Концепция реорганизации управления лесным хозяйством на территории Московской области
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения лесными ресурсами, как и недрами, водными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательной основой регулирования отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является лесное законодательство - Лесной кодекс РФ и др. законодательные и нормативные правовые акты, а также смежные с ним отрасли права - земельное, водное, законодательство о недрах, а по вопросам имущественных отношений - гражданское и др.
Осуществление исполнительно-властных полномочий в указанной сфере на федеральном уровне возложено на МПР России, а также на создаваемые им в соответствии с Конституцией РФ (ст.78) и Лесным кодексом РФ (ст.53) территориальные органы управления.
Действующий ныне Лесной кодекс РФ содержит неоднозначные определения понятия территориальных органов и относит к их числу не только собственно территориальные органы, наделенные государственно-властными полномочиями и осуществляющими государственное управление, но и другие организационные структуры - лесхозы (управления лесным хозяйством), являющиеся по своему статусу федеральными государственными учреждениями и осуществляющие лесопользование и реализующие хозяйственные (коммерческие) мероприятия, несовместимые с требованиями функционирования органов государственной власти. Этот принцип нашел свое отражение в частности в статье 50 Лесного кодекса РФ, согласно которой государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципе несовместимости реализации функций государственного управления в указанной сфере с осуществлением рубок главного пользования и переработкой полученной при этом древесины.
Существующая неопределенность правового и экономического статуса лесхозов диктует необходимость в принятии соответствующих мер по разделению функций государственного управления и функций хозяйствования.
На совещаниях директоров лесхозов Московской области неоднократно поднимался вопрос о совершенствовании структуры управления лесным хозяйством, в результате чего была выработана модель реорганизации существующих лесхозов.
Во-первых, предлагается создать Центральный специализированный лесхоз ("Центрспецлесхоз") со статусом Федерального государственного учреждения, предусмотрев в нем функционирование 4-х межрайонных отделов.
В "Центрспецлесхозе" предполагается сконцентрировать определенные функции в сфере государственного управления (осуществление прав владения и распоряжения лесным фондом, контрольные функции, заключение договоров аренды участков лесного фонда, проведение лесных конкурсов и аукционов, выписку лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров на право осуществления лесопользования и другие), одновременно освободив от указанных функций действующие на этой территории лесхозы. Кроме того, на него будут возложены функции по осуществлению координации, а также оказанию организационно-методической, информационной и иной помощи лесхозам при осуществлении ими лесопользования и лесохозяйственных мероприятий.
За остальными лесхозами должны быть закреплены права основных субъектов принятия хозяйственных решений при одновременном учете общегосударственных интересов.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит на данном этапе в определенной мере разграничить функции государственного управления и функции хозяйственной деятельности, совмещение которых в рамках ныне действующих лесхозов вступает в противоречие с требованиями законодательства.
Одновременно предлагается там, где это возможно и целесообразно, осуществить ряд мероприятий по укрупнению некоторых лесхозов путем их слияния.
