Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт


Дело 10. Обжалование постановления Правительства Ленинградской области
по установлению порядка предоставления права ведения охотничьего хозяйства,
платного пользования охотничьими ресурсами, охоты иностранных граждан
на территории Ленинградской области



   Самым примечательным, с нашей точки зрения, в данном деле является оригинальныйспособ использования Заключения на нормативные акты Правительства Ленинградской области(74). Ленинградское облохотобщество направляло в Минюст России не весь текст этого документа, а лишь его окончание, начинающееся со слова Заключение (без всей юридической аргументации и текстов прилагаемых актов); вероятно, прокурору Ленинградской области ушло также лишь извлечение. Это не могло не сказаться и на качестве ответов (76, 77).
   Возможно, что на такой вариант действий натолкнуло наше сопроводительное письмо (73). Во-первых, о том, что надо отправлять в Минюст России копию всего текста заключения с приложениями, в письме не говорится. Во-вторых - ведя речь о заявлении в суд, написано, что не надо сразу раскрывать все карты.
   Это, пожалуй, неплохой пример преобразования информации в ходе передачи: человек имел в виду одно, на бумаге выразил не совсем то, а читающий воспринял совершенно иначе.
   Процесс обжалования постановления Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259 и утвержденных им Положений по предложенной нами схеме реализован. Однако полной и объективной информацией (то есть выраженной в текстах многочисленных документов из всех органов) мы не располагаем. Через два года губернатор Ленинградской области признал утратившим силу постановление правительства области от 12 июля 1995 года № 259 О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области. Вместо отмененного постановления издано новое, от 27 июня 1997 г. № 300-пг, с одноименным названием и структурой. Указанные постановления были предметом рассмотрения Ленинградского областного суда. Почему те или иные требования, заявленные суду, удовлетворены (не удовлетворены), мы, к сожалению, не знаем - нет полного текста судебного решения. Приводим лишь его резолютивную часть (78).

 


Документ 73

Всероссийский научно-исследовательский институт
охотничьего хозяйства и звероводства
им. проф. Б.М.Житкова
Хозрасчетный творческий коллектив
по изучению экономико-правовых
проблем охотхозяйственной отрасли
Хозяйство и право
610601, г. Киров, ул. Энгельса, 79
Тел. (8332) 62-21-39. Факс (8332) 62-12-50
14 сентября 1995 г. № 21/38

   Сообщаю наиболее рациональную, с нашей точки зрения, схему действий по обжалованию постановления Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259 О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области.
   1. Охотпользователям надо объединяться и определять организацию (предприятие), от имени которой будут направляться документы по обжалованию постановления и положений (менее уязвимые - правление Ленинградского ОООиР, Ленсовет ВОО).
   2. Одновременно и параллельно необходимо направить:
   - заявление прокурору области с просьбой проверить законность постановления и принести протест (приложить копию заключения коллектива Хозяйство и Право);
   - заявление в Ленинградский областной суд (не арбитражный, а общей юрисдикции) с требованием признать незаконным и недействительным с момента принятия пункт 1 постановления Правительства Ленинградской области;
   - заявление в Министерство юстиции РФ (г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4) с просьбой проверить законность постановления Правительства Ленинградской области и внести мотивированное заключение в Правительство Ленинградской области и Правительство РФ.

