Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Концептуальные основы отечественной лесной политики

Доктор экономических наук
Проф. Петров В.Н. СПбГЛТА

Положение лесопромышленного сектора экономики России оставляет желать лучшего. Падение объема лесозаготовок с 370 млн.кбм в начале 90-х годов до уровня 100-120 млн.кбм в настоящее время (что ниже объемов заготовки во время второй мировой войны), высокая горимость лесов (около 1 млн.га ежегодно), снижение качества выполняемых лесохозяйственных работ и мероприятий часто связывают с отсутствием лесной политики. Это неверное утверждение. Лесная политика существует с момента появления государства и права, при условии наличия лесных ресурсов в стране. Она может быть последовательной, противоречивой, научно-обоснованной, учитывающей региональные различия или нет, но утверждать, что лесная политика отсутствует - не правомерно. Такие рассуждения позволяют сделать вывод, что лесная политика всегда является прерогативой органов государственной власти. Поэтому, говоря о лесной политике, надо всегда иметь в виду, что лесная политика - это исключительно политика государственная. Все остальные субъекты лесных отношений (лесхозы, лесопользователи, органы исполнительной власти и пр.) могут быть определены лишь как проводники лесополитических решений.

Устойчивость ведения лесного хозяйства и работы лесной промышленности должна обеспечиваться единым федеральным законом о лесной политике. Такой федеральный закон должен стать венцом всего лесного законодательства, в рамках которого оно должно формироваться с учетом норм международного права.

Существующее в настоящее время лесное законодательство противоречиво и носит ведомственный характер. Лесной кодекс Российской Федерации (равно как и проект Лесного кодекса) ориентирован в большей степени на лесопользование, чем на ведение лесного хозяйства, в нем отсутствуют положения, позволяющие общественности влиять на принятие решений в области лесных отношений.

Уровень общественного сознания роли леса в жизни общества диктует необходимость изменения существующего положения в федеральном лесном законодательстве. Результатом стало появление ряда общественно-политических движений, различных "партий зеленых", объединяющих в свои ряды, как работников лесного сектора, так и всех тех, кому небезразлична судьба российских лесов. Процесс их появления является вполне закономерным. Они выражают интересы определенной части общества через своих представителей в законодательных органах государственной власти на различных уровнях. Этот процесс имеет циклический характер (леса - общество - партии, общественно-политические движения - представители этих движений в законодательных органах государственной власти - лесополитические решения - леса). Содержание принимаемых решений должно находится в зависимости от уровня общественного сознания роли и значения лесов.

Жизнь убедительно доказала, что ни лесопользование, ни сохранение лесов невозможны без целенаправленной государственной политики. Понятие лесной политики

В самом общем виде под лесной политикой понимается отношение государства к лесу. Лесная политика - это власть. Это часть механизма государственной власти. Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Поэтому, чтобы определить сущность лесной политики, необходимо прежде всего исходить из норм конституционного права, обладающими высшей юридической силой и определяющими механизм осуществления государственной власти в России. Приняв за основу эту конституционную норму, можно аналогично сформулировать определение политики государства в лесном секторе. Лесная политика - это процесс реализации государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, - в лесопромышленном секторе для достижения определенных целей. Лесная политика является идеологией, (нравственным началом) объединяющей лесные правовые нормы в систему и решающей на различных уровнях государственного управления концептуальную задачу по стратегическому развитию лесопромышленного сектора страны.

Цель концепции лесной политики

Концепция лесной политики России определяет основные принципы государственной политики в лесопромышленном секторе, ее цели, задачи и основные направления.

Концепция является руководящим документом для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.

Принципы лесной политики

Принципы лесной политики России соответствуют Конституции Российской Федерации, гражданскому и иному законодательству, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Лесная политика основана на следующих принципах:

лесной фонд Российской Федерации может находиться в различных формах собственности;
управление лесами осуществляют органы государственного управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
управление лесами осуществляют исходя из принципа максимизации лесного дохода;
финансирование расходов на управление лесами, охрану, защиту и воспроизводство лесов осуществляют за счет следующих источников: лесного дохода государственного бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и специальных фондов (расширенного воспроизводства, страхования лесов и др.) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
использование лесного фонда осуществляется на принципах рациональности, непрерывности и неистощительности;
участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах пользования;
право пользования участками лесного фонда предоставляется на условиях платности, срочности и возвратности;
законодательство, регулирующее лесные отношения, учитывает региональные различия субъектов Российской Федерации;
законодательство, регулирующее лесные отношения, учитывает экономические, экологические и социальные интересы местного населения и коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их традиционного проживания;
изменение законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих лесные отношения, должно быть предсказуемо;
законодательство, регулирующее лесные отношения, должно обеспечивать экономическую заинтересованность всех субъектов лесных отношений.

1. Цели и задачи лесной политики

Основными целями лесной политики являются обеспечение устойчивого управления лесами и устойчивого развития отраслей лесной промышленности.

Задачи лесной политики:

удовлетворение общественных потребностей в древесине, иных ресурсах, продукции переработки древесины; в соответствие с нормативами, определяемыми общероссийскими и региональными целевым программами;
своевременное воспроизводство лесов, улучшение породного состава и увеличение их производительности, сокращение непродуктивных земель лесного фонда;
сохранение лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий;
осуществление экспорта лесобумажной продукции и иной продукции лесопользования в объемах соответствующих потенциалу лесных ресурсов России;
получение прибыли предпринимателями от деятельности в сфере лесной промышленности;
поступление налоговых и рентных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
обеспечение населения России рабочими местами в отраслях лесного комплекса;
создание защитных насаждений на землях, не входящих в лесной фонд.

