Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Общие положения по организации и проведению межведомственных проверок лесного хозяйства и лесопользования в субъектах Российской Федерации.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ И ДИСБАЛАНСА В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
Подбор кадров
Структура комиссии
Персональный состав
Общие принципы организации работы
Особенности документирования работ
Права комиссии
Структура итогового отчета и особенности его составления
Структура основного текста
Аннотация
Рекомендации по написанию
Достоверность результатов комиссии и личная безопасность участников комиссии
Сроки и продолжительность работы комиссии
Технические вопросы организации работы и оплата работы комиссии

МЕТОДИКА ПЕРЕКРЕСТНОЙ ПРОВЕРКИ ЛЕСХОЗОВ И ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ
Подбор объектов и составление запросов

Содержание запросов в лесхозы
Запросы в лесоустроительные организации
Правила и нормативы по рубкам леса
Разрешенные объемы лесопользования - наряды - фактический отпуск - фактическое использование

Анализ документации в региональном управлении лесами
Камеральная работа в лесхозах
Полевые работы
Проверки лесозаготовителей
Выборочная проверка качества лесоустройства
Анализ деятельности лесхозов
Анализ финансовой и налоговой ситуации в лесном хозяйстве и лесопользовании

Общий анализ налоговой ситуации в лесопользовании
Оптимизация цен на древесину на корню
Финансирование лесного хозяйства
Аренда лесного фонда и концессии
Анализ сложившейся практики по экспорту лесопродукции
Социальная ситуация в лесном комплексе и общие принципы ее анализа

Занятость населения в лесном хозяйстве и иных отраслях хозяйства, связанных с использованием лесов, динамика занятости
Восприятие населением существующих мест, форм и методов ведения лесного хозяйства и лесозаготовок
Участие населения в процессе принятия решений
Природоохранные аспекты лесного хозяйства и лесопользования
Организации и структуры, осуществляющие охрану природы в регионе
Анализ природоохранных нарушений в связи с осуществляемым лесным хозяйством и лесопользованием
Выводы и рекомендации комиссии

* * *

Основные причины, обуславливающие появление нарушений и дисбаланса в лесном хозяйстве и лесопользовании

Лесное хозяйство и лесопользование может и должно приносить значительный доход, причем от законодательных и организационных положений во многом зависит в чью пользу будет изыматься этот доход - в пользу государства либо в пользу группы частных лиц, занимающих, либо не занимающих руководящие должности в администрации и органах управления лесным хозяйством. Желательно достигнуть баланса государственных и личных интересов, но на сегодняшний день, чаще всего, случается очень сильный крен в одну или другую сторону.

К наиболее частым недостаткам в организации лесопользования и лесного хозяйства можно отнести то, что лесопользование часто осуществляется без должного контроля за финансовыми потоками. Фирмы, имеющие задолженности по лесным податям и не погашенные иски за нарушения лесного законодательства, обычно не ограничены в возможностях получения новых лесорубочных билетов. Достаточно обычным (и к сожалению практически ненаказуемым) явлением стали хронические неуплаты лесных податей, после чего фирма, имеющая большие задолженности, распадается и те же самые физические лица организуют новую фирму с аналогичными принципами ведения хозяйства. Другим важным аспектом лесопользования является хроническое завышение затрат на заготовку древесины, что часто приводит к установлению значительных льгот (ранее вплоть до полной отмены лесных податей). При этом, реальное положение "бедных" лесозаготовителей, с учетом "левого" оборота древесины и средств, часто оказывается далеко не столь бедственным. Значительные проблемы может создавать аренда лесного фонда, в силу ряда положений законодательства являющаяся не столь выгодным делом для собственника леса и регионов, как это принято считать. Значительные нарушения часто сопутствуют процессу подбора фирм для передачи им участков леса в аренду.

С другой стороны, современная недостаточно эффективная структура лесной службы, законодательно закрепленное право лесхозов проводить коммерческие рубки (под видом рубок ухода) пользуясь значительными налоговыми льготами, и общие проблемы с бюджетным финансированием фактически превращают лесхозы в коммерческие структуры, торгующие государственными ресурсами. В этой ситуации стремление к максимальным прибылям (и зарплатам) делают практически неизбежными значительные нарушения законодательства со стороны лесхозов, часто совместно (по сговору) с лесопользователями. Значительный оборот средств проходит "черным налом" распределяясь внутри лесхозов крайне неравномерно. Все это, зачастую, происходит на фоне ненадлежащего выполнения лесхозами своих прямых обязанностей (отпуск древесины на корню, контроль за соблюдением лесного законодательства, своевременное и качественное проведение рубок ухода и т.д.). На выполнение этих обязанностей обычно не хватает времени, сил и официально поступающих средств.

Принципы государственного управления лесами и официальная отчетность лесхозов и органов управления лесным хозяйством в субъектах Федерации, в основном, ведется на основе форм и методов, разработанных десятилетия назад и не всегда полностью отвечающих современным требованиям управления и контроля.

Приведенным выше перечнем охвачены лишь самые общие и наиболее часто встречающиеся ситуации, определяющие появление нарушений и дисбаланса в развитии лесного сектора, а также появления различных нарушений природоохранительного законодательства и ухудшение экологической обстановки в регионе.

Лесным кодексом РФ на субъекты Федерации возложено решение значительного количества вопросов по организации лесного хозяйства и лесопользования, однако органы власти субъектов Федерации не всегда располагают достаточной и достоверной информацией о состоянии лесного хозяйства и лесопользования и не всегда могут получить такую информацию от органов управления лесным хозяйством. Одним из способов получения более объективной и полной картины может стать проведение межведомственной проверки и анализа состояния дел в лесном хозяйстве и лесопользовании региона.

Настоящими "Общими положениями.." охвачены лишь общие вопросы организации и проведения широких межведомственных проверок состояния лесного хозяйства и лесопользования. Настоящие "Общие положения.." переработаны и дополнены на основе опыта работы "Межведомственной комиссии по проверке состояния ведения лесного хозяйства и лесопользования в Выборгском, Приозерском и Всеволожском районах" (Ленинградская область, май-июль 1997). В каждом конкретном случае проведения проверок, при выборе конкретных методик и организации работы необходим учет региональной специфики.

Цели и задачи организации межведомственной комиссии

Комиссия в своей работе может решать следующие задачи:

  • анализ общего состояния и особенностей существующего в регионе лесного хозяйства и лесопользования;
  • выявление масштабов нарушений, факт существования которых известен;
  • выявление значительных по масштабам нарушений, не являющихся общеизвестными;
  • разработка рекомендаций по оптимизации структуры управления лесным сектором, включая элементы финансово-экономического регулирования и рекомендации по корректировке региональной нормативно-правовой базы.

Общие принципы организации работ

Подбор кадров
В работе межведомственной комиссии желательно обеспечить участие широкого спектра организаций и ведомств, в том числе представителей ряда "центральных" организаций, либо организаций из соседних регионов, мнение которых гарантировано не зависит от позиции органов власти проверяемого региона и, в первую очередь, от позиции органов управления лесным хозяйством и/или лесной промышленностью (лесопользованием). Для успешной работы комиссии в ее состав целесообразно включить представителей следующих организаций:

  • органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации;
  • структуры, отвечающей за лесопромышленный комплекс в администрации субъекта Федерации (если есть);
  • органов управления лесным хозяйством (в субъектах Федерации или лесхозов) из других регионов;
  • администрации районов, на территории которых будут проводится выборочные проверки лесхозов и лесопользователей;
  • налоговых инспекций (региональной и районных);
  • налоговой полиции;
  • миграционной службы (если есть данные об участии иностранной рабочей силы на лесозаготовках);
  • таможенной службы (для приграничных районов);
  • территориальных подразделений Госкомэкологии;
  • комитета по земельным ресурсам субъекта Федерации;
  • региональных общественных природоохранных организаций;
  • общероссийских или межрегиональных (с базой вне проверяемого региона) неправительственных природоохранных организаций;
  • научных учреждений общероссийского или межрегионального уровня, расположенных вне проверяемого региона;
  • иных заинтересованных ведомств, особенно если это связано с региональной спецификой (например, рыбоохраны, управлений охотничьего хозяйства и т.д.).

