Дело 5. Обжалование решения малого Совета Кировского областного
Совета народных депутатов по установлению платы за природные ресурсы


   В числе особенностей данного дела можно отметить следующие.
   Органы государственной власти и управления Кировской области были заблаговременно, на стадии подготовки проектов, проинформированы (34) о том, что разрабатываемые ими акты по вопросам установления платы за использование природных ресурсов заведомо незаконны. Тем не менее, решение, утверждающее временные нормативы платы за пользование водными объектами при добыче полезных ископаемых, эксплуатации речного транспорта (в том числе моторных лодок) и для сплава древесины, за использование лицензионных охотничьих ресурсов, недревесных ресурсов растительного мира, было издано (35).
   Вскоре прокуратура области дала отрицательную правовую оценку данного постановления и внесла протест (36). После отклонения (37) протеста прокурор области обратился в областной суд с заявлением (38) о признании этого решения незаконным.
   Малым Советом был выдвинут несуразный для высшего органа субъекта Российской Федерации довод: если, мол, Правительство РФ не исполняет свои обязанности, стало быть, малый Совет вправе, и не имея полномочий, вторгаться в компетенцию этого органа и сознательно принимать незаконные решения.
   Позиция прокуратуры области в суде была усилена еще и обращением в суд Кировского производственного охотничье-рыболовного объединения (облохотобщества), также требовавшего признания решения незаконным в части установления размера платы за лицензии (39).
   После судебного признания решения малого Совета незаконным (40) была предпринята попытка взыскать с этого органа причиненные облохотобществу убытки (42). Однако, к моменту подачи в арбитражный суд заявления Кировский областной Совет народных депутатов принял решение о самороспуске. Каких-либо правопреемников этого органа разыскать не удалось, и причиненные убытки взыскать оказалось не с кого.
   В законодательстве того времени отсутствовали нормы, дающие повод областным властям предполагать наличие у них полномочий на издание такого решения. Единственная юридическая отсылка, к статье 5 Протокола к Федеративному договору, - простая подмена, поскольку в этой статье речь идет о предметах совместного ведения, к которым установление платы за природные ресурсы не относилось тогда и не относится сейчас (на то, что эта плата находится в исключительно федеральном ведении, указывалось, кстати, в статье 7 того же Протокола).

Документ 34

СССР
Центрсоюз
Всесоюзный научно-исследовательский институт
охотничьего хозяйства и звероводства
им. проф. Б.М.Житкова
(ВНИИОЗ)
610601, г. Киров областной
ул. Энгельса, 79
7 сентября 1992 г. № 1/3060
   В 1992 году руководители Советов народных депутатов и органов исполнительной власти ряда регионов России принимали решения о введении платы за охотничьи ресурсы; плата, как правило, вводилась путем многократного увеличения стоимости лицензий на отстрел диких копытных животных и медведя, а также введения платы за отстрел (отлов) животных, ранее добывавшихся бесплатно.
   В связи с этим, считаю полезным информировать вас о следующем.
   Платежи за пользование природными ресурсами являются, согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", федеральными налогами. Федеральные налоги отнесены Федеративным договором и Конституцией Российской Федерации к исключительному (не совместному) ведению федеральных органов государственной власти России; областные Советы и администрации, поэтому, не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в области установления размеров и порядка взимания платы за охотничьи ресурсы.
   Кроме того, выдача лицензий и путевок на охоту относится действующими классификаторами к сфере оказания услуг, но не к налогообложению.
   В конце августа акты Нижегородских областных Совета и администрации об установлении платы за охотничьи ресурсы были признаны судом недействительными по иску прокуратуры и общества охотников при правовой поддержке исков сотрудниками коллектива "Хозяйство и Право" ВНИИОЗ.
   По нашему мнению, принятие аналогичных решений государственными органами представительной и исполнительной власти Кировской области нежелательно.

