Основы (концепция) государственной
политики в области природопользования и использования минерально-сырьевого комплекса
3. Основные проблемы минерально-сырьевого комплекса России
Созданная в стране минерально-сырьевая база играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира, В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. Месторождения России содержат свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, одну треть - газа, 11% - угля, 26% - железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По объему разведанных запасов никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых Российская Федерация занимает первое-третье место в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового пшата и других неметаллических минеральных ресурсов.
Даже в условиях экономического кризиса и спада добычи полезных ископаемых из недр России ежегодно извлекается: 9-10% мировой добычи нефти, порядка четверти всего газа, 5-7% угля, 7-8% товарных железных руд, 12-20% никеля и кобальта, более 10% вольфрама, значительная часть других цветных и редких металлов, золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 6% фосфорного концентрата, 12% калийных солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.
По наиболее проработанным экспертным оценкам, валовая ценность разведанных, и оцененных запасов полезных ископаемых в ценах мирового рынка составляет порядка 30 трлн.долл. США (в том числе извлекаемой ценности разведанных и оцененных запасов основных групп полезных ископаемых - более 19 трлн. долл. США). Из них около трех четвертей приходится на нефть, газ, уголь.
К активным запасам полезных ископаемых, промышленная разработка которых в современных экономических условиях целесообразна, относятся запасы: железных руд -85% (в том числе 56% в сфере деятельности действующих горнорудных предприятий), меди - 70 (47), свинца - 73 (62), никеля 61 (61), бокситов -52 (33), титана - 68 (2), олова - 38 (37), вольфрама - 16 (16), молибдена -50 (23), ниобия - 32(17), тантала - 41 (20), фосфоритов - 21 (16), апатитов - 53 (52), угля - 70 (42, включая резервные участки).
Существенные коррективы в общую оценку обеспеченности страны минеральными ресурсами вносит переоценка месторождений по критериям рыночной экономики. В прошедшие годы наряду с месторождениями высококачественных руд было детально разведано и включено в Государственный баланс значительное число месторождений с низкокачественными рудами, или расположенных в удаленных районах, или со сложными горнотехническими условиями, из-за чего их разработка в рыночных условиях становится нерентабельной.
В то же время, состояние сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России и действующих предприятий-недрополъзователей заметно ухудшилось в связи с истощением запасов, снижением их качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки в результате длительной и интенсивной эксплуатации. Качество руд ряда месторождений не обеспечивает их рентабельную отработку из-за низкого уровня применяемых технологий.
С учетом мировой конъюнктуры минерального сырья, резкого возрастания стоимости энергоносителей, материалов и транспортировки такие месторождения полезных ископаемых выпадают из перечня объектов, подлежащих промышленному освоению, что фактически приводит к сокращению балансовых запасов полезных ископаемых (иногда до 30% от учтенных Государственным балансом).
Напряженная ситуация с минерально-сырьевой базой обозначилась прежде всего в важнейших традиционных нефтегазо- и горнодобывающих регионах страны: в Западной Сибири, в регионе Урало-Поволжья, Республике Коми, регионе Северного Кавказа. Недостаточна обеспеченность активными запасами апатитовых руд на Кольском полуострове, богатых медно-никелевых руд в Норильском районе, россыпного золота в Якутии, Магаданской области, Сибири и на Урале, сурьмы в Якутии, железных руд на Урале и в Западной Сибири, бокситов на Урале и др.
Без достаточной сырьевой базы, на оперативных, практически ежегодно приращиваемых запасах, работают свинцово-цинковые рудники в Читинской области. Приморье и на Северном Кавказе; оловянные - в Хабаровском и Приморском краях; вольфрамовые - в Республике Бурятия и Приморском крае, не обеспечен собственной сырьевой базой ряд медеплавильных заводов Урала,
В условиях слабой сырьевой обеспеченности и низких экономических показателей разработки оставшихся и оперативно наращиваемых запасов предприятия переходят к селективной отработке богатых руд, что еще более ухудшает ситуацию, сокращая сроки действия добывающих производств и приводя к крупным потерям средних и бедных по качеству руд.
В то же время в стране длительное время не осваиваются уже разведанные крупные месторождения минерального сырья.
Важнейшим элементом устойчивости минерально-сырьевой базы и функционирования минерально-сырьевого комплекса России в целом является сбалансированное соотношение между уровнями добычи и приростами запасов полезных ископаемых, обеспеченностью запасами определенных категорий и прогнозными ресурсами. Начиная с 1991 г., добыча абсолютного большинства видов минерального сырья в стране обеспечивается в основном созданным ранее заделом запасов. За счет использования поискового задела прошлых лет в этот же период получены практически все приросты запасов, которые, однако, не полностью компенсируют погашение запасов при добыче. Это привело к тому, что в общей структуре запасов по большинству полезных ископаемых существенно возросла доля разведанных и подготовленных к отработке запасов, тогда как доля оцененных запасов и прогнозных ресурсов снизилась. Если учесть, что предварительно оцененные запасы и прогнозные ресурсы определяют поисково-разведочный задел и, следовательно, реальные возможности развития минерально-сырьевой базы, то создавшееся положение является весьма тревожным фактором.