В ряде рейдов и операций может потребоваться участия органов внутренних дел и в частности ГАИ. Председатель комиссии также должен иметь право своим решением привлекать к работе комиссии любых сотрудников региональных госструктур по мере необходимости.

От имени администрации субъекта Федерации участвовать в работе должен человек, хорошо разбирающийся в вопросах лесного хозяйства и лесопользования. Желательно, чтобы работу комиссии курировал кто-либо из руководителей региона (например, вице-губернатор). Особое значение имеет, чтобы куратор не являлся одновременно руководителем или сотрудником одного из ведомств, участвующих в работе комиссии.

Структура комиссии
У комиссии должен быть один председатель и 1-2 заместителя. Руководители комиссии должны быть из разных ведомств. Принятии итогового отчета (либо его частей), а также утверждение выводов и рекомендаций комиссии целесообразно принимать коллегиально.

Персональный состав
Государственные структуры в комиссии не должны быть представлены своими руководителями, так как у первых лиц хронически не находится достаточно времени и сил, чтобы полноценно работать в комиссии. Оптимальный уровень членов комиссии - это заместители руководителей, либо начальники подразделений. Желательно, чтобы каждая государственная структура в составе комиссии была представлена не более чем 2 представителями (не считая привлекаемых к работе решением председателя комиссии).

Общественные организации должны быть представлены 1-2 региональными организациями (если есть и занимаются лесной тематикой) и, желательно, какой-либо одной "центральной" (с базой вне проверяемого региона) организацией. В составе комиссии не должно быть представителей прессы.

Общий состав комиссии не должен превышать 15-20 человек, не считая привлеченных к работе решением председателя комиссии. При большем количестве членов комиссии неизбежны дополнительные трудности с организацией общих обсуждений и координацией работы.

Общие принципы организации работы
В первые дни работы комиссии, ее руководители должны определить последовательность работы и конкретные шаги, с которых начнется деятельность комиссии.

Комиссии желательно распределиться на рабочие группы, занимающиеся проверкой конкретных вопросов. Состав рабочих групп должен частично меняться по ходу работы. Некоторые вопросы, в первую очередь основные выявленные нарушения, должны перепроверяться несколькими рабочими группами. Ситуация, когда каждое ведомство проверяет само себя, фактически будет означать замену межведомственной проверки на неполную внутриведомственную ревизию.

Особенности документирования работ
Все основные факты, как положительные, так и отрицательные, должны документироваться непосредственно по мере выявления. Любые результаты полевых проверок, проверок документов и т.п. также должны фиксироваться. Предпочтительной формой является составление актов за подписью членов комиссии и иных граждан, участвовавших в данном конкретном мероприятии, либо взятие объяснений с тех или иных должностных лиц. При составлении актов необходимо следить, чтобы перечень рассмотренных вопросов был четко и полностью отражен в акте. При взятии объяснений должностных лиц также необходимо указывать все вопросы, на которые предполагается получить ответы, так как конкретные формулировки могут приобрести дополнительный вес в случае возникновения спорных ситуаций.

Права комиссии
Комиссия, созданная решением главы региона должна иметь все необходимые полномочия для проверки работы структур, подчиненных правительству региона. Некоторые сложности возможны при проверке работы структур, подчиненных федеральным органам власти (управления лесами и лесхозы и т.п.). В этих случаях может быть желательным либо получить поддержку федеральных органов власти (например, Рослесхоза), таким образом, чтобы федеральные органы власти дали прямое указание своим структурам на места о необходимости всемерной поддержки работы комиссии, либо включить в состав комиссии 1-2 представителей федеральной структуры.

Кроме того, налоговая полиция и некоторые другие службы имеют право знакомиться с любыми документами, не объясняя причин и целей проверки, однако, при отсутствии федеральной поддержки, этот путь может привести к конфликтам между региональными и федеральными структурами.

В решении главы региона о создании межведомственной комиссии желательно указать следующие моменты:

  • районы и общие цели работы комиссии;
  • персональный состав комиссии;
  • председатель и заместители председателя комиссии;
  • сроки работы;
  • координатор работы комиссии со стороны администрации региона;
  • разрешение председателю комиссии привлекать к работе комиссии любых сотрудников региональных госструктур по мере необходимости;
  • поручение по технической организации работы комиссии (выделение оборудования и транспорта, место работы комиссии, места размещения полевых сотрудников при проведении полевых проверок и т.д.) или, по крайней мере, ответственные за техническую часть, либо поручения конкретным органам обеспечить условия, необходимые для работы комиссии;
  • источники финансирования (оплата командировочных расходов и иных затрат, если необходимо);
  • другие вопросы.

Структура итогового отчета и особенности его составления

Структура основного текста
Структура и содержание отчета в значительной степени зависят от целей, поставленных перед комиссией. Содержание отчета целесообразно структурировать на возможно более мелкие части, каждая из которых по возможности должна представлять собой законченный обособленный материал. При этом какие-то данные могут повторяться в разных частях отчета. В ряде случаев может быть целесообразным не включать в отчет избыточное количество "фактуры". При освещении всех разделов необходимо подчеркивать выявленные недостатки законодательной и нормативной базы, как федеральной, так и региональной.

Желательно, чтобы в отчете в качестве отдельных разделов (со своими подразделами) были освещены следующие вопросы:

  • объемы лесопользования объемы лесопользования, предусмотренные лесоустройством и утвержденные в установленном порядке, наряды (лимиты) на отпуск древесины (или иные документы, дающие право конкретной фирме получить лесорубочные билеты на определенный объем), фактически выписанные лесорубочные билеты, фактические объемы пользования. Данные по динамике пользования не имеет смысл приводить более чем за последние 3-4 года (включая год проверки).
  • состояние арендных отношений существующая аренда, порядок предоставления участков в аренду, сравнительная эффективность аренды и краткосрочного пользования с учетом установленных законодательством льгот, принципы и существующая практика деления лесного фонда на территории, отдаваемые в аренду и предоставляемые для краткосрочного пользования.
  • соблюдение лесного законодательства при рубках леса необходимо учитывать отдельно соблюдение лесного законодательства лесозаготовителями при осуществлении ими рубок, отдельно те же данные должны быть получены для арендаторов, отдельно для лесхозов, в случаях, когда лесхозы осуществляют рубки промежуточного пользования.
  • качество контроля за лесопользованием и качество работы гослесоохраны качество работ по контролю за соблюдением законодательства, осуществляемых лесхозами. Эффективность этих работ: процент выявляемых нарушений, допущенных частными лицами и фирмами, количество предъявленных исков (неустоек) и их размер; частота, обоснованность и результаты судебных разбирательств; штрафы наложенные на частных и должностных лиц; оплаченные штрафы.
  • финансирование лесного хозяйства анализ источников финансирования лесного хозяйства, особое внимание должно быть уделено размерам самофинансирования, источникам, структуре и законности этих средств, а также влиянию лесозаготовок, осуществляемых лесхозами на общий уровень спроса и цен на древесину и лесопродукцию.
  • анализ собираемости лесных налогов, платежеспособности лесозаготовителей и оптимизация размеров лесных податей и арендной платы общие объемы начисленных и полученных лесных податей, основные должники. Внимание должно быть уделено в том числе выявлению случаев (и объемов) предоставления прав на лесопользование заведомо неплатежеспособным фирмам
  • соблюдение налогово-финансового законодательства при осуществлении лесопользования правильное отражение реальных объемов заготовок леса в документах заготовителей, соответствие объемов рубок по документам лесхозов и заготовителей
  • соблюдение законодательства при переводе лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и (или) изъятии земель лесного фонда
  • основные природоохранные проблемы региона особенности существующей сети особо охраняемых природных территорий; соответствие существующих в регионе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) целям их создания; соблюдение режимов природопользования, установленных для ООПТ, водоохранных зон, особо защитных участков (ОЗУ); планы создания новых ООПТ и ОЗУ, планы пересмотра границ водоохранных зон, степень готовности материалов к рассмотрению в органах власти; мероприятия по сохранению биоразнообразия; сохранение эталонов лесных экосистем и т.п. Желательно, хотя бы в общем виде, ответить на вопрос о долгосрочных природоохранных последствиях современных форм и методов ведения лесного хозяйства. В рамках данного раздела нежелательно уделять внимание качеству лесного фонда, так как эти вопросы будут раскрыты в других разделах.
  • социальные последствия лесопользования занятость и динамика занятости населения, отношение населения к существующим формам и методам ведения лесного хозяйства и лесопользования.

