Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Баннерная сеть | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Актуальные новости доступны на новой версии сайта: http://www.forest.ru/news.

Лесные новости

Летнее антипожарное движение (продолжение...)

... начало
КАК ЭТО БЫЛО?

Опыт борьбы с огненной стихией и ее последствиями летом 2010 года показал, что помощь граждан гражданам не ограничивалась традиционной отправкой нуждающимся вещей и денег.

Если «инвентаризировать» все формы бескорыстного, негосударственного и добровольного участия граждан в борьбе с пожарами и в преодолении их последствий, то мы получим более или менее логичную систему мер действительно гражданской самообороны в условиях катастроф и стихийных бедствий. Эта «система мер» при необходимости может воспроизводиться в любых других подобных ситуациях.

Все общественные практики, которые нам удалось зафиксировать по нашим источникам, мы разделили на две основные группы, по степени личного участия людей в борьбе с пожарами и их последствиями (конечно, возможны и другие классификации, но нас интересует, прежде всего, «участие»):

1. Практики непосредственного участия в борьбе с пожарами и их последствиями.

2. Практики опосредованного участия в борьбе с пожарами и их последствиями.

Препарирование «организма общественного участия» до отдельных практик, да ещё двух типов, полезно для понимания сути общественного участия, но достаточно условно, так как в быту «пожарного сопротивления» многие их этих практик тесно переплетались, сливались, перетекали друг в друга: и в делах конкретных людей, и в деятельности добровольческих сообществ.

Практики непосредственного участия в борьбе с пожарами и их последствиями

Проведение на личном транспорте «пожарной разведки» и «рекогносцировки на местности».
Для обеспечения наиболее эффективного оказания противопожарной и гуманитарной помощи.

Непосредственное участие в тушении огня, в защите населённых пунктов от огненной стихии.
Добровольцы тушили лесные и торфяные пожары, рубили просеки, разбирали лесные завалы, участвовали во всевозможных земляных работах, направленных на предотвращение новых возгораний и т.п.

Участие в приеме, сортировке, расфасовке и отправке гуманитарной помощи.
Очень многие добровольцы нашли себе место на различных пунктах сбора гуманитарной помощи. Работы там было очень много: большая часть собранных вещей нуждались, как минимум, в тщательной сортировке.

Участие в доставке и распределении на местах гуманитарной помощи.
Естественно, собранную гуманитарную помощь надо было сопровождать. Однако, зачастую самым трудным было её «качественное» распределение: в соответствии с нуждаемостью (определить которую не всегда было легко); «по справедливости» (нередко представления о справедливости добровольцев и пострадавших существенно отличались: «гуманитарка» должна была поступить не только тем, кто за ней пришел, но и тем, кто не смог придти и т.д. и т.п.).

Доставка на личном транспорте в «горячие точки» добровольцев, средств тушения пожара, гуманитарной помощи и т.д.
Без многочисленного отряда автолюбителей-добровольцев общественное участие в тушении пожаров и в помощи пострадавшим просто бы не состоялось.

Участие в обеспечении бытовых нужд добровольцев в «горячих точках».
Прежде всего, приготовление пищи и обеспечение нормального ночлега.

Участие в «пожарном сопротивлении» в качестве диспетчеров, офисных операторов прямых линий и т.п.
«Офисная работа» была очень важной, но малозаметной составляющей общественного участия в преодолении «пожарного кризиса»

Практики опосредованного участия в борьбе с пожарами и их последствиями

Денежные пожертвования.
Основная масса пожертвований осуществлялась через перечисление гражданами денежных средств на специальные счета, операторами которых были государственные, муниципальные, реже - общественные организации, которые брались за непосредственное распределение средств среди нуждающихся. Наши информационные источники не позволяют составить представление о том, каким образом распределялись и выделялись пострадавшим средства, поступавшие на благотворительные счета. Некоторые благотворители предпочитали передавать пожертвования лично «из рук в руки»: либо непосредственно пострадавшим; либо через добровольцев, выезжающих в «горячие точки». Многие благотворители жертвовали деньги на нужды самих добровольцев (закупку оборудования, питания, горючего и т.п.). Были и «корпоративные пожертвования»: создание организациями и предприятиями возможности для сотрудников перечислить, например, однодневный заработок в помощь пострадавшим. Отчисление процента с продаж (использовалось деятелями культуры и СМИ). Осуществление пожертвований с помощью СМС-сообщений и других электронных платежных систем.

Вещевые пожертвования.
Вещевые пожертвования были очень разными: (а) вещи, которые у людей уже были, а они их собрали и принесли (б/у одежда, обувь, посуда, инструменты, мобильные телефоны и т.п.); (б) «простые и понятные» вещи, которые люди покупали специально; такие, покупка которых не требует какой-то особой квалификации и спец.знаний (продукты, гигиенические товары и т.п.); (в) вещи, для покупки которых нужно вникнуть в вопрос, и не в магазине за углом они продаются, часто это еще и дорогие вещи, так что для их покупки мог потребоваться и предварительный сбор денег (пожарные рукава, мотопомпы, бензопилы, даже плуг лесной ПКЛ-70 и т.п.). Разные вещи требовали и разного уровня затрат, не только денежных, но и временных, и разного уровня эмоциональной вовлеченности.

Предоставление временного жилья пострадавшим и добровольцам.
В том числе предоставление кондиционированных помещений для временного пребывания нуждающихся (известная московская практика). Иногда довольно остро стояла проблема ночлега добровольцев в «горячих точках».

Предоставление в СМИ, в государственные и общественные центры оказания помощи информации о пожарах и нуждах пострадавших.
Люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в местах пожаров или иным образом осведомлённые о ситуации там, просто сообщали в формальные и неформальные «центры помощи» о пожарах, их угрозе, что с кем случилось и кому что нужно.

Распространение в СМИ и интернете информации о формах общественного участия в борьбе с пожарами и их последствиями.
Журналистское поддержание «пожарных тем» в СМИ: распространение информации о нуждах пострадавших и добровольцев; о счетах для благотворительных пожертвований; о местах сбора гуманитарной помощи; о добровольческих инициативах; призывы к сбору средств или иной помощи. Постинг и кросс-постинг в социальных сетях (ВКонтакте.ru, Одноклассники.ru, Facebook, Twitter и др.), интернет-форумах городов и сообществ по интересам, в блогах.

Принятие руководителями предприятий и организаций решений об оказании безвозмездных услуг пострадавшим, добровольцам и благотворителям.
Виды безвозмездных услуг:

° Юридическая помощь пострадавшим от пожаров (по вопросам восстановления документов, получения социальной помощи и государственной поддержки, получения компенсаций за утраченное жилье и имущество и т.п.).