   3. Прокуратура области может найти, а может и не усмотреть оснований для принесения протеста. Если протест будет принесен, то Правительство Ленинградской области может протест удовлетворить и отменить (видоизменить) свое решение, а может и отказать в удовлетворении протеста. В случае отказа в удовлетворении протеста прокурор обязан (именно обязан) обратиться в областной суд (статья 61 Закона РФ О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации).
   4. Суд должен рассмотреть заявление в 10-дневный срок. Однако, в настоящее время в связи с загруженностью судов делами, этот срок на практике не соблюдается и оказывается нередко значительно длиннее. Вполне возможно, что ко времени рассмотрения дела в суде будет известна реакция прокуратуры и Минюста России. Вполне возможно, что кто-то из них будет союзником в суде. Если даже этого не произойдет, то в любом случае заблаговременно станут известны их доводы (аргументы), что позволит более качественно подготовиться к заседанию суда, который в любом случае обязан тщательно рассматривать и исследовать все доводы сторон.
   5. Некоторые особенности подготовки и подачи заявления в суд следующие. В заявлении нецелесообразно сразу раскрывать все карты, т.е. излагать все доводы незаконности документов. Достаточно одного - решение данных вопросов не входит в компетенцию Правительства Ленинградской области. Остальные противоречия действующему законодательству озвучить во время выступления в судебном заседании, а текст выступления передать для приобщения к материалам дела. При таком варианте, как правило, представители ответчика сразу не находят достаточных аргументов для возражений.
   Заявление передается в суд в двух экземплярах. К первому экземпляру прилагаются копии всех документов (в том числе подтверждение оплаты госпошлины в размере 10, именно десяти, рублей, в отличие от арбитражного суда, где размер госпошлины - двадцать минимальных размеров месячных оплат труда в РФ). Второй экземпляр заявления суд сам направит заинтересованному органу (т.е. Правительству).
   6. На Министерство юстиции РФ недавним постановлением Правительства РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов краев и областей. Установлено, что, в случае несоответствия правового акта федеральному законодательству, Минюст направляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, а также в соответствующий федеральный орган (постановление от 03.06.95 № 550). По идее, Минюст все акты должен анализировать самостоятельно и выносить мотивированные заключения. Однако если будет обращение с достаточной аргументацией, чиновникам это нравится, не надо ломать голову, можно показать свою работу.
   7. Возможно также обращение в Ленинградскую областную думу (Законодательное собрание), а также в Правительство РФ, в само Правительство Ленинградской области с просьбой отмены рассматриваемого постановления Правительства Ленинградской области. Однако, как свидетельствует наша немалая практика, это пустые хлопоты в казенном доме - самые нерезультативные направления обжалования. Хотя, в некоторых случаях и ими не следует пренебрегать. Надо иногда создавать определенную атмосферу, доставать отовсюду.
   8. В случае признания судом или отмены постановления Правительства Ленинградской области другим юрисдикционным органом, а вероятность этого достаточно высока, действующее законодательство предусматривает возможность взыскания с Правительства Ленинградской области причиненных реальных убытков (в том числе расходов по оплате стоимости юридических услуг) и упущенной выгоды.

   С уважением и пожеланием успехов
в таком нелегком деле, как борьба за свои права,
руководитель коллектива Хозяйство и право
Н.В.Краев


Документ 74

РАСХН
Всероссийский научно-исследовательский институт
охотничьего хозяйства и звероводства
им. проф. Б.М.Житкова
Хозрасчетный творческий коллектив
по изучению экономико-правовых
проблем охотхозяйственной отрасли
Хозяйство и право
610601, г. Киров, ул. Энгельса, 79
Тел. (8332) 62-21-39. Факс (8332) 62-12-50
14 сентября 1995 г. № 21/37
Заключение
на нормативные акты Правительства Ленинградской области

   На заключение представлены следующие документы:
  • О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области. Постановление Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259;

  • Положение о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области. Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259;

  • Положение о порядке платного пользования охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области. Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259;

  • Положение об охоте иностранных граждан на территории Ленинградской области. Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259.