Аннотация
Текст отчета обязательно должен содержать краткую аннотацию (не более 3-х страниц) с изложением основных результатов по всем разделам.

Рекомендации по написанию
При составлении итогового отчета желательно, чтобы разные рабочие группы готовили разные части отчета, после чего проводится объединение частей в единый отчет и общее обсуждении. Построение работы таким образом предполагает наличие достаточно четкого и подробного плана отчета до того, как группы приступят к разработке своих частей.

Достоверность результатов комиссии и личная безопасность участников комиссии
Работа комиссии, если это мероприятие не является чисто номинальным, способно вызвать сильные негативные реакции в определенных кругах. Не исключено давление на членов комиссии, в первую очередь при проведении полевых проверок и затем при составлении итогового отчета. Возможны персональные угрозы членам комиссии, особенно в случае раскрытия фактов серьезных уголовно наказуемых нарушений. Все это может самым прямым образом сказаться на достоверности материалов отчета комиссии и объемах данных, включенных в итоговый отчет. Негативные моменты можно существенно уменьшить, если выполнить следующий перечень условий:

  • Широкое освещение факта создания комиссии Желательно в начале работы комиссии организовать пресс-конференцию, ознакомив журналистов и общественность с фактом начала работы комиссии.
  • Периодическое освещение работы комиссии В процессе работы комиссии желательно время от времени устраивать пресс брифинги или короткие пресс-конференции упоминая в общем виде об имеющихся результатах. На всех пресс-конференциях необходимо подчеркивать коллегиальность работы.
  • Дублирование материалов, хранение материалов в разных местах, немедленное реагирование на серьезные нарушения Наиболее важные материалы, особенно касающиеся крупных финансовых нарушений, должны храниться в нескольких копиях в разных местах, оригиналы документов должны находится в сейфах, либо под охраной. По уголовно наказуемым крупным нарушениям предусмотренные законодательством меры пресечения должны приниматься немедленно после выявления нарушений до завершения работы комиссии.
  • Запрет на выдачу материалов комиссии в прессу и органы власти до официального представления результатов руководству региона Детальные результаты комиссии, включая полный отчет и первичные материалы не должны стать предметом широкого обсуждения до завершения работы комиссии. Исключения могут быть сделаны для ситуаций, когда широкое общественное обсуждение может обеспечить необходимую поддержку для принятия конкретных решений.
  • Гаранты качества и широкой огласки Обязательным условием является участие в работе комиссии представителей независимых общественных организаций (НПО). При этом надо учитывать, что НПО не должны быть ограничены ни в праве доступа к материалам комиссии, ни в праве последующей публикации этих материалов. И именно в этом и состоит роль НПО, как, своего рода, гарантов, что результаты работы комиссии не будут скрыты от обсуждения и не будут "спущены на тормозах". Участие общественных организаций во многих случаях может создать условия для более эффективной работы представителей официальных структур (это касается как членов комиссии, так и специалистов, привлеченных к работе комиссии).

Сроки и продолжительность работы комиссии
В зависимости от поставленных задач продолжительность работы комиссии может составлять 1-3 месяца.

В связи с большими объемами полевых работ оптимальным периодом работы Комиссии является май (апрель) - сентябрь (октябрь), в энцефалитных районах - июль-ноябрь.

Технические вопросы организации работы и оплата работы комиссии
Комиссия, а желательно и каждая рабочая группа, должны иметь достаточное техническое оснащение, включающее портативные ксерокс, компьютер и принтер; необходимую фото и видео технику, расходные материалы. При необходимости к работе комиссии должны быть подключены люди, отвечающие за техническую часть (настройка, набор текстов, распечатка, видеосъемка и т.д.).

Желательно также освободить председателя комиссии от необходимости решать вопросы, связанные с передвижением (транспортом), размещением рабочих групп при выездах на место, питанием (в полевых условиях). Необходимо также заранее предусмотреть оплату такого рода расходов.

Из этических соображений члены комиссии и привлеченные специалисты не должны получать никакой специальной оплаты за участие в работе, исключая оплату командировочных расходов через бухгалтерию по месту основной работы. Общие принципы и последствия использования результатов комиссии

Результаты комиссии могут показать недобросовестное выполнение своих должностных обязанностей некоторыми конкретными чиновниками, в том числе и имеющими прямую поддержку в федеральных органах власти. Готовя кадровые и иные решения по результатам комиссии часто бывает желательно подготовить общественное мнение.

Методика перекрестной проверки лесхозов и лесозаготовителей

Подбор объектов и составление запросов
Принципы отбора и количество проверяемых лесохозяйственных предприятий Фактически, Комиссия, в зависимости от состава участников, может детально проверить не более 6-8 лесохозяйственных предприятий и связанных с ними лесопользователей. Это означает, что результаты работы Комиссии будут построены на материалах исследования состояния дел в меньшей части районов региона. Поэтому с одной стороны к результатам экстраполяции выводов Комиссии на весь регион надо относится весьма осторожно, а с другой стороны особое внимание должно быть уделено выбору "модельных" объектов.

Если нет специальных пожеланий, обусловленных региональной спецификой, желательно в качестве "модельных" выбирать районы с наиболее интенсивным ведением лесопользования, а также "конфликтные" районы, т.е. районы, для которых есть информация (письма, публикации в прессе и т.п.) о недовольстве населения теми или иными аспектами, например, ухудшением условий отдыха в связи с рубками леса, отводом и строительством особняков и иных объектов в наиболее живописных и посещаемых местах и т.д. Как правило, в первую очередь необходимо анализировать целесообразность работы Комиссии в пригородных и наиболее густонаселенных районах.

По всей видимости нежелательно тратить время Комиссии на анализ ситуации в районе, где лесхоз является основным предприятием, действующим в лесном секторе.

Содержание запросов в лесхозы
Работа с каждым из выбранных лесхозов должна начинаться с предложения (указания) заполнить типовую (одинаковую для всех выбранных лесхозов) анкету. Помимо вопросов, отражающих региональную специфику, представляется целесообразным включение в анкету следующих вопросов:

  • Общая площадь, площадь арендованных земель (кем арендована, с какого времени и на сколько).
  • Расчетная лесосека по главному пользованию, действовавшая/действующая на территории лесхоза в предшествующем году и в текущем году.
  • Ежегодные объемы промежуточного пользования, установленные для лесхоза --"---.
  • Объемы выписанных нарядов (и/или иных разрешений) на отпуск леса по главному и промежуточному пользованию отдельно по видам пользования и по годам.
  • Использование расчетной лесосеки в предшествующем году и в текущем.
  • Объемы заготовки ликвидной древесины по промежуточному пользованию ---"----.
  • Объемы выписанных лесорубочных билетов отдельно по главному и промежуточному пользованию по последним двум годам.
  • Объемы отсрочек по заготовке по главному и промежуточному пользованию за последние 3 года (включая текущий) по годам и видам пользования.
  • Объемы ликвидной древесины, заготовленной лесхозом в порядке промежуточного пользования, в том числе сторонними организациями по лесорубочным билетам, выписанным на лесхоз в предшествующем и в текущем году.
  • Наличие (количество и объемы) договоров со сторонними организациями на заготовку древесины по лесорубочным билетам лесхозов (предоставить копии договоров) в текущем и предыдущем году.
  • Наличие (количество и объемы) договоров со сторонними организациями на предоставление лесхозу лесозаготовительной техники и рабочей силы для осуществления рубок промежуточного пользования (предоставить копии договоров) в текущем и предыдущем году.
  • Данные об объемах заготовок, осуществляемых наиболее крупными заготовителями (желательно анализировать не более 10-12 фирм) (наряды, объемы по лесорубочным билетам и иным разрешительным документам, фактические объемы рубок по результатам освидетельствования лесосек, отсрочки, выставленные иски (пени, штрафы) за нарушения лесного законодательства и выплаченные иски (пени, штрафы) за последние 2 года.
  • Начисленные за последние 2 года лесные подати, в том числе подлежащие внесению в бюджет. Отдельно желательно указать данные по фирмам, подлежащим более детальной проверке с пометками лесхоза о фактической уплате либо неуплате этих податей.
  • Общий объем исков за нарушения лесного законодательства выставленных и фактически уплаченных за рассматриваемый период.
  • Расходы лесхоза на лесохозяйственную деятельность (операционные затраты) и прочую деятельность.
  • Финансовые поступления в лесхоз по источникам (бюджет РФ, бюджет региона, лесные подати, помощь местных властей, мобилизация собственных средств).
  • Структура мобилизованных средств (продажа древесины (объемы и виды проданной древесины и лесопродукции, ср. цена реализации по видам лесопродукции и в целом), оказание услуг лесопользователям по видам услуг (если возможно), прочие поступления) за последние 2 года.
  • Перечень и площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на землях лесного фонда (в том числе арендованных) и режим природопользования, установленный для этих ООПТ.

