|
||||
| ||||
Периодические издания и рассылки |
Дело 9. Обжалование постановления Смоленской областной администрации по перезакреплению Выборочно приводимые материалы двух дел по обжалованию решений о перезакреплении охотугодий в Смоленской области, пожалуй, наиболее ярко иллюстрируют отражение общего процесса "передела собственности" в сфере охотничьего хозяйства. Особенности этих дел следующие. Для участия сотрудников коллектива "Хозяйство и Право" в обжаловании решения администрации области о перезакреплении охотугодий в Починковском районе облохотобщество заключило договор с ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М.Житкова. После признания арбитражным судом решения администрации Смоленской области незаконным (62) была предпринята попытка взыскать причиненный облохотобществу ущерб (63-66), связанный с защитой и восстановлением нарушенных прав, в размере сумм, перечисленных институту за юридические услуги. По другому оспариваемому решению нам пришлось лишь готовить документы в Высший Арбитражный Суд РФ для пересмотра решения в порядке надзора. Поразили два момента. Первый - оказывается, и в наше время могут существовать "закрытые" ведомственные нормативные предписания, заменяющие требования законов, которыми руководствуются (!) судьи (67-68). Второй - неаргументированная, формальная отписка-отказ в принесении протеста, подписанная первым заместителем председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации М.К.Юковым (70). Хотя и нечастые, но встречающиеся в практике высших судебных инстанций России (Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда) такого рода ответы, по нашему мнению, свидетельствуют о наличии в аппаратах этих органов отдельных низкоквалифицированных или безответственно относящихся к исполнению своих обязанностей работников. В бытность Госарбитража СССР на документах, исходящих из этого органа, кроме подписи Главного государственного арбитра или его заместителя, имелись координаты и конкретного исполнителя. Неплохо бы такую практику возродить в Высшем Арбитражном Суде России. Выступление
на заседании арбитражного суда Смоленской области представителя Правления облохотобщества Правление Смоленского областного общества охотников и рыболовов обратилось с заявлением о признании недействительным постановления Смоленской областной администрации по вопросам перезакрепления охотничьих угодий между областным Управлением охотничьего хозяйства и областным обществом охотников в Починковском районе. Для правильной оценки требований облохотобщества по оспариваемому постановлению надлежит, по нашему мнению, проанализировать действующее законодательство о порядке предоставления охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства и их изъятия. Основные правовые акты по этим вопросам таковы:
Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 февраля 1983 г. № 47 поручено "Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных Советов народных депутатов в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании животного мира" обеспечивать предоставление государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям права ведения охотничьего хозяйства в соответствующих границах охотничьих угодий" (пункт 1).
Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, предусмотрено, что "охотничьи угодья закрепляются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами по представлению Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР и его местных органов за государственными и кооперативными организациями, в том числе колхозами, и за обществами охотников для ведения охотничьего хозяйства.
Закрепление охотничьих угодий производится на срок не менее 10 лет с предоставлением организациям, за которыми закреплены охотничьи угодья, преимущественного права на дальнейшее пользование этими угодьями.
Порядок охотничьего устройства, отвода охотничьих угодий, условия, на которых угодья закрепляются за организациями, устанавливаются Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР" (пункт 6).
Главохотой РСФСР в 1975 г. была издана "Инструкция о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР". Эта инструкция подробно регламентировала вопросы предоставления предприятиям и организациям охотничьих угодий, процедуру оформления документов, принятия решений, формы заключаемых договоров, порядок осуществления контроля за ведением охотничьего хозяйства в закрепленных охотничьих угодьях, наложения взысканий при невыполнении обязательств по договорам и т.п.. В частности, было установлено, что после принятия облисполкомом решения о закреплении, перезакреплении охотничьих угодий, госохотинспекция (облохотуправление) заключает с организацией, за которой закреплены угодья, договор на пользование охотничьими угодьями по прилагаемым к инструкции формам типовых договоров.
В связи с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик "Об аренде", Главохота РСФСР издала приказ от 19 декабря 1989 г. № 335 "Об отмене Инструкции о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР". Начальникам охотуправлений предписано "при подготовке документов на предоставление... организациям права ведения охотничьего хозяйства в определенных границах и заключении соответствующего договора с арендаторами руководствоваться ст.ст. 19, 31, 54 Закона РСФСР "Об охране и использовании животного мира", пп. 5, 6, 7, 8 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, п. 1 ст. 18 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, а также другими положениями упомянутого закона".
В постановлении Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерациизаписано: "учитывая, что общественные охотничьи организации осуществляют значительные вложения собственных финансовых и материальных средств в развитие охотничьего хозяйства", органам государственной власти и управления рекомендовано обеспечивать передачу таким организациям угодий для ведения охотничьего хозяйства в долгосрочное пользование на срок не менее 25 лет.
Некоторые пояснения в связи с неунифицированностью терминологии в нормативных актах.
В Законе РСФСР "Об охране и использовании животного мираиспользуется понятие "предоставление права ведения охотничьего хозяйства в определенных границах", а в других документах - "закрепление охотничьих угодий". По существу, это одно и то же, хотя Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР в части терминологии не приведено в соответствие с упомянутым Законом.
