Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Состояние и перспективы развития сельских лесов Ленинградской области

Е.В. Торцев
Начальник ФГУ "Ленсельлес"
Кандидат биологических наук

Сельские леса Ленинградской области входят в систему сельских лесов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. На сегодняшний день площадь лесов, входящих в систему сельского хозяйства, составляет 44,5 млн. га с общим запасом древесины 5,3 млд. куб. м. Среднегодовая расчетная лесосека составляет 35,116 тыс. кбм. В системе территориальных управлений в 45 субъектах федерации функционирует более 900 сельских лесхозов, свыше 22 тыс. лесничеств.

Расчетная лесосека сельских лесов России используется на 24% по сравнению с 17% в лесах Министерства природных ресурсов.

На сегодняшний день сельские леса Ленинградской области располагаются на площади 898,1 тыс. га с общим запасом 1754,2 млн. кбм. и расчетной лесосекой главного пользования в объеме 1 млн. 700 тыс. кбм. В области функционируют 10 сельских лесхозов, 43 лесничества, общее число работников сельских лесхозов составляет 945 человек.

Термин "сельские леса" устойчиво сложился в послеперестроечные годы. До этого времени сельские леса именовались больше как колхозно - совхозные. На разных этапах истории России всегда существовали леса для сельского хозяйства и населения, которые носили различные названия: крестьянские, общинные, монастырские, частновладельческие помещичьи, удельные, ведомственные, леса земских управ и т.д.

Начало крестьянских лесов в государственном законодательстве относится ко времени Генерального межевания земель в России в 1766 году, а начало организованного использования крестьянских лесов связано реформой земель 1861 года. В дореволюционной России во владении крестьян числилось 11 млн. 258 тыс. га леса.

"Декретом о лесах" были национализированы все леса России, но уже с 1923 года весь лесфонд страны был разделен на леса местного и общегосударственного значения. Местные леса являлись основой для последующего создания колхозных и совхозных лесов. Колхозные леса, как самостоятельная категория общественного пользования лесом, окончательное признание получила в 1948 году и зафиксирована в "Положении о колхозных лесах". Покрытые лесом земли закреплялись колхозам государственными актами на вечное пользование землей. Колхозы признавались полноправными пользователями этих лесов, и вся продукция, получаемая в колхозных лесах, а также лесной доход от отпуска древесины на сторону другим потребителям, поступали в распоряжение колхоза.

По свидетельству В.В. Кашина, первый межколхозный лесхоз в России был организован в Ленинградской области в 1962 году на базе лесов колхозов Волховского района. К 1965 году в Ленинградской области леса имели 151 совхоз и 10 колхозов. С мая 1971 года началась организация межхозяйственных лесхозов, сначала семь: Бокситогорский, Лужский, Лодейнопольский, Волховский, Сланцевский, Тихвинский и Киришский, и в 1972 году образованы Выборгский, Волосовский и Кингисеппский, а в 1974 году - Подпорожский межхозяйственные лесхозы.

Межхозяйственные лесхозы были объединены под единое руководство лесозаготовительной конторы Управления сельского хозяйства, которая с 1 июня 1971 года была преобразована в комбинат "Межсовхозлес", а позднее- в производственное объединение.

Перестроечным периодом в 1992 году П.О. "Межсовхозлес" преобразовался в АПП "Ленагропромлес", а в 1998 году Минсельхозпрод России в соответствии с Лесным кодексом (1997) создал новую систему управления сельскими лесами, которая существует по сей день в виде Федерального государственного учреждения Управление сельскими лесами Ленинградской области.

Что такое сельские леса? Какие проблемы они решают и почему их нужно было выделить из общего лесного фонда страны? Эти вопросы задают многие, не видя разницы: сельский лес это или не сельский.

Леса общегосударственного значения являются сырьем для промышленного производства: лесопиления и использования в строительстве, выпуска целлюлозы и бумаги, изготовления мебели, фанеры, разного рода плит и шпона, деревянных моделей для литейного производства и т.п.

