Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

В. П. Рощупкин

3 февраля 2005 г. в 12:00 мск в компании "Гарант" началась интернет-конференция Руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Павловича Рощупкина. В частности, были освещены следующие вопросы:

- возможность введения практики общественных слушаний при отдаче участков леса в аренду (в проекте ЛК, переданном в Госдуму это предусматривается только в случае перевода лесных земель в нелесные):

Рощупкин: "...Что касается местных сообществ, о которых упоминалось в вопросе, то, если мы говорим о переводе земель, если мы говорим сегодня об аренде лесных участков, сегодня там прописывается принцип общественных слушаний, и мы настаиваем на этом деле. Да, эта процедура новая, требует совершенствования. Что такое общественное слушание? Участие населения в принятии решения. Кроме того, комиссии аукционные и комиссии, которые создаются по принятию решений, включаются в выборные органы власти. Я думаю, представители выборных органов власти, представляющие общественность, должны, безусловно, на всю мощь использовать все свои возможности. Поэтому эти элементы заложены. Возможно, больше они зависят от качеств тех людей, которые будут выполнять функции представителей общественности". ;

- возможность сохранения лесорубочных билетов (сейчас планируется использовать только Декларацию, которые лесопользователи будут раз в год подавать в государственные органы);

Рощупкин: "Вопрос очень хороший. Это тот спорный момент, который существует по сей день и до конца еще не отрегулирован. Лесорубочный билет - это традиция. Лесорубочный билет, это своеобразный пропуск в лес и разрешение на все законные виды операций. В новом Лесном кодексе есть декларация, то есть добровольный принцип: лесопользователь декларирует свои намерения и представляет в определенные сроки то, что он сделал. Мы еще не привыкли к такой свободной, демократической форме, когда честный лесопользователь откровенно нам говорит, что он сделал, и потом мы идем по его следу. Я думаю, что этот вопрос требует обсуждения, потому что проблем в лесном хозяйстве, безусловно, достаточно. В рамках борьбы с нелегальными рубками нужно учитывать особенности этой разрешительной системы с одним условием - лесорубочный билет или декларация. Но пока в Лесном кодексе именно декларация, добровольная декларация".

- отсутствие национальной лесной политики и необходимости ее формирования.

Рощупкин: "Такой национальной политики как единого документа в России нет, но то, что должно быть положено в основу национальной политики, такие начальные документы есть. Вы знаете, разработана концепция развития лесного хозяйства, основные направления развития лесопромышленного комплекса, ряд других документов, в том числе подготовка и выход нового лесного кодекса - это элементы национальной лесной политики. Но Вы абсолютно правы в том, что сначала должна быть национальная лесная политика, а потом в ее рамках выработка уже конкретных документов. К сожалению, сегодня этого нет, и поэтому идет наработка таких практических документов. Думаю, что национальная лесная политика должна у нас быть обязательно".

- О сельскохозяйственных лесах и борьбе с пожарами:

Рощупкин: "Субъекты РФ получили практически все полномочия по управлению так называемыми бывшими сельхозлесами. Это значительный территориальный объем, и леса достаточно интересные. Субъекты РФ всегда с ними работали очень тесно. И, кроме того, они получили очень большие полномочия по координации действий и организации работ, связанных с тушением лесных пожаров. Эта проблема достаточно болезненная. Мы знаем, что всегда на территории действовали разрозненные силы лесного хозяйства: МЧС, ведомства различных лесов. Сейчас в этой части эти функции возложены на единый орган, который может скоординировать и организовать эту работу.

- о Лесном кодексе и бизнесе:

Рощупкин: "В то же время я не скрываю, что сегодня Лесной кодекс не в полной мере отвечает на все вопросы привлечения бизнеса в лесной сектор".

- "Предусматривает ли Лесной кодекс особое решение вопросов по тундровым территориям, по угодьям коренных малочисленных народов в местах, где дислоцированы нефте- и газодобывающие предприятия? Как это будет решаться?"

