|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Тезис о том, что внутриобластные потребности в древесном сырье должны удовлетворяться за счет местных лесных ресурсов был одним из основных аргументов сторонников развития «планово-убыточной» областной лесной промышленности в советский период. До 1991 г. потребности народного хозяйства области в древесине составляли около 1 млн. м3 в год23, что примерно соответствовало объему ежегодно заготавливаемой в области древесины. К 2000 г. объем древесины, заготавливаемой в области по главному пользованию, упал примерно пять раз по сравнению с 1991 г. В то же время, общий объем промышленного производства в области составил в 2000 г. 76,3% по отношению к аналогичному показателю на 1991 г.24, то есть упал менее чем на 24%. Очевидно, что снижение объемов заготовок древесины произошло непропорционально резче по сравнению со снижением общего объема промышленного производства и, соответственно, с объемом внутриобластного потребления древесной продукции. Если учесть, что в настоящее время около половины заготавливаемой в области древесины идет на экспорт в другие страны, то становится ясным, что продукция областной лесной промышленности не играет существенной роли в обеспечении местных потребностей. Это связано с тем, что при рыночной экономике, в условиях свободного формирования цен на продукцию лесной промышленности убыточные или низкорентабельные предприятия лесного сектора Мурманской области не смогли выдерживать конкуренцию с поставщиками более качественной и дешевой древесной продукции из других регионов России. К примеру, крупные потребители древесины комбинаты «Североникель» и «Апатит» после ряда попыток сохранить свои связи с традиционными поставщиками - Мончегорским и Октябрьским леспромхозами - в настоящее практически полностью переориентировались на поставки древесины извне области. Неконкурентноспособность продукции местной лесной промышленности на внутреннем областном рынке заставляет ее лоббистов искать «нерыночные» пути решения проблем со сбытом продукции, в том числе за счет областного бюджета. Как пример таких усилий можно привести Постановление Правительства Мурманской области от 29.11.2000г. № 87-ПП/6 «О Концепции программы социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года» в части лесопромышленного комплекса. В нем проблемы «восстановления и устойчивого функционирования лесного комплекса в условиях рыночной экономики» предлагалось решать в основном путем патерналистской политики со стороны области. В частности, предлагалось:
Кроме того, предусматривалось реструктурировать «задолженности лесопромышленных предприятий по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды». К этому трудно что-либо добавить… Таким образом, вышеприведенный анализ показывает, что «теоретические выгоды» от деятельности лесной промышленности не являются таковыми в реальности. Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что существующая в Мурманской области лесная промышленность в значительной мере является дотационной, и предпринимаемые попытки вернуть ее на рельсы экстенсивного развития приведут только к увеличению ее убыточности для государства. Принимая навязываемые под предлогом экономического развития некоторыми частными лесозаготовительными компаниями-однодневками их краткосрочные цели, областные власти растрачивают невосполнимые лесные ресурсы, тем самым, усугубляя экологическое и социально-экономическое положение местного населения.
| |||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|