   Целью анализа представленных документов является обоснование и формулирование ответа на вопрос о законности принятия указанных выше документов, правомерности содержащихся в них норм и, в связи с этим, обязательности их исполнения.
   I. Постановление Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259 О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области.
   Необходимость издания постановления обоснована введением на территории Ленинградской области согласно письму Правительства Российской Федерации от 15 октября 1994 г. № АЗ-П9-32456 платного пользования охотничьими ресурсами, а также приведением порядка ведения охотничьего хозяйства в соответствие с Федеральным законом О животном мире.
   До принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации Правительство Ленинградской области утвердило три упомянутых положения (пункт 1), ввело их в действие с момента принятия постановления (пункт 2), предписало опубликовать их в газете Вести (пункт3). Комитету по охотничьему хозяйству предложено переработать Правила охоты в Ленинградской области с учетом принятых изменений (в том числе и в связи с вновь принятыми положениями) и представить их на утверждение губернатору Ленинградской области (пункт 4). Пятым пунктом постановления признаны утратившими силу решение малого Совета Леноблисполкома от 8 сентября 1993 г. № 236 Об утверждении Положения о порядке предоставления в пользование охотничьего фонда на территории Ленинградской области, а также распоряжение Правительства Ленинградской области от 4 октября 1994 г. № 1004-р О размерах платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу в Ленинградской области.
   1.1. Несколько частных замечаний. Действительно, губернатор области, как правопреемник облисполкома (это установлено постановлением Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1991 г. - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 34, ст. 1125) вправе утверждать, с соблюдением определенных условий, правила охоты на территории области. Типовыми правилами охоты в РСФСР, утвержденными приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. № 1, установлено, что местные правила охоты подготавливаются госохотинспекциями, охотуправлениями при обл(край)исполкомах, Советах Министров АССР в строгом соответствии с Типовыми правилами охоты в РСФСР. Главохота РСФСР согласовывает подготовленный проект правил охоты, после чего он утверждается решением обл(край)исполкома или Совета Министров АССР (пункт 98). Учитывая, что утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области положения находятся в противоречии с действующим законодательством (об этом ниже), согласование их с Охотдепартаментом России (орган с функциями бывшей Главохоты РСФСР) проблематично, а утверждение - незаконно.
   Незаконным действием является и отмена органом исполнительной власти (Правительством Ленинградской области) решения представительного (законодательного) органа государственной власти (малого Совета Леноблсовета). Право осуществления функций органа представительной власти предоставлялось администрациям субъектов федерации лишь с 9 октября 1993 г. до избрания и начала работы новых органов представительной власти (Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 - Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 41, ст. 3924.).
   1.2. Имеющаяся в постановлении Правительства Ленинградской области запись - до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации утвердить положения, с одной стороны, указывает на то, что решение данных вопросов отнесено к компетенции федеральных органов, а с другой, якобы свидетельствует о законности действий Правительства.
   Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (издания 1992 года) предусматривала, что до принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации, краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга краевые, областные, Московский и Санкт-Петербургский Советы народных депутатов вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем законодательных актов Российской Федерации по данным вопросам акты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга приводятся в соответствие с федеральными законодательными актами (статья 8411 в редакции закона РФ от 21 апреля 1992 г.).
   Отметим, что правом осуществления собственного правового регулирования до издания соответствующих законов наделялись лишь Советы народных депутатов, представительные (выборные) органы государственной власти, а не их исполнительные органы (исполкомы, администрации, правительства и т.п.).
   В связи с принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу с 25 декабря 1993 г. (со дня официального опубликования), прекращено действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями (пункт 1 Заключительных и переходных положений раздела второго Конституции Российской Федерации издания 1993 г.).
   Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующее в настоящее время законодательство не предусматривает правового института, дозволяющего органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации собственное правовое регулирование.
   1.3. Федеральным законом О животном мире установлено, что государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 11), а также разграничены полномочия органов государственной власти федерального уровня и субъектов РФ (статьи 5-7), определены основные функции специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 13).
   К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены, в частности, следующие вопросы:
  • разработка и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования животного мира;

  • установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром;

  • установление порядка определения платы за пользование животным миром и ее предельных размеров;

  • установление федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира (статья 5).
       В компетенцию органов государственной власти субъектов РФ входит, в частности, решение следующих вопросов: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования животного мира в соответствии с Федеральным законом О животном мире;

  • установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;

  • предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов Российской Федерации (статья 6);

  • установление размеров платы в порядке и в пределах, определяемых Правительством Российской Федерации (статья 35). Определение полномочий, специализации, структуры специально уполномоченных государственных органов в области охраны и использования животного мира возложено законом О животном мире на Правительство Российской Федерации (статья 11).


   С 1955 по 1990 год специально уполномоченным государственным органом в области охраны и использования ресурсов животных, являющихся объектами охоты, было Главное управление охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР (Главохота РСФСР), с 1990 по 1993 год - Главохота РСФСР при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РСФСР. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 1993 г. № 593 Главохота была упразднена и в составе Министерства сельского хозяйства РФ был создан Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов (Охотдепартамент). Министерству сельского хозяйства было поручено утвердить положение об Охотдепартаменте. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1108 Охотдепартамент отнесен к числу специально уполномоченных государственных органов по охране и регулированию использования животного мира*.
   Положение о департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, утвержденное Министерством сельского хозяйства и продовольствия 11 октября 1994 г., предусматривает, что Охотдепартамент в соответствии с возложенными на него задачами:
  • устанавливает порядок и выдает специальные разрешения (лицензии) на право добычи охотничьих животных иностранными гражданами (пункт 6.3.);

  • осуществляет учет охотничьих угодий, устанавливает порядок их устройства и передачи для ведения охотничьего хозяйства государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам Российской Федерации (пункт 6.5.);

  • организует разработку, утверждение и распространение межведомственных и ведомственных актов, регламентирующих ведение охотничьего хозяйства (пункт 6.14.).

