агропромышленная группа" (кроме Семигина), КПРФ (кроме Корнеева, Шурчанова).

21 ноября в Госдуме третье чтение по внесению измений в Лесной кодекс. На утреннем заседании депутатам удалось провалить голосование (результаты поимённого голосования в формате zip). Однако через несколько часов депутат Слиска (Ед. Россия) попросила председательствующего депутата Бугера с голоса переголосовать третье чтение и Бугера поставил на голосование. В результате поправка была принята (результаты поимённого голосования в формате zip).

Депутатские объединения

За (чел, %) - голосование в 11:06

За (чел, %) - голосование в 16:04

"Яблоко"

0 (0%)

0 (0%)

КПРФ

0 (0%)

1 (1,2%)

"Единство - Единая Россия"

80 (98,8%)

80 (98,8%)

"Отечество - Единая Россия"

57 (93,4%)

61 (100%)

СПС

5 (16,1%)

11 (35,5%)

ЛДПР

14 (100%)

14 (100%)

"Народный депутат"

24 (55,8%)

30 (69,8%)

"Регионы России"

27 (57,4%)

31 (66,0%)

Агропромышленная группа

0 (0%)

0 (0%)

Не вошедшие в депутатские объединения

5 (31,3%)

9 (56,3%)

Совет Федерации одобрил при повторном голосовании в среду, 26 ноября 2003 г. поправки в Лесной кодекс РФ, предусматривающие облегчение процедуры перевода лесных земель в нелесные категории. "За" законопроект высказались 116 сенаторов.

Активисты партии "Яблоко" провели у Совета Федерации акцию протеста против принятия сенаторами законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Лесной Кодекс РФ". Ровно в 13.00 более ста пятидесяти человек выстроились перед зданием Совета Федерации и, облачившись в "яблочные" накидки, развернули флаги с партийной символикой и плакаты: "Сенаторы! Не будьте пнями!", "Нам нужен лес, а не пни!" и "Нам нужен чистый воздух". Последний лозунг был также написан на респрираторах, которые были у каждого участника акции.

В 13.20 законопроект был отклонен. В его поддержку высказались 87 членов СФ при необходимом минимуме в 91 голос. 26 проголосовали против и 9 воздержались. Однако через некоторое время вопрос был поставлен на повторное голосование и "за" законопроект высказались уже 116 сенаторов.

"Членам Совета Федерации буквально выкрутили руки", - заявил по окончании голосования присутствовавший на заседании верхней палаты парламента депутат Государственной Думы Сергей Митрохин (фракция "Яблоко"). На сенаторов оказывалось колоссальное давление. Один из них заявил, что: "такого давления на Совет Федерации еще никогда не было. Несмотря на официальную просьбу С. Митрохину было отказано в предоставлении слова для представления позиции по законопроекту. "Это одно из самых позорных голосований в истории российского парламентаризма", - заявил депутат.

По словам С. Митрохина главным лоббистом принятия поправок в Лесной Кодекс был председатель правительства России Михаил Касьянов. "По моим сведениям, премьер-министр звонил председателю Совета Федерации с требованием как можно скорее одобрить законопроект", - сообщил парламентарий журналистам.

С. Митрохин заявил, что "Яблоко" намерено обратиться к президенту России Владимиру Путину с просьбой не подписывать законопроект. Аналогичные обращения к Президенту готовят Аграрная партия России, общественные экологические организации Хранители Радуги, Экологический Союз Московской области и другие.

назад | на первую страницу законодательного раздела



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!