Директор института В.Г. Сафонов


Документ 35

Кировский областной

Совет народных депутатов Малый совет
г. Киров

Решение
от 02.03.93 № 38
"Об установлении временной платы
за использование природных ресурсов(Извлечение)

   На основании статьи 8411 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", в целях стимулирования рационального и комплексного использования природных ресурсов и укрепления финансовой базы местного самоуправления до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации, малый Совет областного Совета народных депутатов решил:
   1. Установить до принятия соответствующих постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации временные нормативы платы за использование природных ресурсов согласно приложениям 1-5.

Председатель Совета А.Я.Костин

Приложение 4
к решению малого Совета областного Совета народных депутатов
от 02.03.93 № 38

Временные нормативы платы
за использование лицензионных охотничьих ресурсов(в руб.)

Виды животных Для местных охотников Для приезжих охотников
Лось взрослый 4000 4800
Лось сеголеток 2500 3000
Кабан взрослый 2000 2400
Кабан сеголеток 1200 1440
Медведь 3000 3600
Бобр 450 600

   Примечание: к местным охотникам относятся лица, постоянно проживающие в г. Кирове и области.


Документ 36

Прокуратура СССР
Прокуратура Кировской области
Малый Совет
Кировского областного Совета народных депутатов
г. Киров
07.04.93 № 7-5-24
Протест
(в порядке надзора)
на решение малого Совета от 02.03.93 № 38
"Об установлении временной платы за использование природных ресурсов"

   Решением малого Совета Кировского областного Совета народных депутатов от 02.03.93 № 38 установлены, до принятия соответствующих постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации, временные нормативы платы за использование природных ресурсов, в частности, за пользование водными объектами в целях добычи полезных ископаемых, без изъятия водных ресурсов для целей речного транспорта и сплава древесины, за использование лицензионных охотничьих ресурсов, за недревесные ресурсы растительного мира.
   Указанное решение в данной части противоречит действующему законодательству и подлежит отмене.
   Действительно, согласно ст. 8411 Конституции Российской Федерации, вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Однако ст. 66 Закона РФ от 21.04.92 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" устанавливает, что до принятия предусмотренных ст. 8411 Конституции РФ Основ законодательства Российской Федерации по вопросам ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга действуют соответствующие законы Российской Федерации.
   Статья 6 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" наделяет Правительство Российской Федерации компетенцией по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами. Пунктом 5 ст. 20 указанного Закона установлено, что порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
   Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.92 № 1912-р утвержден перечень диких животных, добыча которых в 1992-1993 годах производится по разрешениям (лицензиям) за плату и установлен ее размер. За использование природных ресурсов, которые перечислены в приложениях 2, 3, 5 вышеназванного решения, плата Правительством РФ не установлена.
   Таким образом, действующее законодательство не наделяет соответствующими полномочиями орган государственной власти области. При таких обстоятельствах решение малого Совета областного Совета народных депутатов нарушает действующее законодательство, ущемляет права предприятий и граждан.
   На основании изложенного, руководствуясь ст. 22 Закона Российской Федерации от 17.01.92 "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
   Отменить названное решение малого Совета областного Совета народных депутатов от 02.03.93 № 38 в части установления временных нормативов платы за использование природных ресурсов, указанных в приложении № 4 и обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями об определении нормативов за использование других природных ресурсов.
   Протест рассмотреть на ближайшем заседании малого Совета и о результатах рассмотрения сообщить в областную прокуратуру в письменной форме.

И.о. прокурора области,
старший советник юстиции Л.Е.Ренжин


Документ 37

Кировский областной
Совет народных депутатов
Малый совет
г. Киров

Решение
от 25.05.93 № 91
"О протесте прокуратуры области на решение малого Совета областного Совета народных депутатов от 02.03.93 № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов""

   Рассмотрев протест прокуратуры области на решение малого Совета от 02.03.93 № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов", обращение в областной Совет областного комитета по охране природы, малый Совет областного Совета народных депутатов решил:
   Принимая во внимание, что Советом Министров - Правительством Российской Федерации более 1,5 лет не выполняется Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" в части определения порядка исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов, а также учитывая то, что бесплатным природопользованием наносится невосполнимый вред природным ресурсам области, в соответствии со ст. 5 Протокола к Федеративному договору от 31 мая 1992 года протест прокуратуры области на решение малого Совета областного Совета народных депутатов от 02.03.93 № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов" оставить без удовлетворения.