Во всех пунктах, где это возможно, отдельной строкой должны быть выделены данные по конкретным арендаторам.

Если комиссия располагает достаточным временем и персоналом, то, желательно, расширить рассматриваемый интервал времени до 3-4 лет включая текущий год. При работе непосредственно в лесхозах желательно собрать копии документов, подтверждающих наиболее значимые положения и цифры вышеуказанной анкеты.

Запросы в лесоустроительные организации
Помимо запросов в лесхозы целесообразно направить запросы в лесоустроительные предприятия, проводившие лесоустройство на территории проверяемых лесхозов. В запрос, помимо вопросов, отражающих региональную специфику, желательно включить следующие вопросы, касающиеся непосредственно проверяемых лесхозов:

  • годы проведения лесоустройства в проверяемых лесхозах;
  • утвержденные расчетные лесосеки;
  • объемы промежуточного пользования, рассчитанные по лесоводственным требованиям при лесоустройстве;
  • объемы промежуточного пользования, утвержденные в установленном порядке;
  • наличие перерасчетов главного и промежуточного пользования (в том числе на часть территории), причины проведения перерасчетов, использованные нормативы, заказчики и источники финансирования перерасчетов, результаты перерасчетов.

По всем вопросам желательно получить номера приказов, номера (и копии) договоров на проведение работ и т.п.

Запросы лесопользователям и подбор объектов для детальной проверки
Подбор лесопользователей, подлежащих проверке определяется после заполнения анкет и получения встречных данных из лесхозов. В принципе, лесопользователи не обязаны отвечать на какие либо вопросы комиссии, поэтому перед раздачей анкет желательно организовать встречу руководителей комиссии и руководителей фирм (предприятий) лесопользователей для разъяснения целей и задач Комиссии. Отказ от предоставления в срок анкет, может служить поводом для проведения внеочередной проверки фирмы силами налоговых служб, входящих в состав комиссии. Анкеты на заполнение желательно передавать фирмам с уведомлением о вручении, четко указывая срок, когда заполненные анкеты должны быть возвращены.

Вся информация, приводимая в анкете должна быть представлена по годам и отдельными строками также по годам должны быть выделены данные по арендуемым территориям.

В анкеты для лесопользователей, желательно включить следующие вопросы:

  • Объемы заготовки древесины по главному пользованию за исследуемый период.
  • Объемы заготовки древесины по промежуточному пользованию за исследуемый период.
  • Отсрочки по заготовке и вывозке древесины по трем последним годам и видам рубок.
  • Начисленные лесные подати (арендная плата).
  • Выплаченные лесные подати (арендная плата).
  • Общий объем выплаченных налогов помимо лесных податей и арендной платы.
  • Услуги, оплаченные лесхозам и иным лесохозяйственным и лесоустроительным структурам за отчетный период (по видам услуг).
  • Выставленные иски за нарушения лесного законодательства.
  • Оплаченные иски (добровольно и по решению суда), отклоненные, оспариваемые.
  • Наличие на балансе лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники.
  • Наличие арендованной (и др. в режиме временного использования) ----"----- техники.
  • Объемы древесины, перерабатываемой на собственных мощностях.
  • Объемы экспорта древесины в переработанном и круглом виде (в кбм. и руб.).
  • Количество постоянных и сезонных рабочих.
  • Использование иностранной рабочей силы (если актуально).
  • Год создания предприятия.
  • Иные вопросы, специфичные для региона и отражающие сложившуюся практику ведения лесного хозяйства и лесопользования.

При выборе "модельных" фирм предпочтение отдается арендаторам и фирмам, ведущим активные лесозаготовки и, в тоже время, имеющим задолженности по уплате лесных податей; а также крупным лесозаготовителям, работающим во всех, либо нескольких из проверяемых лесхозов; и фирмам, в документах которых есть наибольшие расхождения с данными, представленными лесхозами; а также фирмам, не представившим запрашиваемые данные.

Желательно, чтобы общее количество детально проверяемых фирм не превышало 4-5 на лесхоз. Общую информацию желательно собирать и отслеживать по 10-12 фирмам на лесхоз.

Часть информации, содержащейся в анкетах фирм, может рассматриваться как информация, содержащая коммерческую тайну, поэтому распространение анкет за пределы комиссии, а также их публикация недопустимы.

Правила и нормативы по рубкам леса
Одним из первых шагов работы комиссии должно стать выявление, подбор и экспертная оценка законности всех нормативов и решений, касающихся правил ведения рубок главного и промежуточного пользования. В большинстве случаев, помимо общих нормативов существуют региональные решения и приказы, устанавливающие дополнительные условия и требования к лесопользованию. Именно они, в первую очередь, должны оцениваться на соответствие общероссийскому законодательству.

Разрешенные объемы лесопользования - наряды - фактический отпуск - фактическое использование
При анализе объемов лесопользования в конкретном лесохозяйственном предприятии желательно проследить всю цепочку от получения разрешений (далее - нарядов) на выписку лесорубочных билетов до фактически осуществленных объемов пользования.

Анализ документации в региональном управлении лесами
Проверке подлежит:
а) качество и порядок осуществления учета объемов лесопользования;
б) порядок осуществления учета данных о передаче лесов в аренду и соблюдении законодательства арендаторами;
в) порядок осуществления учета данных о переводах лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и/или изъятие лесных земель;
г) информация о самозахватах лесных земель и принятых мерах;
д) порядок и результаты работы с обращениями граждан.

Камеральная работа в лесхозах
В лесхозах желательно проверить (хотя бы выборочно) представленные лесхозом данные о нарядах (лимитах) на отпуск леса по главному и промежуточному пользованию (отдельно). Эти же данные желательно отдельно собрать для лесозаготовительных фирм, подлежащих более детальной проверке.

Целесообразно провести сравнение качества предоставляемых в рубки участков лесного фонда (в первую очередь на основе сравнения ведомостей материально-денежных оценок лесосек) следующим группам лесозаготовителей:

  • иностранные предприятия и предприятия с преобладанием иностранного капитала;
  • предприятия с участием иностранного капитала, имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • предприятия с участием иностранного капитала, не имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • отечественные предприятия, имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • отечественные предприятия, не имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • лесозаготовители, производящие заготовку древесины с целью оплаты социальных проектов;
  • лесхозы.

Целью данной работы является выявление групп или конкретных лесозаготовителей, находящихся в привилегированном положении или подвергающихся необоснованной дискриминации. В ряде случаев к одним и тем же лесозаготовителям могут применяться разные подходы в зависимости от целей оформления прав пользования на конкретные делянки (заготовка древесины на собственные нужды, заготовка древесины для оплаты социальных проектов, последующая переуступка прав пользования и т.д.).

Для выбранных лесозаготовительных фирм фиксируются объемы, разрешенные к рубке по лесорубочным билетам по главному и промежуточному пользованию с четким указанием отсрочек по заготовке в текущем году и отсрочек по билетам прошлых лет, заготовка по которым фактически идет в текущем году. В процессе работы с лесорубочными билетами желательно обращать внимание на следующие моменты:

  • допустимость проводимого мероприятия с точки зрения лесного и природоохранительного законодательства, правил рубок, например назначена ли данная рубка в категории защитности, особо охраняемой природной территории, особо защитном участке, где она запрещена по действующему законодательству, или допускается ли в данной категории защитности проведение рубок такого размера, соблюдены ли сроки примыкания и т.п.
  • соответствие общих запасов по билету реальным запасам для данной местности и данного породного состава;
  • соответствие общих запасов по билетам данным лесоустройства (таксационным данным) для отведенных в рубку выделов;
  • соответствие места проведения рубки рекомендациям лесоустройства;
  • соответствие соотношения деловой и дровяной древесины виду назначенного хозмероприятия (рубки) (например, выборочные санитарные рубки с выходом дровяной древесины менее 15% могут быть объектами для дальнейшего полевого осмотра) и реально существующим в регионе запасам и процентам выхода деловой древесины;
  • правильность начисления попенной платы, в том числе правильность использованных ставок лесных податей;
  • правильность оформления отсрочек и аннулирования лесобилетов;
  • правильность заполнения, хранения и учета лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.