° Транспортные услуги (бесплатная доставка к местам пожаров добровольцев и гуманитарных грузов и т.д.).

° Банковские услуги (бесплатное обслуживание счетов для пожертвований и пр.).

° Предоставление помещений предприятий и организаций (для временного размещения пострадавших от пожаров, «оперативных штабов» и т.д.).

Самоорганизация, самоуправление, менеджмент в «противопожарных сообществах»

Безусловно, вся эта глубоко общественная деятельность должна была как-то самоуправляться, координироваться. Общественное участие в преодолении «пожарного кризиса» нуждалось и в разнообразном обеспечении: финансовом, информационном, материально-техническом, а иногда в юридическом и политическом.

Стихийно и неформально складывавшиеся в добровольческих сетевых сообществах модели самоорганизации и самоуправления очень интересны, видимо, перспективны, но трудно фиксируемы, особенно по тем источникам, которыми располагали мы. Так или иначе, эти модели нуждаются в специальном и глубоком исследовании. Мы же можем себе позволить только самые общие замечания.

В подавляющем большинстве случаев общественное участие в преодолении «пожарного кризиса» принимало форму горизонтального сетевого взаимодействия. Даже когда добровольцы присоединялись к существующим общественным, государственным или корпоративным организованностям (бизнес-структуры, партии, религиозные организации), они естественным образом «навязывали» им «сетевые отношения». Иерархии не работали (именно это обстоятельство, на уровне социальных инстинктов, является причиной недоверия к подобным активностям со стороны любых органов власти). Точнее, иерархии работали только внутри корпоративных участников «пожарного сопротивления», хотя, возможно, и там они подвергались коррозии, вступая во взаимодействие с гиперактивным «сетевым окружением».

Добровольческая самоорганизация на коллективных «сетевых интернет-платформах» (специализированные сайты, ЖЖ-сообщества и т.п.) естественным образом выдвигала неформальных лидеров и сплачивала вокруг них добровольцев на основаниях доверия и добровольного принятия обязательств. Когда роль «сетевой интернет-платформы» исполнял личный блог, лидером сетевого сообщества, естественным образом становился его «хозяин» (например, Игорь Черский – «i-cherski», Анна Баскакова – «annabaskakova», Алексей Касьян – «kassian», Елизавета Олескина – «o_liska»).

Примерно так же обстояло дело и тогда, когда «сетевой платформой» для добровольческой самоорганизации становилась общественная организация или активистская группа со своим интернет-ресурсом, с той лишь разницей, что в этом случае лидером образовавшейся «противопожарной сети», как правило, становился руководитель этой «платформенной» организации или группы, уже обладавший достаточным для признания «общественным капиталом» (например, Елизавета Глинка, руководитель благотворительного фонда «Справедливая помощь» - «Доктор Лиза» - «doctor-liza»).

По понятным причинам, наиболее заметными были добровольческие сообщества, сформированные именно вокруг «интернет-платформ». Однако, и это очень важно отметить, существовали «противопожарные сети», чья мобилизация происходила на базе традиционных (невиртуальных) межличностных связей: досуговых, профессиональных, родственных, гражданских - не опосредованных интернет-ресурсами. Как правило, это происходило в тех случаях, когда основную массу добровольцев и активистов составляли жители территорий, на которых интернет ещё не стал значимым социообразующим фактором (например, в горящих районах Мордовии, где активное участие в борьбе с пожарами принимало местное население; там, судя по всему, при формировании «пожарного сопротивления» доминировала традиционная общественная мобилизация).

Очень условно, но можно говорить о следующей закономерности: «противопожарная мобилизация» жителей мегаполисов и региональных центров в основном происходила на «виртуальных сетевых платформах» (сайты, ЖЖ, ЖЖ-сообщества), а мобилизация жителей средних и малых городов в основном происходила на «традиционных сетевых платформах», в рамках традиционных организованностей и сообществ (НКО, инициативные группы, приятельские сообщества и т.п.).

Очень интересен в подобного рода сетевых сообществах процесс принятия решений и формирования «дисциплинных конвенций». Но всё это опять-таки нуждается в очень серьёзном и глубоком изучении - имеющиеся у нас данные недостаточны для корректных обобщений.

* * *

Общественное участие в борьбе с пожарами и их последствиями, особенно на первых этапах, было делом сугубо стихийным: всё происходило очень быстро, решения принимались на ходу, и ситуация часто развивалась как снежный ком и влекла за собой.

 

Из отклика Анастасии Овсянниковой65 на первый вариант этой аналитической записки: «Насколько я помню, в сети первой клич дала Лиза Олескина. Через 2 дня подъезд и комната консьержки в доме, где она живет, были переполнены гуманитаркой (в физическом смысле слова – жильцы, чтобы попасть домой, перешагивали через тюки и коробки), и прием вещей пришлось перенаправлять в Синодальный отдел и к «Доктору Лизе». Такая же примерно история с гуманитаркой была и у группы Ани Баскаковой и Аси Доброжанской («honestlil») – масштаб отклика на призыв на порядки превзошел все ожидания, и многое на ходу приходилось реорганизовывать».

Постепенно, но быстро, с приобретением опыта, нарабатывались некоторые более или менее воспроизводимые алгоритмы действий во всех основных сферах «пожарного сопротивления», вырабатывались некоторые правила и менеджерские схемы, позволявшие, если не «пустить на поток», то, по крайней мере, существенно рационализовать добровольческое и благотворительное участие в преодолении «пожарного кризиса».

На основании имеющихся у нас материалов можно вычленить следующий примерный алгоритм организации и материально-технического обеспечения непосредственного участия добровольцев в тушении пожаров и в осуществлении противопожарных мероприятий:

Сбор информации о пожарах и «пожарная разведка», определение потребности в добровольческой помощи.

Информационная кампания (в основном в интернете, но и через СМИ и традиционные социальные связи) по привлечению добровольцев.

Обеспечение приёма и размещения добровольцев в «горячих точках», договорённости о взаимодействии с властями, МЧС, местными активистами и др.

Обеспечение добровольцев средствами тушения пожаров (бензопилы, пожарные рукава, мотопомпы, респираторы, лопаты, топоры, ранцевые огнетушители, опрыскиватели), спецодеждой, питанием и т.п. (необходимые предметы либо собирались как вещевые пожертвования, либо приобретались на денежные пожертвования, иногда изготовлялись самими добровольцами /рукавицы, марлевые повязки и т.п./).

