Основы (концепция) государственной
политики в области природопользования и использования минерально-сырьевого комплекса
О сырьевой безопасности Российской Федерации в XXI в.
Основные контуры МСБ России были сформированы до 1990 года, при этом в основу государственной политики ее формирования была положена модель сырьевого самообеспечения с существенной экспортной компонентной.
После ликвидации союзного государства и под воздействием рынков (мирового, внутрироссийского) конфигурация и объем МСБ значительно изменились, За пределами России остались высококачественные месторождения марганца, хрома, титана, урана, свинца, цинка, циркония, редких и рассеянных элементов, бентонита, графита, барита, плавикового шпата.
Серьезная техническая, технологическая и организационная отсталость добывающих и перерабатывающих компаний обусловили высокий уровень издержек и, как следствие, отработку наиболее богатых месторождений или их частей и отнесение значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных.
Ликвидация отраслевого принципа построения в горнодобывающем секторе (в определенном смысле аналогов вертикально-интегрированных компаний) привела к сегрегации множества нежизнеспособных монопрофильных предприятий и их последующему закрытию. Исчез эффективно работающий механизм перераспределения прибыли между высокодоходными и планово-убыточными предприятиями (высокорентабельные и низкорентабельные месторождения). Наложение этих факторов на географию размещения минерального сырья и перерабатывающих производств также обусловило относительное сокращение разведанной сырьевой базы (доля условно рентабельных запасов по большинству полезных ископаемых по оценкам экспертов составляет около 50% от объема разведанных запасов).
При этом следует иметь в виду, что:
- перешли в режим падающей добычи уникальные месторождения-нефти, газа, россыпного золота, цветных металлов; основные нефтегазоносные провинции, степень освоенности разведанных запасов по которым составляет: СКавказ - 70-80%; Урал-Поволжье -50-70%; З.Сибирь - 44%;
- ухудшились горно-технические условия, увеличились глубины отработки, протяженность горных выработок;
- снижаются дебиты нефти (с 26 т/сут. в 80-х годах до 8-10 т/сут. в конце 2000-х), средние содержания металлов, падает пластовое давление.
Однако и при этом Россия обладает крупным энергетическим и минерально-сырьевым потенциалом, обеспечивающим не только более высокую устойчивость минерально-сырьевого комплекса по сравнению с другими отраслями экономики, но и в значительной степени определяющим возможность осуществления реформ.
Выполненный министерством расчет обеспеченности прогнозируемых уровней добычи на базе показателей Энергетической стратегии России и условно рентабельной части МСБ различных групп полезных ископаемых свидетельствует о достаточно напряженном положении дел. К 2010 году может по оценке ряда экспертов произойти 50% исчерпание условно рентабельной (50% от суммарно разведанных запасов) доли по нефти, бокситам, золоту, олову, серебру, фосфатам, свинцу, хрому; к 2015 году - вольфрама, цинка, меди; к 2020 году - угля, марганца; к 2025 году - газа.
При этом необходимо иметь в виду, что 50% нерентабельных запасов при соответствующей ценовой конъюнктуре также могут быть вовлечены в освоение. Остается достаточно значимым и ресурсный потенциал в целом по России.
Текущие суммарные ресурсы оцениваются по: нефти - 82 млрд.т, газу свободному - 220 трлн.м3, конденсату- 12 млрд.т.
Безусловно они являются объективно более сложными для открытия, более труднодоступными для промышленного освоения и экономически менее эффективными по сравнению с эксплуатируемыми запасами. Выявление, локализация, разведка, подготовка запасов к освоению будет требовать гораздо более высоких затрат как со стороны государства, так и добывающих компаний.
В последнем десятилетии XX века на фоне устойчивой мировой тенденции роста разведанных запасов, производства и потребления минеральных ресурсов, в России происходили диаметрально противоположные процессы.
Добыча нефти и угля сократилась более чем на треть, газа на 9%, производство товарной железной руды на 20%, стали на 45%, никеля, меди, титана, вольфрама, молибдена на 11-63%, редкоземельных металлов - более 90%. Внутреннее потребление минеральных ресурсов снизилось в еще больших размерах (в 1,2 - 2,4 раза по энергетическим ресурсам, до 10 раз по цветным и редким металлам).
На протяжении последних десяти лет, часть из которых пришлась на период бартерно-вексельной экономики и необязательного исполнения требований закона "О недрах" в части целевого использования отчислений на ВМСБ, был утрачен контроль над уровнями прироста запасов, созданием новых ресурсных возможностей в традиционно добывающих'и новых районах по всем видам стратегических полезных ископаемых.
Получаемые уровни прироста по нефти, газу, железным рудам, бокситам, меди, никелю, золоту, редким землям, свинцу, цинку, молибдену не обеспечивали простого воспроизводства (1 единица прироста на 1 единицу добычи). Накопленный за период с 1994 по 2000 гг. дефицит прироста по нефти составил 698 млн.т, газу - 2,3 трлн. м3. Особенно следует отметить, что на протяжении последних 30 лет в России впервые не введена в освоение ни одна новая нефтегазоносная провинция. Возможности подготовленной в Тимано-Печорской провинции МСБ по углеводородному сырью (1,3 млрд.т нефти) ограничены. Наиболее вероятные максимальные уровни добычи в ней - 25 млн.т/год.