По наиболее сомнительным лесорубочным билетам, а при отсутствии таковых - выборочно, желательно познакомиться с материалами отводов (абрисы, ведомости материально-денежной оценки лесосек, акты обследования участков, акты корректировки лесоустройства и т.д.) и технологическими картами на разработку лесосек. Для лесорубочных билетов, по которым закончены рубки необходимо ознакомиться с актами освидетельствования лесосек.

При анализе материалов отвода необходимо обращать внимание на следующие данные:

  • фактически отрисованная на абрисе площадь
  • фактический состав насаждений
  • фактический запас насаждений
  • изменение запаса с момента проведения лесоустройства
С момента лесоустройства запас может существенно измениться, причем для средневозрастных и приспевающих насаждений он обычно увеличивается. Для уменьшения запаса должны быть какие-то причины (болезни леса, пожары и т.п.). Если не было катаклизмов, то уменьшение запаса в многопородных насаждения обычно идет за счет одной наименее долговечной породы.
  • максимальные диаметры вырубаемых деревьев по породам
  • средний объем хлыста при рубке

Помимо лесорубочных билетов и собственно материалов отвода необходимо проверить следующие вопросы:

  1. наличие, количество и качество актов несоответствия натурных данных материалам лесоустройства. При обычном, весьма низком качестве лесоустройства должно быть достаточное количество актов несоответствия. Иначе можно делать вывод о недостаточном качестве работы органов управления лесным хозяйством;
  2. соблюдение сроков примыкания лесосек;
  3. соответствие назначенных мероприятий требованиям лесохозяйственных нормативов;
  4. соблюдение сроков очередности для рубок ухода требованиям регионального Наставления по рубкам ухода.

Учет заготовленной древесины.
При проверке качества учета заготовленной древесины желательно проверить соответствие фактических объемов рубок данным, указанным материалах освидетельствования (а также справках лесозаготовителей, актах приемки древесины, актах освидетельствования объемов заготовленной древесины и т.д.).

Для проведения полевых проверок в зависимости от способа отпуска древесины на корню нужно подготовить подборки копий соответствующих документов. При отпуске леса по количеству желательно помимо полевой проверки объемов фактически вырубленной древесины проверять обоснованность используемых лесхозами (лесничествами) коэффициентов полнодревесности и коэффициентов пересчета объемов в коре в объемы без коры.

Материалы освидетельствования лесосек.
При анализе этих материалов желательно обращать внимание на следующие моменты:

  • сроки проведения Зимние освидетельствования часто являются фиктивными либо неполными. Желательно также обращать внимание на удаленность друг от друга лесосек освидетельствованных одними и теми же людьми в один день (то есть физическую возможность освидетельствования)
  • участие в комиссии представителей лесозаготовителей (помимо подписей этих представителей, должны прилагаться доверенности на право представлять интересы фирмы при освидетельствовании)
  • указанные объемы рубок и их соответствие данным учета заготовленной древесины
  • отмеченные нарушения и правильность начисления неустоек в соответствии с Постановлением Правительства РФ №67 (05.02.1992) либо Правилами отпуска древесины на корню (1998), либо региональными ставками, утвержденными администрацией субъекта Федерации.

Полевые работы
Основная цель полевых работ - проверить соответствие документации реальному положению дел. Работа выполняется на примере делянок, отобранных при анализе документов. Если выбор не был сделан, то для полевого анализа подбирают несколько лесосек по следующим приоритетам:

  • делянки несплошных рубок главного пользования законченные;
  • делянки несплошных рубок главного пользования отведенные, но не начатые рубкой;
  • рубки ухода в средневозрастных и старше насаждениях (проходные рубки, обновление, переформирование), с изымаемым запасом более 500 кбм. ликвида, отведенные но не начатые рубкой;
  • рубки ухода в средневозрастных и старше насаждениях (проходные рубки, обновление, переформирование), с изымаемым запасом более 500 кбм. ликвида, пройденные рубкой либо в процессе разработки в первую очередь в тех лесничествах, на которые выписаны лесорубочные билеты в объемах, не выполнимых силами лесничеств;
  • выборочные санитарные рубки, назначенные, но не пройденные рубкой;
  • выборочные санитарные рубки законченные;
  • рубки в особо охраняемых природных территориях, запрещенные их режимом;
  • рубки в особо охраняемых природных территориях, не запрещенные их режимом, но потенциально могущие нанести значительный вред объектам охраны;
  • мелкий отпуск частным лицам в порядке рубок ухода и выборочных санитарных рубок (законченные мероприятия);
  • сплошные санитарные рубки назначенные, но не осуществленные;
  • делянки сплошных рубок главного пользования законченные;

Несплошные рубки главного и промежуточного пользования проверяются методом осмотра, либо, что предпочтительнее, но более трудоемко, - методом перечетов на пробных площадях, заложенных в соответствии с нормативами ленточного перечета ("Наставление по отводу и таксации лесосек.."). При этом надо учитывать, что пробные площади должны быть заложены во всех таксационных выделах, включенных в делянку. Исключение может быть сделано лишь для самых мелких контуров. При выборе мест, закладке пробных площадей, перечете на пробных площадях должны присутствовать представители лесхоза и лесничества. В случае проверки неосвидетельствованных лесосек (незаконченных рубок) может быть приглашен представитель фирмы-заготовителя. Все представители должны согласовать и подписать:

  1. схему размещения пробных площадей (включая договоренность о принципах распространения данных перечета в больших выделах на мелкие выдела, если в мелких не закладывалось отдельных пробных площадей);
  2. перечетные ведомости;
  3. акт с детальным описанием порядка проведения работ;
  4. результаты обсчета.

В случае, если кто-либо отказался от подписи составляется соответствующий акт с указанием причин отказа.

При закладке пробных площадей и проведении перечетов на делянках лесозаготовителей обязательно должны присутствовать представители налоговой инспекции, включенные в состав комиссии, либо привлеченные к ее работе.

При натурном обследовании лесосек, помимо работ, имеющих региональную специфику, проводится следующий комплекс работ:

  • оценка соответствия длин линий, углов и площади делянки материалам отвода;
  • соответствие исходной таксационной характеристики насаждения материалам отвода;
  • оценка качества (наличие) отбора и клеймения деревьев при отводе (для несплошных рубок);
  • определение, кто фактически осуществлял рубку леса (была ли переуступка прав);
  • подсчет фактически изъятого запаса и сравнение результата с данными учета заготовленной древесины по материалам лесничества (заготовителя);
  • оценка соответствия фактически изъятых (по породам и качеству) стволов материалам отвода (для несплошных рубок);
  • выполнение при рубке требований и условий, указанных в лесохозяйственных нормативах для данного вида рубки ("Правила рубок главного пользования..", "Наставление по рубкам ухода..", "Санитарные правила..");
  • соблюдение требований, указанных в Правилах отпуска древесины на корню.. (либо Постановлении Правительства РФ от 05.02.92 №67).

Дополнительно может оцениваться:

  • правильность назначения хозмероприятия;
  • соответствие исходной таксационной характеристики насаждения материалам лесоустройства;
  • для особо охраняемых природных территорий может оцениваться произошедшее в результате рубки повреждение или нанесение вреда объектам охраны.

Проверки лесозаготовителей
Лесозаготовители, отобранные для детальной проверки, проверяются преимущественно силами налоговой инспекции (полиции). Эта работа должна быть дополнена выборочной проверкой фактических объемов заготовленной древесины на делянках с последующим анализом полноты отражения объемов лесозаготовок в финансовой отчетности.