Правопреемниками обл(край)исполкомов, согласно Указу Президента РФ от 22 августа 1991 г. № 75, стали главы администраций.
Таким образом, в соответствии с действовавшим в свое время законодательством и в пределах своей компетенции:
1. Смоленский облисполком решениями от 26 марта 1970 г. № 199, от 28 июля 1980 г. № 448 закрепил часть охотничьих угодий области за Смоленским областным обществом охотников и рыболовов для ведения охотничьего хозяйства, в том числе и в Починковском районе.
2. Между госохотинспекцией (ныне правопреемником является Управление охотничьего хозяйства Смоленской области) при Смоленском облисполкоме и Правлением Смоленского областного общества охотников и рыболовов был заключен генеральный договор на пользование охотничьими угодьями от 15 декабря 1980 г.
3. В связи с истечением срока закрепления охотничьих угодий и учитывая установленное законодательством преимущественное право облохотобщества на ведение охотничьего хозяйства в ранее закрепленных за ним угодьях (абзац второй пункта 6 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР), глава администрации Смоленской области издал постановление от 11 августа 1993 г. № 132, которым:
3.1. "Для ведения охотничьего хозяйства, охраны и воспроизводства охотничьих животных и их использования в охотхозяйственных целяхзакрепил сроком на 25 лет в пользование Смоленского областного общества охотников и рыболовов охотничьи угодья области общей площадью 3001,5 тыс. га в порайонных границах согласно приложению № 1.
3.2. Сохранил для Смоленского облохотобщества условия пользования охотничьими угодьями, установленные генеральным договором от 15 декабря 1980 г., заключенным госохотинспекцией и Правлением облохотобщества.
4. На основании постановления главы администрации области от 11 августа 1993 г. № 132 облохотуправлением и Правлением облохотобщества было подписано 22 октября 1993 г. дополнение к ранее заключенному генеральному договору на пользование охотничьими угодьями от 15 декабря 1980 г.
Все эти документы законны, а действия государственных органов правомерны.
В связи с участившимися случаями необоснованного и незаконного изъятия охотничьих угодий у обществ охотников, Правительство РФ распоряжением от 15 февраля 1994 г. № 199-р поручило областным администрациям пересмотреть свои решения и вернуть угодья.
Облохотуправлением это распоряжение Правительства РФ прочитано и исполнено с точностью до наоборот, т.к. оно подготовило проект незаконного постановления, а глава администрации области его подписал. Постановлением от 11 января 1995 г. № 3 "Об изменении границ Починковского заказника и организации охотничьего хозяйства в Починковском районеу областного общества охотников изъята значительная часть лучших угодий с наиболее высокой численностью охотничьих животных, которая достигнута во многом благодаря активной работе правлений областного и районного обществ, егерей, а также конкретных охотников общества по проведению охранных, биотехнических и воспроизводственных мероприятий. Взамен этих угодий облохотобществу переданы охотничьи угодья так называемого "охотничье-производственного участка" облохотуправления с низкой численностью охотничьих животных. При этом, если ранее за облохотобществом в Починковском районе было закреплено 206 тыс. га (приложение № 1 к постановлению от 11.08.93), то по новому решению - всего 174 тыс. га (приложение № 3 к постановлению от 11.01.95 № 3).
Необоснованное изъятие лучших охотничьих угодий и предоставление взамен "на тебе, Боже, что мне не гоже", безусловно, нарушает законные права не только областного и районного обществ, но и затрагивает интересы тысяч конкретных охотников - членов общества. Об этом, в частности, свидетельствует начавшийся в Починковских охотколлективах сбор подписей охотников под их обращением против этой реорганизации их охотничьего хозяйства.
В развитие постановления главы администрации области от 11 января 1995 г. № 3 облохотуправление предприняло определенные действия, а именно:
- письмом от 30.03.95 № 133 предложило облохотобществу изменить дополнения к генеральному договору на пользование охотугодьями.
Правление облохотобщества ответило, что считает целесообразным отложить рассмотрение этого вопроса до вынесения решения арбитражным судом по иску о признании постановления от 11.01.94 недействительным (письмо облохотобщества от 20.03.95 № 47);
- письмом от 30.03.95 № 147 облохотуправление сообщило охотобществу, что производить выдачу путевок на право охоты в ранее закрепленные угодья Починковского района общество оснований не имеет, а для реализации путевок во вновь закрепленные угодья (бывший охотничье-производственный участок облохотуправления) надо осуществить согласование с охотоведом облохотуправления по Починковскому району, так как, якобы, облохотобщество отказалось внести изменения в договор на пользование охотугодьями.
Облохотобщество не отказалось, а считало целесообразным отложить на время рассмотрение вопроса.
Законно ли оспариваемое постановление главы администрации Смоленской области от 11 января 1995 г. № 3?
Порядок и основания прекращения права пользования животным миром (в нашем случае - изъятия охотничьих угодий) и фактическое лишение права ведения охотничьего хозяйства в определенных границах охотничьих угодий урегулированы ст. 31 Закона РСФСР "Об охране и использовании животного мира":
"Право пользования животным миром подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случаях:
Право пользования животным миром может быть также прекращено в случае невыполнения пользователем установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира".
Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, предусматривает, что "за нарушение порядка ведения охотничьего хозяйства на закрепленных угодьях государственные, кооперативные и общественные организации несут ответственность в виде запрещения охоты в этих угодьях на срок до пяти лет либо их изъятия из пользования" (пункт 35).
Эти перечни оснований изъятия охотничьих угодий и лишения права ведения охотничьего хозяйства являются фактически исчерпывающими и не изменены принятыми в последующем законодательными актами.
Пункты 2, 3, 4.3, часть пункта 4.4 постановления № 3 областной администрации от 11.01.95, которыми произведено изъятие и перезакрепление охотничьих угодий в Починковском районе, не основываются на законных (предусмотренных законодательством) основаниях прекращения права пользования животным миром.
Весьма любопытно обоснование постановления - "в целях повышения эффективности охотничьего хозяйства". Невольно напрашивается вопрос: "Чьего охотничьего хозяйства - государственного "охотсамоуправского" за счет общества и его членов?"
Перечни оснований прекращения права пользования животным миром (ведения охотничьего хозяйства) фактически охраняют охотпользователей от произвола государственных властей.
Нельзя поступать так, как это сделали охотуправление и областная администрация - сегодня закрепили охотугодья, а завтра вдруг передумали, - изъяли их и ... "забралисебе.
Охотничьи угодья могут быть изъяты в случаях невыполнения пользователем правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира, а также порядка ведения охотничьего хозяйства. Но ведь изъятый у общества охотников Беликский участок охотугодий в Починковском районе - один из лучших по уровню ведения хозяйства, один из образцовых в области. Ни со стороны облохотуправления, ни со стороны областного комитета по охране природы не было зафиксировано в актах проверок каких-либо нарушений, не высказано сколько-нибудь существенных замечаний (последняя проверка проводилась комиссией облохотуправления в январе месяце 1995 г.).
С другой стороны, действующее законодательство о порядке использования природных ресурсов нигде не предусматривает, чтобы без просьбы, без заявки, без согласования и т.п., на пользователя можно было возложить ("взвалить", как в рассматриваемом случае) обязанность использовать то, чего он не просил. Иными словами, облохотобществу были переданы охотничьи угодья "охотничьего производственного участкаоблохотуправления с нарушением порядка, установленного письмом Главохоты РСФСР от 25 октября 1990 г. № 2-15 (необходима заявка пользователя, обоснование места, границ, картосхема, данные о видовом составе, численность животных, согласования и т.д. и т.п.).
Все сказанное, по нашему мнению, позволяет заключить, что оспариваемое постановление не основано на действующем законодательстве и принято с нарушением норм статьи 31 Закона РСФСР "Об охране и использовании животного мира", абзаца второго пункта 6 (преимущественного права пользования), пункта 35 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве в РСФСР, <а также> правил, установленных письмом Главохоты РСФСР от 25.10.90 № 2-15.
На основании изложенного и руководствуясь:
- статьей 60 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", устанавливающей, что решения областной администрации могут быть обжалованы общественными объединениями в арбитражный суд;
- статьей 22 АПК РФ о подведомственности арбитражному суду спора о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, адресованных конкретным лицам, в том числе решений администраций, не соответствующих законодательству и нарушающих права и интересы граждан и организаций;
- распоряжением Правительства РФ от 15 февраля 1994 г. № 199-р, которым предписано считать недопустимым необоснованное изъятие в нарушение действующего законодательства охотничьих угодий, а также рекомендовано обществам охотников использовать право на обжалование в установленном порядке неправомерных решений органов исполнительной власти, в том числе право на судебную защиту,
- а также во исполнение своих уставных задач по защите интересов и прав входящих в общество подразделений и конкретных охотников, предусмотренных Уставом Смоленского областного общества охотников и рыболовов, утвержденного решением областной конференции от 14 ноября 1991 г., зарегистрированным отделом юстиции администрации Смоленской области 31 января 1992 г. № 29 (подпункт "у" параграфа 3 Устава),
Правление областного общества охотников и рыболовов убедительно просит арбитражный суд:
1. Признать незаконными и недействительными, то есть не порождающими правовых последствий с момента принятия, пункты 2, 3, 4.3; часть пункта 4.4 (три с половиной строчки до слов "а также") постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3 в части, касающейся незаконного изъятия у облохотобщества и передачи их облохотуправлению.
2. Взыскать с ответчика госпошлину в размере 410 тыс. руб. в пользу Правления областного общества охотников и рыболовов.
Приложения: 14 документов. 05.04.95 Представитель Правления Смоленского областного общества 5.04.95 Дело № 290/1-л Определение
по иску Смоленского областного общества охотников и рыболовов к администрации Смоленской области о признании недействительным постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3. Арбитражный суд в составе: председательствующего - Либеровой Л.В., членов суда - Индыковой Л.В. и Сестринского А.М.
