Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Общественный экологический контроль

Общественный экологический контроль и мониторинг

История вступления общественных активистов в должность инспекторов по охране природы началась еще в советские времена, в те годы роль общественности в качестве независимой контролирующей структуры была весьма сомнительна. Дружинники действовали под прикрытием легальных природозащитных ВООП, добровольных обществ охотников, рыболовов, а также других официальных организаций, и, прежде всего комсомола. В этот период движение не имело непосредственных отношений с органами государственной власти, хотя, как тогда говорилось, “дружины выполняют ту работу, которую не успевает делать государство”.

За последние десятилетия ситуация кардинально изменилась и сегодня общественное экологическое движение имеет значительную социальную и политическую силу для формирования позитивных сдвигов в направлении усиления роли общественности в сфере сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

На общественной арене с успехом действуют десятки природоохранных организаций, на базе которых осуществляются мероприятия по ведению большинства видов экологического контроля.

Вот какое определение дается экологическому контролю в “Толковом словаре по охране природы”:

Контроль экологический – деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственных и общественный экологический контроль

Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.

Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции НКО.

Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность – следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т.д.

Правовые основы регулирования в области ОЭК (Нормативная база)

В настоящее время в руках природоохранных организаций (структур), как общественных так и государственных, имеется целый спектр нормативно-правовых документов, позволяющих поместить природопользование в достаточно жесткие рамки и вести контроль за природопользователями. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в сфере охраны окружающей среды является достаточно проработанной и дееспособной. Но, как можно заметить, в нашем случае начинает работать другой фактор – законы есть, но они плохо исполняются.

Нормативная база в области осуществления ОЭК постоянно претерпевает качественные изменения. Появляются новые законодательные документы, вносятся поправки к ныне существующим.

Все применимое для нужд ОЭК правовое поле можно разделить на 3 группы:

  • к первой группе относятся все законы и подзаконные акты федерального уровня, действие которых распространено на территорию всей РФ (Закон РФ “Об охране окружающей природной среды”, “Водный кодекс”….);
  • ко второй группе относятся подзаконные акты регионального значения (“Правила любительского и лицензионного рыболовства в Обском бассейне”);
  • к третьей группе относятся местные нормативно-правовые акты, область применения которых ограничивается субъектом федерации или еще меньшей территорией действия, например, отдельным районом. Создание таких подзаконных актов также прерогатива субъектов федерации.

Общественный экологический мониторинг

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменениями погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций.

Идея использования нового термина “мониторинг” в природоохранной практике впервые была озвучена в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды, который стал альтернативой термину “контроль”.

Из латинского слова Monita - означающее напоминание, увещевание, предсказание, предупреждение, было образовано английское слово monitoring, которое переводится как “слежение”

Согласно Закону РФ “Об охране окружающей природной среды” под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) - понимается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.” определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.

Исходя из приведенных определений, можно выделить три основные направления деятельности системы мониторинга (см. блок-схему системы мониторинга):

  • наблюдение за факторами воздействия и состояния среды;
  • оценку фактического состояния среды;
  • прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Основная цель, которую ставит перед собой общественный экологический мониторинг - повышение доступности экологической информации для общественности.

Таблица. Классификация экологического мониторинга

Мониторинг источников воздействия

Источники воздействия:

Мониторинг факторов воздействия

Факторы воздействия:

Физические Биологические Химические

Мониторинг состояния биосферы

Природные среды

Атмосфера Океан Поверхность суши с реками и озерами, подземные воды Биота

геофизический мониторинг Биологический мониторинг

Общественный экологический мониторинг может выполнять следующие функции:

  • Повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
  • Мониторинг объектов, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно.
  • Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены.
  • Участие в экологическом образовании и просвещении.

Предыдущий раздел  К содержанию  Следующий раздел


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!