|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Как создать школьное лесничество
Часть I. Организация школьного лесничестваПервый раздел этой книги создан для оказания помощи заинтересованным людям в организации школьного лесничества - как с технической стороны дела, так и со строны идеологии. В этой части изложены необходимые действия по созданию школьного лесничества, предлагаются образцы документов для его оформления.
Что такое школьное лесничество?Прежде всего, школьное лесничество - это объединение школьников, увлечённых единым делом - изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах поможет вам выбрать дальнейший жизненный путь?
В деятельности лесничества желательно использовать следующие организационные принципы:
Отсутствие авторитарности. Каждый учащийся - личность, несущая персональную ответственность за порученное ей дело; он должен уметь отстаивать свою позицию и уважать при этом мнение коллектива. Дискуссии должны строиться на аргументах и логике. Нет абсолютного авторитета, знающего всё обо всём. Чёткость и конкретность в планировании работ. Невозможно браться одновременно за все работы, существует опасность не доделать ни одно из начатых дел. Разнообразие форм работы. В лесничестве работают школьники с различными интересами, поэтому нужно развивать разнообразные секторы (кружки), которые могут развить их творческий потенциал. Склонные к работе с животными занимаются в биокомплексе, артистичные - в "Экологическом театре", сильные - в секторе борьбы с браконьерством, а склонные к науке, логической деятельности занимаются в "Малой академии". Поощрение лучших. Активность и творческий подход должны поощряться. Чем больше творческих людей принимает участие в работе, тем ярче и интересней будет результат. Следовательно, необходима система поощрения и широкой огласки достигнутых результатов (стенды, газеты, радио, телевидение). Сочетание труда и отдыха. Этот принцип должен соблюдаться на каждом уровне работы. Клубы выходного дня, дискуссионные вечера, совместные турпоходы не только сплачивают коллектив, но и способствуют передаче знаний и опыта. Контроль над выполнением порученного дела со стороны Совета лесничества. Перспективность (непрерывный рост). Решив простую задачу, нужно развиваться дальше, усложняя цели.
Работа школьного лесничества (заметки для учителей) Работа школьного лесничества - это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся. В этом случае традиции сплачивают старших и младших учеников в единый коллектив, быстрее формируется неформальное общение, каждый находит свое место в деле охраны природы. В то же время экологическое объединение способствует индивидуальному развитию и становлению личности не только самостоятельно думающей и действующей, но и согласовывающей свои действия с коллективом, умеющей привлечь к своей деятельности других людей и способной оказать поддержку своим товарищам. Для осуществления на практике принципа самостоятельности органом управления должен быть Совет лесничества, который выбирается из членов школьного лесничества. Руководитель лесничества не должен подменять Совет и решения собраний. Его роль - быть куратором, помощником, советником. Вся работа лесничества требует высокой дисциплинированности и сознательного отношения к труду. Желательно чаще проводить соревнования групп (секторов) и награждать лучших. Ребята с интересом работают, если видят результаты своего труда, а главное - полезность, востребованность их усилий. Очень важны традиции, которые формируются в каждом лесничестве. В этом случае руководитель обязан всячески их поддерживать, являться носителем традиций.
Моральный кодекс школьных лесничеств Школьное лесничество - это клуб единомышленников, объедененных главной идеей: самая священная цель - сохранение дикой природы, без которой невозможен не только прогресс человеческой цивилизации, но и сама жизнь человека. Главная задача человечества - прекратить чудовищную экспансию, направленную на уничтожение самой жизни на Земле, научиться жить в гармонии с Природой, знать и уважать ее законы. Кодекс любого члена школьного лесничества опирается на принцип равенства всех живых существ на этой планете. Всё живое имеет право на жизнь и возможность развиваться естественным путем. Лучшая помощь - невмешательство и устранение вмешательств в жизнь любой экосистемы. Любая работа должна быть сделана грамотно, поэтому образование, самообразование - первый и самый важный шаг для любого дела. Среди членов лесничества главный лозунг - сделай как я, сделай лучше меня (а не как я сказал…). Мыслить глобально, действовать - локально. Знания должны быть обширными, тогда проще наметить самый правильный и эффективный путь для реализации задуманного, а вот действовать необходимо с учётом тех объёмов работ и на той территории, которые вам под силу реализовать самостоятельно. С какими организациями сотрудничают лесничества? По различным вопросам работы школьного лесничества возникает необходимость в помощи профессиональных лесников из Лесного агентства, районных лесничеств, региональных органов Министерства природных ресурсов (Управлений по надзору в сфере природопользования), также в помощи землевладельцев и местных органов самоуправления. Если какаялибо организация готова оказывать помощь школьному лесничеству, то это может только приветствоваться, однако любая оказываемая поддержка сторонней организации должна отражаться в документах, чтобы в дальнейшем избежать претензий с чьейлибо стороны.