Рощупкин: Но я хочу сказать, что в законах по защите интересов малых народов мы видим те проблемы, которые возникают сегодня на Севере. Именно в этих законах нужно сегодня очень четко прописать интересы малочисленных народов и порядок принятия решений. В нашем же Кодексе прописываются основные требования, связанные с переводом, изъятием этих земель, в том числе с учетом общественного мнения, общественных слушаний. Я думаю, в рамках именно общественных слушаний, общественного влияния здесь и должна быть усилена позиция малочисленных народов.

- О контроле за нелегальными рубками:

Рощупкин: "На самом деле, проблема нелегальных рубок и всего, что происходит негативного в лесном хозяйстве, - это важнейшая задача для нашего агентства. Мы не изобрели ничего нового, мы просто применили то, что сегодня есть и используется не только в нашей, но и в других отраслях. В частности, мы использовали космический мониторинг и провели обследования определенных лесных территорий. С помощью космоса и космической аппаратуры мы выявляем сегодня соответствие площадок по разработкам, которые разрешены, тому, что фактически происходит в лесу. И эта документация позволяет очень точно выявить расхождения. Мы создаем 5 центров на территории России. Эти центры будут обслуживать и контролировать 80 млн. га. Это зоны активного лесопользования. В этих центрах мы создаем авиационные подразделения, заготавливаем и получаем специальную аппаратуру, проводим цифровую фотосъемку. Мы могли бы и готовы Вам продемонстрировать качество и результативность этой съемки, которую проводили в Красноярском крае и в Иркутской области, где были конкретно вынесены решения, в том числе и административные, связанные с дальнейшей работой отдельных работников лесного хозяйства и с выставлением штрафов лесопользователям. Документация по оценке ситуации в лесном хозяйстве практически бесспорная - ее примут любые судебные органы. И думаю, что результаты здесь будут достаточные. Но это только одна составляющая. А нам предстоит решить и вторую часть проблемы - вопросы транспортировки лесных ресурсов. И вот здесь совместно с органами МВД России, таможенными и другими органами нам предстоит большая работа. Мы сейчас реализуем пилотный проект с помощью наших коллег из Всемирного банка по маркированию лесной продукции для того, чтобы можно было в любой точке уточнить, что это за лес и его происхождение. Мы апробировали систему электронной биржи, где можно зафиксировать происхождение любого лесного ресурса через лесорубочный билет, который заводится в единую базу данных. Мы считаем, что эта модель должна получить распространение в России. В любой точке сегодня с помощью наших маркировок можно уточнить, где именно и откуда взят этот лес. И третий блок вопросов. Конечно, надо сегодня заниматься и тем, кто принимает, скажем, ворованный лес. Потому что можно охранять весь лесной ресурс, 2/3 территории России поставить под ружье, но сегодня нужно сделать так, чтобы не принимали лес с неизвестным происхождением. К сожалению, такие данные у нас есть. В отдельных регионах мы видим сегодня незаконные лесопилки, незаконные участки по переработке, которые принимают этот лес, меняют ему лицо и статус, превращают его в другую продукцию и с этими легальными документами начинают действовать на российском рынке. Вот такую операцию, такую компанию необходимо проводить с налоговыми органами и органами МВД. Наш министр доложил Президенту России результаты космического мониторинга, и уточнил, что в этом году до 50 млн. га будет поставлено под контроль именно этой системой. В 2006-м все 80 млн. га будут проходить такое специальное обследование, получать специальное заключение. Это очень эффективная технология, позволяющая определить, что происходит на наших лесных участках. Так что мы готовы уже в феврале продемонстрировать результаты обследования следующей территории. Называть ее не буду, потому что это должно быть сюрпризом для всех, в том числе и для тех, кого проверяем".