   В соответствии с законом О животном мире в компетенцию специально уполномоченных государственных органов входит также определение перечня объектов животного мира, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено (статья 34).
   Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, установлено, что порядок охотничьего устройства, отвода охотничьих угодий, условия, на которых угодья закрепляются за организациями, устанавливаются Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР (пункт 6);
   производство охоты регулируется правилами, издаваемыми Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами в соответствии с типовыми правилами охоты, утверждаемыми Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР (пункт 11).
   Иными словами, Правительство Ленинградской области, утвердив рассматриваемые положения, неправомерно вторглось в сферу полномочий федеральных органов государственной власти и нарушило требования пункта 5 статьи 3 Закона РФ О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации (областная администрация не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и управления).
   II. Положение о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области. Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259.
   В данном положении даны определения понятий охотничье хозяйство, охотничьи угодья, государственный охотничий фонд, установлен срок (не более 10 лет) и порядок предоставления права ведения охотничьего хозяйства, а также форма Типового договора на ведение охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области.
   2.1. Уже было отмечено, что установление правил, порядка, условий предоставления охотничьих угодий и ресурсов животного мира, являющихся объектами охоты, в пользование отнесено к компетенции органов государственной власти федерального уровня (пункт 6 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР; пункт 6.5. Положения об Охотдепартаменте), но отнюдь не субъектов РФ. Это - главное, но, к сожалению, не единственное нарушение действующего законодательства, допущенное Правительством Ленинградской области.
   2.2. Содержание понятий охотничье хозяйство, охотничьи угодья, государственный охотничий фонд в рассматриваемом положении не соответствует действующему федеральному законодательству - Положению об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР.
   К примеру, в Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, указано, что дикие звери и птицы, обитающие, а также выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья РСФСР, независимо от того, в чьем ведении находится территория, на которой они обитают, составляют государственный охотничий фонд, использование которого допускается с соблюдением установленных правил охоты (пункт 2). В Положении о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259, понятие государственного охотничьего фонда включает все земельные, водные и иные угодья (кроме территорий природно-заповедного фонда), являющиеся местом обитания охотничьих животных и использующихся для целей охотничьего хозяйства независимо от того, на чьих землях они расположены, и совокупность охотничьих животных (пункт 1.4.).
   2.3. Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР установлено, что охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства закрепляются за организациями на срок не менее 10 лет (пункт 6), постановлением Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 О спортивной и любительской охоте установлено, что предоставление угодий для отдельных категорий охотпользователей должно осуществляться на срок не менее 25 лет (пункт 2). Содержащаяся в Положении о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области правовая норма о сроках предоставления права ведения охотничьего хозяйства - не более 10 лет - также противоречит действующему федеральному законодательству.
   2.4. Процедура и порядок предоставления права ведения охотничьего хозяйства (по условиям договора - предоставления охотничьего фонда, т.е. угодий и охотничьих животных), предусмотренные рассматриваемым положением, не соответствуют требованиям Федерального закона О животном мире.
   Этот закон предусматривает, что решение о предоставлении ресурсов животного мира должно приниматься по части животных, являющихся объектами охоты, Правительством РФ (виды, ценные в хозяйственном отношении; виды, естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов федерации и т.п.), по другим видам - органом исполнительной власти субъекта РФ (статьи 36, 4).
   После этого специально уполномоченный орган федерального или регионального (областного) уровня должен выдать заинтересованному юридическому лицу долгосрочную лицензию на пользование животным миром. Орган исполнительной власти субъекта РФ и пользователь заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством (статьи 36-38).
   В рассматриваемом положении нет даже упоминаний о долгосрочной лицензии. В сравнении с нормами закона О животном миреизменены стороны договора - орган исполнительной власти заменен на Комитет по охотничьему хозяйству, а также предусмотрено утверждение заключенного договора Председателем Правительства Ленинградской области. Прилагаемая к положению форма Типового договора на ведение охотничьего хозяйства (условия типовых договоров, в отличие от примерных, не могут меняться соглашением сторон) противоречит общим началам гражданского законодательства, предусматривающим так называемую свободу договора, лежащую в основе всего договорного права. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора, - гласит статья 1 части первой нового Гражданского кодекса РФ. Принятие Правительством Ленинградской области формы Типового договора - это регулирование гражданских правоотношений, хотя ГК РФ полностью исключает возможность их регулирования правовыми актами субъектов РФ (статьи 2-3).