Привлечение добровольцев-автолюбителей и автопредприятий для доставки добровольцев к местам пожаров.

Организация транспортировки добровольцев, средств тушения, продуктов питания, гуманитарной помощи в «горячие точки».

Организация питания и ночлега добровольцев на местах.

Самоорганизованное тушение пожаров или присоединение к противопожарным действиям местных властей, подразделений МЧС, армии и т.п.

Организация транспортировки добровольцев из «горячих точек».

Далеко не все добровольческие команды, специализировавшиеся на непосредственном участии в огнеборстве, следовали этому «стихийному алгоритму» в полном объёме, но его естественной логики в той или иной степени придерживались все неодноразовые команды.

Постфактум по нашим источникам можно вычленить следующий примерный алгоритм организация сбора, обработки, доставки и передачи вещевых пожертвований (гуманитарной помощи):

Сбор информации, включая предварительные выезды на места с целью выяснения нужд и потребностей погорельцев.

Создание пунктов приема благотворительной помощи.

Привлечение добровольцев для приема, сортировки и передачи гуманитарной помощи.

Информационная кампания по сбору вещевых пожертвований.

Привлечение добровольцев-автолюбителей и автопредприятий для доставки гуманитарной помощи к местам пожаров.

Организация на местах распределения и передачи вещевых пожертвований.

Насколько возможно, контроль за справедливостью перераспределения.

Стремление добровольческих команд, занимающихся «гуманитаркой», действовать примерно в такой логике было очевидным, но далеко не всегда это получалось. Как минимум, очень трудно было управлять предложением гуманитарной помощи.

Многие добровольческие команды совмещали участие в борьбе с огнём и оказание гуманитарной помощи погорельцам.

Организация PR-поддержки противопожарных и гуманитарных добровольческих инициатив в СМИ и интернете.

Стратегии использовались самые разные: от запуска волн постингов и кросс-постингов до инициирования публикаций добровольческих призывов в печатных и электронных СМИ. Многие добровольческие команды вообще ничего специально не делали для продвижения своей деятельности и привлечения добровольцев – в атмосфере всеобщего интереса противопожарные и гуманитарные инициативы проникали в общество по каналам реального и виртуального «сарафанного радио»: массовое цитирование злободневной пожарной информации в блогах, на форумах, на персональных страницах в социальных сетях, в традиционных профессиональных, досуговых, бытовых коммуникациях. С каждым днём «противопожарной эпопеи» всё больше внимания к ней проявляли и сами СМИ.

Организация специализированной информационной поддержки для пострадавших, добровольцев и благотворителей.

Для имеющих доступ в интернет - создание специализированных сайтов и других интернет-ресурсов, на которых все желающие могли поделиться информацией о пожарах, предложить свою помощь или попросить о ней, найти сведения о пострадавших. Для не имеющих доступ в интернет - создание «горячих» телефонных линий, привлечение добровольцев в качестве офисных операторов для ответов на звонки.

Сбор средств и ресурсов на нужды добровольческих команд.

Добровольческие команды, особенно те, что непосредственно занимались тушением пожаров и помощью пострадавшим в «горячих точках», очень во многом нуждались: оборудование для тушения пожаров, спецодежда, продукты питания, создание интернет-ресурсов, роуминг, интернет-трафик, транспорт, горючее и др. - всё это нужно было где-то брать и/или как-то оплачивать.

На первых этапах «гражданского пожарного сопротивления» преобладало самофинансирование и самообеспечение: всё перечисленное оплачивалось из карманов самих добровольцев и их ближайшего окружения или предоставлялось ими же в натуральном виде. К добровольцу-водителю естественным образом «прилагался» его автомобиль и его бензин, к добровольцу-огнеборцу «прилагался» его противопожарный инструмент, спецодежда, его деньги на питание, роуминг и т.п. Добровольцы «скидывались» на топоры, бензин, «сухой паёк», на вещи первой необходимости для пострадавших и т.п.

По мере разрастания общественного участия к делу материально-технического обеспечения добровольческих команд стала подключаться «гражданская благотворительность»: деньги на бензин, топоры, пожарные рукава и прочее граждане передавали добровольческим командам «из рук в руки» или перечисляли через специальные счета или электронные платёжные системы. Кто-то брался оплачивать роуминг «гражданских огнеборцев», кто-то закупал для них продукты питания, кто-то обеспечивал респираторами или инструментом. Главное – впервые в постсоветской истории широкое добровольческое гуманитарное движение содержалось самим населением: не государством, не благотворительными фондами, не корпоративными пожертвованиями, а самими добровольцами и сочувствующими им гражданами: «простыми физическими лицами», «народными благотворителями».

* * *

Отдельный вопрос, а, возможно, и проблема – судьба благотворительных средств, поступивших на многочисленные специализированные счета. Мы обнаружили очень немного публичных официальных отчётов о расходовании и распределении полученных от благотворителей средств. Причём, в основном отчёты публиковали «сетевые добровольческие сообщества» (ЖЖ-сообщество «pozar.ru» и Алексей Касьян66, портал «Карта помощи»67, сетевая группа «Доктора Лизы»68). Возможно, это просто не приходит в голову государственным, частным и общественным организациям, собиравшим благотворительные пожертвования. Возможно, отчёты публиковались на корпоративных и ведомственных сайтах, и просто были нами не замечены.

Структура и инфраструктура общественного участия в преодолении «пожарного кризиса»

Ядром «гражданского сопротивления» пожарам были независимые «сетевые сообщества», сформированные на «сетевых платформах», в роли которых выступали либо интернет-ресурсы, либо «традиционные организованности» в лице НКО, активистских групп или корпоративных акторов (конечно, те общественные, партийные и церковные организации, вокруг которых формировались «противопожарные сетевые сообщества», имели свои сайты, но «сетевой платформой» при этом становилась сама «традиционная организация», а не её интернет-ресурс).

Именно виртуальные и традиционные «сетевые платформы» инициировали, мотивировали, мобилизовывали и структурировали общественное участие, в результате чего формировались «противопожарные сетевые сообщества».

«Противопожарные сетевые сообщества», сплачивая своих участников постоянной коммуникацией, становились своего рода «временными субкультурами», «целевыми солидарностями», которые давали энергию широкому общественному участию в преодолении «пожарного кризиса» и служили основной рекрутинговой базой для добровольческих команд.

