Основы (концепция) государственной
политики в области природопользования и использования минерально-сырьевого комплекса
2.5. Государственная политики по унификации систем лицензирования пользования различными видами природных ресурсов
Разрешительная система доступа субъектов хозяйственной деятельности к участкам недр, а также к водным объектам, закрепленная на текущий момент в федеральном законодательстве в виде государственной системы лицензирования пользования недрами и водными объектами является наиболее эффективной системой для обеспечения целей государственного контроля за рациональным использованием фонда недр и водных объектов.
Представляется целесообразным распространить принципы названной государственной системы лицензирования на государственное управление отдельными видами природных ресурсов, в первую очередь, лесным фондом Российской Федерации.
При этом, целесообразно унифицировать отдельные элементы систем лицензирования пользования различными видами природных ресурсов и недрами, так как процесс административного управления (со стороны государства) природными ресурсами должен осуществляться по единому порядку и на основе единых основополагающих принципов.
Выдача государственного разрешения - лицензии - на право пользования природными ресурсами с определением основных условий пользования, обязательных для хозяйствующего субъекта к исполнению, обеспечивает четкий порядок доступа. хозяйствующих субъектов к объекту государственной собственности на условиях, определяемых собственником, т.е. государством. Дополнительные обязательства хозяйствующих субъектов перед государством и, возможно, встречные обязательства государства перед хозяйствующим субъектом по использованию отдельных видов природных ресурсов, а также по воспроизводству конкретного вида природного ресурса могут оформляться договорами гражданско-правового характера,
В сфере недропользования используется именно подобный подход, который закреплен законодательно. В частности, ст.11 Закона Российской Федерации "О недрах" предусматривает оформление права пользования недрами лицензией на пользование недрами (для различных видов пользования), ст. 12 названного Закона закрепляет основные требования к содержанию такой лицензии, а ч.З ст. 11 названного Закона предусматривает возможность заключения между недропользователем и уполномоченным государственным органом договора о дополнительных условиях недропользования.
Следует отметить, что государственная система лицензирования пользования недрами наиболее проработана в организационном и правовом отношении, апробирована в государственном управлении за прошедшие девять лет, прошла определенные этапы совершенствования, что позволяет предложить использовать основополагающие положения данной системы для формирования систем лицензирования пользования отдельными видами природных ресурсов.
В связи с этим несколько отличающаяся государственная система лицензирования водопользования (в этой системе предусмотрена выдача трех видов лицензий: лицензия на
долгосрочное водопользование, лицензия на краткосрочное водопользование, разрешительная лицензия на передачу права пользования водным объектом) могла бы быть изменена в части отмены разрешительной лицензии, так как возможность оборота (передача) прав водопользования и пределы такого оборота должны быть закреплены в федеральном законе, а не в административном разрешении, выдаваемом органами исполнительной власти.
Соответственно, с водопользователем могут заключаться договоры об условиях пользования водными объектами, впрочем, такая возможность уже закреплена положениями действующего Водного кодекса Российской Федерации.
К содержанию К следующему разделу
На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства
|