И.о. председателя Совета Л.Ф.Вахонин


Документ 38

Прокуратура СССР
Прокуратура Кировской области
610601, г. Киров,
ул. Володарского, 98
01.06.93 № 7-5-24
Заявление
(в порядке ст. 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации")
о признании незаконными решения малого Совета
Кировского областного Совета народных депутатов от 02.03.93 № 38
"Об установлении временной платы за использование природных ресурсов"

   Решением малого Совета Кировского областного Совета народных депутатов от 02.03.93 № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов" установлены, до принятия соответствующих постановлений Советом Министров - Правительством Российской Федерации, временные нормативы платы за использование природных ресурсов, в частности, за пользование водными объектами в целях добычи полезных ископаемых, без изъятия водных ресурсов для целей речного транспорта и сплава древесины, за использование лицензионных охотничьих ресурсов, за недревесные ресурсы растительного мира.
   Указанное решение в данной части противоречит действующему законодательству.
   Действительно, согласно ст. 8411 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению федеральных органов исполнительной власти РФ и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Однако ст. 66 Закона РФ от 21.04.92 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" устанавливает, что до принятия предусмотренных ст. 8411 Конституции РФ Основ законодательства Российской Федерации по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга действуют соответствующие законы Российской Федерации.
   Статья 6 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" наделяет Правительство Российской Федерации компетенцией по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами. Пунктом 5 ст. 20 указанного закона установлено, что порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
   Кроме того, ст. 19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит платежи за пользование природными ресурсами к федеральным налогам, размеры ставок которых, объекты налогообложения, плательщики налогов, порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
   Таким образом, действующее законодательство не наделяет соответствующими полномочиями орган государственной власти области.
   Учитывая данные обстоятельства, прокуратура области 07.04.93 принесла протест на данное решение в части установления платы за использование лицензионных охотничьих ресурсов, а письмом от 22.94.93 № 7-5-24 потребовала при рассмотрении протеста поставить вопрос об отмене этого решения в части установления нормативов платы за использование природных ресурсов, указанных в приложениях 2-5.
   25.05.93 решением малого Совета областного Совета народных депутатов № 91 протест прокурора области отклонен, но не потому, что закон позволяет малому Совету принять такое решение, а в связи с тем, что Правительством Российской Федерации более 1,5 лет не выполняется Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" в части определения порядка исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов, а бесплатным природопользованием наносится невосполнимый вред природным ресурсам области.
   Находя такое обоснование решения малого Совета противоречащим ст. 8411 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязательность законов Российской Федерации и одинаковую силу их на территориях всех краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга, руководствуясь ст. 61 Закона от 05.03.92 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", прошу решение малого Совета Кировского областного Совета народных депутатов от 02.03.93 № 38 в части установления временных нормативов платы за использование природных ресурсов, указанных в приложениях 2-5, признать незаконным.
   О дне рассмотрения заявления прошу уведомить прокурора Кировской области.
   Приложение: на 14 л.

Прокурор области,
государственный советник юстиции 3 класса Н.А.Ефремов


Документ 39

Союз обществ охотников и рыболовов РСФСР
Кировское областное производственное
охотничье-рыболовное объединение
В Кировский областной суд
610001, г. Киров, пер. Герцена, 9
тел. 2-97-65; 2-89-34
03.06.93 № 131

Заявитель: Кировское областное производственное
охотничье-рыболовное объединение
610001, г. Киров, пер. Герцена, 9
Заинтересованная сторона: Малый Совет Кировского
областного Совета народных депутатов
610019, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 69

Заявление
о признании частично недействительным пункта 1
решения малого Совета Кировского облсовета от 02.03.93 № 38,
в части утверждения временных нормативов платы
за использование лицензионных охотничьих ресурсов

