Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесная реформа в России

ВВЕДЕНИЕ

Лесное хозяйство России переживает большую реформу, которая может изменить все - формы собственности на леса, систему государственного управления лесами, структуру лесной службы, всю законодательную базу Потребность в реформе лесной отрасли России, безусловно, существует - отрасль явно работает не очень эффективно, даже по сравнению с другими отраслями российской экономики (а тем более по сравнению с лесным странами, характеризующимися наиболее развитым лесным хозяйством). Но реформа лесной отрасли, проводимая в настоящее время, не только не способна решить накопившиеся проблемы, а скорее наоборот - создаст немалое количество новых проблем. Главным (но далеко не единственным) элементом нынешней лесной реформы является разработка полностью нового Лесного кодекса.

К сожалению, к разработке кодекса приступили без сколько-нибудь серьезного анализа имеющихся проблем, и даже без привлечения ведущих лесных специалистов страны. В результате получился документ, подвергающийся жесткой критике практически всех участников лесных отношений - лесопромышленников, местных властей, природоохранных организаций, работников лесного хозяйства. Лишь отдельные представители правительства до сих пор пытаются убедить всех, что проект кодекса получился замечательным, и после его принятия неизбежно наступит всеобщее счастье. Хотя бы в отдельно взятой Реформа не исчерпывается только разработкой нового кодекса. Одновременно с разработкой нового кодекса вносятся изменения в действующий, производятся разнообразные структурные реформы органов управления лесами. Все эти процессы практически никак не связаны друг с другом, часто носят хаотический характер. Иногда одни действия реформаторов полностью противоречат другим. Конкретные цели реформы до сих пор не опредеПервым этапом реформы стала ликвидация в 2000 году Федеральной службы лесного хозяйства и Государственного комитета по охране окружающей среды и передача функций этих ведомств Министерству природных ресурсов. Зачем конкретно это было сделано - до сих пор неизвестно. Через четыре года работы МПР по управлению лесами даже авторам реформы стало ясно, что ликвидация самостоятельных лесного и природоохранного ведомств была ошибкой. Соответствующие самостоятельные ведомства были восстановлены (хотя формально и в системе МПР - но это уже не столь важно).

Таким образом, первый - четырехлетний - этап реформы закончился ничем: система вернулась практически в исходное состояние. Единственным результатом реформы органов управления лесами 2000 года стала потеря значительного количества лучших управленческих кадров на всех уровнях лесной службы - многие люди просто не выдержали четырех лет неопределенности и ушли, если куда.

Новый этап реформы начинается сейчас. С 1 января 2005 г. вступает в силу большой набор поправок к действующему Лесному кодексу, направленный на передачу большинства полномочий, ранее находившихся в компетенции региональных органов власти, на федеральный уровень. Еще до вступления этих поправок в силу Государственной Думой принят новый набор поправок к действующему Лесному кодексу, направленный на то, чтобы, наоборот, делегировать часть полномочий в сфере управления лесами с федерального уровня на региональный (когда этот набор поправок вступит в силу - неизвестно, но очевидно, что тоже скоро). Одновременно с этим готовится проект полностью нового Лесного кодекса - скорее всего, до его принятия осталось не больше нескольких месяцев. После этого предполагается полностью переработать нормативную базу лесного хозяйства, приведя ее в соответствие с новым Лесным кодексом. Продолжительность периода реформирования составит, по самым скромным оценкам, не менее трех-четырех лет (так, например, разработка технических регламентов в области лесопользования, предусмотренных проектом нового Лесного кодекса, пока даже не запланирована на период до 2006 года включительно).

К сожалению, цели и задачи лесной реформы до сих пор остаются не ясными. Никто из авторов реформы - руководителей Министерства экономического развития и торговли и других ведомств, вовлеченных в перестройку лесной отрасли, так и не удосужился внятно объяснить, чего же именно предполагается достигнуть в результате всех проводимых преобразований. Совершенно очевидно, что если лесная реформа и дальше будет понятна лишь ее авторам, но непонятна исполнителям (собственно работникам леса) и российскому обществу - то она будет иметь весьма небольшие шансы на успех. Весьма возможно, что и следующие несколько лет реформирования лесного хозяйства приведут к тому же самому результату, что и преобразование лесной службы в 2000 году - т.е. к тому, что реформу придется начинать сначала. Предлагаемая Вашему вниманию брошюра написана для того, чтобы объяснить, почему лесная реформа в России нужна и что мешает развитию лесной отрасли сейчас. И рассказать о том, какая реформа происходит в реальности, что нового принесет в российское лесоуправление новый Лесной кодекс и почему новый Лесной кодекс и проводимая сейчас реформа не могут решить проблемы, существующие в лесной отрасли.

Реформа лесной отрасли, проводимая сейчас, не имеет ни четких целей, ни конкретного плана реализации. Планы правительства меняются постоянно, чуть ли не ежемесячно. Например, данные о сроках разработки и подготовки проекта нового Лесного кодекса постоянно передвигаются уже в течение полутора лет - за это время в действующий кодекс трижды вносились существенные изменения. Еще более неопределенной является судьба лесхозов и лесничеств, сельских лесов, особо охраняемых природных территорий и т.д. Пока никто в стране не может дать четкого ответа на вопрос о том, что будет с российским лесным хозяйством в ближайшем будущем.

Тем не менее, необходимость реформ в целом очевидна. Главное - чтобы эти реформы не стали разрушительными, не уничтожили то, что еще работает и может работать в российской системе управления лесами, не выбросили на свалку истории весь накопленный в российском лесном хозяйстве положительный опыт. Пока опасность этого очень велика.


оглавление | вперед

Обсудить на форуме



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!