В отличии от лесов общегосударственного значения, сельские леса предназначены обслуживать непосредственно нужды населения и сельских товаропроизводителей в древесине, сенокосах, пастбищах, укреплении кормовой базы для животноводства. Объектом влияния сельских лесов на окружающую среду является вся обслуживаемая лесом сельскохозяйственная площадь. Это обслуживание проявляется в регулировании колебаний температуры, влажности воздуха и почвы, равномерном распределении снежного покрова и влаги на полях. Сельские леса вокруг сельхозугодий защищают их от суховеев и морозобоин, предотвращают смыв и размыв плодородного слоя почвы, благоприятно влияют на урожайность сельхозугодий.

Находясь вокруг населенных пунктов, вдоль рек и водоемов, сельские леса служат зоной отдыха не только селян, но и жителей крупных городов, выполняют защитную роль сел, деревень и сельских дорог, обеспечивают полноводность рек и озер.

Сельские леса предназначены обеспечивать строительство и ремонт производственных и жилых построек сельхозорганизаций. В большом количестве древесина из сельских лесов идет на отопление и нужды сельских жителей. В сельских лесах устраивают пчелиные пасеки и звероводческие хозяйства, добывают деготь, смолу, древесный уголь. Сельский лес является важным подспорьем в продуктах питания и поставляет к столу селянина орехи, плоды, грибы, ягоды, соки, дичь. В доперестроечные времена сельские леса поставляли в земельный фонд сельхозугодья, принимая обратно выработанные и обедневшие поля для посадки лесных культур. Поэтому сельские леса не имеют крупных массивов, а разбросаны по территории области мелкими участками вокруг населенных пунктов, полей, пастбищ, вдоль сельских дорог, ручьев и речек. Закрепление сельских лесов за сельскохозяственными организациями - это проявление заботы нашего государства об укреплении сельскохозяйственного производства, это реальная государственная дотация всему сельскому производству, это забота о местном населении, которое не в состоянии конкурировать с лесопромышленниками в вопросах обеспечения себя древесиной для хозяйственных нужд и дровами для отопления.

В настоящее время в Ленинградской области участки лесного фонда имеют 198 сельскохозяйственных организаций, 112 из которых в соответствии со ст. 130 Лесного кодекса приняли свои леса в безвозмездное пользование. Леса переданы на площади 838, 9 тыс. га, остальные, не переданные леса, не представляют интереса сельхозтоваропроизводителям из - за отсутствия возможности пользования древесиной.

В 2002 году из сельских лесов сельхозорганизаций получили 374, 5 тыс. кбм, в т.ч. безвозмездно 169, 5 тыс. кбм., население, крестьянские и фермерские хозяйства получили 106, 5 тыс. кбм. Это явилось существенным подспорьем для увеличения объемов сельскохозяйственного производства. В сельских лесах в 2002 году производились рубки ухода за лесом на площади 7034 га с выборкой ликвидной древесины в объеме 270 тыс. кбм. Уходы в молодняках проведены на площади 888 га с выборкой 3,4 тыс. кбм. неликвидной древесной массы.

Посадка и посев леса в 2002 г. произведены на площади 1610 га, введено в лесопокрытую площадь 1860 га молодняков.

Говоря о сегодняшнем дне работы сельских лесоводов, хотел бы остановиться на следующем.

Мы уже шестой год стараемся вести лесное хозяйство в соответствии с Лесным кодексом 1997 г. выпуска. В этом основном лесном правовом документе напрочь отсутствует словосочетание "лесное хозяйство", т.к. основу его составляют проблемы распределения лесов в пользование и расписаны различные права различных субъектов на лесные ресурсы. В кодексе нет понятия государственного подхода к финансированию лесного хозяйства. Статья 108 кодекса продекларировала мертворожденное понятие финансирования лесохозяйственного производства из федерального бюджета, и которая за 6 лет существования Кодекса подтвердила немощность государства в финансовом обеспечении сохранения и рационального использования своего лесного имущества. Принимая в 1997 г. Лесной кодекс, законодатели пошли на поводу лесопромышленников и не допустили в Кодекс понятие "рубок ухода за лесом". В Кодексе используется термин "промежуточное пользование", в то же время не дано объяснение какой промежуток оно занимает. И почему в Кодексе основу составляет одно понятие "пользование"? А где же лесоводственное воспитание древостоя? Почему Лесным кодексом не установлено, что кроме пользования лесом должны быть вложения в лес, капитальные вложения в воспроизводство использованного ресурса? Как этот документ определяет государственную и человеческую помощь природе в восстановлении нарушенного хозяйственной деятельностью ее равновесия? Лесной кодекс этому ответа не дает.