Новые провинции (шельф, В.Сибирь и глубокие горизонты З.Сибири, Прикаспийской впадины) к освоению не готовы.
Оценивая состояние МСБ нельзя не сказать о процессах естественного выбытия мощностей, связанных с истощением или полной отработкой разведанных запасов (примеры: сеноманский газ, районы традиционной добычи цветных металлов на Урале, золото россыпное, коренное и т.д.), старением и износом основных фондов добывающих и перерабатывающих производств, а также с обесцениванием за счет избирательной отработки наиболее качественной части, обеспечивающей получение максимального дохода в короткие сроки и списанием по экономическим основаниям нерентабельной ее части. Под влиянием этих процессов происходит реальное сокращение созданной до 1990 г. МСБ.
В этом же направлении действует сложившаяся ситуация в недропользовании. Передав в соответствии с "Положением о порядке лицензирования пользования недрами" (постановление ВС РФ от 15.07.92 № 3314-1) без конкурсов (аукционов) и бесплатно основную, наиболее качественную часть МСБ государственным предприятиям, позже в массовом порядке приватизированным без учета стоимости МСБ, государство в значительной степени утратило контроль за эффективным-использованием своей собственности.
Всем зарубежным компаниям, занятым в сфере добычи углеводородного сырья, хорошо известен и точно соблюдаемый экономический принцип "10" (обеспеченность запасами 10 лет, ежегодная добыча 10% от запасов).
Низкое юридическое качество заключенных в этот период лицензионных соглашений, чрезвычайное давление на органы управления государственным фондом недр со стороны вертикально-интегрированных компаний, устаревшее право не позволяют кардинально решить проблему эффективного, с государственной точки зрения, использования собственности. Именно в силу этих обстоятельств компании при поддержке заинтересованных федеральных органов исполнительной власти насаждают версию о значительных объемах низкокачественных запасов (при этом за 9 лет недропользования никто из них не вернул государству эту часть МСБ.
Прошли международный аудит более 85% разведанных запасов основных нефтяных компаний России), возможного падения уровней добычи нефти до 200-220 млн.т, газа 400 млрд.м3 в год, вне связи с собственными инвестиционными возможностями, техническим состоянием, корпоративными интересами, уровнем технологии.
Можно с достаточной степенью уверенности констатировать, что МСБ России исчерпала свои природные возможности компенсации традиционных недостатков минерально-сырьевого сектора в сфере организации производства, техники, технологии, налогового законодательства синтезированно выраженных в низких уровнях производительности труда, чрезвычайно высоких уровнях энерго- и ресурсоемкости добывающих и перерабатывающих производств, высокой себестоимости производимой продукции. Например: производительность на золотодобыче в России составляет 1,6-кг/чел./год, в мире - 15-23 кг/чел./год, только на двух предприятиях России 12-14 кг/чел./год.
Не менее значительные резервы присущи нефтегазодобывающему комплексу (Так, средние суточные дебиты в США 1,5 т, в России 8-10 т. Коэффициент извлечения 0,35 и 0,25 соответственно. В США производительность, на одного занятого в добыче и переработке составляет 1200 т, в России -700-1000 т на 1 работника промышленного персонала.
В XXI веке будет продолжаться рост потребления минерально-сырьевых ресурсов. Эксперты прогнозируют пятикратное увеличение объемов добычи только в первые 50 лет. Четко осознавая принцип исчерпаемости сырьевых ресурсов и аналитически просчитав сырьевые возможности мира, западные страны разработали и активно продвигают идеологию глобализации минерально-сырьевых баз. Вопросы устойчивого обеспечения материалами и сырьем экономики развитых стран давно находятся в центре внимания как центральных органов власти, так и соответствующих дипломатических и разведывательных структур. Объективно следует сказать, что в нашем государстве из-за обилия текущих социально-экономических проблем, сложившегося стереотипа о безграничных возможностях недр России, должное внимание к проблеме МСБ отсутствует. В этой связи отсутствует и жестко просчитанная стратегия учета и использования ресурсного потенциала России в целях глобальной и региональной геополитики, обеспечения платежного баланса страны, внутренних потребностей экономики и оборонного комплекса.
Я бы хотел обратить внимание уважаемых членов комиссии еще на одно обстоятельство. Нельзя рассматривать состояние МСБ в отрыве от состояния дел в геологической службе России. Вопрос этот далеко не праздный и безусловно далек от понятия "ведомственного"^ "отраслевого". Это вопрос государственный. Разведка месторождений любых полезных ископаемых - это высокое, но ремесло. На долю этого этапа затрачивается до 30% общих затрат на ГРР.