При наличии таких серьезных проблем с минерально-сырьевой базой России недопустимо расточительное некомплексное ее использование. В настоящее время недостаточная комплексность добычи и переработки полезных ископаемых приводит к потерям до 30-50% учтенных в недрах запасов. Наиболее значимы потери попутного газа и серы при добыче нефти, что, кроме прямых экономических потерь, оказывает отрицательное влияние на окружающую среду. Крупные потери "имеют место на стадии добычи и переработки руд. При этом в отвалах предприятий разубоживаются и безвозвратно теряются многие ценные компоненты, содержащиеся в добываемых рудах.
Реализация минерально-сырьевого потенциала России зависит от ряда проблем, связанных как с состоянием минерально-сырьевой базы, так и с положением в минерально-сырьевом комплексе страны в целом.
Основными проблемами минерально-сырьевого комплекса России являются:
- острый дефицит в России отдельных видов минерального сырья (марганцевые и хромовые руды, титан, цирконий, уран, высококачественные бокситы, самородная сера, каолин и бентониты, барит и некоторые другие);
- нерентабельность освоения значительного числа разведанных месторождений при их переоценке по критериям рыночной экономики и неизбежное в связи с этим уменьшение балансовых запасов полезных ископаемых, учитываемых Государственным балансом;
- неконкурентоспособность по целому ряду причин значительного количества отечественных месторождений минерального сырья, особенно руд черных, цветных и редких металлов в сравнении с зарубежными аналогами;
низкая обеспеченность разведанными запасами отдельных добывающих предприятий, особенно в старых, давно освоенных горнорудных районах;
- неблагоприятное географическое размещение разведанных месторождений отдельных видов минерального сырья, что требует для их освоения крупных капитальных вложений и ухудшает экономические показатели разработки;
- низкие темпы подготовки к разработке новых месторождений, взамен отрабатываемых, и ввода новых мощностей;
- низкие темпы подготовки экологически защищенных подземных вод для питьевого водоснабжения;
- недостаточная комплексность в использовании минерального сырья при его добыче и переработке;
- истощение поисково-разведочного задела прошлых лет, снижение доли предварительно оцененных запасов в общем балансе разведанных и прогнозных запасов;
- потеря государством контроля за эффективным использованием стратегических ресурсов в связи с массовой приватизацией предприятий комплекса;
- утрата государственного контроля над уровнями прироста запасов, созданием новых ресурсных возможностей в традиционно добывающих и новых районах по всем видам стратегических полезных ископаемых, а полученные уровни прироста по нефти, газу, железным рудам, бокситам, меди, никелю, золоту, редким металлам, свинцу, цинку, молибдену не обеспечивали простого воспроизводства;
- отсутствие дифференцированного подхода государства к регулированию производства минеральных ресурсов заведомо разной ликвидности и разобщение предприятий, ранее входивших в единые отраслевые системы, способствовало отнесению значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных, доля которых достигла 30% от всего количества разведанных запасов;
- прекращение на большинстве горнодобывающих предприятий обновления основных фондов (возраст 70% машин превысил 10 лет, что в 2 раза хуже, чем в развитых странах);
- увеличение диспропорции между сырьевым и производящим готовую продукцию секторами отечественной промышленности в связи с увеличенными объемами экспорта минерального сырья по сравнению с уровнем его внутреннего потребления;
- наличие тенденции формирования зависимости России от конъюнктуры мировых рынков сырья;
- резкое снижение объемов инвестиций в геологическое изучение и промышленное освоение ресурсов недр в связи с общей макроэкономической ситуацией в стране и несовершенством налоговой системы;
- резкое сокращение финансируемых государством геологоразведочных работ и ликвидация целевого источника финансирования выполнения работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы (ставок ВМСБ).;
- отсутствуют долгосрочные (2025, 2050 гг.) прогнозы потребления минеральных ресурсов, являющихся основой развития национальной экономики. Темпы роста экспорта минерального сырья опережают темпы внутреннего потребления.
В стадию падающей добычи перешли уникальные и крупные месторождения, определяющие структуру добычи. Недопустимо сокращены поисковый задел, объемы надежно локализованных перспективных запасов углеводородного сырья. Растет первичное потребление минеральных ресурсов в производстве ВВП.
Исчерпание разведанных запасов эксплуатируемых месторождений может вызвать обвальное выбытие действующих в настоящее время горнодобывающих мощностей, а в условиях остановки горнодобывающих (в большей части градообразуюших) предприятий
соответствующие субъекты Российской Федерации (добычные регионы) могут уже в ближайшем будущем стать объектами геополитической экспансии транснациональных корпораций.
Отсутствует эффективная система отраслевых стандартов осуществления мониторинга и контроля за разработкой месторождений. Несовершенство отраслевых правил учета экономических результатов нефтегазодобычи в зависимости от особенностей применяемых технологических процессов и, соответственно, форм государственного контроля за условиями недропользования не обеспечивает баланса государственных и корпоративных интересов. Нечетко определены зоны ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации и недропользователей за результаты научных и региональных геологических исследований, поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.
Налоговое и административное законодательство не стимулирует полноту и качество отработки месторождений полезных ископаемых, эффективное использование разведанных запасов, что в результате часто приводит к неэффективному использованию компаниями-недропользователями находящихся в пользовании запасов полезных ископаемых.
К содержанию К следующему разделу
На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства
|
|