Основы (концепция) государственной
политики в области природопользования и использования минерально-сырьевого комплекса
Краткое изложение проблемы
Природоресурсный комплекс Российской Федерации и, соответственно, топливно-энергетический комплекс и горнодобывающая промышленность имеют особое значение в социально-экономическом развитии Российского государства и обеспечении его экономической и энергетической безопасности.
Россия по-прежнему является одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья и занимает ведущее место в мире по его экспорту. Минерально-сырьевой комплекс (МСК), несмотря на его огромный потенциал и более высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими отраслями экономики, в условиях реформирования экономики оказался в критическом состоянии по причинам отсутствия долгосрочной государственной стратегии изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий ТЭК.
Дополнительными факторами критического состояния минерально-сырьевого комплекса являются истощение сырьевых баз действующих предприятий, прогноз выбытия добывающих мощностей в 2005-2010 гг. при существующих низких темпах ввода в эксплуатацию новых месторождений и значительном сокращении объемов геологоразведочных работ (в том числе вследствие отмены ставок ВМСБ как бюджетного источника финансирования геологоразведочных работ и выполнения территориальных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы).
Указанные негативные факторы в ближайшей перспективе могут привести к существенному сбою в работе минерально-сырьевого комплекса и, как результат, - к замедлению экономического развития и ослаблению энергетической безопасности страны.
Эффективная политика России в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности требует также учета последствий глобализации МСР и определения роли страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении.
По запасам ряда полезных ископаемых РФ занимает доминирующее положение в мире при весьма низких темпах их промышленного освоения за последние 10 лет. Российская МСБ уже в ближайшие годы может войти в резерв мирового минерально-сырьевого обеспечения и эти обстоятельства определяют необходимость заблаговременной организации эффективного сотрудничества Российской Федерации с другими странами -потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира МСР с целью стабилизации международного минерально-сырьевого рынка.
В связи с изложенным, в современных экономических условиях проблема эффективного природопользования, опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы и воссоздания стратегических запасов полезных ископаемых (к числу которых отнесены топливно-энергетические ресурсы, благородные металлы, руды цветных и редких металлов и неметаллов) должна являться одной из приоритетнейпшх в государственной политике России.
Примечание:
В XXI веке в мире будет продолжаться рост потребления минерально-сырьевых и энергетических ресурсов, в связи с чем горнодобывающая промышленность должна будет продолжать ее удовлетворять, для чего необходимо увеличение числа открываемых и эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых. Рост мирового народонаселения сопровождается увеличением потребления минерального сырья на душу ^населения; с 1900 г. до наших дней население мира выросло с 1,5 млрд, человек до б млрд, человек. Все большее и большее число людей оказываются в зависимости от минерально-сырьевого обеспечения существования, так что поиски новых месторождений полезных ископаемых неизбежно будут продолжаться. Западными экспертами прогнозируется, что в последующие 50 лет объемы горно-добычных работ возрастут по меньшей мере в 5 раз главным образом за счет новых месторождений с переработкой руд по старым технологиям, поскольку рециклинговые технологии не смогут в полной мере удовлетворить растущее потребление.
Концепция сбалансированного развития, выдвинутая ООН в 1992 г., процессы глобализации минерально-сырьевых баз, интенсивно идущие в последние годы, национальные минерально-сырьевые интересы многих стран и проблемы удовлетворительного минерально-сырьевого обеспечения потребностей человечества при росте жизненного уровня как в развитых, так и в развивающихся странах, требуют глубокого анализа с целью достижения разумных (и приемлемых) компромиссов. Вместе с тем национальные минерально-сырьевые интересы стран, обладающих значительными минеральными ресурсами, в том числе и Россия, должны быть определяющими как при реализации концепции сбалансированного развития мира, так и в определении собственных стратегических интересов на мировых энергетических рынках.
К содержанию К следующему разделу
На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства
|