Одновременно ведется проверка на предмет выявления переуступок прав на лесопользование от одного заготовителя другому. По факту выявленных незаконных переуступок органами управления лесным хозяйством налагаются иски и ставится вопрос об изъятии заготовленной древесины и заготовительной техники.

Выборочная проверка качества лесоустройства
Данный вид работ желателен только в регионах с повальным некачественным лесоустройством. Основной целью такой работы может быть создание региональных технических условий и заданий, а также разработка региональных принципов и методов проверки качества вновь проводимого лесоустройства. При этом, надо учитывать, что по Лесному кодексу ведение лесного хозяйства без предварительного (хотя бы и абсолютно негодного) лесоустройства не допускается.

Желательно, чтобы проверку проводила рабочая группа, в составе которой есть 1-2 лесоустроителя, не имевших непосредственного отношения к лесоустройству проверяемых объектов. Проверка качества лесоустройства может включать в первую очередь выборочную проверку точности определения таксационных показателей насаждений, назначаемых в главное и промежуточное пользование в текущем ревизионном периоде и особенно тех насаждений, у которых таксационные показатели находятся на пределе минимально допустимых значений для назначения хозяйственных мероприятий. Другой важной составляющей выборочной проверки качества лесоустройства может быть проверка фактического наличия и состояния сомкнувшихся лесных культур.

Выявленные ошибки лесоустройства не влекут финансовой ответственности лесоустроителей, поэтому данный вид работ имеет смысл проводить в ограниченном числе случаев, при наличии времени и специалистов.

Анализ деятельности лесхозов
Дополнительной проверке при анализе деятельности лесхозов могут подлежать следующие вопросы:

  • соблюдение лесхозами правил предоставления участков в краткосрочное пользование, предусмотренных действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами;
  • качество лесной охраны (количество, характер и динамика выявляемых нарушений), качество оформления актов, частота и результативность передачи дел в суд);
  • объемы рубок, осуществляемых лесхозами: а) собственными силами (исходя из имеющихся мощностей);
    б) объемы лесозаготовок, осуществленных с переуступкой прав как законной, так и незаконной. К законным могут быть отнесены переуступки прав, оформленные договорами найма, к незаконным - все остальные. При выявлении незаконных переуступок прав необходимо в установленном порядке ставить вопрос о выплате лесхозами и фирмами, фактически осуществляющими заготовку леса, штрафных санкций. При анализе переуступок всех видов необходимо подсчитать суммы не поступивших в бюджет лесных податей;
  • объемы торговли лесом и цены на отпускаемую древесину. Необходимо получить данные об объемах продаж и ценах на древесину франко-лесосека, франко-склады (верхний и нижний), франко-дорога и т.д. Случаи продажи древесины франко-лесосека (франко-пень) нуждаются в выборочной проверке с выездом на место и с проверкой покупателей, в том числе силами налоговой инспекции и полиции, на предмет выявления, кто на самом деле осуществлял заготовку леса на этом участке и по какой цене на самом деле была продана древесина. При выявлении фактов незаконной переуступки нарушителям выставляются соответствующие иски. Результаты этой работы учитываются при анализе налогово-финансовой ситуации в лесном секторе;
  • оказание платных услуг. Проверке подлежит перечень платных услуг, оказываемых лесхозами и порядок формирования цен на эти услуги. В идеале, порядок формирования цен должен быть "прозрачным", т.е. любой заготовитель до получения лесорубочного билета (до победы на лесных торгах либо аукционе) должен иметь возможность рассчитать объемы дополнительных платежей, неизбежных при реализации права заготавливать лес. Если этого нет, то как минимум цены на оказываемые услуги и объемы оказанных услуг должны во всех случаях оформляться договорами либо соглашениями между заготовителями и лесхозом. При анализе этого вопроса необходимо учитывать, что лесхозы не имеют приоритетного права на оказание платных услуг. Любые отказы лесхозов признать результаты услуг, полученных от других фирм должны расцениваться как нарушения, конечно если результаты работы других фирм соответствуют лесохозяйственным требованиям;
  • качество ведомственного контроля. Необходимо обратить внимание на соответствие ведомственного контроля за качеством ведения лесного хозяйства требованиям отраслевых инструкций и стандартов. При этом, особое внимание должно быть уделено оценке качества работ, выполняемых силами лесхоза, особенно, если объемы ликвидных рубок ухода, осуществляемых лесхозом превышают 50 тыс.кбм в год. При проверке этих вопросов внимание должно быть уделено участию управления лесами в проверках качества ведения лесного хозяйства. Помимо количества проверок, необходимо обратить внимание на количество и характер выявленных нарушений, соответствие законодательству и эффективность принятых мер. Отдельно контролируется качество охраны обходов, качество и эффективность охраны лесов от пожаров, защиты леса от вредителей и болезней, наличие и участие службы защиты леса в текущей деятельности лесхозов (назначение и согласование выборочных и сплошных санитарных рубок и иных лесозащитных мероприятий);
  • официальная переписка, договора (соглашения), подряды на выполнение работ;
  • иные вопросы, например, экономические и финансовые, согласно планов работы комиссии.

Анализ финансовой и налоговой ситуации в лесном хозяйстве и лесопользовании

Общий анализ налоговой ситуации в лесопользовании
Для анализа налоговой ситуации в лесном секторе из анкет лесхозов и иных источников (например, данных районных налоговых инспекций) выбирается информация о начисленных и фактически поступивших лесных податях. Дополнительно при проверке лесорубочных билетов проводится анализ следующей информации:

  • правильность использованных ставок лесных податей, особенно в связи с переходом на новую систему установления ставок лесных податей по Лесному кодексу РФ;
  • правильность пересчета размеров платежей в случаях смены ставок лесных податей;
  • обоснованность факта и размеров предоставления льгот в связи с новыми требованиями, установленными Лесным кодексом РФ;
  • предоставление прав пользования лесным фондом юридическим и физическим лицам, имеющим задолженности по лесным податям, неоплаченные иски за нарушения лесного законодательства и т.п. Фактическая платежеспособность лесопользователей определяется специалистами налоговых инспекций на основе анализа данных проверок лесозаготовителей с учетом фактических объемов заготовленной ими древесины, оправданности и реальности показанных ими затрат и т.д.
  • сложившаяся система перепродаж древесины и продуктов ее переработки на пути от заготовителя (переработчика) до потребителя;
  • экспертные оценки "черного" товарооборота и его источники;
  • экспертные оценки размеров прибыли, скрытой от налогообложения за счет сокрытия фактических объемов рубок, переуступок прав и т.д.

Оптимизация цен на древесину на корню
Для разработки рекомендаций в рамках данного раздела желательно использовать следующие материалы:

  • минимальные и региональные ставки лесных податей, установленные в законном порядке;
  • данные о ценах при отпуске древесины на корню по лесобилетам лесхозов, если фактическую заготовку осуществляли другие фирмы (без уплаты лесных податей);
  • величины неизбежных выплат, осуществляемых лесопользователями лесхозам и иным организациям для фактического получения права осуществлять рубки (стоимость отвода лесосек, разработки технологических карт, отчислений в лесохозяйственные фонды (если есть) и т.п.);
  • сложившаяся система перевозок заготовленной древесины и существующая система таксовых поясов;
  • экспертные оценки существующего спроса на древесину (по сортиментам).

При разработке рекомендаций все вышеперечисленные аспекты, по возможности, должны учитываться максимально детально.

Основой для выработки конкретных предложений по оптимизации цен, должен быть фактический размер платы за древесину на корню, который необходимо внести для того, чтобы приступить к заготовке древесины. При этом, в фактическую плату за древесину на корню помимо собственно лесных податей должны быть включены обязательные платежи, существующие в регионе (например, плата лесхозу за разработку технологической карты, плата за отвод лесосеки и т.д.). При оценке фактической платы за древесину на корню нужно учитывать имеющиеся задолженности по податям, оплате услуг лесхозов и т.п., то есть упор должен быть сделан не на начисленные подати и платежи, а на фактически внесенные. При разработке и обосновании размеров лесных податей, предлагаемые величины попенной платы (лесных податей), при необходимости, могут быть дифференцированы в любой степени вплоть до установки отдельных цен для лесничеств или групп кварталов. Желательно, вместе с обоснованием размеров собственно лесных податей, на основе данных о составе и размерах фактически внесенных платежей, оптимизировать стоимость и условия предоставления обязательных услуг, размеры обязательных дополнительных платежей, порядок распределения (использования) получаемых дополнительно средств. В рамках данного раздела желательно также оценить существующий платежеспособный спрос на древесину на корню.