Создание школьного лесничестваКто организует школьное лесничество? Лесничество может быть создано учителями или директором школы, когда предлагается набрать школьников для проведения внеклассных работ по интересам, расширения кругозора школьников, оказания помощи в сохранении близлежащих лесов и озеленении территории населённого пункта. Это называется инициативой "сверху". Инициатива "снизу" - это когда школьникам надоедает бить фонари и заниматься всякой чепухой, они сами объединяются в группу и просят учителя, которому доверяют, оказать поддержку в создании школьного лесничества и обратится с таким предложением к дерекции школы. Какие документы необходимо подготовить для создания и оформления школьного лесничества? Прежде всего, необходим "Устав" школьного лесничества. Как и любая организация, лесничество работает по определённым правилам, которые регламентируют работу отдельных членов, способы управления лесничеством, определяют цели и задачи работы. Правила создания лесничества, порядок управления его членами, система выборов руководства, система поощрений и контроля за работой расписаны в Уставе школьного лесничества. Другими документами являются распоряжение или приказ директора о создании лесничества и выделении времени использования кабинета для внеклассной работы. Приведённый в конце книги "Примерный Устав" - только шаблон, который можно при необходимости дополнять, сокращать и переделывать под конкретные условия школы. При подготовке положения о школьном лесничестве можно менять любые пункты данного шаблона по согласованию с дирекцией школы, районным лесничеством или лесохозяйственным предприятием, которое берет шефство над этой организацией. Дополнительно заключается Договор с лесничеством или лесхозом, в котором оговариваются условия работы школьников в лесу, выделенные им участки, способы оплаты работ и обязанности руководителей лесхоза по оказанию консультативной помощи и закреплению куратора.
Схема школьного лесничества Высшим органом руководства школьным лесничеством является общее собрание его членов, собираемое 2 раза в год. На собрании подводятся итоги сделанной работы, награждаются лучшие члены, принимается план работы на следующий год. На общем собрании выбирается Совет школьного лесничества, который руководит деятельностью учащихся и согласовывает все работы с кураторами. Совет состоит из лесничего, его помощника, руководителей направлений (или мастеров леса), ответственного за культурномассовую работу (комиссара), представителей лесхоза и учителя - руководителя лесничества. Совет проводит заседания не реже 1 раза в месяц, на которых по каждому мероприятию обсуждается:
Тематические секторы школьного лесничестваВ школьных лесничествах работу учащихся можно разделить по секторам (направлениям). У людей разные интересы - комуто нравится сажать лес, комуто - изучать жизнь растений и животных или охранять муравейники и других лесных обитателей. Все члены лесничества обязаны заботиться о природе, участвовать в работе лесничества, но это не значит, что нельзя выбрать себе занятие по душе. Группы единомышленников со сходными интересами формируют кружки, или секторы.
Календарь работ школьного лесничестваШкольное лесничество живёт тремя направлениями работы - обучение (экологический всеобуч), внеклассная работа в творческих группах, практическая работа - применение экологических знаний в конкретных делах. Чем обучение в лесничестве отличается от школьной программы? Главное отличие - вы должны делать свою работу добровольно, выбирать тему для исследования самостоятельно. Работа в лесничестве, в том числе и учебнопознавательная, проводится во внеклассное время. Примерный календарь работ в школьном лесничестве
Кабинет школьного лесничестваКак и чем оборудовать кабинет лесничества? Кабинет школьного лесничества должен выполнять три основные функции: быть штабквартирой, обучающим центром и способствовать распространению природоохранной идеологии. Для того чтобы каждый член школьного лесничества мог своевременно получить информацию о проделанной работе и планирующихся акциях оборудуется доска объявлений. На стендах размещаются: схема участков леса, закреплённых за лесничеством, другие наиболее важные материалы. Это должны быть материалы о текущей работе лесничества, помогающие в практической работе. Не менее важно оформлять стенгазеты о совместном отдыхе или проведенных акциях. С одной стороны, приятные воспоминания сплачивают коллектив, с другой, любой посторонний человек будет иметь представление о Вашей работе. Стенд лесничества, доска объявлений - самый насыщенный по информативности уголок кабинета. Материалы на стенде могут вывешивать учителя, члены Совета лесничества и любой член лесничества. Доска объявлений - самый лучший способ для высказывания своих идей, передачи информации и сообщений типа: "1 мая в сквере возле школы будем сажать кустарники и деревья, которые привезут к 10 часам из лесничества; кто желает участвовать - записывайтесь". После этого сообщения нужно оставить место, чтобы желающие помочь могли записать свою фамилию, тогда инициатор идеи будет точно знать, кто может ему помочь и сколько лопат нести в сквер. Наглядные пособия могут быть в виде макетов, образцов древесины или других природных объектов, засушенных растений, рисунков, таблиц, схем и т.