|
||||
| ||||
Периодические издания и рассылки |
То, что с 1994 г. процесс создания новых ООПТ практически прекратился, объясняется только бездействием областных органов, ответственных за охрану окружающей среды, и Администрации области. В этот период было представлено значительное количество предложений по созданию новых охраняемых территорий от органов местного самоуправления, местных администраций, научных институтов, областных комитетов и др. Достаточно вспомнить основные из них:
Наконец, в 2000 г. Институтом проблем промышленной экологии Севера по заказу Государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области были разработаны эколого-экономические обоснования создания национальных парков «Хибины» и «Кутса», заказника «Порий лес», а также нескольких памятников природы, совместно образующих массив «Лапландский лес». Эти эколого-экономические обоснования были одобрены решением Коллегии Государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области 26.04.2000 г., в соответствии с которым было решено начать согласование этих территорий. Предложенные территории составляют 4.2% площади Мурманской области, однако в силу того, что они частично пересекаются с уже существующими, общая доля особо охраняемых природных территорий в области составила бы 10.8%, а для полнофункциональных объектов - 7.5%. Уменьшилась бы и площадь лесов I группы, так как их часть тоже вошла бы в создаваемые национальные парки, заказники и памятники природы. Необходимые, реальные и достигаемые при реализации новых проектов доли ООПТ в Мурмаской области Эти предложения, позволяющие преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию, имеются у органов власти Мурманской области c начала 2000 года, однако единственным позитивным сдвигом в процессе реализации данных предложений можно считать обращение руководства Комитета природных ресурсов по Мурманской области к главам муниципальных образований и директорам лесхозов с предложением «провести необходимые согласования разработанных… документов». К сожалению, и это согласование предлагалось провести не с целью подготовки решений о создании новых ООПТ, а для того чтобы «более четко и аргументировано определить основные направления концепции развития сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области»…25 Понятны экономические трудности, переживаемые и Мурманской областью, и страной в целом. Но Министерство природных ресурсов РФ уже указало выход из сложившейся ситуации - в случаях недостатка финансирования для организации ООПТ со штатом охраны должно осуществляться резервирование территорий с запретом разведки и добычи полезных ископаемых, рубок главного и промежуточного пользования, отвода земель и других природопреобразующих работ. Резервирование осуществляется до принятия решения о создании особо охраняемой природной территории. Предложения по развитию сети ООПТ в Мурманской области Однако, последние семь лет администрация Мурманской области просто не рассматривает территориальную охрану природы как элемент своей политики. Словно забыв, что организация особо охраняемых природных территорий относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, Администрация области пытается переложить всю деятельность в этом направлении на территориальный орган охраны окружающей среды, который по законодательству должен проводить на территории области федеральную политику. При этом в Администрация Мурманской области не находили поддержки и предложения бывшего областного Комитета охраны окружающей среды по созданию новых ООПТ, реорганизации охотничьих заказников в комплексные, восстановлению ООПТ (исключение - рыбохозяйственный заказник на реке Варзуга, и то проблему его восстановления решали в течение почти двух лет). Остались без внимания предложения районных властей Мурманской области об организации национальных и природных парков на их территории; не были предприняты конкретные шаги для выполнения указаний правительства Российской Федерации и международных обязательств России в области территориальной охраны природы. Сравнение числа существующих и предлагаемых к созданию ООПТ в Мурманской области, республике Карелия26 и Ленинградской области27 В настоящее время существуют все условия для принятия решения о резервировании территорий, на которые подготовлены эколого-экономические обоснования организации новых ООПТ. Однако Комитет природных ресурсов по Мурманской области не готов содействовать принятию даже такой предварительной меры для сохранения уже выявленных ценных природных комплексов. Несравненно более активно Комитет решает вопросы использования территорий, где предлагается создание природных резерватов, для ведения лесозаготовок, а также геологоразведки. В 2000-2001 гг. с участием КПР и Администрации области были переданы в аренду значительные площади лесов, предлагавшиеся к охране в рамках национального парка «Кутса» и комплексного заказника «Порий лес», а также выдана лицензия на ведение геологической разведки и последующей добычи полезных ископаемых на наиболее ценных участках спроектированного памятника природы «Лапландский лес».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|