Финансирование лесного хозяйства
Цель данного раздела - показать источники финансирования лесного хозяйства и их соотношение. Помещаемая в этот раздел информация нужна для создания полной картины состояния лесного хозяйства. Эти материалы могут иметь существенное значение при решении вопросов о дополнительном финансировании лесного хозяйства из бюджета субъекта Федерации, как это предусмотрено Лесным кодексом РФ. В этом разделе на примере нескольких лесохозяйственных предприятий необходимо показать все источники финансирования лесного хозяйства (включая натуральную форму финансирования) и, при необходимости, основные расходы. При анализе доходов желательно показать степень участия следующих источников:

  • федеральный бюджет;
  • региональный бюджет;
  • местный бюджет;
  • разница между ставками лесных податей и фактической ценой реализации древесины на корню (фактической арендной платой);
  • реализация древесины (в том числе фактически реализовано на корню) с выделением размеров оплаты по бартеру;
  • "лесохозяйственные" услуги (отвод лесосек, составление технологических карт и т.п.);
  • прочие услуги (услуги транспорта и т.п.);
  • прочие поступления. При анализе расходов желательно выделить следующие разделы:
  • заготовка ликвидной древесины (т.е. древесины на продажу);
  • переработка древесины на продажу;
  • тушение лесных пожаров, борьба с вредителями и болезнями леса;
  • лесопосадки;
  • содействие естественному восстановлению лесов;
  • рубки ухода не приносящие ликвидной древесины;
  • затраты на содержание лесной охраны без учета затрат, связанных с вышеперечисленными пунктами;
  • затраты на содержание аппарата лесхоза;
  • налоги (начисленные, фактически выплаченные, пени и штрафы по налогам за отчетный период а также фактическая задолженность по налогам на момент проверки и причины ее образования);
  • прочие затраты (при необходимости детализировать).
При подготовке данных материалов надо следить, чтобы одни и те же затраты не были учтены дважды. При этом, затраты, имеющие отношение сразу к нескольким разделам либо делятся пропорционально между разделами, либо указываются отдельной строкой. Источник каждой цифры или способ ее формирования обязательно должны быть указаны.

Дополнительно может быть подготовлен раздел по размерам и регулярности оплаты труда работников лесного хозяйства. Этот раздел может включать данные по окладам, премиям и доплатам (с указанием за что именно), фактическим средним доходам за отчетный период для следующих категорий работников:

  • директора лесхозов;
  • главные лесничии;
  • лесничии;
  • ИТР лесхозов;
  • помощники лесничих и мастера леса;
  • лесники;
  • постоянные рабочие;
  • временные рабочие (в пересчете на ежемесячные оплаты труда);
  • иные категории работников.
Для полноты картины могут быть приведены данные по зарплате руководства и ИТР управлений лесами и аналогичные данные по проверенным лесозаготовительным фирмам. В последнем случае надо учитывать возможные скрытые дополнительные заработки сотрудников фирм.

Аренда лесного фонда и концессии
В рамках работы над данным разделом желательно осветить следующие вопросы:

  • номера и даты решений о передаче участков лесного фонда в аренду, в том числе решений, принятых на основе протоколов конкурсов
  • существующая аренда (фирмы, площади и границы, объемы лесопользования (главное и промежуточное отдельно), фактическое освоение, финансовые поступления с учетом предусмотренных законом льгот в бюджет субъекта Федерации, в федеральный бюджет и в лесхозы - далее "финансовый эффект") и сроки ее завершения
  • наличие планов (проектов) ведения лесного хозяйства и лесопользования на арендуемых землях, проходили ли эти планы государственную экологическую экспертизу.
  • размеры финансовых поступлений с учетом существующих льгот в бюджет субъекта Федерации, в федеральный бюджет и в лесхозы, если тоже фактическое освоение выполнялось бы в порядке краткосрочного пользования
  • соответствие заключенных договоров требованиям лесного законодательства
  • недооформленная аренда (фирмы, площади, объемы (главное и промежуточное отдельно), дата получения разрешения на аренду или дата начала оформления документов, причины недооформления)
  • соблюдение арендаторами условий договоров аренды (в первую очередь финансовых обязательств)
  • случаи принудительного прекращения права аренды и причины возникновения таких ситуаций
  • отказы от аренды (фирмы, районы, площади, объемы пользования (главное и промежуточное отдельно), финансовый эффект прекращенной аренды), причины отказа
  • наличие заявок на аренду лесного фонда (фирмы, районы, площади, объемы пользования (главное и промежуточное отдельно), ожидаемый финансовый эффект); отклоненные заявки, причины их отклонения, финансовый эффект при освоении тех же объемов в порядке промежуточного пользования
  • существующий порядок передачи лесного фонда в аренду на бесконкурсной основе
  • существующий порядок проведения конкурсов на передачу лесного фонда в аренду
  • затраты, которые вынуждены делать арендаторы для фактической реализации права получения в аренду участка лесного фонда (например, затраты на составление проекта ведения лесного хозяйства на арендуемой территории)
  • дополнительные затраты арендаторов при осуществлении аренды (например, плата за отвод лесосек и т.п.)
  • учет режимов охраны существующих особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и других ограничений лесопользования
  • существующая в регионе практика передачи/непередачи в аренду проектируемых ООПТ, учет в договорах аренды возможностей создания новых ООПТ
  • возможность осуществления иных видов лесопользования помимо заготовки древесины на фактически арендованных участках

Во всех пунктах, касающихся "финансового эффекта" финансовые данные желательно привести к единому знаменателю, то есть, например, если речь идет о финансовых поступлениях от аренды, закончившейся в 1996 году и только что начавшейся, то данные 1996 года должны быть приведены к современным, например, путем пересчета с учетом изменений ставок лесных податей и арендной платы с 1996 по настоящее время. Во всех случаях использованная технология пересчета должна быть подробно описана. При сравнении "финансового эффекта" при использовании ресурсов в порядке аренды и в порядке краткосрочного пользования необходимо учитывать, что при аренде оплачивается весь возможный объем лесопользования, а при краткосрочном пользовании оплачивается только фактический объем рубок.

В результате желательно разработать (уточнить, доработать, внести изменения), либо показать основные направления работы и подготовить проекты поручений правительства региона соответствующим ведомствам по следующим вопросам:

  • оптимальную структуру и соотношение арендуемых земель и территорий, ориентированных на краткосрочное пользование
  • порядок предоставления участков лесного фонда в аренду для осуществления разных видов пользования на конкурсной, бесконкурсной и безвозмездной основах
  • основные типовые положения договоров аренды, включая перечень работ, выполняемых арендаторами за свой счет
  • порядок осуществления контроля за соблюдением положений договоров аренды (в первую очередь финансовых), включая порядок приостановления и прекращения права аренды
  • размер арендной платы по районам (лесхозам) и порядок ее пересмотра

Вопросы, связанные с осуществлением концессий на участки лесного фонда желательно освещать придерживаясь той же схемы, что и с вопросами аренды участков лесного фонда.

Анализ сложившейся практики по экспорту лесопродукции
В рамках данного раздела собирается и анализируется информация по объемам вывозимой из региона лесопродукции по видам (или группам видов в зависимости от глубины переработки). При необходимости методом выборочных проверок устанавливается фактический объем и качество вывозимой древесины, а также соответствие фактических цен и цен, официально указанных в отчетных документах фирм-экспортеров.

Социальная ситуация в лесном комплексе и общие принципы ее анализа

Занятость населения в лесном хозяйстве и иных отраслях хозяйства, связанных с использованием лесов, динамика занятости
Данный раздел один из самых трудоемких и сложных с точки зрения корректности и полноты сбора информации. Во многих случаях вместо полного детального анализа может быть целесообразным показать лишь общие тенденции, проиллюстрировав их несколькими примерами, полученными при детальной проверке фирм и лесхозов, либо ограничиться более менее подробным анализом собственно лесозаготовок (без деревообработки).