Указанные выше мероприятия будут осуществлены за счет и в пределах общей численности и фонда оплаты труда Департамента. Для более успешной реализации вышеперечисленных мероприятий в аппарате Департамента будет создана рабочая комиссия из числа руководителей и высококвалифицированных специалистов Департамента, а также руководителей отдельных лесхозов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
организаций государственной лесной службы в Московской области
Департамент природных ресурсов (межрегиональный территориальный орган) |
Центрспецлесхоз *)
(Федеральное государственное учреждение) |
Лесхозы*)
(Федеральные государственные учреждения) |
Осуществляет контроль и проводит анализ учета лесного фонда, ведет кадастр и мониторинг. |
Обеспечивает сбор и обобщение поступающей информации по учету лесного фонда, государственному лесному кадастру и мониторингу лесов и представляет ее ДПР |
Подготавливает первичные материалы и ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной мониторинг |
Подготавливает предложения и участвует в разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных программ использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также по охране, контролю и регулированию объектов животного мира. Организует реализацию этих программ. |
Принимает участие в подготовке предложений по разработке федеральных государственных программ по вопросам охраны, защиты и воспроизводства лесов и участвует в их реализации |
Участвует в подготовке предложений по разработке федеральных государственных программ по вопросам охраны, защиты и воспроизводства лесов. Осуществляет реализацию мероприятий, предусмотренных в них и относящихся к сфере своей деятельности |
Обеспечивает контроль за исполнением должностными лицами государственной лесной охраны РФ полномочий, возложенные на них законодательством РФ. |
Осуществляет контроль за исполнением должностными лицами государственной лесной охраны РФ полномочий, возложенных на них законодательством РФ. |
|
Осуществляет контроль за выполнением условий договоров аренды участков лесного фонда и безвозмездного пользования |
Заключает договоры аренды участков лесного фонда и безвозмездного пользования |
Подготавливает материалы на передачу участков лесного фонда в аренду |
Осуществляет контроль за проведением работ в лесном фонде, не связанных с ведением лесного хозяйства |
Выдает в установленном порядке разрешения на проведение в лесном фонде строительных работ, добычу полезных ископаемых и иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства |
Подготовка, по поручению ДПР, первичных материалов на проведение работ в лесном фонде |
Рассматривает поступившие материалы и представляет их в МПР России для утверждения в установленном порядке |
Обобщает предоставленные материалы и готовит предложения ДПР |
Готовит материалы по отнесению участков лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, уточнению объемов расчетной лесосеки при изменении границ участков лесного фонда, возраста рубок и других изменений, происшедших в лесном фонде |
Организует работу по переводу лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также осуществляет контрольные функции |
Выполняет мероприятия по переводу лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом |
Подготавливает по поручению ДПР и "Спецлесхоза" первичные материалы по переводу лесных земель в нелесные |
Выдает разрешения на перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом |
Подготавливает материалы по переводу лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства |
Согласовывает участки лесного фонда для производства работ, связанных с ведением лесного хозяйства |
Осуществляет контрольные функции |
Осуществляет контроль за качеством отвода лесосечного фонда |
Проводит работы по отводу и таксации лесосек |
Осуществляет государственный пожарный надзор |
Организует работы по привлечению сил и средств по тушению лесных пожаров |
Осуществляет охрану лесов от пожаров, незаконных рубок и других нарушений, причиняющих вред лесному фонду, а также защиту леса от вредителей и болезней |
Осуществляет контроль за проведением рубок |
Принимает конкретные решения по данному вопросу, осуществляет контроль |
Готовит первичные материалы по объемам заготовки древесины по прочим рубкам |
Осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, и древесно-кустарниковой растительности на землях иных категорий |
Осуществляет контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд и древесно-кустарниковой растительности на землях иных категорий |
Производит работы по охране лесов, выполняет лесохозяйственные работы |
Осуществляет контрольные функции |
Разрабатывает мероприятия и организует контроль |
Организует работу должностных лиц гослесохраны РФ в лесном фонде, и в лесах, не входящих в лесной фонд |
Разрабатывает и утверждает мероприятия, а также осуществляет контрольные функции |
Осуществляет контроль качества выполняемых мероприятий |
Выполняет работы по ведению лесного хозяйства и лесоразведению в соответствии с законодательством РФ |
Осуществляет контрольные функции |
Производит освидетельствование (контроль) выполненных работ |
Производит лесохозяйственные, лесокультурные, лесозащитных и противопожарные работ в лесах |
Осуществляет контрольные функции |
Организует приемку в установленном порядке участков лесного фонда после завершения на них работ лесопользователями |
|
Осуществляет контрольные функции |
Принимает участие в осуществлении государственного контроля за охраной объектов животного мира и среды их обитания |
Осуществляет охрану объектов животного мира и среды их обитания |
Осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка выписки лесорубочных Билетов, лесных билетов и ордеров на право осуществления лесопользования |
Производит выписку лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров на право осуществления лесопользования |
Готовит материалы для выписки Лесорубочных билетов, лесных билетов и Ордеров на право лесопользования |
На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства
|
|