   III. Положение о порядке платного пользования охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области. Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259.
   Положением установлен порядок, формы платного использования охотничьих ресурсов, оформления документов, зачисления и использования платы, утвержден перечень видов охотничьих животных, добыча которых осуществляется за плату, а также размеры этой платы.
   3.1. В соответствии с Федеральным законом О животном мире, вступившим в силу с 5 мая 1995 г. (со дня опубликования), установление порядка определения платы за пользование животным миром и ее предельных размеров отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти РФ (статья 5). Конкретные размеры платы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ (статья 35).
   В рассматриваемом положении имеется ссылка на то, что плата за пользование охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области вводится в соответствии с поручением Правительства РФ от 15 октября 1994 г. № АЗ-П9-32456. Поэтому вынуждены остановиться на этом элементе более подробно.
   Минсельхозпрод России обратился в Правительство РФ с письмом от 03.10.94 № П2-12/2278 О проведении эксперимента по плате за охотничьи ресурсы, в котором содержится просьба дать согласие на проведение эксперимента по введению платы за охотничьи ресурсы на территории ряда субъектов РФ. На это письмо Минсельхозпрода России заместитель Председателя Правительства РФ А.Заверюха наложил резолюцию Согласиться (поручение Правительства РФ от 15 октября 1994 г. № АЗ-П9-32456).
   Однако, по нашему мнению, указанная резолюция не может служить достаточным юридическим основанием для делегирования соответствующих полномочий от Правительства России Правительству Ленинградской области, так порядок передачи Правительством РФ части своих полномочий урегулирован Законом РФ от 22 декабря 1992 г. О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации. В нем сказано, что Правительство вправе передавать на основании соглашений (т.е. двухсторонних договоров) администрациям областей осуществление части своих полномочий (абзац 7 статьи 18). Однако вопрос о подписании такого соглашения должен быть рассмотрен обязательно на заседании Правительства России (абзац 11 статьи 24) и, соответственно, решение должно быть издано в форме постановления Правительства РФ, подписанного Председателем Правительства или, по его поручению, первым его заместителем (абзацы 2, 3 статьи 30).
   Таким образом, реального делегирования полномочий (то есть с соблюдением процедуры законодательно установленного порядка перераспределения прав) по установлению порядка и размеров платы за использование ресурсов охотничьих животных от Правительства России к Правительству Ленинградской области не осуществлено. Стало быть, Правительство Ленинградской области, утвердив рассматриваемое положение, превысило свои полномочия, нарушило действующее законодательство.
   3.2. Распоряжением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 939-р, подписанным В.Черномырдиным, были установлены предельные размеры платы за пользование дикими животными, дифференцированные по категориям охотпользователей (для обществ охотников и рыболовов плата ниже), а также установлен перечень видов, добыча которых осуществляется по разрешениям (лицензиям).
   Размеры платы за пользование охотничьими ресурсами, установленные Правительством Ленинградской области, по всем видам существенно превышают предельные размеры, установленные Правительством РФ, отменена дифференциация платы по категориям охотпользователей. Например, Правительством России установлено, что предельный размер платы за добычу взрослого лося, медведя не может превышать 2-х (для обществ охотников и рыболовов) и 4-х (для остальных охотпользователей) минимальных месячных размеров оплаты труда; Правительством Ленинградской области для всех категорий охотпользователей введена плата за добычу взрослого лося в размере 5, медведя - 7 минимальных месячных оплат труда.
   3.3. По распоряжению Правительства РФ, к перечню видов животных, добыча которых осуществляется по лицензиям, отнесены лишь копытные звери (лось, олень, кабан и другие), бурый медведь; Правительством Ленинградской области перечень видов животных, добыча которых разрешается по лицензиям, резко расширен и включает практически все виды охотничьих животных. Установление перечня животных, добыча которых осуществляется по лицензиям, также не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ. До вступления в силу нового закона О животном мире решения по этому вопросу принимало Правительство РФ. В настоящее время установление перечня объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется по лицензиям, возложено законом О животном мирена специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 34). Установлено также, что пользование видами животных, не включенными в указанный перечень (не отнесенных к числу лицензионных), может осуществляться бесплатно (статья 35).
   IV. Положение об охоте иностранных граждан на территории Ленинградской области. Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259.
   Положение устанавливает цели разных видов охот, осуществляемых иностранными гражданами, порядок предоставления им права охоты, получения разрешений (лицензий) для ее осуществления, размеры оплаты стоимости как разрешений (лицензий) на добычу животных, так и самой добычи, а также предельный лимит животных, выделяемый для отстрела иностранным охотникам.