2. Направления лесной политики.

Лесная политика состоит из экономического, экологического и социального направлений регулирования лесных отношений.

Экономическое направление:

Экономическое направление лесной политики должно учитывать специфику лесного хозяйства, которая определяет действие экономических законов и категорий, требующих особых экономических отношений, экономического механизма, схемы функционирования финансов лесного хозяйства, системы бухгалтерского учета и структуры управления.

Экономическое направление лесной политики имеет своей целью согласование интересов субъектов лесных отношений: увеличение поступлений от предоставления права пользования лесным фондом, увеличение налоговых поступлений от деятельности предприятий лесного комплекса, получение прибыли предприятиями.

Государство, являясь в настоящее время собственником лесного фонда, преследует интересы возрастания экономической ценности лесного фонда как рентного имущества и национального достояния.

Социальное направление:

Социальное направление лесной политики имеет своей целью сбалансирование интересов общества, государства, лесопользователей в использовании социальных функций лесов и предоставление рабочих мест.

Государство в социальной сфере преследует следующие интересы:

удовлетворение потребностей населения в социальных функциях леса;
увеличение числа рабочих мест в лесном комплексе;
социальная защищенность работников лесного комплекса.

Экологическое направление:

Экологическое направление лесной политики преследует цель сохранения и улучшения состояния окружающей природной среды путем наложения ограничений со стороны государства на экономические и социальные интересы субъектов отношений в сфере лесного комплекса.

Государство преследует следующие экологические интересы:

обеспечение благоприятных условий для жизни населения;
сохранение биологического разнообразия лесных и других экосистем;
внедрение безотходных технологий и создание экологически чистых производств.

6. Инструменты лесной политики

Реализация направлений лесной политики осуществляется путем принятия законов и иных нормативных правовых актов в экономической, социальной и экологической сферах, которые как стимулируют, так и ограничивают деятельность субъектов лесных отношений и являются инструментами лесной политики.

Управление лесами и лесным хозяйством как функция и инструмент лесной политики, устанавливаемое законами и нормативными документами Правительства Российской Федерации, регулирующими лесные отношения, должны учитывать следующее. Вследствие чрезвычайно длительного процесса производства и других особенностей лесному хозяйству как никакой другой отрасли противопоказаны разного рода социально-экономические и управленческие реорганизации - смена собственности на леса, смена органов управления, источников и порядка финансирования и т.п. мероприятия, поскольку все это, как показывает история, неминуемо отрицательно скажется на состоянии леса. Любые попытки игнорирования этой специфики, которыми сопровождались многочисленные (свыше двадцати) реорганизации управления отраслью путем механического присоединения лесного хозяйства к другим отраслям - лесной промышленности, сельскому хозяйству, совнархозам, природоохранному ведомству, оканчивались, как показывает исторический опыт, плачевными результатами - возвращению к самостоятельному органу управления лесным хозяйством, но с большими потерями. Экономический механизм и структура управления этими отраслями, несовместимы с названными выше главными экономическими особенностями лесного хозяйства, поэтому в любом органе государственного управления, на которое возлагается управление этой отраслью, должна быть сохранена его автономия.

7. Роль государства в лесном комплексе.

Основной ролью государства в лесном комплексе является установление баланса экономических, социальных и экологических интересов между субъектами лесных отношений.

Государство выполняет три основные функции в лесном комплексе: регулирующую, контрольную и функцию собственника.

Регулирующая функция государства заключается в разработке лесной политики и законодательной базы для ее реализации. Контрольная функция заключается в осуществлении контроля за реализацией лесной политики и выполнением законов и иных нормативно-правовых актов в сфере лесных отношений.

Функция собственника означает, что основное бремя затрат по управлению лесами, находящимися в государственной собственности, несет государство.

8. Лесная политика в сфере образования, науки, информационной и просветительской деятельности.

Образование, научные исследования в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности, а также информационная и просветительская деятельности обеспечивают необходимые для устойчивого развития лесного комплекса теоретические знания и практические навыки.

Государство обеспечивает финансирование этих видов деятельности, а также содействует частным инициативам по их развитию.

Целью образования в сфере лесной промышленности и лесного хозяйства является подготовка специалистов, знания и навыки которых обеспечат конкурентоспособность и устойчивое развитие лесного комплекса.

Целью научных исследований в сфере лесной промышленности и лесного хозяйства является получение научно-обоснованной информации и использование ее для совершенствования лесных отношений.

Целью информационной деятельности в сфере лесных отношений является обеспечение государства, хозяйствующих субъектов, населения и международных организаций информацией и состоянии лесов, управления ими, лесном хозяйстве и лесной промышленности.

Целью просветительской деятельности является формирование у населения объективных представлений о лесе, его использовании, воспроизводстве, охране и защите.

9. Реализация Концепции лесной политики России

Реализация Концепции лесной политики осуществляется через принятие федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих лесные отношения.

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующее лесные отношения исходя из принципов, целей, задач и основных направлений, провозглашенных в Концепции лесной политики России, и не может ей противоречить.

Субъекты Российской Федерации должны принимать Концепции региональной лесной политики, которые разрабатываются в развитие Концепции лесной политики Российской Федерации и не могут ей противоречить.

На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!