- Об объеме нелегальных рубок:

Рощупкин: "По нашим данным, сегодня нелегальные рубки леса в России превышают 10%. Но цифры эти колеблются. Общественные организации приводят цифры в несколько раз выше. Объем нелегальных рубок в России растет, и он превышает сегодня 5 млрд. рублей - это только в рублевом эквиваленте. Поэтому цена этого вопроса всем понятна и известна. Кроме того, происхождение такого лесного ресурса влечет за собой демпинговые цены, подрыв экономики, рынка. Поэтому здесь идет борьба. Мы проводили в 2004 г. пробные операции, связанные с обкаткой этой технологии. А вот в этом году, хочу подчеркнуть, совместный космический мониторинг, авиационный мониторинг пройдут обследования до 40 миллионов гектар зоны активного лесопользования. Основная зона активного лесопользования (я не буду называть области) - это Северо-Западная часть, Дальневосточная часть и Сибирь. Вот эти регионы, 40 миллионов гектар, пройдут обследование. Результат удовлетворительный. Мы выявляем наиболее крупные дефекты этой работы. Кроме нелегальных рубок, космический мониторинг в совокупности с авиационным позволяет оценить и повреждения лесов от вредителей, выявить экологические нарушения, которые достаточно хорошо видны, а также последствия лесных пожаров - проблема, которой мы тоже занимаемся".

- О возможности строительства заборов в лесу и ограничении доступа граждан:

Рощупкин: "И в старом кодексе, и в новом кодексе тем более - это все прописано и слегка даже усилено. Но у нас всегда страдает не закон, а его реализация. Записано: 'Свободный доступ на лесные участки', и ограждение этого участка должно быть таким, которое позволяет обеспечить свободный проход. У нас клиент, предположим, нарушает эти законы. И дальше к этому человеку или к этой организации применяются очень слабые меры для обеспечения законом установленного требования. Вот это мы и видим, в том числе на примере Московской области, где сейчас идут постоянные проверки, выявляются нарушения. И вы видите, как болезненно все это воспринимают - 'причем здесь закон, я сделал хорошее дело, выстроил прекрасный забор, вычистил всю территорию, а то, что люди сюда не попадают, - это дело второе'. Поэтому нашу общественность, которая получила в доступность лесные ресурсы и какие-то площади, надо привести в чувство. Я считаю, что нам нужно заниматься реализацией закона, который у нас есть. Закон этот жесткий и правильный, и органы для реализации этого закона тоже есть".

О нарушениях права населения на доступ в лес в Московской области из-за строительства заборов и т.д.

Рощупкин: "В частности, в Московской области выявлено 176 случаев, где нарушены правила доступа населения на эти участки. Таких случаев много. Поэтому здесь хочу еще раз подчеркнуть, что административное влияние, связанное с правоприменением, должно быть очень сильным. Кстати, на примере Московской области видно, что прокуратура Московской области является мощным сторонником соблюдения законов на территории лесного фонда этой области".

Рощупкин: "Конечно, их много. Например, 9400 дел за 10 лет выведено из лесного фонда. Там может быть один владелец, а может быть 21 владелец, расположенных и действующих на этих участках. Кто-то из них один нарушил, а 20 живут нормально, но этот один в этом участке отметился и все. Мы говорим о том, какие нарушения выявлены. В случае нарушения люди могут обратиться в территориальное агентство лесного хозяйства вполне официально, и необязательно являться лично. Лучше обратиться в службу надзора, отвечающую за данные вопросы. Но так как это далеко, то ближайший Лесхоз - это первый орган, который обязан отреагировать на данную ситуацию".

Рощупкин: "Чаще всего нарушения, если говорить об арендованных участках, - это ограждение этих участков, не отвечающее законодательным требованиям: высота забора, сплошной забор, закрытие проходов, из-за чего человек не может сегодня посетить этот участок или пройти через эту зону, то есть ограничения возможности посещения человека. Вторая зона - это большие нарушения, связанные с заходом в защитные зоны (т. е. водоохранные зоны), когда не просто захватывают территорию, но и проводят туда ограждающие конструкции, заборы и т. д. Безусловно, работа на самих участках, когда за забором лесопользователь проводит под видом санитарных работ какие-то рубки, уничтожая этим леса, т. е. он нарушает почвенный покров, нарушает то, что законодательно запрещено. Это основные нарушения, которые сегодня существуют".

Подготовил Михаил Карпачевский

Страницы интернет-пресс-конференции на сайте кампании "Гарант"

назад



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!