При детальной работе над этим разделом желательно собирать информацию следующего содержания:

  • общее количество людей, занятых в лесном секторе отдельно для лесного хозяйства, лесозаготовок, деревообработки, иных направлений деятельности;
  • общее количество людей, занятых в лесном секторе с номинальной заработной платой выше прожиточного минимума;
  • общее количество людей, занятых в лесном секторе с фактической оплатой труда выше прожиточного минимума;
  • экспертные оценки реальных размеров доходов с учетом применяемых схем уклонения от налогов и использования "черного" наличного оборота (на примере детального анализа силами налоговой инспекции и полиции нескольких фирм разных форм собственности);
  • общее количество рабочих мест в том числе вакантных;
  • состояние дел с выплатой заработной платы (регулярность, полнота выплат и т.д.).

По всем пунктам желательно представлять информацию отдельно по предприятиям разных форм собственности и форм управления (иностранные фирмы; предприятия с преобладанием иностранного капитала; фирмы со многими собственниками на базе леспромхозов (например, предприятия, приватизированные трудовыми коллективами); фирмы с ограниченным числом владельцев; частные предприятия; мелкие неспециализированные фирмы, для которых лесозаготовки и лесопереработка одно из многих направлений деятельности и т.п.). Данные целесообразно представлять отдельно по группам специальностей (например, лесники, шоферы, техники, ИТР и т.д.); отдельно по количеству иностранной и отечественной рабочей силы. При разбивке данных по формам собственности и формам управления желательно указывать общее число предприятий и объемы заготовок по каждой из форм собственности (управления) за каждый из последних 3-4 лет.

При анализе деятельности предприятий, использующих иностранную рабочую силу, желательно провести оценку сокращения рабочих мест для российских граждан именно за счет привлечения иностранцев и провести оценку причин такой ситуации. При изучении вопросов занятости собственно на лесозаготовках желательно провести анализ (и прогноз) возможных изменений занятости и структуры занятости населения в связи с переходом на новые технологии лесозаготовок (например, при переходе с традиционной отечественной технологии на использование иностранной многооперационной техники с использованием и без использования иностранного рабочего персонала). При анализе занятости населения желательно учитывать (хотя бы методом экспертной оценки) изменение количества и качества рабочих мест в сфере услуг при изменении структуры занятости и размеров оплаты труда в собственно лесохозяйственном секторе.

Восприятие населением существующих мест, форм и методов ведения лесного хозяйства и лесозаготовок
В рамках данного раздела желательно провести анализ обращений граждан, касающихся лесного хозяйства и лесопользования в официальные инстанции и общественные организации. Возможно проведение опросов мнений и аналогичных социологических исследований.

Основной целью может быть выявление мнения граждан о лесном хозяйстве и лесопользовании, выявление территорий (участков), где активное лесное хозяйство и лесопользование вызывает наибольшее недовольство населения, выявление форм и методов ведения хозяйства, вызывающих наиболее отрицательную реакцию.

Участие населения в процессе принятия решений
В рамках данного направления желательно изучить вопрос имеет ли население возможность реально и эффективно участвовать в формировании региональной политики по лесопользованию. Данный раздел приобретает особое значение, если есть явное недовольство населения теми или иными аспектами ведения лесного хозяйства и лесопользования.

Природоохранные аспекты лесного хозяйства и лесопользования
В рамках данного раздела желательно получить ответы на две группы вопросов:

А) какие организации и структуры и каким образом осуществляют охрану природы в регионе

  • состояние и работоспособность государственных структур охраны природы;
  • перечень и основные направления деятельности (особенности) организаций (государственных и негосударственных), занимающихся охраной природы;
  • распределение и использование природоохранной информации;

Б) анализ нарушений природоохранительного законодательства в связи с осуществляемым лесным хозяйством и лесопользованием.

Организации и структуры, осуществляющие охрану природы в регионе Анализируя данные о государственных структурах, занимающихся охраной природы желательно составить четкий перечень природоохранных вопросов, возникающих в связи с осуществлением лесного хозяйства и лесопользованием и находящихся в ведении разных государственных структур (органов управления лесным хозяйством, территориальных органов Госкомэкологии, органов рыбинспекции, санэпиднадзора, земельных комитетов и т.д.)

В рамках этого раздела желательно также проанализировать данные по численному составу комитетов охраны природы одновременно с данными по образованию (профессиональной подготовке) сотрудников. Особое внимание должно быть уделено количеству должностных лиц, занимающих руководящие посты и имеющих высшее образование, соответствующее должностным обязанностям.

При анализе деятельности государственных комитетов охраны природы в связи с лесным хозяйством и лесопользованием, желательно оценить полноту (качество), эффективность и соответствие законодательству действий комитетов в следующих случаях:

  • создание особо охраняемых природных территорий на лесных землях;
  • проверка соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий, расположенных на лесных землях; выявленные нарушения, наложенные взыскания и фактически полученное возмещение ущерба;
  • контроль за состоянием популяций редких и охраняемых видов, расположенных на землях лесного фонда;
  • государственные экологические экспертизы применяемых технологий лесозаготовок;
  • государственные экологические экспертизы материалов лесоустройства и иных лесохозяйственных материалов;
  • государственные экологические экспертизы переводов в лесах первой группы лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и/или изъятия лесных земель;
  • согласование переводов и изъятий лесных земель второй и третьей групп;
  • согласования и государственные экспертизы строительства хозяйственных объектов (и аналогичной деятельности) в лесах;
  • организация и качество переподготовки кадров, работающих в структуре комитетов охраны природы;
  • экологическое просвещение (от дошкольного уровня до уровня должностных лиц государственных структур);
  • работа с обращениями граждан по поводу нарушений при лесопользовании природоохранительного законодательства.

Желательно, чтобы материалы в рамках данного раздела были дополнены действующими расценками и сроками исполнения по каждому виду услуг, в первую очередь, это относится к , экологическим экспертизам. Отдельно желательно проанализировать степень и качество взаимодействия природоохранных и лесохозяйственных структур.

Помимо государственных структур значительный объем работ по ряду направлений охраны природы традиционно выполняют научные и общественные организации. В рамках данного раздела желательно организовать встречи с представителями максимального числа научных и неправительственных организаций с тем, чтобы:

  • определить основные направления деятельности и особенности работы научных и неправительственных организаций реально занимающихся охраной природы;
  • уточнить объем природоохранной информации (данные о расположении популяций редких и охраняемых видов и иных ценных природных объектах, состояние существующих особо охраняемых природных территорий, реальное качество ведение лесного хозяйства и лесохозяйственные нарушения и т.д.), имеющейся в распоряжении этих организаций и определить возможности и степень необходимости использования этой информации официальными природоохраными структурами;
  • получить экспертную оценку основных экологических проблем региона.

Анализ природоохранных нарушений в связи с осуществляемым лесным хозяйством и лесопользованием.

В рамках этого раздела на основе всей имеющейся информации, включая данные научных и общественных организаций и материалов полевых проверок составляется перечень природоохранных нарушений, допущенных при ведении лесного хозяйства и лесопользования, анализируются причины возникновения нарушений, делаются рекомендации в целях предотвращения подобных нарушений в дальнейшем. В этом разделе желательно отдельно рассматривать традиционные природоохранные аспекты (особо охраняемые природные территории, популяции редких видов, соблюдение режимов водо- и нерестоохранных зон и т.п.), и нарушения лесного законодательства, допущенные при разработке лесосек и выявленные лесной службой в процессе освидетельствования и иных действий. Эта информация должна быть собрана при анализе деятельности проверяемых лесхозов.

В рамках данного раздела желательно особое внимание уделить качеству и полноте отражения в лесоустроительных иных лесохозяйственных материалах ограничений природопользования, установленных для особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков, водоохранных зон.

Выводы и рекомендации комиссии
Желательно, чтобы кроме краткой оценки общего состояния лесного хозяйства и лесопользования в регионе и перечня наиболее острых проблем в этом разделе содержались бы конкретные механизмы и способы решения, или, по крайней мере, указания на то, кто конкретно должен такие механизмы разработать. Особо должны быть показаны случаи, когда комиссия не смогла найти приемлемых способов решения вопросов, либо выявились принципиально разные взгляды членов комиссии на проблемы и пути их устранения.

Желательно, чтобы выводы и рекомендации комиссии могли быть взяты за основу проекта постановления правительства региона либо проекта решения законодательного собрания региона.



Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!