   Малый Совет Кировского областного Совета народных депутатов принял 3 марта 1993 г. решение № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов".
   Установив более высокий размер платы за лицензии, в сравнении с действующим законодательством, малый Совет не только вышел за пределы своей компетенции и неправомерно вторгся в сферу полномочий федеральных органов государственной власти и управления РФ, но и нарушил законные права и интересы как нашего объединения, так и десятков тысяч охотников Кировской и других областей.
   Суть, к примеру, состоит в том, что согласно распоряжению Правительства РФ от 21.10.92 № 1912-р, за спортивную лицензию на взрослого лося охотник должен был платить 800 руб., соответственно за кабана - 500 руб.. Однако, согласно решению малого Совета, плата за спортивную лицензию на взрослого лося стала составлять 4000 руб. для местных и 4800 руб. для приезжих охотников, кабана соответственно 2000 и 3000 руб.
   Кроме того, несмотря на статью 34 Конституции РФ, гарантирующую равенство прав и свобод граждан Российской Федерации вне зависимости от места жительства, решением малого Совета введена дискриминация охотников: на приезжих охотников возложена обязанность покупать лицензии по более высокой цене.
   1. Считаю указанное решение неправомерным по следующим основаниям:
   Имеющаяся в решении малого Совета ссылка на статью 8411 Конституции РФ, которая относит природопользование к совместному ведению федеральных и областных органов и предоставляет возможность облсоветам осуществлять до издания соответствующих законов РФ собственное правовое регулирование, не может служить законным обоснованием принятого малым Советом решения. Данный элемент природопользования - установление платы за пользование природными ресурсами - не отнесен к совместному ведению. Прерогатива (исключительное право) установления общероссийских налогов (а плата за природные ресурсы отнесена именно к налогам - см. пункт 1."и" статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") принадлежит федеральным органам (статья 72 Конституции РФ в редакции закона от 21 апреля 1992 г.).
   Согласно Закону РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды", определение порядка исчисления, применения нормативов платы за право пользования природными ресурсами и ее предельных размеров возложены на Правительство Российской Федерации (абзац 8 статьи 6; пункт 5 статьи 20). Правительство Российской Федерации, которое и ранее устанавливало плату за использование ресурсов охотничьих животных в виде утверждения стоимости разрешений (лицензий) на отстрел диких копытных животных и медведей (постановления от 10.10.80 № 479, 03.06.83 № 295, 14.05.86 № 201), распоряжением от 21 октября 1992 г. № 1912-р сохранило перечень диких животных, добыча которых в 1992-1993 годах производится по разрешениям (лицензиям), и увеличило размер платы за них.
   Закон Российской Федерации от 05.03.92 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрациине наделяет облсоветы правами по самостоятельному установлению размеров платы за использование природных ресурсов. Дополнительным подтверждением отсутствия у регионов прав на самостоятельное установление платы за использование природных ресурсов служит Протокол к федеративному договору, подписанный 31 марта 1992 г., в том числе и представителями Кировской области. В статье 7 этого документа записано: "Рекомендовать Верховному Совету Российской Федерации рассмотреть вопрос... об отнесении к ведению органов государственной власти краев и областей установления и взимания платы за пользование природными ресурсами".
   На основании изложенного и принимая во внимание, что оспариваемое решение носит нормативный характер, руководствуясь статьей 60 Закона РФ "О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации", прошу областной суд признать недействительным пункт 1 решения малого Совета Кировского облсовета от 2 марта 1993 г. № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсовв части утверждения Временных нормативов платы за использование лицензионных охотничьих ресурсов (приложение № 4 к решению).
   Приложение: решение малого Совета от 02.03.93 № 38.