Добровольческие команды, формировавшиеся на базе «сетевых сообществ», имели плавающий состав, но более или менее постоянное активистское ядро. Добровольческие команды занимались «полевой» работой, были руками и ногами «сетевых сообществ»: тушили пожары, собирали гуманитарную помощь, помогали пострадавшим.

Вокруг «сетевых сообществ» и добровольческих команд клубились «облака» ситуативных добровольцев и благотворителей, которые единожды или время от времени подключались к «противопожарным сетям», делали своё добровольческое или благотворительное дело и отключались, снова погружаясь в частную жизнь.

Так или иначе, «сетевые платформы» и сформированные вокруг них «противопожарные сетевые сообщества» структурировали и координировали деятельность подавляющего большинства остальных участников «общественного пожарного сопротивления»: от общественных организаций и активистских групп до тысяч «неорганизованных» активистов, добровольцев, благотворителей.

 

→ добровольческие команды

                                     «Сетевая платформа» → «сетевое сообщество»69

→ ситуативные добровольцы и
благотворители

* * *

Для обеспечения эффективного общественного участия в тушении пожаров и преодолении их последствий «сетевые сообщества» и добровольческие группы создавали:

специализированные сайты и иные информационно-коммуникативные ресурсы (ЖЖ-сообщества, сообщества в социальных сетях, темы на форумах);

счета для благотворительных пожертвований;

пункты приема вещевых пожертвований;

прямые телефонные линии;

оперативные штабы для сбора информации и/или координации деятельности добровольцев как в «местах мобилизации», так и непосредственно в «горячих точках»;

пункты временного убежища для пострадавших от пожаров и/или для отдыха добровольцев.

 

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Всё, изложенное ниже, является, скорее, гипотезами, чем утверждениями, поскольку, как уже говорилось, выявленные нами медийные и коммуникативные источники объективно не охватывают всего пространства летней «противопожарной эпопеи», не позволяют делать однозначные выводы о социальном составе участников, о мотивах тех или иных «противопожарных акторов», обо всех формах и последствиях их деятельности (для этого нужны более глубокие, основанные на качественных методах, социологические исследования), но позволяют выдвинуть вполне уместные гипотезы.

Особенности общественного участия в преодолении «пожарного кризиса», важные с точки зрения понимания современного этапа гражданского становления России.

1. В самой заметной своей части противопожарная общественная активность была, прежде всего, «мегаполисным явлением». Создавалось впечатление, что солидарность с погорельцами и активность в тушении пожаров и преодолении их последствий проявляли, прежде всего, жители мегаполисов и региональных центров, а не ближайших к местам бедствий городков, посёлков и деревень. Судя по нашим источникам, большинство активистов, добровольцев и, по всей видимости, благотворителей были жителями больших российских городов: Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других. Их активность в борьбе с пожарами и их последствиями для местных сообществ выглядела своего рода экспортом гражданского участия, а сами мегаполисные активисты и добровольцы выступали в роли «прогрессоров», несущих в российскую провинцию «свет солидарности и гуманизма».

 

Из отклика Анастасии Овсянниковой: «Тут еще нужно заметить, что к этому времени уже накопилась практика участия в благотворительности именно в качестве рутинного, регулярного и нормального занятия (речь идёт о мегаполисах - ред.). И кстати – важно – общественное признание его нормальным, а не самопиаром и т.п., хотя и этого, как обычно, хватало, ну да собака лает – караван идет. То есть, уже протоптав дорожку к той же Лизе Олескиной на почве помощи старушкам, было легко и естественно по этой же дорожке влиться в пожарные дела. Уже не было стеснения и дискомфорта включения в новые и непривычные практики.

В блогосфере нередко встречались записи, в которых участники событий высказывали недоумение или даже возмущение по поводу безразличия и пассивности местных жителей70, с лёгкостью и готовностью берущих на себя только роль наблюдателей и потребителей, если дело не шло к непосредственной угрозе их домам. Что, впрочем, вполне объяснимо и без моральных оценок. Как известно, гражданская деятельность (деятельность в общественных интересах), включая всевозможное добровольчество, является уделом относительно обеспеченного «среднего класса», который в современной России в социально значимой концентрации присутствует только в крупных городах. По мере завоевания «средним классом» средних и малых городов (если такое вообще произойдёт в России) будут и в них появляться и развиваться различные формы гражданского участия (речь именно о солидарных гражданских практиках, создающих общественные блага, а не о, например, социальных протестных действиях в защиту тех или иных групповых интересов).

2. Включение людей в «общественное противопожарное сопротивление» проходило под общенародным знаменем недоверия к государству и его способности сопротивляться стихии и оказать действенную помощь нуждающимся.

3. Общественное участие в «пожарной эпопее» в очередной раз доказало, что «новая российская общественность» избегает формальности, официальности, заорганизованности. Недоверие к государству сопровождалось, хоть и более мягким, недоверием к традиционным общественным организованностям. Новые активисты и добровольцы не чураются коллективных организованных действий, но не намереваются связывать себя формальными обязательствами членства, демократических ритуалов и т.п. Вопрос лишь в том: это болезнь роста или новое качество общественной активности.

4. Гражданская самоорганизация в связи с пожарной угрозой имела преимущественно стихийный, неформальный, неинституциализированный характер. Летний подъём гражданской активности не оставил после себя устойчивых гражданских новообразований и институций, и в этом смысле не оправдал ожиданий тех, кто мыслит в рамках традиционных для России представлений о «гражданском обществе» как о совокупности общественных организаций, как о «некоммерческом секторе».

 

Анастасия Овсянникова: «Справедливости ради надо заметить, что некоторые из тех, кто занимались пожарами, теперь планируют заниматься лесопосадками, и не просто планируют, но и занимаются, и очень серьезно. Но на общем фоне масштаб этой активности невелик и тезиса никак не опровергает.

Более того, летний гражданский подъём почти никак не задел существующие гражданские организации, не был использован ими хотя бы в качестве шанса для усиления или обновления (за исключением части экологических и отдельных правозащитных организаций). В связи с пожарами, например, было естественным ожидать активизацию многочисленных волонтерских организаций (в каждом регионе России их насчитывается от нескольких штук до нескольких десятков). Однако нам не удалось обнаружить в публичном информационном пространстве значительных следов их «противопожарной активности». Возможно, мы не там искали или деятельность этих организаций на пожарах была минимально публичной. Возможно, волонтёрским организациям, опирающимся, как правило, на студенческую молодёжь, просто не удалось мобилизовать «свой контингент» в самый разгар летних каникул (хотя студенты были заметной частью некоторых добровольческих команд). Или, наконец, руководство этих организаций просто не сочло участие в тушении пожаров и в преодолении их последствий делом, соответствующим миссии своих организаций. Так или иначе, по нашим наблюдениям, самые ожидаемые игроки вышли на «пожарное поле» в очень небольшом количестве.

