|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Лесной доход России В канун нового века и тысячелетия Коллегия МПР обсудила и приняла концепцию платежей за пользование лесными ресурсами. На основе этой концепции совместными усилиями федеральных экономических ведомств разработан проект главы "Лесной налог" части второй Налогового кодекса РФ, ведется работа над проектом федерального закона "О лесном доходе РФ". Впервые за долгие годы руководство отрасли обратило самое серьезное внимание на важнейшую проблему лесопользования в России. Однако принятая отраслевым министерством концепция, на наш взгляд, не решает эту проблему. Содержащиеся в ней положения противоречивы, частным и несущественным вопросам придается значимость серьезных проблем, в то время как подлинные проблемы даже не затрагиваются. Работа над законопроектами ведется скрыто от общественности и специалистов. Древние говорили: "истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения принимаются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются, что достойно порицания". Порицание, возможно, и имеет какое-то значение, но все-таки предпочтение следует отдать поиску истины. А истина не достигается "силовыми" методами. Во все времена к ней вела открытая борьба мнений. Какова экономическая природа платежей за пользование природными ресурсами? От чего зависит величина и дифференциация этих платежей? Верно ли утверждение, что платежи за лесные ресурсы в России сильно занижены? Должны ли платежи за лесные ресурсы покрывать расходы на их воспроизводство? Каковы общественно необходимые расходы на ведение лесного хозяйства? Каким образом можно сбалансировать доходы и расходы в лесном хозяйстве? Каковы экономические механизмы максимизациии лесного дохода? Каковы наилучшие организационные формы производства лесохозяйственных операций по лесовосстановлению и лесовыращиванию? Могут ли платежи за древесину на корню служить инструментом мотивации и стимулирования развития и оптимизации технологической структуры лесопромышленного производства? Можно ли рассматривать рентные платежи за пользование лесными ресурсами в качестве налоговых ставок? Следует ли и в каких размерах направлять лесной доход на социальные нужды местного населения? Каков механизм гарантированного финансирования воспроизводства лесов? Таков неполный перечень важнейших вопросов экономики устойчивого лесопользования в современной России. Дискуссия по этим вопросам нам представляется весьма полезной. Лесной доход - это доход, получаемый собственником лесного фонда за пользование лесными ресурсами. Если собственник представляет участки лесного фонда в арендное пользование, то он получает лесной доход в виде взимаемых с арендатора платежей (лесных податей, арендной платы), если он осуществляет пользование самостоятельно, то лесной доход является частью его общего предпринимательского дохода (прибыли). Экономическая природа лесного дохода - земельная рента. Теория земельной ренты разработана более 200 лет назад (А. Смит, Д. Рикардо) - задолго до создания в России Лесного департамента. Согласно этой теории земельная рента является особого рода доходом собственника земельного участка, который образуется одновременно с рынком товаров (благ), "порождаемых" землей: продуктов земледелия и животноводства, лесоматериалов, продуктов переработки полезных ископаемых и т. д. Величина земельной ренты определяется сверхприбылью (остаточной стоимостью), содержащейся в рыночной цене соответствующих товаров. Эта сверхприбыль есть разница между рыночной ценой товара и затратами на его производство и доставку на рынки сбыта, а также нормальным предпринимательским доходом. Если остаточная стоимость больше нуля, то ресурс экономически доступен. Такова формула земельной ренты для всех видов коммерческого землепользования. Итак, земельная рента есть сверхприбыль, которую собственник земли забирает у предпринимателя (арендатора). По своей экономической природе эта сверхприбыль отличается от нормальной прибыли только тем, что она создается "трудом" всего общества: часть прибыли, создаваемая в сопряженных секторах экономики перераспределяется с помощью рентных платежей в пользу собственника земли так, что общее количество "общественного труда" остается неизменным. В рыночной экономике рента выполняет экологическую функцию - за счет дифференциации платежей в зависимости от качества и местоположения природных