Основы (концепция) государственной
политики в области природопользования и использования минерально-сырьевого комплекса
2.4. Параллельные изменения отдельных отраслей законодательства Российской Федерации в связи с совершенствованием природоресурсного законодательства.
Совершенствование законодательной политики в сфере недро- и природопользования должно идти параллельно с внесением корректив в правовое регулирование гражданских отношений (особенно в части регулирования сделок, обязательств, права собственности), а также административных отношений (в части принципов и форм административной ответственности, в том числе юридических лиц) с учетом специфики горных отношений.
Административное законодательство Российской Федерации не закрепляет более или менее серьезных штрафных санкций для юридических лиц за нарушения правил и. стандартов недро- и природопользования, ведения горных (добычных) работ, стандартов охраны окружающей природной среды.
Разработанный и принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Кодекс об административных правонарушениях и штрафах по-прежнему ориентируется на определенное количество МРОТов как расчетную базу административных штрафов при совершении административных правонарушений в области природопользования, что экономически неэффективно, так как последствия правонарушений в области природопользования экономически несопоставимы с низкими административными штрафами, применяемыми в отношении юридических лиц.
Действующее гражданское законодательство регулирует договорные отношения и отношения собственности без учета специфики горных отношений (до настоящего времени регулирование которых относилось к публичной сфере и исключало гражданско-правовое регулирование), а также отношений недро- и природопользования.
В связи с этим, необходим пересмотр ряда норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения собственности, обязательственных отношений, в том числе в части введения определенных ограничений на свободу договора и свободное распоряжение собственником своим имуществом в сфере горных отношений и природопользования. Требует дополнительного осмысления целесообразность отнесения участков недр к имущественным объектам, оборот которых (либо оборот прав на пользование которыми) регулируется нормами гражданского права.
Следует также разработать и законодательно закрепить на федеральном уровне систему административных мер изъятия у недро- и природопользователей (права пользования недрами либо конкретным видом природного ресурса которых досрочно прекращены) на возмездных началах промысловых и иных имущественных объектов, наличие которых непосредственно связано с технологическим процессом добычи полезных ископаемых либо использование природного ресурса, в том числе при отсутствии добровольного согласия недропользователей на передачу таких объектов государству либо новым недро- и природополъзователям.
Требует определенного изменения Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации в части разумного соотношения экологических принципов и хозяйственных задач водопользования, в том числе использование подземных вод в процессе недропользования.
Представляется, что недавно принятая вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации не вполне отвечает задачам изъятия природной ренты у хозяйствующих субъектов, а также не стимулирует органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять функции по воспроизводству отдельных видов природных ресурсов на своей территории, а также по формированию и выполнению территориальных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы.
К содержанию К следующему разделу
На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства
|