5. «Благодаря» пожарам в России возник замечательный прецедент: массовая общественная деятельность впервые в России финансировалась самим обществом – общественно самофинансировалась. То, что в западных странах более или менее обычно, у нас произошло действительно впервые. Добровольческие команды, принявшие активное участие в борьбе с пожарами и их последствиями, финансово и материально обеспечивались не государством, не благотворительными фондами, не корпорациями а, прежде всего, самими добровольцами, их друзьями и знакомыми, и многочисленными индивидуальными благотворителями-доброжелателями. Для справки: подавляющее большинство ныне существующих в России общественных организаций на 90% финансируются государством, западными благотворительными или отечественными корпоративными фондами. Российские волонтёрские организации на 100% финансируются российским государством и/или международными благотворительными фондами. Очень немногим общественным организациям удаётся привлечь средства российских предпринимателей. В подавляющем большинстве случаев члены российских общественных организаций и рядовые граждане не принимают участия в их финансировании, каким бы полезным делом они ни занимались. Во время «пожарного кризиса» всё было наоборот.

6. Пожарная эпопея ознаменовалась ещё одним необычным явлением: конкуренцией добровольческих групп и государственных структур за общественное признание. Конкуренция эта была стихийной, не всегда осознанной, но вполне очевидной для внешнего наблюдателя. В основе этой конкуренции - очевидное государственное фиаско на начальном этапе «пожарного кризиса» и последовавшая за ним стремительная гражданская экспансия на традиционно государственное поле «гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций». По мере эскалации противопожарной активности и общественного внимания к ней многие гражданские акторы всячески подчёркивали независимость своих усилий от государства и критиковали нерасторопность и неэффективность государственных мер, а государственные акторы, со своей стороны, изо всех сил не замечали гражданское участие. Однако постепенно серьёзность пожарного вызова во многих случаях позволила наладить некий конструктивный оптимум во взаимоотношениях сторон. Так или иначе, противопожарная конкуренция, соревновательность между гражданскими группами и государственными структурами, как и всякая конкуренция, повышала эффективность деятельности тех и других, и создавала дополнительные блага для погорельцев.

В качестве гипотезы.
Непривычная для России и почти неадекватная по концентрации ресурсов реакция властей на нужды погорельцев в виде экстремально быстрой постройки жилья достаточно высокого качества для всех, потерявших кров - стала реализацией потребности государства, в лице его лидеров, одержать реванш в соревновании с «новыми неформалами» за общественное признание и доказать обществу, кто в стране на самом деле главный благотворитель, благодетель и «победитель пожаров».

7. Важно отметить, что «противопожарная эпопея» более или менее массово раскрепостила, наконец, для гражданского участия те социальные группы, которые объективно обладают значительным «гражданским потенциалом», но в специфических российских условиях до сих пор не особенно его проявляли. Речь идёт, прежде всего, о малых и средних предпринимателях, знаменитых «менеджерах среднего звена», артистах, спортсменах и прочих людях свободных профессий, современных продвинутых чиновниках и т.п. И ещё раз очень важно отметить до сих пор нехарактерную для России вовлеченность мужчин в эту деятельность. Причём, мужчин молодых и среднего возраста, образованных, вполне успешных.

8. Во время «пожарного кризиса» гражданское участие впервые в России обрело симптомы модной социальной практики, массового социального копирования по мотивам престижности. Причин этому много: и «ужасы огненной стихии»; и массовость бедствия и народного противодействия ему; и общенародное смакование государственных проколов; и медийные сигналы о «жертвенности» и «героизме» участников пожарного сопротивления.

9. Помимо прочего, стоит отметить, что интернет-сообщества и, прежде всего, блогосфера, вновь акцентировали внимание на себе как на «точке роста» гражданской активности (многие «новые общественники», оказавшиеся в поле гражданской активности в «пожарную пору» - это блогеры). В специфических условиях природной стихии и стихийной реакции на неё, блогосфера, с одной стороны, оказалась наиболее адекватным инструментом для оперативной гражданской мобилизации, с другой стороны - наиболее адекватной социальной платформой для координации усилий многочисленных, но социально разрозненных активистов, добровольцев и благотворителей.

Гражданские смыслы и результаты «пожарной эпопеи»

Накопление «общественного капитала» во время «пожарного сопротивления» завершилось не созданием новых общественных организаций или сетей, как ожидали многие «граждански заинтересованные» наблюдатели, а «ушедшими в запас» готовностью и способностью представителей определённых социальных слоёв самоорганизоваться тогда, когда вновь возникнет необходимость защищать не корпоративные и групповые, а общественные интересы, когда социальная или природная среда вновь предъявит обществу угрозу с очевидными или предполагаемыми катастрофическими последствиями.

*

Во время «пожарной эпопеи», на российском «поле общественных интересов» впервые активно, массово и повсеместно (где горело) заявил о себе формирующийся российский «средний класс». Российские власти напряглись. До лета 2010 года «выступления в общественных интересах» (забота об «общем благе») были прерогативой российского государства и уделом узкого круга «политизированных субкультур» (политические активисты различного толка; правозащитники; горстка мощных, но одиноких общественных деятелей и т.п.).

*

Стремительный рост неформальных, высокого «социального качества», гражданских инициатив в связи с пожароопасной обстановкой продемонстрировал, что в России возможна не только эффективная гражданская самоорганизация, но и саморегулирование, а, по сути, и реальное гражданское самоуправление, но как бы экстерриториальное. Включившись в «противопожарную работу», представители «среднеслойного» российского населения, можно сказать, с легкостью, но кратковременно оказались доминирующей социальной силой на территориях пожарного бедствия. Это, в свою очередь, стало стимулом для власти к изменению отношения к происходящему. Именно гражданские активисты и добровольцы фактически вынудили органы власти, не сумевшие вовремя совладать со стихией, стать функциональнее и масштабнее в принятии мер по устранению пожарных последствий.