Представители: от истца: Горбунов Н.П. - председатель правления, Краев Н.В. - (по доверенности № 532 от 4.04.95), Ермошенко В.В. - зам. председателя (доверенность № 534 от 4.04.95), Винокуров Ю.А. - председатель Починковского правления (доверенность № 536 от 4.04.95 ), Свирщевский Ю.В. - охотовед (доверенность № 535 от 4.04.95); от ответчика Фролов М.В. - начальник управления охотничьего хозяйства (доверенность от 5.03.95).
Представлен иск о признании недействительным постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3.
Установил:
ответчик в судебном заседании отзыв на иск не представил, пояснив, что распоряжением главы администрации Смоленской области от 5.04.95 № 121-р приостановлено действие оспариваемого постановления до 1.06.95, препятствий в пользовании участком у истца не будет, в связи с чем он считает рассмотрение спора по существу преждевременным. Для более детального изучения доводов истца и подготовки отзыва просит отложить рассмотрение дела.
Истец настаивает на рассмотрении спора по существу, пояснив, что в настоящее время начался охотничий сезон, однако вопросы пользования закрепленным за ним участком не решены, также не известен порядок выдачи путевок для него.
Учитывая доводы ответчика, а также то, что для объективного рассмотрения спора необходимо запросить у сторон дополнительные документы, суд, руководствуясь ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определил:
рассмотрение дела отложить на 24.04.95 на 14 час. 30 мин.
Обязать истца представить данные о принадлежности ему спорного Беликского участка, с указанием его площади.
Обязать ответчика представить отзыв на иск, документальное обоснование своих доводов об изъятии участка для использования в государственных целях, акт проверки хозяйственной деятельности истца, документы, подтверждающие согласование изъятия участка у истца и предоставления ему другого. Явка сторон обязательна. г. Смоленск 05.04.95 № 121-р Распоряжение
"О приостановлении действия постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.1995 № 3 "Об изменении границ Починковского заказника и организации охотничьего хозяйства в Починковском районе"" В целях упорядочения ведения охотничьего хозяйства и в связи с возникновением разногласий между организациями-охотпользователями:
1. Приостановить действие постановления главы администрации от 11.01.1995 № 3 "Об изменении границ Починковского заказника и организации охотничьего хозяйства в Починковском районе" в части перераспределения охотничьих угодий Починковского района между организациями-охотпользователями.
2. Управлению сельского хозяйства и проводовольствия (Н.Чмаров) в срок до 1.06.95 внести предложения по приведению в соответствие с действующим законодательством постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.1995 № 3.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление сельского хозяйства и продовольствия (Н.Чмаров). А.Е.Глушенков 24 апреля 1996 г. Дело № 290/1-л Решение
Истец: Смоленское областное общество охотников и рыболовов
Ответчик: Администрация Смоленской области
Требование истца: о признании недействительным постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3
Судья Либерова Л.В. - председательствующий, Индыкова Л.В. и Сестринский А.М. - члены суда.
Представители: от истца: Горбунов Н.П. - председатель правления, Краев Н.В. (по доверенности № 532 от 4.04.95), Ермошенко В.В. - зам. председателя (дов. № 534 от 4.04. 95), Винокуров Ю.А. - председатель Починковского правления (дов. № 536 от 4.04.95), Свирщевский Ю.В. - охотовед (доверенность № 535 от 4.04.95); от ответчика Фролов М.В. - начальник управления охотничьего хозяйства (доверенность от 5.03.95)
Сущность спора: предъявлен иск о признании недействительным постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3 в части изъятия Беликского охотхозяйства площадью 50,4 тыс. га (пп. № 2, 4.3, 4.4 постановления).
Ответчик иск отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил:
Постановлением главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3 изменены границы Починковского заказника, в результате чего у истца изъят участок Беликского охотхозяйства площадью 50,4 тыс. га, взамен предоставлен охотничий производственный участок облохотуправления.
Истец, оспаривая в этой части указанное постановление, пояснил, что оно издано с нарушением действующего законодательства, без согласования с ним.
Кроме того, пояснил, что на пользование охотугодьями заключен генеральный договор сроком на 25 лет во исполнение постановления главы администрации Смоленской области № 132 от 11.08.93 "О закреплении охотничьих угодий в охотпользование Смоленского областного общества охотников и рыболовов", договор в установленном порядке не расторгнут.
По этим, а также другим приведенным в исковом заявлении доводам, постановление от 11.01.95 № 3 нарушает его законные интересы охотпользователя.
Ответчик иск отклонил и пояснил, что действие оспариваемого постановления приостановлено распоряжением главы администрации Смоленской области от 5.04.95 № 121-р в связи с возникшими разногласиями и с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством.
Кроме того, пояснил, что оспариваемое постановление издано в соответствии с п. 7 генерального договора на пользование охотничьими угодьями, где сказано, что договор может быть расторгнут досрочно в случае государственной необходимости по решению Смоленского облисполкома.
По его мнению, такое расторжение допускается в одностороннем порядке.
Ссылается также на другие, приведенные в отзыве на иск, доводы.