д. Если вы решили сами изготовить наглядные пособия, то попросите преподавателя помочь правильно сделать надписи и пояснения. Можно составить гербарий растений леса на следующие темы: деревья, кустарники, травы, лекарственные, съедобные, технические растения; по морфологии растений - например, листья различной формы, характер прикрепления к стеблю, жилкование, типы стеблей, цветков и соцветий. Можно также приготовить наглядные пособия по различным породам деревьев, древесина, коллекции сухих плодов и семян местных древесных и кустарниковых пород, образцы повреждений древесины и листьев насекомыми. На каждом препарате или коллекции должна быть этикетка с указанием места, даты сбора и названия представленного объекта. В последнее время, чтобы избегать уничтожения растений и насекомых (особенно редких) в оформлении, используются рисунки и фотографии. Хорошая фотография более полно передает облик живого объекта, чем его высушенное тельце. Можно организовывать фотовыставки и выставки рисунков. Они могут быть не только школьными, но и размещаться в сельских советах, районных и областных администрациях и прочих организациях. В кабинете школьного лесничества необходимо иметь библиотеку из книг по лесоведению, лесоводству, экологии и смежным дисциплинам. Не лишним было бы ведение летописи школьного лесничества, что способствует приемственности поколений.
Возможные ошибки в работе лесничестваИспользование чучел зверей и птиц. Животные прекрасны в природе. Лучше использовать их фотографии и рисунки, это не только более эстетично, но и более нравственно. Постоянные ссылки на авторитеты. Дискуссии должны строиться на аргументах и логике, а не на ссылках на авторитеты. Поэтому обилие лозунгов, цитат и изречений, развешанных на стенах, не вполне уместно. Лесничество - не секта, а клуб единомышленников, в котором каждый имеет свое особое мнение. "Псевдонаучность" - болезнь, которая проходит при получении серьёзных знаний. Не следует усложнять доклады, объявления и отчёты большим количеством непонятных, а зачастую неправильно используемых терминов. Любой доклад должен быть прежде всего интересным и понятным любому, даже далекому от этой сферы деятельности, человеку. Помните: "Все гениальное - просто". Неуместное коллекционирование. Большие коллекции насекомых, гербариев и прочих "умерщвлённых" объектов учат не бережному отношению к природе, а скорее обратному. Использование терминов "вредный" и "полезный". Нет "вредных" видов, есть условия, при которых какойлибо вид приносит некоторые неудобства. Кроме того, часто "вред" на самом деле оказывается "пользой". Виды микроорганизмов, поедающие умершие деревья - это санитары, разлагающие древесину. Древоточцы, поселяющиеся на ослабленных стволах и препятствующие их росту, в то же время освобождают "место под солнцем" здоровым деревьям. Насекомые, повреждая слабые, уязвимые деревья, дают возможность пробиться более сильным, приспособленным и устойчивым деревцам. Попытки "причесать всех под одну гребенку" часто заканчиваются конфликтом. Хотя лесничество - добровольное объединение, в нем должна быть дисциплина, как и в любом работающем коллективе, но в то же время нельзя требовать от всех одинакового интереса к любому делу. Именно поэтому должны быть различные сектора, где каждый находит занятие по душе. Вероятно, что исследователь не захочет заниматься патрулированием, а человека"инспектора" не загонишь читать лекцию в младших классах. Мир состоит из множества красок, разные люди делают его насыщенным и интересным, главное - дать возможность всем проявить свои таланты, от этого только выиграет общее дело. Желание построить оперативную работу с позиции "силы" может привести к весьма плачевным результатам. Зачастую разъяснительная беседа и устранение ущерба на глазах у нарушителей даёт больший результат, чем попытка "пойти в атаку". Если в лесу вы начали убирать мусор на глазах у отдыхающих, вероятно, это произведет на них большее впечатление, чем пустое нравоучение. Личный пример - великая сила, если им правильно воспользоваться. В случаях, когда люди не желают прислушаться к вашим замечаниям, можно предупредить их о том, что о правонарушениях будет сообщено в лесхоз или службу экологического контроля. Игра в "секретность" и "тайны". Если узнал чтото интересное - поделись с другими. "Секреты" нужны на войне, а среди друзей и помощников любой секрет может обидеть того, кто рядом.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
|
|