   4.1. Ранее было отмечено, что установление порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на право добычи охотничьих животных иностранными гражданами действующим законодательством отнесено к компетенции Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России (пункт 6.3 положения об Охотдепартаменте), но не органов исполнительной власти субъектов РФ.
   4.2. Рассматриваемым положением установлена сложная и неоднозначно трактуемая система оплаты использования охотничьих животных иностранными гражданами. Предусмотрено, что разрешение на право охоты иностранных граждан выдается организациям, зарегистрированным (?) в комитете по охотничьему хозяйству области, после предоставления соответствующих документов и предварительной оплаты стоимости разрешения по прейскуранту цен, утвержденному Правительством Ленинградской области для российских граждан. Далее, плата иностранными гражданами за добычу охотничьего животного (с получением трофея) производится по результатам охоты, подтвержденным протоколом, по ценам согласно прейскуранту, прилагаемому к настоящему постановлению(? - наверное, положению) (пункт 9). В приложении к рассматриваемому положению дан Прейскурант цен за добычу охотничьих животных (с получением трофея) иностранными гражданами на территории Ленинградской области. Плата за добычу лося составляет 250 немецких марок, кабана - 100, медведя - 500, рыси - 250, глухаря - 150, тетерева - 20. Установлена также плата за день охоты на прочих пушных зверей и другую пернатую дичь по 20 немецких марок.
   Плата вносится иностранными гражданами, но кому? В тексте положения сказано, что разрешение охоты иностранным гражданам имеет целью получение дополнительных средств для ведения охотничьего хозяйства(пункт 2). Положение о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области определило, что охотничье хозяйство - отрасль (предприятие) материального производства и услуг. Стало быть, согласно логике этих документов, плата должна вноситься иностранными гражданами конкретным охотпользователям и использоваться ими на нужды ведения охотничьего хозяйства.
   Если именно такой смысл заложен в рассматриваемых документах, то это не что иное, как государственное регулирование цен, то есть неправомерное вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов (охотпользователей).
   Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. О мерах по либерализации цен, а также одноименным постановлением Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55 установлено применение со 2 января 1992 года, в основном, свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию, товары, работы, услуги. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), а также одноименным постановлением Правительства РСФСР от 7 марта 1995 г. № 239 осуществлено дальнейшее сокращение сферы государственного регулирования цен и тарифов. Как прежние, так и ныне действующие перечни продукции, товаров, работ, услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен, не допускали и не допускают вмешательство государственных органов какого-либо уровня в установление цен за добычу охотничьих животных иностранными гражданами, оказание им услуг охотничьими хозяйствами. Эти цены всегда устанавливались в зависимости от спроса и предложения на основе переговоров и закреплялись в договорах, заключаемых охотпользователями и иностранными партнерами.
   Если предположить, что плата иностранными гражданами за добычу охотничьих животных должна поступать в комитет по охотничьему хозяйству (или в бюджет), то это означает, что Правительством Ленинградской области установлены две платы за использование одной головы какого либо вида животного: одна с охотпользователя, вторая с иностранного гражданина. Попытка, образно выражаясь, содрать две шкурыобречена на провал. В текущем сезоне иностранные граждане откажутся платить, мотивируя тем, что это не предусмотрено условиями заключенных ранее контрактов. В следующем сезоне, если такой порядок и размер платы будет сохранен, это дезорганизует проведение иностранной охоты. Охотпользователь должен будет либо повысить цену охотничьего тура для иностранных граждан на размер установленной платы, либо платить ее из средств, поступающих от иностранных охотников. Если действовать по первому варианту, то стоимость тура (отстрела животного) существенно превысит сложившиеся мировые цены, что приведет к резкому снижению количества клиентов. Если действовать по второму варианту, то от проведенных охот для иностранных граждан охотпользователь будет иметь в лучшем случае нулевой результат (сработает без прибыли), в худшем - убытки. Организация охотпользователями успешной охоты для иностранных граждан невозможна без значительных расходов - это и разведка, доставка и сопровождение по угодьям, услуги егерей, необходимость содержания охотничьих баз, снаряжения, оборудования и т.д.
   В любом случае, при таком размере государственного рэкета охотпользователям будет невыгодно заключать договоры и организовывать эту охоту.
   Таким образом, если предположить, что Прейскурант цен за добычу охотничьих животных (с получением трофея) иностранными гражданами на территории Ленинградской области- это размер платы за использование ресурсов животного мира, которая должна поступать в комитет по охотничьему хозяйству или в бюджет, то тогда надлежит анализировать вопросы правомерности или неправомерности установления Правительством Ленинградской области платы за использование ресурсов охотничьих животных. Такой анализ уже осуществлен при рассмотрении предыдущего положения.