Учитывая, что:
- на пользование охотничьими угодьями, расположенными на территории Смоленской области, общей площадью 4037 тыс. га, в границах, установленных решениями Смоленского облисполкома от 28.07.80 № 448, от 26.03.70 № 199, госохотинспекцией при Смоленском облисполкоме и правлением Смоленского областного общества охотников и рыболовов заключен генеральный договор на пользование охотничьими угодьями от 15.12.80;
- постановлением главы администрации Смоленской области от 11.08.93 № 132 "О закреплении охотничьих угодий в охотпользование Смоленского областного общества охотников и рыболовов" для ведения охотничьего хозяйства закреплены на 25 лет в соответствии с условиями генерального договора на пользование охотугодьями от 15.12.80;
- во исполнение названного постановления стороны подписали дополнительное соглашение от 22.10.93 к генеральному договору от 15.12.80, которым продлили срок его действия и подтвердили границы переданных в пользование охотугодий;
- согласие на расторжение договора и изменение границ охотугодий у истца не испрашивалось;
- доводы ответчика об изъятии охотничьих угодий в государственных интересах не могут быть приняты во внимание, т.к. об этом в спорном постановлении речь не идет, эти доводы не подтверждены документально.
Представленная ответчиком справка о состоянии охотничьего хозяйства Смоленской области не датирована, в постановлении нет ссылки на нее, пункт 7 генерального договора не предусматривает случаев одностороннего отказа от исполнения договора;
- распоряжением Правительства РФ от 15.02.94 № 199-р предписано считать недопустимым необоснованное изъятие в нарушение действующего законодательства охотничьих угодий, закрепленных за обществами охотников и рыболовов, а также отменить решения об изъятии указанных охотничьих угодий, принятых с нарушением действующего законодательства;
- основания прекращения права пользования животным миром предусмотрены ст. 31 Закона РСФСР от 14.07.82 "Об охране и использовании животного мира", однако, ни одно из этих оснований не нашло подтверждения в судебном заседании, не подтверждено документально и не указано, в качестве основания для издания оспариваемого постановления,
<...> и руководствуясь ст.ст. 106, 108 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Признать недействительными пп. 2, 3, 4.3, 4.4 постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3 в части изъятия Беликского охотхозяйства площадью 50,4 тыс. га и закрепления охотничьего производственного участка охотуправления.
Взыскать с расчетного счета администрации Смоленской области в пользу истца госпошлину в сумме 410000 руб.
Cмоленское областное добровольное общество охотников и рыболовов гор. Смоленск Телефон № 2-15-13 10.08.95 № 182 Истец: Правление Смоленского областного Ответчики: Администрация Смоленской области Исковое заявление
о возмещении убытков, причиненных областному обществу охотников и рыболовов в результате издания незаконного акта администрацией Смоленской области Облохотуправление подготовило, а глава администрации Смоленской области подписал постановление от 11 января 1995 г. № 3 "Об изменении границ Починковского заказника и организации охотничьего хозяйства в Починковском районе". Этим постановлением у областного общества охотников была изъята значительная часть лучших угодий с наиболее высокой численностью охотничьих животных. Тем самым были нарушены законные права и затронуты экономические интересы областного общества охотников и рыболовов. Для обжалования этого постановления и восстановления нарушенных прав правление облохотобщества вынуждено было привлекать квалифицированных юристов из коллектива "Хозяйство и Право" Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М.Житкова и оплачивать институту стоимость информационных и консультационных услуг правового характера в размере 4800 тыс. руб.. Биолог-охотовед, ведущий научный сотрудник этого института, кандидат юридических наук Н.В.Краев дважды приезжал в Смоленск и участвовал в заседаниях арбитражного суда по доверенности в качестве представителя правления облохотобщества. Заявленные в суд требования правления облохотобщества полностью удовлетворены. Решением арбитражного суда Смоленской области от 24 апреля 1995 г. по делу № 290 оспариваемое постановление главы администрации Смоленской области от 11 января 1995 г. № 3 в части, касающейся нарушения прав облохотобщества, признано незаконным. Претензию о добровольном возмещении реального ущерба, причиненного правлению облохотобщества в связи с принятием незаконного постановления от 11 января 1995 г. № 3 (если бы права облохотобщества не были нарушены изданием незаконного акта, у правления облохотобщества не было бы необходимости нести расходы по оплате юридических услуг), облохотуправление оставило без ответа, а администрация области отказалась выполнить, считая, что принятием постановления № 3 ущерб облохотобществу не причинен, а расходы, связанные с наймом юриста, ущербом не являются (письмо заместителя главы администрации Смоленской области от 15 июня 1995 г. № 01/333). Принимая во внимание, что по действующему законодательству: - убытки, причиненные в результате принятия незаконных решений государственными органами, подлежат возмещению в полном объеме (статья 53 Конституции РФ, статья 65 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", статья 16 ГК РФ); - под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права (реальный ущерб) - статья 15 ГК РФ,убедительно прошу арбитражный суд Смоленской области: 1) Взыскать в пользу правления Смоленского областного общества охотников и рыболовов солидарно с администрации Смоленской области и Управления охотничьего хозяйства администрации Смоленской области убытки в размере 4800 тыс. руб., причиненные правлению облохотобщества в связи с изданием незаконного постановления от 11.01.95 № 3 "Об изменении границ Починковского заказника и организации охотничьего хозяйства в Починковском районе". Указанную сумму прошу индексировать пропорционально росту минимального месячного размера оплаты труда в Российской Федерации или пропорционально уровню инфляции на момент рассмотрения спора в суде. 2) Взыскать с ответчиков в пользу правления Смоленского областного общества охотников и рыболовов расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в суде. Приложения:
Председатель правления Смоленского облохотобщества Н.П.Горбунов Выступление
в арбитражном суде Смоленской области от 18 октября 1995 г. Смоленское облохотобщество поддерживает в полном объеме требования, изложенные в исковом заявлении в арбитражный суд от 10.08.95 № 182. 1. С учетом обстоятельств рассматриваемого спора и по смыслу информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.09.93 № С-13/ОП-276, истец для взыскания понесенных убытков, в том числе и в условиях инфляции (в соответствии со ст. 53 АПК РФ 1995), должен представить суду доказательства, подтверждающие: - нарушение ответчиком прав истца; - причинную связь между понесенными убытками и соответствующим правонарушением; - размер убытков (реальных и упущенной выгоды), возникающих в связи с нарушением его прав. Права облохотобщества были нарушены постановлением главы Смоленской обладминистрации от 11.01.95 № 3 и предписаниями органа администрации - Управления охотничьего хозяйства (письмо охотуправления от 30.03.95 № 147 о запрете выдачи путевок на охоту). Указанными актами были изъяты из пользования 50,4 тыс. га лучших охотугодий Беликского охотничьего хозяйства, в которых истец вел охотничье хозяйство (охранял угодья и животный мир, проводил учеты численности, воспроизводственные и биотехнические мероприятия, выдавал платные разрешения-путевки на право охоты, содержал егерскую службу) согласно постановлению главы администрации области № 132 от 11.08.93 "О закреплении охотничьих угодий в охотпользование Смоленского охотрыболовобществаи постановлению Правительства РФ от 26.07.93 № 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации", а также генеральному договору на пользование угодьями от 15.12.89. То, что законные права облохотобщества на ведение охотничьего хозяйства в закрепленных угодьях были нарушены действиями администрации, подтверждено вступившим в законную силу решением арбитражного суда Смоленской области от 24.04.95 (дело № 290/1-л) признавшим постановление от 11.01.95 № 3 в части изъятия охотугодий недействительным. В соответствии с п. 2 ст. 58 АПК РФ это обстоятельство не нуждается в доказывании. Незаконно изъяв из пользования охотугодья и нарушив тем самым права облохотрыболовобщества, администрация области вынудила последнее нести затраты по оплате юридических услуг (консультации, информация правового характера, участие в заседаниях судов) с целью восстановления нарушенного права. Согласно "Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)...", утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.08.92 № 552, оплата консультационных и информационных услуг относится к затратам. По логике администрации Смоленской области (письмо-ответ на претензию от 15.06.95 № 01/333), расходы облохотобщества по оплате юридических услуг - это его затраты и не более, и ущербом не являются. Однако обладминистрация не учла, что обохотрыболовобществом понесены целевые расходы, вызванные ее неправомерными действиями, нарушающими права организации, и что закон понимает под убытками (под реальным ущербом) именно расходы, понесенные этой организацией при восстановлении нарушенного права (ст. 15 ГК РФ). Если бы права и экономические интересы системы облохотрыболовобщества не были нарушены изданием незаконного акта, у правления общества не было бы необходимости обращаться в арбитражный суд и нести расходы по восстановлению нарушенного права, оплачивая институту юридические услуги. Таким образом, очевидна причинная связь между изданием незаконного постановления обладминистрации от 11.01.95 и понесенными облохотрыболовобществом в связи с этим убытками (расходами) при его отмене и восстановлении своих законных прав на ведение охотничьего хозяйства "Беликское". Размер расходов, а именно 4800000 руб., возникших у общества при восстановлении нарушенного права, подтверждается платежными поручениями от 24.03.95 № 96 и от 19.04.95 № 142 о перечислении указанных денежных средств в адрес ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства и соответствующими телеграммами (прилагаются).
Таким образом, все три доказательства, необходимые для взыскания понесенных убытков, указанные в упомянутом информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ, по нашему мнению, представлены и подтверждены.
Представитель облохотобщества по доверенности В.Б.Слободенюк Решение
Именем Российской Федерацииг. Смоленск 18 октября 1995 г. Арбитражный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Лобановой Е.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по иску правления Смоленского областного общества охотников и рыболовов к администрации Смоленской области о взыскании 4800000 руб. Сущность спора: предъявлен иск о взыскании с администрации области 4800000 руб. убытков в результате издания незаконного акта. Ответчик исковые требования не признает.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
решением арбитражного суда от 24.04.95 признаны недействительным пп. 2, 3, 4.3, 4.4 постановления главы администрации Смоленской области от 11.01.95 № 3 в части изъятия Беликского охотхозяйства площадью 50,4 тыс. га и закреплении охотничьего производственного участка облохотуправления.
Истец считает это убытками, причиненными незаконными действиями администрации области, и просит взыскать их в судебном порядке с учетом индексации.