*

Участие тысяч активистов, добровольцев и благотворителей в преодолении «пожарного кризиса», с одной стороны, продемонстрировало высокий уровень гражданской самоорганизации, но, с другой стороны, это был опыт мобилизационной самоорганизации. Текущая защита прав и общественных интересов не может осуществляться в мобилизационном режиме. Мобилизационный опыт, связанный с противодействием природной катастрофе, малополезен в деятельности по продвижению и защите фундаментальных общественных интересов в сферах гражданского политического влияния, экологии, местного самоуправления, гуманизации общественных отношений и т.д. Поэтому относительно массовое и активное участие средних слоёв населения в защите общественных интересов в России пока возможно лишь в моменты появления всеобщих угроз и вызовов катастрофического звучания, не более того. Пирамида Маслоу, к сожалению, «работает» и применительно к освоению зарождающимся российским «средним классом» своих гражданских функций: сначала - «общественное витальное», затем - всё остальное.

Анастасия Овсянникова: «В порядке даже не гипотезы, а почти бреда: тут еще был аспект совсем хтонический. Сработали какие-то полуживотные программы. Ну, вот, смотрите. Природная аномалия, жара, которая длится долго и беспросветно. Слухи (скорее всего, очень близкие к правде) о вдвое подскочившей смертности. Беспокойство за слабых здоровьем близких. Собственные страдания от жары. И так – к моменту начала больших пожаров! – полтора месяца подряд! Когда появилась возможность что-то сделать, как-то руками и ногами побороться с судьбой, это было очень большой отдушиной, возможностью отвлечься от мысли, что мы тут все к чертям сваримся заживо. Особенно когда задымление началось: ведь инстинктивные программы реагируют на запах гари паникой, а разум говорит, что непосредственной опасности огня в городе нет, возникает когнитивный диссонанс, но ведь эта рационально подавленная тревожность никуда не девается, она внутри-то остается. И она, конечно, тоже подталкивала. Т.е. людям было плохо и физически, и морально-психологически, и ощущение «я делаю полезное», причем полезное как раз по поводу того, из-за чего плохо, - оно очень психотерапевтично».

*

Летний опыт оперативной гражданской мобилизации чрезвычайно важен как для гражданского сообщества, так и для власти. Такую непривычно широкую и результативную общественную активность относительно благополучных групп населения российская власть не сможет забыть и вынуждена будет учитывать.

В качестве гипотезы.
После «пожарной эпопеи», в совокупности с успехами московского и питерского «гражданского архнадзора», с «защитой Химкинского леса», с повсеместным гражданским сопротивлением отмене выборов мэров - российская власть, в лице обеих доминирующих фигур, окончательно и как-то неуёмно встала на путь патерналисткого возрождения. Отныне первые лица не только согласны с ролью «отцов нации», спасителей и заступников во всех человеческих невзгодах и бедах, но и настаивают на этой роли. Об этом свидетельствует и остро патерналистская в последнее время, «социально-заботливая» и даже мессианская риторика дуумвирата (особенно в исполнении Дмитрия Медведева); и беспрецедентная «государственная благотворительность» в отношении погорельцев; и постоянные попытки лично и публично принимать участие в решении «резонансных проблем» («спасение Москвы от Лужкова», «Химкинский лес», «избиение Олега Кашина», «массовое убийство в станице Кущёвская»); и «царственное» заявление Дмитрия Медведева о необходимости политического обновления страны и т.п. Конечно, патерналистская тяга постсоветских лидеров проявляла себя и раньше, но сегодняшняя ситуация отличается масштабом, частотой и очевидным и упорным стремлением власти обрести эти новые качества (впрочем, это всё можно списать и на «предвыборное обострение»). Государственный патернализм – ответ режима на «противопожарную», «культурно-охранную» и прочую манифестацию гражданской самоорганизации российского «среднего класса», начинающего осознавать и осваивать свою общественную миссию. Спустя 20 лет за внимание российского общества в очередной раз борются «гражданский» и «государственно-патерналистский» способ национальной самореализации. Но социально-политическая природа носителей обоих способов уже совершенно иная, чем в конце 80-х годов прошлого века.

«События на Манежной площади» и предвещавшая их «Кондопога» заставляют вспомнить и о «третьей силе», включившейся в борьбу за будущее страны – «тёмное гражданское общество»: миллионы загнанных в социальный тупик молодых людей, ведомых страхом за своё будущее и ненавистью ко всем, кто, как они считают, покушается на их будущее. «Гопническая Россия» - это не «советская шпана» и не «постсоветский криминал», это мощный социальный слой аутсайдеров со своим «негативным проектом» российской жизни. «Парни с Манежной» так же думают «за всю страну», как «Кремль» и продвинутые представители «юного среднего класса», недавно прошедшие «пожарную инициацию». «Гопнический проект» вполне народен и способен составить реальную конкуренцию и «государственному патернализму», и «гражданскому строительству». И «гопнические», и «среднеклассные» слои только-только социально оформляются, ещё не имеют своих политических платформ (они в основном холодны к традиционным «политическим субкультурам»), если их что-то сегодня объединяет, то только сетевые сообщества, сформировавшиеся вокруг замещающих социальную позицию досуговых интересов – всё у них ещё впереди. По-видимому, именно между ними и пройдёт в ближайшие годы главный политический фронт нашей страны. А российским элитам, в том числе «госпатерналистским», придётся «возглавляя присоединяться» либо к тем, либо к другим. Впрочем, самовлюблённый «путинско-медведевский режим» может и не выбирать «между чумой и холерой», а будет настаивать на своей политической самоценности и «народности», и сражаться на два фронта сразу, ища опоры в том, что останется от народа после вычета «гопников» и «среднеклассников». И что там остаётся? Олигархи-космополиты, бюрократы с силовиками да низы ниже гопнических?

 

*

Мы – не сторонники раздувания социальной роли интернета, виртуальных коммуникативных сетей и т.п. Однако «пожарная эпопея» показала, как именно из интернета стал пробиваться в реальную жизнь один очень важный, но дефицитный в России общественный ресурс.

Известно, что развитые и эффективные формы гражданской активности не возникнут в обществе, в котором, помимо прочего, отсутствует атмосфера доверия между теми, кто пытается действовать в общественных интересах. В современной же России, после стремительного и катастрофического по сути распада социалистического социума, общественное доверие стало одним из главных социальных дефицитов. И за последние 15 лет почти никакой позитивной динамики: сегодня люди так же не доверяют всем и вся, как и в середине 90-х. Доверие существует только в кругу родных и близких, и то зачастую в весьма урезанном виде. Ни постсоветское государство, ни постсоветские общественные организации не смогли внести в российскую почву семена нового общественного доверия. Люди (не только молодёжь) ринулись искать Доверие в субкультурах, в этих «городских племенах», «постиндустриальных социальных семьях». Но субкультурные сообщества оказались безнадёжно аутичными и жёстко замкнутыми вокруг своих «племенных» проблем. Многим становится в них тесно.