Открытие новых районов, провинций, уникальных месторождений, обеспечение геополитических национальных интересов России в минерально-сырьевой базе Мира - это высокоинтеллектуальное, наукоемкое дело. Основные (60-70% от общих) затраты на ГРР связаны с этим этапом. С первой задачей могут и должны справляться геологические службы добывающих компаний. Вторая задача -реализация ресурсного потенциала и обеспечение сырьевых, в т.ч. территориальных геополитических интересов России - дело Государственной геологической службы.
Положение в ней далеко от благополучного. Практически отсутствует резерв профессиональных геологов, подготовленных для работы на государственном уровне. Упал до критического уровня
интеллектуальный потенциал в научных учреждениях и на производстве, общественный престиж профессии.
В значительной степени утрачены государственные целевые установки. Разрабатываемая концепция государственной бюджетной политики в области расходов предусматривает ликвидацию отчислений на ВМСБ (отказ от компенсации исторических затрат государства на ГРР), и сокращение до минимального уровня бюджетного финансирования геологоразведочных работ, в связи с сокращением участия государства в развитии минерально-сырьевого сектора, в т.ч. в работах по воспроизводству минерально-сырьевой базы, и окончательно завершит разрушение геологической службы страны (как совокупности государственной геологической службы и геологических служб добывающих компаний).
Очевидно, что в данном вопросе в полном объеме реализуется западная модель, возможно применимая к России через 15-25 лет. Прежде всего хочу обратить Ваше внимание на то, что индустриально развитые зарубежные государства получили в свое распоряжение сырьевую базу СНГ, подготовленную к освоению в союзные времена, равно как и разведанные советскими специалистами месторождения в Юго-Восточной Азии, Африке.
В этих странах давно сформированы транснациональные диверсифицированные компании (ТЕК), обладающие собственными и привлекаемыми инвестиционными возможностями, в т.ч. и в геологоразведку, на порядки превышающими возможности наших компаний. Между ТНК и государством сложился баланс интересов: государство "расчищает" дорогу к МСБ стран-продуцентов минерального сырья - компании обеспечивают импорт сырья государству-потребителю в необходимых объемах, именно поэтому главная задача геологических служб таких стран и, прежде всего, США - анализ, обобщение
минерально-сырьевых баз мира, их мониторинг, прогнозы развития, что является основой дальнейшей глобализации МСБ Мира и выработкой государственной политики в сырьевом секторе. Такая модель для России в настоящее время едва ли будет приемлемой.
Состояние экономики любого государства, качество жизни населения, потенциал дальнейшего развития любого общества и цивилизации в целом, как показал опыт XX века, в значительной степени, если не главным образом, будет зависеть от масштабов и эффективности использования энергетических и минеральных ресурсов. К началу XXI века сложились пропорции 3-х кратного превышения уровней потребления сырья в развитых странах по отношению к остальной части мирового сообщества. Россия в 1,5-2 раза превосходит развитые страны по добыче минерального сырья на одного жителя (в стоимостном выражении), но отстает от них ровно на столько же по уровню его потребления (США -900$ на одного жителя, РФ - 400$).
Минерально-сырьевой сектор являлся и длительное время будет являться основой социально-экономического развития" России. Он обеспечивает 60-70% валютных поступлений, основную долю бюджетного дохода. Стоимость сырья, ежегодно извлекаемого из недр в пересчете на мировые цены составляет 95-105 млрд.$. Инвестиционная емкость минерально-сырьевого комплекса составляет не менее 100 млрд.$ США только на период до 2005 года. Без реализации возможностей минерально-сырьевой базы России прогнозные показатели социально-экономического развития на период до 2010 года не будут выполнены.
Суммируя вышесказанное, следует констатировать:
- МСБ вступило в фазу прогрессирующего кризисного состояния, прежде всего в силу субъективных факторов;
- имеющаяся МСБ с точки зрения государственных интересов используется неэффективно;
- сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе производства - внутреннего потребления и экспорта добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка развитых государств;
- отсутствие государственной стратегии развития и использования МСБ, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является реальной угрозой безопасности страны и утраты o национальных геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе Мира;
- ошибочность предлагаемого сценария по переводу Государственной геологической службы России на "западную" модель, предусматривающую в качестве главнейшей (единственной) задачи геологическое изучение недр в целях;' носящих только фундаментальный характер;
- неэффективность действующей налоговой системы, не учитывающей требований российской модели минерально-сырьевого обеспечения, уровня ликвидности полезных ископаемых, состояния действующего предприятия, особых геополитических интересов страны, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, не обеспечивает максимально возможное использование МСБ и нуждается в кардинальном переосмыслении;
- непроработанность вопроса об отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы как источника доходной части бюджета. В условиях напряженных бюджетных обязательств отказ от них является преждевременным. Ссылки на отсутствие подобного налога за рубежом не могут быть признаны состоятельными, т.к. ни одно государство не затрачивает свой бюджет на подготовку минерально-сырьевых баз;
- отсутствие эффективных механизмов, стимулирующих создание интегрированных и диверсификационных компаний в горнодобывающем секторе, малых и средних компаний в нефтегазодобывающем секторе.
К содержанию
На главную страницу обсуждения
будущего лесного хозяйства
|
|