Постановление
г. Смоленск апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу 30 ноября 1995 г. Арбитражный суд Смоленской области в составе: председательствующего Т.В.Кулефовой, судей Л.С.Мартыненкова и С.С.Петраченкова, при участии в заседании от истца - Ермошенко В.В., зам. председателя (доверенность от 27.11.95. № 280), от ответчика - Долгинин Л.Н., главный специалист УСХП (доверенность от 3011.95 № 6/922), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу правления Смоленского областного общества охотников и рыболовов на решение арбитражного суда Смоленской области от 18.10.95 по делу № 573/2-Л судьи Лобановой Е.Д. Сущность спора: Решением от 18 октября 1995 г. арбитражный суд (судья Е.Д.Лобанова) отказал истцу в удовлетворении искового требования о возмещении затрат, связанных с привлечением специалистов для оказания правовой помощи по защите интересов истца по рассмотренному арбитражным судом делу № 290/1. Истец просит решение арбитражного суда отменить и полностью удовлетворить исковое требование, т.к. затраты, понесенные им для защиты своих нарушенных прав и интересов, являются прямыми убытками облохотрыболовобщества, которые подлежат обязательному возмещению виновной стороной. Рассмотрев дело повторно в апелляционной инстанции, суд установил: привлечение специалистов-консультантов для оказания правовой помощи по делу № 290/1 произведено по собственному усмотрению истца. Учитывая, что такое привлечение носит не обязательный, а инициативный характер, затраты, связанные с оплатой труда привлеченных специалистов, нельзя расценивать как убытки, возникшие по вине ответчика и подлежащие возмещению за его счет. При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искового требования является законным и обоснованным. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 157 и 159 АПК РФ, апелляционная инстанция суда постановила: решение арбитражного суда от 18 октября 1995 г. оставить без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения. Смоленское областное добровольное общество охотников и рыболовов г. Смоленск Телефон № 2-15-13 15 июля 1995 г. Глубокоуважаемый Вениамин Федорович! В апреле сего года мы обратились к Вам с заявлением о принесении протеста в порядке надзора на решение арбитражного суда Смоленской области от 9 июня 1994 г. по делу № 374/1-И. В полном соответствии с требованиями статьи 134 АПК РФ (1992 г.) заявление о принесении протеста было подано в Смоленский областной арбитражный суд - в суд, принявший решение, который обязан был в пятидневный срок направить его вместе с делом в Высший Арбитражный Суд РФ. Арбитражный суд Смоленской области, сославшись на распоряжение по Высшему Арбитражному Суду РФ от 20.01.94 № 24 (отметим, что поиски этого распоряжения не увенчались успехом: в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ оно не опубликовано, а председатели кассационных коллегий не дают даже ознакомиться с ним, ссылаясь на его закрытый характер), вернул наше заявление обратно (письмо от 27.04.95 № Д-374/1 прилагается). В связи с изложенным, и учитывая, что пропуск годичного срока принесения протеста произошел по причинам, не зависящим от правления областного общества охотников и рыболовов, на основании части 2 статьи 4 Федерального Закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациии статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса РФ (1995 г.), убедительно прошу Вас восстановить пропущенный годичный срок, запросить из Смоленского арбитражного суда дело № 371/1-И, а также рассмотреть по существу наши требования, изложенные в заявлении от 24 апреля 1995 г. № 94. Приложения:
1. Копия письма Смоленского областного арбитражного суда от 27 апреля 1995 г. № Д-37/1.
2. Заявление о принесении протеста на решение арбитражного суда Смоленской области от 9 июня 1994 г. по делу № 374/1-И. Председатель правления Смоленского облохотобщества Н.П.Горбунов Исп. Краев Н.В., (8332) 62-21-39 Документ 68 214008, г. Смоленск, Дом Советов, тел. 3-79-82 27.04.95 № Д-374/1 Возвращаю заявление о принесении протеста на решение арбитражного суда по делу № 374/1, так как, согласно распоряжению по Высшему Арбитражному Суду РФ от 20.01.94 № 24, пересылка дел в надзорную инстанцию для повторной проверки на основании заявления заинтересованной стороны производится только по запросу Высшего Арбитражного Суда РФ. И.о. председателя областного арбитражного суда Т.В.Кулешова охотников и рыболовов г. Смоленск Телефон № 2-15-13 24 апреля 1995 г. № 94 Смоленского областного арбитражного суда Истец: АО "Русская охота" 214000, г. Смоленск, главпочтамт, а/я 58 Ответчик: Администрация Смоленской области 214008, г. Смоленск, Дом Советов 3-е лицо: Правление Смоленского областного общества охотников и рыболовов 214001, г. Смоленск, ул. Садовая, 1 Заявление
о принесении протеста на решение арбитражного суда Смоленской области от 9 июня 1994 г. по делу № 374/1-М АО "Русская охота" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании частично недействительным решения администрации Смоленской области от 11 августа 1993 г. № 132 в части лишения истца права на ведение охотничьего хозяйства на территории Кардымовского района Смоленской области в связи с изъятием охотничьих угодий площадью 20 тыс. га. Арбитражный суд решением от 9 июня 1994 г. требования истца удовлетворил. В кассационном порядке законность и обоснованность этого решения не проверялась. Правление Смоленского областного общества охотников и рыболовов не согласно с решением арбитражного суда в связи с тем, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие ключевое значение для правильного разрешения дела по существу.