Заключение

   Правительство Ленинградской области, издав постановление от 12 июля 1995 г. № 259 О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, утвердив три рассмотренных положения, которыми введен новый порядок предоставления ресурсов для охотпользования, расширен, в сравнении с действующим законодательством, перечень животных, добыча которых осуществляется по лицензиям и за плату (пушные виды, пернатая дичь), установлен более высокий размер платы за добычу объектов охоты по лицензиям, вышло за пределы своей компетенции и неправомерно вторглось в сферу полномочий федеральных органов власти и управления Российской Федерации, нарушило значительное количество норм ряда законов и других нормативных актов в сфере разграничения компетенции, регулирования гражданских правоотношений, предпринимательства, порядка охотпользования, ценообразования, ущемило законные права и экономические интересы как охотхозяйственных предприятий и организаций, так и десятков тысяч охотников Ленинградской и других областей.
   Поскольку, в соответствии с Законом РФ О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами только акты областной администрации, принятые в пределах ее полномочий (пункт 1 статьи 64), рассмотренные акты Правительства Ленинградской области необязательны для исполнения, так как приняты с нарушением действующего законодательства, установленного им порядка и компетенции.
   В соответствии со статьей 61 Закона РФ О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, данные акты Правительства Ленинградской области подлежат опротестованию прокурором Ленинградской области.

Приложения:

  • О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области. Постановление Правительства Ленинградской области от 12 июля 1995 г. № 259.

  • О проведении эксперимента по плате за охотничьи ресурсы. Письмо Минсельхозпрода России от 03.10.94 № П2-12/2278; поручение Правительства РФ от 15 октября 1994 г. № АЗ-П9-32456.

  • Типовые правила охоты в РСФСР. Утверждены приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. № 1 (извлечение).

  • О животном мире. Федеральный закон, принят Государственной Думой 22 марта 1995 г.

  • О департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 23 июня 1993 г. № 593.

  • Положение о департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов. Утверждено Министерством сельского хозяйства и продовольствия 11 октября 1994 г.

  • Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР. Утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 (извлечение).

  • О спортивной и любительской охоте. Постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728.

  • О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. (извлечение).

  • Распоряжение Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 939-р.

  • О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221.

  • О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Постановление Правительства РСФСР от 7 марта 1995 г. № 239.

Руководитель коллектива Хозяйство и право
биолог-охотовед,
ведущий научный сотрудник,
кандидат юридических наук Н.В.Краев


Документ 75

Ассоциация Росохотрыболовсоюз
Ленинградское областное
общество охотников и рыболовов
Правление
190121, Санкт-Петербург, наб. реки Пряжки, 32
телефон/факс 21970-74 16.10.95 № 216

   Просим Вашего заключения о законности постановления Правительства Ленинградской области № 259 от 12 июля 1995 г. О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области и внести мотивированное заключение в Правительство Ленинградской области и Правительство РФ.
   Одновременно просим выслать Ваше заключение в адрес Ленинградского областного общества охотников и рыболовов.