Интересно, что и в кодексе 1997 г. и в девяти вариантах, предлагаемых на сегодня законодателям нового Лесного кодекса, не просматривается роль лесовода, специалиста лесного хозяйства, в плановом природоохранном лесопользовании, в сохранении природной среды, обеспечивающей быстрое воспроизводство леса, в воспитании не только древостоев для промышленности, но и для жизнеобеспечения человека.

С незапамятных времен специалисты лесного хозяйства, гослесохраны ведут государственный контроль за лесопользованием и воспроизводством лесов. Понятно должно быть всем, что специалисты лесного хозяйства должны согласно "Планов организации лесного хозяйства территории" назначать древостой в главную рубку или проводить рубки ухода за лесом. Они призваны определять состояние древостоя, и только они могут принять решение - когда, какие хозяйственные мероприятия надо провести в лесных массивах и, не нарушив природного равновесия, определить порядок и последовательность в рубке древостоя.

Принятым Лесным кодексом 1997 г. и предлагаемыми вариантами нового кодекса, роль специалиста лесного хозяйства сводится к нулю. Государство не выражает заинтересованности в содержании лесной охраны и выделяет крохи средств на ее содержание. Не создаются законодательные акты о правах, обязанностях, статусе и государственной поддержке лесной охраны. Совершенно выщелачена роль лесной охраны и специалистов лесного хозяйства лесхозов в государственном контроле за лесопользованием и разработке инженерных мер по воспроизводству лесов.

Сложилась ситуация, когда чиновник в служебном кабинете администрации решает вопросы лесного хозяйства, отстранив специалистов лесхоза и лесничеств. У лесной охраны отобрали все полномочия, учинив с нее только один спрос. Используя статью 76 Лесного кодекса, устроен такой контроль, что лесникам впору только стоять на вытяжку, забросив выполнение своей работы.

Контрольные органы стали создавать все, кто при власти, отстранив от государственного контроля лесную охрану. Причем не понятно, кого эти органы проверяют - работников лесного хозяйства, лесопользователей или друг друга. Приведу пример контроля сельских лесхозов: Один и тот же сельский лесхоз (не буду называть какой) начало проверять главное управление природных ресурсов по СПб и Ленинградской области в лице его контрольного управления. Через неделю после этой проверки в лесхоз прибывает контрольная комиссия Комитета по природным ресурсам Правительства Ленинградской области. Проверяют те же самые вопросы. Параллельно с этой проверкой запрашивает информацию и позднее присылает проверку Департамент природных ресурсов по Севере - Западному округу.' И уж совсем добил лесхоз еще один проверяющий орган - ГУ "Леноблконтроль"! И Вы думаете, что эти органы стараются помочь лесхозу в решении каких - либо вопросов? Отнюдь! Каждый из них изощряется в стремлении что - либо накопать. Нужное - ненужное, истинное- неистинное, правдивое - неправдивое, обоснованное - необоснованное, но обязательно в актах отметит, что этакое - очень значимое - нашел в лесхозе. Иначе зачем нужна эта проверка?

Ну, к чему нужно создавать столько проверяющих организаций, параллельно занимающихся одним и тем же делом? Не лучше ли было деньги на содержание этих контролеров направить на финансирование лесохозяйственной и лесоохранной деятельности.

Все варианты нового Лесного кодекса преследуют цель передачи лесов в аренду, концессию, продажу в частные руки и т.д.

