Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Баннерная сеть | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Краткая история авиационной охраны лесов

Первые опыты по воздушной охране лесов были проведены в нашей стране в 1931 году Г.Г. Самойловичем и С.П. Румянцевым. Целью опытов было установление возможности обнаружения и определения точного местонахождения пожаров с воздуха. Полеты проводились в Горьковской области на площади около 1,5 млн. га на самолетах ПО-2. В 1932-1935 годах опыты были продолжены в Карелии, на Урале и Дальнем Востоке.

В результате были выработаны правила организации и проведения авиапатрулирования, основные положения которых действуют и до настоящего времени.

Было установлено, что для выполнения этих работ нужны работники особого профиля, поскольку специалисты лесного хозяйства, не имея специальных навыков, не могли справиться с задачей точного определения места пожара и составления его схемы, а авиаторы без лесного образования не могли грамотно определить параметры, составить характеристику пожара и тактический план его тушения. Так определилась необходимость в создании новой профессии, получившей название «летчик-наблюдатель» или «летнаб», которые должны иметь специальное лесохозяйственное образование и необходимую авиационную подготовку.

Вторым направлением в воздушной охране лесов было применение самолетов как средства транспорта для быстрой доставки к пожару рабочих со средствами тушения.     Первые же опыты по высадке парашютистов, проведенные в 1934-35 гг. под руководством Г.А. Мокеева, оказались весьма успешными. Уже в 1936 году была создана первая парашютно-пожарная команда, принявшая участие в борьбе с лесными пожарами. Парашютисты-пожарные в большинстве случаев высаживались у населенных пунктов для привлечения на помощь местного населения. Подробнее о истории использования парашютной техники в авиалесоохране ...>

В дальнейшем организованные авиаотряды треста лесной авиации Наркомлеса СССР и авиагруппы Главлесоохраны располагали своими самолетами, кадрами, имели свою аэродромную сеть, технические средства обслуживания и ремонта самолетов. Работы по авиапатрулированию в этот период стали проводиться регулярно и во всевозрастающих объемах. К началу Великой Отечественной войны авиапатрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов типа ПО-2, Ш-2, В годы войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины, многие из них связали всю свою жизнь с авиалесоохраной - Поздеева Н.А., Бекряшева Г.В. и другие, а Груздова Е.П. продолжала трудиться в авиалесоохране до 60-х годов. Особенно нужно отметить летчика-наблюдателя набора 1943 года Олехнович Гертруду Терентьевну, в дальнейшем штурмана Аэрофлота, рекордсменку СССР и мира.

В январе 1947 года в состав авиагруппы Главлесоохраны входило 3 авиаотряда с базировкой в г. Загорск Московской области (командир Боголепов В.И.), г. Семенов Горьковской области (командир Тимофеев А.Г.) и г. Соликамск Молотовской области (командир Яковлев В.Ф.).

В 1949 году лесная авиация с пилотами и инженерно-техническим персоналом были переданы в Главное управление гражданского воздушного флота и в дальнейшем авиационная охрана осуществлялась на самолетах ГА, арендованных по договорам с подразделениями ГУ ГВФ.

Появление на вооружении авиалесоохраны новой авиационной техники, более совершенных технических средств пожаротушения позволило широко внедрять новые способы пожаротушения - взрывной способ, водный способ тушения ранцевыми огнетушителями, мотопомпами, широко использовать отжиг, доставлять к местам пожаров тяжелую технику - бульдозеры, тракторы, автоцистерны.

Были начаты работы по искусственному вызыванию осадков, проведены первые опыты по тушению пожаров с воздуха (Ан-2П), доставке воды к местам пожаров в мягких емкостях на внешней подвеске вертолетов, использование водосливных устройств ВСУ на вертолетах Ми-8, расширялся парк используемых самолетов и вертолетов...

В последние годы начата широкомасштабная отработка авиатанкерной технологии тушения пожаров с воздуха самолетами-танкерами Ан-2П, Ан-26П, Ан-32П, самолетами-амфибиями Бе-12П, Бе-12-200П. На стадии производственных испытаний находятся новые танкеры-амфибии Бе-200, Бе-103. Разработаны и внедряются новые водосливные устройства для вертолетов Ми-8 типа ВСУ-5.

За период становления система авиаохраны неоднократно реорганизовывалась, расширялось число авиабаз, часть из них были переданы в подчинение органам управления лесным хозяйством.

Проблемы лесов - лесные пожары | Авиалесоохрана. Стартовая страница
Общая информация об авиалесоохране | Лесная авиация


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России | Дом детского и юношеского туризма и экскурсий | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!