Приложение:

   1. Постановление Правительства Ленинградской области № 259 от 12 июля 1995 г.
   2. Заключение Всероссийского НИИ охотничьего хозяйства и звероводства (подразделение Хозяйство и право) о постановлении Правительства Ленинградской области № 259 от 12.07.95.

С уважением,
председатель правления С.Скалинов


Документ 76

Министерство юстиции
Российской Федерации
Москва
02.11.95 № 02-07-573-95
   Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело письмо о законности постановления Правительства Ленинградской области № 259 от 12.07.95 О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области и сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.95 № 550 на Минюст России возложены функции по проведению юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
   Согласно пунктам 3 и 4 вышеуказанного постановления, направление копий правовых актов в Минюст России обеспечивают только главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
   В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции Российской Федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъектов Российской Федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Начальник Управления конституционного законодательства,
государственный советник юстиции 2 класса
К.А.Подгорная


Документ 77

Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Ленинградской области
194175, Санкт-Петербург,
Лесной пр., 20, кор. 12
15.11.95 № 7-79-95

   На Ваше обращение о несоответствии законодательству Российской Федерации отдельных требований постановления Правительства Ленинградской области от 12.07.95 № 259 сообщаю, что прокуратурой области председателю Правительства Ленинградской области направлено письмо, в котором предложено внести изменения в Положение о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, утвержденное указанным постановлением, и привести его в соответствие с законодательством РФ.

Начальник отдела прокуратуры области И.А.Буданов


Документ 78

Резолютивная часть
Решение по делу № 3-4/97

   Именем Российской Федерации 5 ноября 1997 г. в городе Санкт-Петербурге Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Морозовой Е.Е., с участием прокурора Новикова В.А., при секретаре Куликовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействительными преамбулы постановления Правительства Ленинградской области № 259 от 12.07.95 О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, пунктов 1.5 и 2.3 Положения о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, вступительной части, пунктов 1.1 и 2.1 типового договора на ведение охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, части 1 пункта 1.1, подпункта в пункта 2.1, пунктов 2.5, 2.6, 3.2 Положения о порядке платного пользования охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области, Прейскуранта цен за пользование охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области № 259 от 12.07.95, пункта 2 постановления Губернатора Ленинградской области № 300-п.2О порядке ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, пунктов 1.3, 1.4, 3.1, 5.2 Временного положения о порядке предоставления в пользование территорий в Ленинградской области для ведения охотничьего хозяйства и Прейскуранта за пользование охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области, утвержденных постановлением Губернатора Ленинградской области № 300-п.2 от 27.06.97, руководствуясь ст. 13 ГК РФ 1994 г., ст. 60 Закона РФ О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, ст.ст. 194-197, 203 ГПК РФ, решила:
   Заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора утвердить частично.
   Признать недействительными пункты 1.5 и 2.3 Положения о порядке предоставления права ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, вступительную часть, пункты 1.1 и 2.1 типового договора на ведение охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, часть 1 пункта 1.1 Положения о порядке платного пользования охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области в части разрешения пользоваться охотничьими ресурсами охотпользователям - юридическим лицам, зарегистрированным в районных администрациях либо в Ленинградской областной регистрационной палате и допущенным к ведению охотничьего хозяйства, пункты 1, 2, 3, 4 (в части установления цены разрешений (лицензий) за добычу медведя бурого взрослого) Прейскуранта цен за пользование охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области № 259 от 12.07.95, с момента принятия названных нормативных актов.
   Признать недействительными пункты 1.3, 3.1, 5.2 Временного положения о порядке предоставления в пользование территорий в Ленинградской области для ведения охотничьего хозяйства и Прейскуранта за пользование охотничьими ресурсами на территории Ленинградской области в части установления цены разрешения (лицензии) за добычу лося взрослого и сеголетка, оленя пятнистого взрослого и сеголетка, кабана взрослого и сеголетка, медведя бурого взрослого, утвержденных постановлением Губернатора Ленинградской области № 300-п.2 от 27.06.97 с момента принятия перечисленных нормативных актов.
   В удовлетворении остальной части требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора отказать.

   Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок после изготовления в окончательной форме.


назад     оглавление     вперед


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!