ресурсов она способствует их полному и комплексному использованию, делая для предпринимателей равнорентабельной заготовку (добычу) и высококачественных, и низкокачественных ресурсов, указывая границу экономически доступных на данное время ресурсов. Земельная рента выражает в стоимостной форме ценность природных ресурсов как потребительских благ и, следовательно, прежде всего зависит от покупательной способности населения - потребительских предпочтений. Чем выше экономическое развитие - тем, как правило, больше доля земельной ренты в стоимости товаров. Важное значение имеют также качество и местоположение ресурсов. А вот расходы на воспроизводство - восстановление плодородия почв, лесовосстановление на вырубках, геологические изыскания и др., не имеют к земельной ренте ни малейшего отношения. Рента - первична, воспроизводственные расходы - вторичны. Земельная рента в лесопользовании специфична. Лесные земли как объект лесопользования в экономическом смысле ценны не сами по себе, а коммерческими ресурсами - древесиной на корню, продуктами побочного пользования, рекреацией. В этом принципиальное отличие между сельским и лесным хозяйствами и обусловлено оно единственной причиной - чрезвычайной продолжительностью воспроизводственного цикла лесных экосистем. Не случайно в российском лесном законодательстве земля и ресурсы рассматриваются в единстве, как нечто целое, объединяются общим понятием - лесной фонд. Платежи за лесопользование зависят от плодородия почв опосредовано. Рентообразующими факторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Поэтому земельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда. При государственной собственности на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не берется совсем в случаях: 1) на арендатора-лесопользователя возлагаются расходы по лесовосстановлению и воспроизводству лесных ресурсов; 2) помимо воспроизводства лесных ресурсов арендатору-лесопользвателю доверяется инвестировать рентный доход как общественный ресурс в развитие лесопромышленного производства (из расчета, что предприниматели это сделают успешнее, чем госслужащие). Рентный налог устанавливается равным ренте, если: 1) воспроизводство лесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами за счет бюджетных средств; 2) часть лесной ренты, превышающая расходы на ведение лесного хозяйства, используется на социальные и иные общегосударственные цели. Лесной налог превышает ренту, когда он устанавливается без обоснований и расчетов. Превышение лесного налога над рентой может иметь только негативные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок и заработной платы рабочих. Дискуссионным является вопрос: спелый лес на корню - это природный ресурс, имеющий рентную стоимость, или товар, имеющий рыночную цену? Некоторые специалисты считают этот вопрос принципиальным. Они полагают, что одно только признание спелой древесины на корню товаром, а лесного хозяйства товарным производством позволит "воссоздать экономический фундамент отрасли" и тем самым навсегда вывести ее из нищеты, в которой она пребывает со времен построения в России социализма и по сей день. В самом деле, спелая древесина на корню имеет явное сходство с товаром. Ее стоимость в рыночной экономике определяется игрой спроса и предложения. В явном виде это проявляется при аукционной продаже участков лесного фонда и опосредовано, когда корневая стоимость древесины определяется как вмененная - в зависимости от рыночных цен на круглый лес. Но есть и существенное отличие. Потребительная ценность любого товара создается его производителем, потребительная ценность природного ресурса создается Всевышним. В первом случае работает человек, его знания, навыки; во втором - природа. Экономика успешнее развивается, как правило, там, где природа работает на человека, где земля щедрее. Поэтому кто бы не признавался земным создателем спелых лесов (лесничий, лесохозяйственное предприятие, лесное ведомство в целом), он всегда будет в роли обладателя "нетрудового" дохода, присваивающего общественное достояние. А в чем собственно проблема? Разве увеличится реальная рыночная стоимость древесины на корню от перемены названия? Ни на копейку! Разве признание доходов от реализации лесных ресурсов рентными (общественными) исключается их использование на ведение лесного хозяйства? При отлаженной системе бюджетного финансирования не только не исключает, но