И вот «пожарный кризис». Одни из наиболее активных «противопожарных деятелей» – блогеры. Они выходят навстречу пожарам из on-line в off-line, из «виртуала» в «реал», и вместе с ними в общество входит Доверие. Странным для «традиционного человека» образом (через анонимность, «душевный эксгибиционизм» и т.п.) доверие сначала возникает между блогерами в самой блогосфере, а затем уже «инфицируется» ими в общество, в том числе, через массовое включение блогеров в различные противопожарные и гуманитарные практики. На это соблазнительное для бесконечно разобщённой российской общественности «блогерское взаимное доверие», как мухи на мёд, «налипали» и другие, далёкие от «виртуального братства», люди. В результате всего этого, сформировалось то самое, основанное на Доверии, «гражданское пожарное братство», благодаря которому общественное участие в борьбе с пожарами и их последствиями было столь эффективным и эффектным.

В качестве гипотезы.
Гражданская роль интернет-сообществ - не только в эффективной общественной мобилизации, но и в возрождении общественного доверия.

*

«Партизанская война» активистов и добровольцев с огненной стихией, вкупе с другими гражданскими успехами России 2010 года, сделали гражданское участие, и для власти, и для общества, признанным и значимым фактором современной российской жизни. Благодаря всем этим событиям, гражданское участие в России стремительно демаргинализуется. Для всё большего числа россиян гражданская деятельность представляется вполне приличным занятием, общественно допустимой возможностью для самореализации. Но речь идёт именно о «гражданской деятельности» – о деятельности в «общественных интересах», причём, в сугубо российском их понимании (например, конкретная защита конкретных «прав человека» многими в России воспринимается примерно так же, как профсоюзная деятельность, т.е. как деятельность в защиту групповых или даже корпоративных интересов; «спасать же страну от пожаров» – совсем другое дело).


* Под «гражданской деятельностью» мы понимаем неполитическую, негосударственную, некоммерческую, нерелигиозную деятельность людей и их объединений по формулированию, продвижению и защите общественных интересов. Существуют известные и весьма серьёзные сложности при определении самого «общественного интереса», его субъектов, объектов и форм реализации. Очень упрощая, можно сказать, что «общественный интерес» фиксируется тогда, когда человек действует не в личных/частных и не в групповых/корпоративных интересах, а в интересах максимально широкого круга лиц, не ограниченного никакими социальными рамками. Благо, которое создают люди и их объединения, «действуя в общественных интересах», потребляют не отдельные целевые группы людей и не только члены конкретных организаций или объединений, а все, кто находится на «территории реализации общественного интереса», независимо от социального статуса и степени участия/неучастия в создании этого общественного блага. В зависимости от масштаба деятельности, в качестве «территории реализации общественного интереса» может выступать и конкретный населённый пункт, и район, и регион, и вся страна, и, в принципе, вся планета.

В общественных интересах могут действовать и государственные, и политические, и религиозные, и коммерческие институты. Нас же интересуют факты, когда в общественных интересах действуют граждане и их объединения именно независимо от каких-либо государственных, политических, коммерческих и религиозных институтов. Такую деятельность мы и называем «гражданской».

В нашем видении понятие и феномен «гражданской деятельности» («гражданского участия») уже понятия и феномена «общественной деятельности» («общественного участия»), поскольку последняя предполагает неполитическую, негосударственную, некоммерческую, нерелигиозную деятельность людей и их объединений не только в общественных, но и в групповых, коллективных и корпоративных интересах (упрощая, общественная деятельность – это любая публичная деятельность, удовлетворяющая интересы более чем одного человека (более, чем одной семьи). Как правило, именно в групповых, коллективных и корпоративных интересах действует большинство ныне существующих в России молодёжных, ветеранских, инвалидных, женских, профессиональных, кооперативных, досуговых и других некоммерческих организаций. Независимая гражданская деятельность в общественных интересах до сих пор довольно редка в России – тем и замечательна летняя «противопожарная эпопея».

1Источник: http://www.uraldaily.ru/obshchestvo/2724.html. Ссылка на №106 в Таблице источников.

2 Источник: http://www.iarex.ru/articles/7374.html. Ссылка на №22 в Таблице источников

3 Источник: http://www.rg.ru/2010/09/07/reg-jugrossii/iski-anons.html. Ссылка на №164 в Таблице источников.

4 Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=390612. Ссылка на №162 в Таблице источников.

5 Источник: http://newsland.ru/News/Detail/id/541744. Ссылка на №38 в Таблице источников

6 Источник: http://news.mail.ru/inregions/center/50/4278997. Ссылка на №107 в Таблице источников.

7 Источник: http://www.rg.ru/2010/07/30/reg-roscentr/nabor-anons.html. Ссылка на №4 в Таблице источников.

8 Источник: http://www.versii.com/news/212022. Ссылка на №56 в Таблице источников.

9 Источники: http://www.iarex.ru/articles/7374.html, http://annabaskakova.livejournal.com/284963.html. Ссылки на №22, №262 в Таблице источников.

10 Источник: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/1DAAFFD8EBC31D00C325777C002C7190Rus. Ссылка на №81 в Таблице источников.

11 Источник: http://gorod48.ru/associations/news-38315.html. Ссылка на №58 в Таблице источников.

12 Источник: http://lenta.ru/conf/glinka. Ссылка на № 64 в Таблице источников.

13 Источник: http://www.nashi-deti.ru/events/1781. Ссылка на №126 в Таблице источников.

14 Источник: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/EA8F2BE1A0A5428CC32577700046E30Arus. Ссылка на №10 в Таблице источников.

15 Источник: http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/6402E60F33B7A5C5C325776C0043498Erus. Ссылка на №1 в Таблице источников.

16 Источник: http://www.greenpatrol.ru/news/singlenews/?id=52717. Ссылка на №168 в Таблице источников.

17 Источник: http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/4887905. Ссылка на №53 в Таблице источников.

18 Источник: http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/5643D4C3DD977264C325777300389B00Rus. Ссылка на №7 в Таблице источников.

19 Источник: http://mediaryazan.ru/news/detail/32537.html. Ссылка на №75 в Таблице источников.

20 Источник: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/B13E9BD46A8600A2C3257773003E52C6Rus. Ссылка на №27 в Таблице источников.

21 Источник: http://www.mos-gaz.ru/press-service/news/2010/08/12/read9047.html. Ссылка на №98 в Таблице источников.

22 Источник: http://www.inosmi.ru/video/20100817/162208437.html. Ссылка на №123 в Таблице источников.