Арбитражный суд Смоленской области, тщательно не исследовав все материалы дела, доводы областного общества охотников и рыболовов, решением от 9 июня 1993 г. удовлетворил исковые требования АО "Русская охота".
Законом РСФСР "Об охране и использовании животного мира" предусмотрено, что:
Некоторые пояснения в связи с неунифицированностью терминологии в нормативных актах.
Приложения:
Документ 70 высшего арбитражного суда Российской Федерации 101000, г. Москва, Центр ул. Грибоедова, 12 30.08.95 № 798/94 Об отказе в принесении протеста
Заявление Смоленского областного добровольного общества охотников и рыболовов о принесении протеста на решение Смоленского областного арбитражного суда по делу № 374/1-М повторно рассмотрено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Проверка показала, что суд исследовал все обстоятельства спора и правильно применил материальное право, а доводам заявителя дана оценка заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при принятии решения об отказе в принесении протеста. Новые доказательства того, что постановлением главы администрации Смоленской области от 11.12.92 № 258 перераспределение охотничьих угодий произведено с нарушениями действующего законодательства или законных прав других лиц, заявитель не представил. Исходя из изложенного, оснований для принесения протеста не нахожу. М.К.Юков Смоленской области г. Смоленск 4.11.94 № 139 Заявление
о принесении протеста на вступившее в законную силу решение Смоленского арбитражного суда от 9.06.94 по делу № 374/1-И АО "Русская охота" обратилось с иском в арбитражный суд о признании постановления главы администрации Смоленской области № 132 от 11.08.93 недействительным. Требования истца были удовлетворены. В кассационной инстанции дело не рассматривалось, решение вступило в законную силу. Данное решение считаем неправильным по следующим основаниям: 1. В соответствии с пп. 3, 4 раздела 2 "Положения о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства", АО "Русская охота" получало бы такие права при наличии договора, заключенного в установленном порядке. Договор же от 19.01.93 недействителен, так как охотовед Мацкевич В.И. неправомочен был его заключать от имени районного органа управления охотничьими ресурсами. 2. Должностными лицами исполнительной власти области неоднократно продлевались сроки пользования охотугодьями обществом охотников и рыболовов. Своим постановлением № 145 от 6.07.1992 глава администрации отторг у общества охотугодья, тем самым нарушил их права. Поэтому, п. 3 постановления № 132 от 11.08.93 не противоречит распоряжению Правительства РФ № 199-р от 15.02.94, которым закреплено за органами исполнительной власти субъектов РФ право отменять решения об изъятии охотничьих и рыболовных угодий, принятые с нарушением действующего законодательства. Следовательно, считаем необоснованным решение арбитражного суда в части непризнания как правового документа распоряжения Правительства РФ № 199-р. На основании изложенного, прошу принять к рассмотрению данное заявление и принести протест на решение по делу № 374/1-И. Приложение: поручения по госпошлине. Н.Чмаров высшего арбитражного суда Российской Федерации 101000, г. Москва, Центр ул. Грибоедова, 12 26.12.94 № 7981/94 Об отказе в принесении протеста Спор возник по поводу признания недействительным постановления главы администрации Смоленской области от 11.08.93 № 132 в части отмены постановления от 11.12.92 № 258, согласно которому АО "Русская охота" предоставлялось право ведения охотничьего хозяйства в Кардымовском районе. В соответствии с п. 6 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.60 № 1548, охотничьи угодья закрепляются за организациями для ведения охотничьего хозяйства по разрешению государственных органов республики, краев, областей. Как следует из материалов дела, постановление главы администрации Смоленской области от 11.12.92 № 258 издано в соответствии с Положением о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях Смоленской области, утвержденным постановлением главы администрации от 06.07.92 № 145. Во исполнение этого постановления между Кардымовским районным отделом управления охотничьими ресурсами и АО "Русская охота" заключен договор на право ведения охотничьего хозяйства от 19.01.93 со сроком действия до 2002 года. Данный договор согласован с главой администрации Кардымовского района. Ответчиком не представлены доказательства того, что постановление от 11.12.92 № 258 противоречило действующему на момент его издания законодательству и нарушило охраняемые законы права других лиц, либо иные основания для его отмены. Ссылка заявителя на распоряжение Правительства РФ от 15.02.94 № 199-р, согласно которому не допускается изъятие охотничьих угодий, закрепленных за ассоциацией "Росохотрыболовсоюз" и обществами охотников и рыболовов, не может быть принята во внимание в рассматриваемом случае, поскольку на день издания постановления главы администрации от 11.12.92 № 258 охотничьи угодья, предоставленные в пользование истцу, не были обременены какими-либо обязательствами и правами, принадлежащими другим лицам. При таких обстоятельствах решение арбитражного суда об удовлетворении иска следует признать правильным, в связи с чем оснований для принесения протеста не имеется. Зам. председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В.В.Витрянский | |||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|