и позволяет использовать лесной доход с наибольшим лесоводственным и социальным эффектом. Так лучше все же называть вещи своими именами. Лесной доход следует отличать от коммерческих и фискальных доходов лесного хозяйства, получаемых от реализации товаров и услуг, предоставления в аренду или отчуждения государственного имущества, включая земли лесного фонда, взимания штрафов и неустоек за нарушения лесного законодательства и т. д. Эти доходы могут иметь полностью или частично ведомственную принадлежность (целевое назначение). Коммерческие доходы лесного хозяйства по своему экономическому содержанию неоднородны. В силу бюджетного финансирования лесного хозяйства доходы от реализации товаров и услуг (лесопродукция от рубок ухода за лесом, семена и посадочный материал, транспортные услуги, работы по защитному лесоразведению по договорам и др.) традиционно планируются и учитываются в валовом измерении. Это связанные доходы: они целевым образом предназначаются на покрытие текущих расходов на производство соответствующих товаров и услуг. Чистый доход (прибыль, убытки) по этим видам деятельности в официальной статистической отчетности по лесному хозяйству в явном виде в настоящее время не показывается. Аналогичный характер имеют доходы от сдачи в аренду (отчуждения) основных фондов. Особое место занимают доходы, получаемые от перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, несвязанных с ведением лесного хозяйства. "Цена" лесных земель в этом случае определяется исключительно их местоположением и (если отсутствует конкуренция со стороны претендентов) вмененным экономическим эффектом от их предполагаемого использования. Стоимость лесных ресурсов в таких сделках может выполнять лишь роль нижнего предела цены (если ресурсы экономически доступны). Доход, получаемый собственником лесного фонда от отчуждения земель, хотя по своей природе и близок к рентному, все же больше соответствует коммерческому (не обуславливается целями ведения лесного хозяйства). Доходы и расходы в лесном хозяйстве, начиная с 1999 года, практически сбалансировались:
1) разница между выручкой от реализации лесопродукции и прямыми расходами по рубкам промежуточного пользованияРентные платежи за пользование лесными ресурсами (лесной доход) в составе общих доходов лесного хозяйства составляют 48,1%, из них плата за древесину на корню - 40,8%. В составе коммерческих доходов более 35,2% приходится на реализацию лесопродукции от рубок промежуточного пользования. Прямые расходы по воспроизводству, охране и защите лесов в общих расходах составляют 53,3%, из них на рубки леса приходится - 17,9%. Лесное хозяйство сегодня низкодоходно. Сбалансированность доходов и расходов не должна вводить в заблуждение. Эта сбалансированность достигнута за счет ущербной для ведения лесного хозяйства экономии на :
Только за период 1996 - 1999 гг. объемы работ сократились: по лесовосстановлению - на 20,8%, рубкам ухода в молодняках - на 14,3%, строительству лесных дорог - на 41,0%, гидролесомелиорации - на 0,7%; парк лесохозяйственных машин и орудий сократился: тракторов - на 12,8%, грузовых автомобилей - на 16,3%, плугов - на 5,7%, культиваторов - на 10,6%, лесопосадочных машин - на 7,0%, оборудования для очистки семян - на 13,4%, катков-осветлителей - на 11,6%, опрыскивателей и опыливателей ранцевых - на 39,4% и т.д. Среднемесячная заработная плата лесохозяйственных рабочих за 1999 год составила 350 руб, руководителей и специалистов - 670 руб. Рост доходности лесного хозяйства в перспективе возможен главным образом за счет рентных платежей, прежде всего за древесину на корню. Ставки попенной платы сегодня крайне низки - 1-2 доллара за кубометр, в то время как в западных странах они достигают 20-30 долларов и более. И это имеет под собой объективные основания. Корневая стоимость древесины прежде всего зависит от рыночных цен производителей на сортименты круглого леса. Эти цены, в свою очередь, зависят от:
По всем этим показателям Россия пока сильно уступает Западу. Это хорошо видно из сравнения цен на одноименные сортименты круглого леса в России и Швеции:
Кроме того, корневая стоимость древесины сильно зависит также от:
Из-за преобладания сплошных рубок и низкой товарности лесосечного фонда внутренний рынок круглого леса перенасыщен низкокачественной древесиной, что снижает цены на нее до минимума - ниже стоимости заготовки. В результате дешевая цельная древесина в больших объемах используется на технологические цели, в то время как значительные ресурсы высококачественных отходов лесопиления, фанерного производства и деревообработки остаются невостребованными. В конечном счете это существенно снижает эффективность лесозаготовительного производства. В Швеции пиловочник хвойный сортируется на 100-120 размерно-качественных групп. Каждая группа имеет свою цену. Цена наиболее качественной древесины в 2-3 раза превышает среднюю. В этом заинтересованы владельцы лесного фонда - от этого сильно возрастает их рентный доход. У нас качественная древесина обезличена и поэтому значительная часть лесной ренты оседает в деревообработке. Что же удивляться тому, что цена древесины на корню в России сегодня самая дешевая в мире - "по цене дешевого пива"? Действующие сегодня ставки лесных податей за древесину на корню не отражают ее подлинной рыночной стоимости. Эта стоимость является сегодня величиной неизвестной. Утвержденные в 1997 году Правительством РФ минимальные ставки лесных податей за древесину на корню были полностью сформированы на основе лесных такс, составленных во времена плановой экономики - до проведения рыночных реформ и либерализации цен. Они строились на воспроизводственной (затратной) концепции ценообразования. И если в результате ежегодной индексации уровень минимальных ставок в среднем близок к реальной рыночной стоимости лесных ресурсов, то их дифференциация по регионам и рентообразующим факторам отражает эту стоимость искаженно. Кроме того, сама система рентообразующих факторов несовершенна - в нее не входят наиболее существенные факторы. А это имеет принципиальное значение. Ставки лесных податей должны точно указывать на доходность (экономическую доступность) лесных ресурсов в зависимости от их качества и местоположения. Только в этом случае лесопользование будет эффективным, а лесной доход максимально возможным. В России платежи за древесину на корню стали исчисляться по формуле земельной ренты в конце XIX столетия, когда упомянутый выше Лесной департамент выпустил для этого специальное Наставление. Последний раз лесные таксы были рассчитаны чиновниками губернских лесных комитетов в 1914-1916 гг. "Царские" таксы просуществовали в Советской России до 1930 г. С того времени "культура" рентных платежей за древесину на корню в России полностью утрачена. Выдающийся российский лесоэкономист М.М. Орлов в свое время говорил: формула лесной ренты проста, считать же по ней непросто. Но почему в рыночной экономике корневая стоимость древесины должна определяться расчетным путем? В мировой практике применяются два метода выявления рыночной стоимости древесины на корню: 1) торги (аукционы), 2) нормирование остаточной стоимости. Торги - это непосредственно рыночный механизм ценообразования на лесные ресурсы. При нормировании остаточной стоимости рынок учитывается опосредованно - через рыночные цены на заготовленные и доставленные в пункты продажи потребителям лесоматериалы. Торги - наилучший способ определения достоверных корневых цен на древесину. Но для этого нужно, чтобы выполнялись по крайней мере два непременных условия: 1) лесовозные дороги строятся собственником лесного фонда; 2) конкуренция на торгах достаточна и свободна. В России эти условия сегодня выполняются в редких случаях. Исторически сложилось так, что лесовозные дороги строят лесопользователи, а это обязательно предполагает долгосрочное пользование лесным фондом. Кроме дорог, лесопользователи имеют построенные ранее цеха по деревообработке, содержат лесные поселки. Продавать лес в такой ситуации на торгах значит не только нарушать законные права предпринимателей, но и создавать серьезные социальные проблемы. Поэтому у нас еще долгое время основным видом лесопользования будет долгосрочная аренда участков лесного фонда, а основным методом определения корневой стоимости древесины будет нормирование остаточной стоимости. Если адаптировать методику расчета корневой стоимости древесины, предложенную в 1928 году М.М. Орловым, к современным условиям, то порядок вычислений будет следующий:
Методами математического моделирования оценивается статистическая значимость (существенность) рентообразующих факторов, степень их влияния на корневую стоимость запасов древесины, составляются региональные прейскуранты платежей (лесных податей) за древесину на корню. Корневая стоимость ликвидного запаса древесины на участке лесного фонда зависит от следующих рентообразующих факторов: древесной породы; разряда высот; распределения стволов по ступеням толщины (среднего диаметра стволов, отношения запасов крупной и мелкой деловой древесины и др.); класса товарности насаждений; удаленности участков лесного фонда и других производственных факторов; способа рубки (породно-качественно-размерной структуры ликвидного запаса). Проект ставок лесных податей за древесину на корню должен разрабатываться региональными органами управления лесами на основе согласованных с лесопользователями и утвержденных Правительством субъекта РФ следующих исходных данных: расчетных цен на лесоматериалы круглые; норм выработки по операциям лесозаготовительного производства; нормативов расхода топлива, электроэнергии, запасных частей и пр.; цен на топливо, электроэнергию, технику; уровня заработной платы рабочих лесного сектора; среднегодовых расходов на строительство и содержание лесовозных дорог; расходов на содержание лесных поселков; рентабельности продукции; технологии лесозаготовок, принимаемой при нормировании издержек производства. Вместе с обосновывающими и аналитическими материалами и региональной программой устойчивого лесопользования этот проект должен представляться для рассмотрения и утверждения в законодательный орган субъекта РФ. Создание эффективной системы рентных платежей за лесные ресурсы предполагает: 1) разработку соответствующих методик и компьютерных технологий, 2) обучение кадров, 3) создание специальных структурных подразделений в органах управления лесами, 4) принятия нормативных актов, регулирующих разработку, утверждение и применение региональных ставок платежей, распределение лесного дохода по бюджетам разных уровней, бюджетное финансирование лесохозяйственной деятельности. Корневая стоимость древесины, безусловно, будет возрастать по мере экономического роста в стране, увеличения покупательной способности широких слоев населения. Закон возрастания земельной ренты вместе с ростом национального благосостояния, открытый А. Смитом, подтвержден историческим опытом всех экономически развитых стран. Россия не может быть исключением. Вместе с тем рост лесной ренты не происходит сам собой. Он может быть результатом профессиональных управленческих решений по формированию оптимальной технологической структуры лесопромышленного производства (ЛПП)и рационального лесопользования. Технологическая структура ЛПП может быть сбалансированной и несбалансированной. Анализ механизмов ценообразования на лесопродукцию показывает, что древесное сырье используется с максимальным экономическим эффектом (цена обезличенного кубометра круглого леса максимизируется), если:
Такая технологическая структура ЛПП будет сбалансированной. В противном случае она несбалансирована. Современное состояние ЛПП характеризуется несбалансированной технологической структурой. Можно различать два типа лесопользования: экспансивное и устойчивое. При экспансивном лесопользовании преобладают сплошные рубки леса, древесное сырье используется не эффективно, из-за избыточного предложения цены на цельную древесину и отходы низкие. При устойчивом лесопользовании рубка леса планируется с учетом реального спроса на круглый лес по сортиментам и с этой целью наряду со сплошнолесосечной в значительных масштабах осуществляются коммерческие выборочные формы хозяйства, отвечающие необходимым экологическим требованиям (непрерывное сохранение средозащитных функций леса и биоразнообразия, поддержание продуктивности лесов на естественном уровне). В целях исследования зависимости лесного дохода от технологической структуры лесопромышленного производства и характера лесопользования нами проведены расчеты применительно к условному лесному региону по четырем вариантам развития лесного сектора:
На основе распределения древесных стволов по породам, качеству и диаметрам для всех вариантов развития определены: 1) ликвидный запас древесины и его товарная структура, 2) объемы продаж лесоматериалов, корневая стоимость древесины и лесной доход. Товарная структура лесосечного фонда по вариантам развития ЛПП