Думается, что кто - то в Правительстве очень хочет повторить Чубайсовскую приватизацию. Прежде, чем растаскивать леса по сусекам, первое, что нужно сделать -установить государственный интерес. Вот в Ленинградской области практически все леса переданы в аренду. Что из этого вышло? Главы администраций, которые способствовали этому - ушли с политической арены. А пришедшие новые руководители разводят руками в бессилии обеспечить население и организации древесиной, т.к. свободных ресурсов в большинстве районов нет - все в аренде. А где государственный резерв? В жизни кроме военных конфликтов бывают наводнения, стихии, землетрясения, неотложные меры и т.п. И для ликвидации их последствий государству потребуется лес, а госрезерва нет. И в Лесном кодексе об этом упоминания нет. Дело дошло до того, что сельхозлеса, которые нужны для населения, тоже растаскиваются предпринимателями; пригородные леса включаются в гослесфонд с тем, чтобы пойти с молотка. Такое лесопользование и такое лесное законодательство нанесет только вред и принесет обогащение пользователю только на первых порах.

Выше я уже говорил о длинной, большой жизни сельских лесов. За весь период их существования селяне внесли и вносят значительные ресурсы в сохранение и воспроизводство этих лесов. Своими затратами они уже давно подошли к выкупу своего леса. И если правительство современной России настаивает на введении частной собственности на леса, то справедливости ради, сельские леса следует передать крестьянину бесплатно в виде имущественного пая.

Во всей куче вариантов Лесного кодекса и в Концепции развития лесного хозяйства отмечается сосредоточение управленческих функций в едином уполномоченном Правительством федеральном органе. Наверное, это правильно. Только хотелось бы выразить надежду, что лесное хозяйство не будет пасынком при каком- то Министерстве. Пора уже понять, что ликвидировав самостоятельный государственный орган управления лесным хозяйством, государство потеряло контроль за лесным ресурсом и потеряло немереные деньги, которые растащили ушлые лесопользователи, поставило лесоуправление на грань нищеты.

А Лесной кодекс из производственного документа надо переделать в документ, отражающий интерес каждого жителя страны в его обеспечении лесом, участии его в сохранении и преумножении лесов. Очень жаль, что из варианта в вариант МПР и органы лоббирующие заинтересованных лиц в выпуске основного лесного документа, отвечающего их плотоядным взорам на леса, не прислушиваются к замечаниям и предложениям, которые предлагают специалисты с мест. В таком государстве, как Россия при едином руководстве лесами, леса должны и обязаны быть разбиты на категории, отражающие интересы ведомств, населения, предпринимателей, церкви, муниципальных образований и т.д. И каждой категорией должны управлять специалисты лесного хозяйства. Л управление должно быть увязано с учетом сохранения экологической ценности территории.

Категория сельских лесов имеет право на существование. Покрытые лесом земли государство передало крестьянину в постоянное, бессрочное пользование. И нужно ли сейчас государству выступать в роли "дамы древней профессии", постоянно меняя свое отношение к сельскому хозяйству? Если в Лесном Уставе, действовавшем в Российской Империи, леса подразделялись на казенные, государственные, в непосредственном распоряжении лесного ведомства не состоящие, на частновладельческие, а в советском лесном законодательстве - на леса, находящиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса, леса колхозов и совхозов, то в предлагаемых вариантах Лесного кодекса подобное деление не предусматривается. Тем не менее на практике названные леса существуют и , как показала история с Лесным кодексом 1997 г., существование их в жизни необходимо. И я думаю, что создателям нового Кодекса нужно серьезно изучить предложения Министерства сельского хозяйства и специалистов лесного хозяйства из сельских лесов, чтобы категорию сельских лесов вставить в основной лесной документ. За всю историю существования сельских лесов, как я уже говорил с 1766 года, не нашлось горячих голов в Правительстве царской России, советском правительстве, чтобы отобрать у крестьянина существенную поддержку - его леса. И вряд ли найдется сейчас законодатель или представитель исполнительной власти, который поднимет руку на сельское хозяйство.

Так не лучше ли, прекратив всякие инсинуации вокруг сельских лесов, включить понятие "сельские леса" в Лесной кодекс, установить их статус и определить порядок их использования.

В заключение я хочу поделиться с Вами радостной вестью, которая пришла в Управление сельскими лесами.

По итогам работы сельских лесхозов за 2003 год Всероссийский Выставочный центр (бывшая ВДНХ) наградил Управление сельскими лесами Ленинградской области Золотой медалью.

На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!