Директор объединения Е.А.Братухин


Документ 40

Дело № 3-5/93
Решение

   Именем Российской Федеративной Республики
   Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего Шабалиной Г.А. и народных заседателей Косолаповой В.И., Зыкиной Г.Д. при секретаре Рыловой О.В. с участием прокурора Руппеля А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 16 августа 1993 г. дело по заявлению прокурора Кировской области и Кировского производственного охотничье-рыболовного объединения о признании приложений №№ 2, 3, 4, 5 к решению Кировского областного малого Совета № 38 от 2.03.93 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов" незаконными, установила:
   2 марта 1993 года Кировским областным малым Советом народных депутатов принято решение № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов", приложениями №№ 2, 3, 4, 5 к которому установлены временные нормативы платы: за пользование водными объектами в целях добычи полезных ископаемых; за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов для целей речного транспорта и сплава древесины; за пользование лицензионных охотничьих ресурсов и за недревесные ресурсы растительного мира.
   Прокурор Кировской области обратился в суд с заявлением о признании приложений №№ 2-5 к указанному решению незаконными, мотивируя свои требования тем, что они приняты с превышением полномочий областного малого Совета народных депутатов и противоречат действующему законодательству в области природопользования и охраны окружающей среды.
   Кировское производственное охотничье-рыболовное объединение также обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным приложение № 4 к решению областного малого Совета народных депутатов № 38 от 02.03.93, указав те же мотивы, что и прокурор.
   В судебном заседании прокурор и представитель Кировского производственного охотничье-рыболовного объединения свои требования поддержали.
   Представитель областного малого Совета народных депутатов заявленные требования прокурора и объединения не признал и пояснил, что оспариваемые приложения №№ 2-5 к решению № 38 от 02.03.93 приняты в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий малого Совета.
   Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Ждановой Э.П., Плаховой Л.Н., судебная коллегия находит приложения №№ 2, 3, 4, 5 к решению малого Совета народных депутатов № 38 от 02.03.93 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов" незаконными по следующим основаниям.
   Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами. Пунктом 5 ст. 20 указанного Закона установлено, что порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
   Кроме того, ст. 19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит платежи за пользование природными ресурсами к федеральным налогам, размеры ставок которых, объемы налогообложения, плательщики налогов, порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
   Статья 45 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", определяя полномочия краевых, областных Советов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, не предусматривает права областного Совета определять плату за пользование природными ресурсами.
   При таких обстоятельствах коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемые приложения решения приняты областным малым Советом народных депутатов с превышением своих полномочий. Ссылка представителя областного малого Совета народных депутатов на ст. 8411 Конституции Российской Федерации, которой вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, что, по мнению представителя, дает право осуществлять соответствующее правовое регулирование природопользования на уровне области, с тем, чтобы при издании в последующем законодательных актов Российской Федерации по данным вопросам акты областей приводились в соответствие с федеральными законодательными актами, не может быть принята во внимание, поскольку, согласно ст. 66 Закона Российской Федерации от 21.04.92 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РФ", до принятия предусмотренных ст.ст. 811, 841, 8411 Конституции Российской Федерации Основ законодательства Российской Федерации по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга действуют законы Российской Федерации. Следовательно, собственное правовое регулирование по вопросам природопользования возможно лишь после принятия указанных Основ, а до их принятия на всей территории России, в том числе и на территории Кировской области, действует федеральное законодательство.
   Однако принятое областным малым Советом народных депутатов решение № 38 находится в противоречии с действующим федеральным законодательством, так как плата за использование природных ресурсов, которые перечислены в приложениях №№ 2, 3, 5 к указанному решению, вообще не предусмотрена федеральным законом и не установлена Правительством Российской Федерации, а установленная Советом плата за использование лицензионных охотничьих ресурсов (приложение № 4) противоречит распоряжению Правительства Российской Федерации № 1912-р от 21.10.92, которым утвержден перечень диких животных, добыча которых в 1992-1993 годах производится по разрешениям (лицензиям) за плату и установлен ее размер, при этом решением Совета нарушены предельные размеры платы, установленные Правительством.
   Согласно ст. 8515 Конституции Российской Федерации, при противоречии правовых актов края, области федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, применяются федеральные законы.
   С учетом изложенного, коллегия находит, что на территории области по вопросам платы за природопользование должен приниматься федеральный закон, так как приложения №№ 2, 3, 4, 5 к решению № 38 от 02.03.93 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов", принятые Кировским областным малым Советом народных депутатов, являются незаконными, поскольку они приняты с превышением Советом своей компетенции.
   Коллегия признает необоснованными доводы о том, что Кировское производственное охотничье-рыболовное объединение не является надлежащей стороной по делу и не может обращаться с указанными требованиями, так как не прошло перерегистрацию.
   Согласно ст. 60 Закона "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" решения краевого, областного Совета и акты краевой, областной администрации могут быть обжалованы гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями и т. д. в краевой, областной или арбитражный суды.
   Таким образом, независимо от того, прошло или нет объединение перерегистрацию, поскольку оно действует и деятельность его не прекращена в установленном законом порядке, являясь заинтересованной организацией и выступая в своих интересах, а также интересах охотников области, оно вправе обратиться с жалобой на решения областного малого Совета народных депутатов, которыми ущемляются его права.
   На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
   Приложения №№ 2, 3, 4, 5 к решению Кировского областного малого Совета народных депутатов № 38 от 02.03.93 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсовпризнать незаконными, отменить.
   Взыскать с Кировского областного Совета народных депутатов в пользу Кировского производственного охотничье-рыболовного объединения в возврат государственной пошлины 10 (десять) рублей.
   Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10-ти суток со дня его провозглашения через Кировский областной суд.