Примечание: Ks - коэффициент относительной площади лесосечного фонда. По первому варианту предложение значительно превышает спрос. Поэтому некоторая часть деловой хвойной древесины и большая часть деловой лиственной древесины используется в качестве технологического сырья и топливных дров. Около трети деловой лиственной древесины и вся низкокачественная древесина остаются невостребованными рынком. По второму варианту благодаря выборочным рубкам, предложение и спрос сбалансированы, однако значительная часть деловой древесины используется на технологические и топливные цели. По третьему варианту сбалансированность заготовки и потребления сырья достигается благодаря развитию ЦБП и фанерного производства. В то же время в виду сплошной рубки леса избыточная заготовка низкокачественного древесного сырья мешает полному и эффективному использованию древесных отходов. Только по четвертому варианту достигается полное и рациональное использование всего заготавливаемого сырья, а в потреблении основная доля приходится на высококачественную древесину. Использование лесосечного фонда и лесной доход по вариантам развития ЛПП
Комплексное и сбалансированное развитие лесных технологий в сочетании с устойчивым лесопользованием позволяет многократно увеличить корневую стоимость древесины и лесной доход. Первый вариант развития лесного сектора моделирует современное состояние. Средняя корневая стоимость древесины по этому варианту составляет 12,8 руб за кубометр, лесосечный фонд используется на 73,1%. По второму варианту в отличие от первого предусматривается организация лесопользования с учетом реальной потребности рынка в отдельных сортиментах круглого леса, применение с этой целью наряду со сплошными коммерческих выборочных рубок. Ликвидный запас при этом сокращается на 26,9%. Однако средняя корневая стоимость кубометра древесины увеличивается с 12,8 до 91,5 руб (в 7,1 раза), а лесной доход возрастает в 5,2 раза. Развитие лесных технологий при экспансивном лесопользовании (только сплошные рубки) дает по лесному доходу приблизительно такой же эффект, но при большем объеме заготовки древесины (вариант III). И только сочетание сбалансированного развития лесных технологий с устойчивым лесопользованием (вариант IV) дает максимально возможный эффект - более чем десятикратное увеличение средней корневой стоимости древесины и восьмикратный рост лесного дохода при уменьшении объема заготовки древесины на 20%. Очевидны следующие выводы: 1. Лесной доход в рыночной экономике максимален, если:
2. Практическая реализация этих требований возможна при:
3. Унаследованная от плановой экономики технологическая и территориальная структура ЛПП в России далека от идеальной. Это означает:
4. Перечисленные выше обстоятельства с неизбежностью приводят к снижению рентабельности, а нередко, и к убыточности лесозаготовок, что, в свою очередь, существенно уменьшает лесной рентный доход. 5. На современном этапе экономического развития в распоряжении государства как собственника лесного фонда имеются три мощных рыночных рычага, способных повысить эффективность ЛПП и увеличить рентный доход. Это:
6. Платежи за лесные ресурсы (лесные подати) могут выполнять роль экономического инструмента эффективного управления лесопользованием, если они строятся на рентной основе. Это значит, что и высококачественные и низкокачественные ресурсы оцениваются в соответствии с их реальной рыночной стоимостью. И только это может побуждать (при соответствующих организационных формах бизнеса) к рациональному использованию ресурсов и максимизации лесной ренты. Серьезным препятствием в деле превращения платежей за лесные ресурсы в рыночный инструмент повышения эффективности ЛПП и максимизации лесной ренты является то, что все еще жива "социалистическая" догма о воспроизводственной природе стоимости лесосырьевых ресурсов. "Серьезные" лесоэкономисты до сих пор убеждены, что лесной доход должен, как минимум, равняться расходам на лесовосстановление, лесовыращивание и управление лесами. Воспроизводство - первично, доход - вторичен. Между тем никаких самоограничений по расходам на ведение лесного хозяйства нет. В действующих нормативных документах по рубкам главного пользования, лесовосстановлению, лесохозяйственным операциям аксиомами молчаливо признаются:1) главная рубка - это сплошная рубка; 2) основные задачи воспроизводства лесов это - повышение продуктивности лесонасаждений и получение спелых насаждений ценных пород в "хозяйственно приемлемые сроки". Почему надо обязательно повышать продуктивность лесов, а не ограничиваться поддержанием ее на естественном уровне, когда они полностью хозяйственно не востребованы? Почему лесовосстановление на вырубках должно быть только