Основы (концепция) государственной
политики в области природопользования и использования минерально-сырьевого комплекса
2.7. Отношения собственности на природные ресурсы. Отношения органов исполнительной власти различного уровня при реализации властных полномочий по вопросам государственного управления природными ресурсами
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения. При принятии Конституции Российской Федерации предполагалось, что разграничение полномочий по вопросам природопользования между уровнями государственной власти будет проведено позднее в рамках федерального законодательства. Однако, современные тенденции в законодательстве основаны на делении единой государственной собственности на природные ресурсы. Наиболее отчетливо это можно проследить на примере Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, а также Земельного Кодекса Российской Федерации.
На сегодняшнем этапе развития общества необходимо обеспечить сохранение и укрепление единой государственной собственности на природные ресурсы, в противовес тенденции разделения государственной собственности на федеральную, региональную и
муниципальную. Разделять необходимо полномочия по управлению единой государственной собственностью. Исключение может составлять земельный фонд Российской Федерации в связи со спецификой земли как объекта имущественных сделок, что предопределяет необходимость включения земли в гражданский оборот.
Полномочия органов государственной власти реализуются в процессе выполнения этими органами регулятивных, властно-распорядительных и контрольных функций как на федеральном, так и на региональном уровне.
При выполнении регулятивной функции принцип совместного ведения реализуется через механизм принятия федеральных законов и в исполнение федеральных законов -законов субъектов Российской Федерации (ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Механизм формирования и исполнения управленческих решений при исполнении властно-распорядительных и контрольных функций по предметам совместного ведения не определен.
Представляется, что принцип "двух ключей", реализованный в Законе Российской Федерации "О недрах", - совместное принятие решений по вопросам пользования и распоряжения недрами, - наиболее полно обеспечивает учет интересов государства в целом, регионов, где расположены участки недр, и недропользователей, минимизирует производственные риски и сглаживает объективные противоречия (экономические, экологические, социальные, национальные и т.п.), неизбежно возникающие при геологическом изучении, разведке и разработке полезных ископаемых.
Для примера можно проанализировать выполнение властно-распорядительных и контрольных функций органами исполнительной власти в сфере недрополъзования.
Выполнение названных управленческих функций органами исполнительной власти различного уровня охватывает:
- разработку стратегии вовлечения ресурсов в оборот, формирование государственных программ воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы;
- формирование государственной системы лицензирования (доступ к недрам);
- формирование системы государственного геологического контроля и горного надзора;
- формирование, анализ и хранение информационных потоков в целях принятия управленческих решений (промысловая информация, госстатистика и т.д.);
- вовлечение участков недр в промьшшенный оборот, выделение лицензионных участков недр при проведении конкурсов, аукционов на право пользования недрами.
Решение конечных целей государства в недропользовании зависит от рациональности и эффективности государственного управления, которое, в свою очередь, зависит, насколько выполнение органами исполнительной власти властно-распорядительных и контрольных функций "приближено" к недропользователям.
Федеральный уровень управления имеет ряд специфических черт:
- сроки формирования и реализация управленческих решений "удлинены" в связи с медленным движением информационных потоков;
- кадры ориентированы на стратегическое планирование и контрольные функции за нижестоящими территориальными органами.
Поэтому целесообразно закрепить за федеральным уровнем управления функции стратегического планирования использования и воспроизводства природного комплекса Российской Федерации, а также полномочия по осуществлению федерального надзора за исполнением недро- и природопользователями, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральных законов в области природопользования, а также порядка и правил природопользования, установленных федеральным законодательством.
Для реализации властно-распорядительных и контрольных функций, установленных ст. 3, 4, 10-1 п.п. 3, 4, 6, 8, 9, 11, 14 Федерального Закона "О недрах", следует разработать и ввести в действие порядок (регламент) принятия федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений по вопросам совместного ведения в сфере недро- и природопользования с процедурой согласования таких решений.
К содержанию К следующему разделу
На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства
|
|