Документ 41

Кировский областной
Совет народных депутатов
Малый совет
г. Киров
Решение от 07.09.93

   "О решении малого Совета от 02.03.93 № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов"" В соответствии со ст. 61 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", на основании решения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 16.08.93 по делу № 3-5/93 малый Совет областного Совета народных депутатов решил: приложения 2, 3, 4, 5 к решению малого Совета облсовета от 02.03.93 № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов" считать утратившими силу.

Председатель Совета А. Костин


Документ 42

Союз обществ охотников и рыболовов РСФСР
Кировское областное общество
охотников и рыболовов
Правление
610001, г. Киров, пер. Герцена, 9
тел. 2-97-65 и 2-89-34
05.09.93 № 206

Претензия
о возмещении ущерба, причиненного областному обществу охотников и рыболовов в результате принятия малым Советом незаконного решения Малым Советом Кировского областного Совета народных депутатов было принято 02.03.93 решение № 38 "Об установлении временной платы за использование природных ресурсов", приложение № 4 к которому - "Временные нормативы платы за использование лицензионных охотничьих ресурсов" - ущемляло законные права структурных подразделений областного общества охотников и его членов.

   По заявлению правления облохотобщества прокуратурой области был принесен 07.04.93 протест на это решение. Малый Совет 25.05.93 протест отклонил. Затем спор о законности приложений был предметом рассмотрения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда с 11 по 16 августа 1993 г.. Суд признал приложения №№ 2-5 к решению малого Совета не соответствующими действующему законодательству.
   Учитывая, что для защиты прав правление областного общества охотников и рыболовов вынуждено было отвлекать своих работников от выполнения основной работы, а также привлекать юриста по договору, руководствуясь статьей 65 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", предлагаю возместить в добровольном порядке причиненный ущерб в размере 170 тыс. руб. (50 тыс. руб. - стоимость отвлечения работников облохотобщества, 120 тыс. руб. - оплата по договору найма юриста) на расчетный счет правления Кировского облохотобщества № 700211 в Кировсоцбанке, МФО 136004, РКЦ 005161900.
   Для сведения сообщаю, что претензия правления Вологодского областного общества охотников и рыболовов к малому Совету и администрации области о возмещении ущерба в размере около 1,5 млн. руб. за неправомерные решения по охотбилетам удовлетворена в добровольном порядке инициаторами этих решений - областным управлением охотничьего хозяйства.

Председатель правления Е.А.Братухин