23 Источник: . Ссылка на №113 в Таблице источников.

24 Источник: http://noliquid.livejournal.com/57468.html. Ссылка на №270 в Таблице источников.

25 Источник: http://www.transportall.ru/news/railways/22782.html. Ссылка на №49 в Таблице источников.

26 Источник: http://russian-fires.ru/page/index/16. Ссылка на №230 в Таблице источников.

27 Источники: http://kp.ru/daily/24536.5/680208, http://www.vesti.ru/doc.html?id=384801, http://www.gazeta.ru/realty/2010/08/11_e_3406730.shtml. Ссылка на №66, №72, №91 в Таблице источников.

28 Источник: http://lenta.ru/conf/kassian. Ссылка на №149 в Таблице источников.

29 Источник: http://needhelp.wikidot.com. Ссылка на №236 в Таблице источников.

30 Источник: http://community.livejournal.com/pozar_ru/228521.html. Ссылка на №265 в Таблице источников.

31 Источник: http://i-cherski.livejournal.com/2010/08/08. Ссылка на №243 в Таблице источников.

32 Источник: http://inessa-ra.livejournal.com/13672.html. Ссылка на №241 в Таблице источников.

33 Источник: http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2010/avgust/5/pomow_pogorelcam_sobirayut_vsem_mirom. Ссылка на №24 в Таблице источников.

34 Источник: http://annabaskakova.livejournal.com/284963.html. Ссылка на №262 в Таблице источников.

35 Источник: http://doctor-liza.livejournal.com/372742.html. Ссылка на №242 в Таблице источников.

36 Источник: http://dr-kondratieva.livejournal.com/70478.html. Ссылка на №231 в Таблице источников.

37 Источник: http://kukonka.livejournal.com/1908.html. Ссылка на №252 в Таблице источников.

38 Источник: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/9/ Ссылка на №131 в Таблице источников.

39 Источник: http://kp.ru/daily/24536.5/680208. Ссылка на №66 в Таблице источников.

40 Источник: . Ссылка на №151 в Таблице источников.

41 Источник: http://kp.by/online/news/713656. Ссылка на №19 в Таблице источников.

42 Источник: http://www.aif.ru/society/article/37000. Ссылка на №76 в Таблице источников.

43 Источник: http://www.kosmoskva.ru/kos/ru/news/o_13184. Ссылка на №105 в Таблице источников.

44 Источник: http://center.rian.ru/society/20100818/82163910.html. Ссылка на №130 в Таблице источников.

45 Источник: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=41&id=12895. Ссылка на №118 в Таблице источников.

46 Источник: http://www.yuga.ru/news/198127. Ссылка на №84 в Таблице источников.

47 Источник: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/877A4A6B76E0E2FDC3257781002A1052Rus. Ссылка на №111 в Таблице источников.

48 Источник: http://lipesk.russiaregionpress.ru/archives/12375. Ссылка на №90 в Таблице источников.

49 Источник: http://www.rg.ru/2010/08/04/pomosh.html. Ссылка на №26 в Таблице источников.

50 Источник: http://www.vbank.ru/press/news/2010/2352. Ссылка на №121 в Таблице источников.

51 Источник: http://www.newslab.ru/news/328665. Ссылка на №104 в Таблице источников.

52 Источник: http://altapress.ru/story/55409/?viewcomments=1. Ссылка на №145 в Таблице источников.

53 Источники: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=12884, http://ufaportal.ru/news/2010/07/ufimskaya_eparhiya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_sobrala_gumanitarnuyu_pomow_dlya_pogorelcev/, http://wobla.ru/news/1092436.aspx. Ссылки на №222, №223, №224 в Таблице источников.

20 декабря 2010

54 Источник: http://www.nn.ru/community/gorod/main/?do=read&thread=1210239&topic_id=24611020. Ссылка на №229 в Таблице источников.


55 Источник: http://i-cherski.livejournal.com/2010/08/08. Ссылка на №243 в Таблице источников.


56 Источник: http://rejisserskaya.livejournal.com/64699.html. Ссылка на №253 в Таблице источников.



57 Источник: http://www.forbes.ru/node/54622/slide/2. Ссылка на №109 в Таблице источников.


58 Источник: http://russian-fires.ru/page/index/16. Ссылка на №230 в Таблице источников.


59 Источник: http://bmi.voot.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=429:15-----------&catid=35:asi&Itemid=59. Ссылка на №95 в Таблице источников.



60 Источник: http://www.fontanka.ru/2010/08/02/115. Ссылка на №13 в Таблице источников.


61 Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=36070&print=1. Ссылка на №113 в Таблице источников.


62 Источник: http://www.globus.ru/customers/news/761. Ссылка на №52 в Таблице источников.



63 Источник: http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/02FBA6A35FC6C61FC3257783002E9984Rus. Ссылка на №110 в Таблице источников.


64 Источник: http://center.rian.ru/society/20100818/82163910.html. Ссылка на №130 в Таблице источников.


65 Анастасия Овсянникова – москвичка, блогер (в ЖЖ «piggy-toy»), журналист, участвовала в летних событиях.


66 Источник: http://kassian.livejournal.com/tag/pozhar. Ссылка на №280 в Таблице источников.



67 Источник: http://russian-fires.ru/reports/index/?c=0&sw=30.001,42.20668&ne=61.40258,67.844229. Ссылка на №230 в Таблице источников.


68 Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2010/096/00.html. Ссылка на №193 в Таблице источников.


69 О структуре «сетевого сообщества» - см. подробнее Приложение 2.



70 Источники: http://rejisserskaya.livejournal.com/64699.html, http://www.nn.ru/community/auto/main/?do=read&thread=1227077&topic_id=24997739#25006743. Ссылки на №253, №260 в Таблице источников.




Игорь Аверкиев

Всеволод Бедерсон

Елена Першакова


Подробности: http://www.pgpalata.ru






Добавить комментарий к сообщению

Для удобства работы на нашем портале можно зарегистрироваться. Регистрация осуществляется со специальной страницы. Зарегистрированные пользователи могут редактировать или удалять свои комментарии, использовать аватары и, в случае специального обращения к администрации портала, получить возможность размещать и редактировать свои сообщения в ленте новостей.

Имя

E-mail

Домстраница

angry evil sad smile wink bomb cray angel bad biggrin blush dirol good lol mega_shok nea pardon rolleyes search shok unknw 



Все новости | Обсудить публикацию на форуме | Обсудить в живом журнале | Добавить сообщение




Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России | Дом детского и юношеского туризма и экскурсий | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!