Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Баннерная сеть | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Проф., д.э.н. Петров В.Н. СПбГЛТА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПРОЕКТА ЛЕСНОГО КОДЕКСА

Общественные слушания по проектам федеральных законов "Лесной кодекс Российской Федерации" и "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" прошли в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова 24.03.2005 г. Слушания были организованы депутатом Государственной Думы Селезневым Г.Н. совместно с администрацией лесотехнической академии.

Целью общественных слушаний было информирование граждан, СМИ и представителей органов законодательной и исполнительной власти о ходе подготовки проекта Лесного кодекса Российской Федерации и содержании его основных положений.

Темы для обсуждения на общественных слушаниях: концепция законопроекта, общие положения, лесопользование, виды и способы, охрана и воспроизводство лесов, собственность, аренда лесных участков, аукционы, арендная плата, управление лесным хозяйством.

В слушаниях приняли участие представители законодательных органов государственной власти, общественных и научных организаций, руководители и сотрудники лесного хозяйства и лесной промышленности, СМИ, студенты.

С докладами выступили 15 человек, которые представляли интересы общественных, научных и вузовских организаций, лесного хозяйства, лесной промышленности.

Участники общественных слушаний отметили, что частое реформирование и несоблюдение принципа преемственности лесного законодательства (1993 г. - Основы лесного законодательства, 1997 г. - Лесной кодекс Российской Федерации, 2005 г. - проект Лесного кодекса Российской Федерации) создает дестабилизацию лесных отношений в стране и отток инвестиций из лесного сектора экономики.

Предложенный Правительством Российской Федерации проект Лесного кодекса по форме отражает требования проводимой в стране административной реформы, но его содержание не учитывает специфики лесных отношений и на практике приведет к экономическим потерям для государства, росту социальной напряженности в лесных поселках и негативным экологическим последствиям. Практически всеми выступающими было отмечено, что принятие нового Лесного кодекса ведет к переделу лесной собственности и разрушению структуры управления государственными лесами. По оценкам выступавших, предоставление в пользование лесных участков только по результатам аукциона, приведет к вынужденному закрытию многих лесозаготовительных предприятий, ликвидирует малый и средний бизнес, нарушит сложившиеся хозяйственные связи, приведет к росту безработицы в регионе и числа нелегальных случаев заготовки древесины.

Особую тревогу у выступающих вызвала глава нового кодекса, которая регулирует лесопользование и ведение лесного хозяйства в защитных лесах. На практике действие этой главы приведет к уничтожению защитных лесов, выполняющих экологические и социальные функции (защитные полосы водных объектов, противоэрозионные леса, ленточные боры, малолесные горные территории, леса санитарно-защитных зон хозяйственных объектов, леса первого и второго пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения, особо ценные лесные массивы и др.). В выступлениях было отмечено, что проект Лесного кодекса ущемляет интересы субъектов Российской Федерации и большинство его норм имеют незначительную экологическую направленность.

Проект Лесного кодекса предусматривает возможность ограничения пребывания граждан в лесах в тех случаях, когда оно несовместимо с целями лесопользования. Данная норма приведет к необоснованному ограничению доступа граждан в лес по инициативе лесопользователей и нагнетанию социальной напряженности.

Проект кодекса не предусматривает положения, позволяющие осуществлять гражданами лесопользование с целью обеспечения личных потребностей в древесине для строительства и ремонта частных домов и хозяйственных построек.

Представители лесных вузов высказались о нецелесообразности установления платежей за лесопользование государственными учебно-опытными лесхозами, финансируемыми из федерального бюджета и передаче продукции, добытой государственными научными и образовательными учреждениями уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по управлению лесным фондом.

Проект кодекса не четко разделяет функции по охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите лесов от вредителей и болезней, воспроизводству лесов между государством, лесопользователями и доверительными управляющими. Неясен механизм финансирования этих видов деятельности. Отмена разрешительного принципа, находившего свое выражение в лесорубочном билете, лесном билете или ордере на заявительный - введение лесной декларации, привет к потере государством достоверной информации о количестве заготовленной древесине, к росту объемов нелегальной заготовки древесины.

Участники выступлений были единого мнения о наличии в проекте Лесного кодекса множества отсылочных положений и противоречий.

Вызывает сомнение финансово-экономическое обоснование проекта Лесного кодекса. Некоторые выступающие прямо говорили о "вредительстве" со стороны основных разработчиков проекта лесного закона - Министерства экономического развития и торговли, которые ведут к разрушению лесной сектор экономики России.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев поступившие материалы в рамках подготовки к общественным слушаниям, вполне возможно рекомендовать:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отклонить при рассмотрении в первом чтении проекты Лесного кодекса Российской Федерации и федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и направить их на доработку в Правительство Российской Федерации с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, представителей исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научных работников и неправительственных организаций.

2. Правительству Российской Федерации при доработке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации учесть следующие предложения участников общественных слушаний:

2.1. Разграничить полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, обеспечивающие эффективное использование лесных ресурсов, сохранение лесов и их воспроизводство. Одновременно с разграничением полномочий следует определить порядок финансирования осуществления этих полномочий.

2.2. Совершенствовать порядок предоставления в пользование участков лесного фонда, путем введения лесных конкурсов. Правительство Российской Федерации должно иметь возможность дифференцированного подхода к выбору эффективной формы пользования лесными ресурсами, учитывающей социально-экономические условия регионов, необходимость создания лесопользователем инфраструктуры (дорожное строительство, строительство лесных поселков и т.п.), а так же выполнения лесохозяйственного производства.

2.3. Предусмотреть многообразие прав пользования участками лесного фонда: краткосрочное пользование, аренда, концессия, безвозмездное пользование.

2.4. Определить порядок осуществления и механизм финансирования работ и мероприятий, связанных с ведением лесного хозяйства, между субъектами лесных отношений: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, лесопользователи, доверительные управляющие, лесхозы.

2.5. Дополнить законопроект статьей, определяющей правовой режим лесов, расположенных в границах землепользования сельскохозяйственных организаций, предусмотрев положение, согласно которому лесные участки, расположенные в границах землепользования сельскохозяйственных организаций находятся в федеральной собственности и предоставляются им в безвозмездное срочное пользование.

2.6. Предусмотреть механизм организации и финансирования мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров, координации деятельности лесопользователей, лесхозов и доверительных управляющих по охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите лесов от вредителей и болезней с учетом полномочий субъектов лесных отношений.

2.7. Ввести нормы, определяющие порядок пользования участками лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства (строительство, прокладка коммуникаций, нефте- и газопроводов, проведение геолого-разведочных работ, добыча полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней).

2.8. Оставить разрешительный принцип предоставления права на лесопользование (лесорубочный билет, ордер, лесной билет) до введения частной собственности на леса.

2.9. Обозначить структуру государственного управления лесным фондом.

3. Депутатам Законодательного собрания Ленинградской области и Санкт-Петербурга:

3.1. Ознакомиться с поступившими материалами в рамках подготовки к общественным слушаниям, докладами и выступлениями, внести соответствующие изменения и дополнения в проект Лесного кодекса Российской Федерации.

назад | на первую страницу законодательного раздела



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России | Дом детского и юношеского туризма и экскурсий | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!