хозяйственно ценными породами вопреки естественной смене пород? Почему хозяйственно приемлемый срок воспроизводства - это всегда возраст спелости? Ведь все это требует значительных средств! Хотя есть варианты, альтернативы - те же коммерческие выборочные рубки вместо сплошных: и лесной доход повышается, и расходы на лесовосстановление и лесовыращивание минимизируются, и сохраняются средозащитные функции леса и биоразнообразие, и продуктивность лесов поддерживается на естественном уровне - "как природа захотела". Не лучше ли вначале разобраться в экономике лесного хозяйства, грамотно все подсчитать? И определить экономические основы ведения лесного хозяйства по регионам в соответствии с современным уровнем развития национальной экономики. И поставить ограничение: лесные расходы не должны превышать лесные доходы. Вот тогда органы лесного хозяйства серьезно задумаются о совершенствовании платежей за лесные ресурсы и рациональном использовании бюджетных средств. 7. В рыночной экономике лесопользование должно планироваться с учетом регионального спроса на сортименты круглого леса. Для этого следует:
8. Эффективным может быть только комплексное, сбалансированное развитие ЛПП. Инвестировать такое развитие способны крупные интегрированные лесопромышленные компании (ИЛК), занимающиеся и заготовкой, и переработкой древесины. Формирование таких компаний может стимулироваться соответствующими условиями аренды участков лесного фонда. Договор аренды в таких случаях должен предоставлять арендатору право:
В целях стимулирования инвестиций в развитие эффективных лесных технологий и строительство лесовозных дорог следует освободить ИЛК от лесного налога полностью, либо вместо лесных податей взимать лесной налог в размере 10-20% вмененного рентного дохода за вычетом нормативных расходов на лесовосстановление и лесовыращивание. Можно надеяться, что руководствуясь подобного рода условиями аренды, менеджеры ИЛК будут разрабатывать такие бизнес-планы, при которых доходы компании будут максимальны, а их инвестирование в развитие производства - наиболее эффективно. В этих планах найдут место также мероприятия по максимизации лесной ренты как существенной составной части общего предпринимательского дохода компании: коммерческие выборочные рубки, детальная сортировка круглого леса по породно-размерно-качественным группам и рациональное его распределение по лесным технологиям; оптимальное планирование рубок, полное и эффективное использование древесных отходов. Лесной доход в таком случае разделится на две части: одна - большая, останется в распоряжении ИЛК и с высокой вероятностью будет использована на лесовосстановление и лесовыращивание, строительство лесовозных дорог, развитие лесопромышленных производств, другая - в виде лесного налога и налога на прибыль, войдет в доходную часть регионального и федерального бюджетов. ИЛК - это такая форма организации лесопромышленного производства и лесопользования, при которой максимизация лесного дохода и эффективное его инвестирование в лесовосстановление и развитие производства имеет наиболее сильную мотивацию. 9. До той поры, пока доходность лесного хозяйства остается низкой и для его финансирования необходимы внутрирегиональное перераспределение лесного дохода и бюджетные дотации, основной организационной формой лесоуправления и воспроизводства лесов на местном уровне должно быть государственное бюджетное учреждение, выполняющее полностью все управленческие функции и лесохозяйственные работы по лесовосстановлению, лесовыращиванию, охране и защите лесов. Это современный лесхоз. Однако в рыночной экономике необходима децентрализация лесоуправления и в этой связи функции лесхозов должны быть расширены в части лесного планирования, экономической оценки лесных ресурсов, расчета предельного и экономически целесообразного объемов пользования и т.д. В основе системы бюджетного финансирования лесного хозяйства должны находиться целевые бюджетные фонды (лесные бюджеты) в составе региональных и федерального бюджетов. В доходную часть лесных бюджетов должны поступать все рентные и коммерческие доходы лесного хозяйства. Бюджетные ресурсы для ведения лесного хозяйства должны выделяться на основе экономически и экологически обоснованных и общественно признанных региональных программ устойчивого развития лесов. С. Починков, экономист 28.02.2002 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
|
|