Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесная реформа в России

НА ПОРОГЕ БОЛЬШОЙ РЕФОРМЫ

В течение последних почти пятнадцати лет российская система управления лесами практически каждый год переживала какие-либо существенные изменения. Дважды принципиально менялось лесное законодательство (в 1993 г. были приняты Основы лесного законодательства, в 1997 - ныне действующий Лесной кодекс Российской Федерации). Только за последние полтора года в действующий Лесной кодекс трижды вносились принципиальные изменения. Если за существенные изменения считать еще и новые правила рубок, введение новой лесоустроительной инструкции, изменения порядка финансирования лесного хозяйства и распределения лесного дохода, изменение структуры органов управления лесами на федеральном уровне - тогда можно смело считать, что в последние полтора десятилетия лесное хозяйство реформировалось практически ежегодно. Что, наверно, нельзя считать нормальным для отрасли, где большинство проводимых в наши дни хозяйственных мероприятий даст результат лишь спустя многие годы или даже десятилетия. Ведь лес растет долго, и разумное управление им требует определенной стабильности.

Тем не менее, изменения в российской лесной отрасли, которые ожидаются в течение последующих нескольких лет (особенно в 2005-2006 гг.), по своему масштабу могут оказаться во много раз более значительными, чем все реформы предшествующих пятнадцати лет. В первую очередь, эти изменения будут связаны с ожидающимся принятием нового Лесного кодекса (который, как предполагается, будет принят в течение 2005 года). Новый Лесной кодекс, в отличие от ныне действующего, вообще никак не определяет устройство системы управления лесами на региональном и местном уровнях (т.е. функции и права лесхозов, равно как и вообще дальнейшая судьба лесхозов, этим кодексом вообще не определяются). Новый кодекс перекладывает значительную долю ответственности за ведение лесного хозяйства на арендаторов лесного фонда (правда, не предусматривая никаких механизмов, обеспечивающих заинтересованность арендаторов в разумном ведении хозяйства и не предлагая реальных механизмов контроля за деятельностью арендаторов).

Новый кодекс упраздняет традиционную систему разрешительных документов на заготовку древесины (лесорубочных билетов, ордеров). Новый кодекс делает режим использования лесов первой группы совершенно неясным, фактически размывая границу между лесами первой группы и всеми остальными лесами. Количество изменений, вводимых новым Лесным кодексом, очень велико - практически каждая его статья вводит что-либо новое. Единственное, что сохраняется в новом Лесном кодексе в полной мере - это неясность и двусмысленность формулировок, внутренняя противоречивость, изобилие различных лазеек, позволяющих на практике "обходить" требования законодательства. Как и предшествующие ему Основы лесного законодательства 1993 г. и Лесной кодекс 1997 г., предлагаемый новый Лесной кодекс остается "полурыночным", сохраняя за государственными чиновниками неопределенно большие полномочия и возможности влияния на принятие хозяйственных решений лесопользователями. Как и раньше, предлагаемый новый Лесной кодекс оставляет широчайший простор для ведомственного нормативного регулирования хозяйственной деятельности.

Кодекс вызвал огромное количество нареканий со стороны общественности, ученых, специалистов-практиков. Некоторые замечания были учтены, но в целом группа разработчиков продолжает "проталкивать" свой проект кодекса, и, скорее всего, с теми или иными изменениями именно этот проект будет в ближайшие месяцы принят.

Принятие нового кодекса повлечет за собой изменение основных нормативов, регулирующих лесное хозяйство - правил рубок, лесоустроительной инструкции, санитарных правил и т.д. (поскольку по новому кодексу эти нормативы должны приниматься в соответствии с законодательством о техническом регулировании, в виде технических регламентов). Пока ни один из предусмотренных проектом кодекса "лесных" регламентов не включен в правительственную программу разработки технических регламентов до 2006 года. Так что, по видимости, обновление нормативной базы лесного хозяйства растянется на длительный срок (т.е. несколько лет лесное хозяйство будет жить с новым кодексом, но по старым правилам).

Ожидаемые изменения не исчерпываются принятием нового Лесного кодекса. Уже с первого января 2005 года должны вступить в силу изменения, внесенные в действующий Лесной кодекс в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Суть этих изменений состоит в том, что значительная часть функций по управлению лесными ресурсами (например, функция распределения арендных участков) отбираются у администраций субъектов федерации и передаются на федеральный уровень. Это не значит, что решения будут приниматься в Москве - они будут, как и прежде, приниматься в регионах, но уже не региональной властью, а подразделениями лесного агентства.

Однако, уже принят (24 декабря 2004 г.) Государственной Думой новый законопроект - № 95911-4 - который внесет в действующий кодекс следующие поправки, смысл которых во многом противоположен ранее принятым. Многие полномочия в сфере управления лесами будут снова делегированы на региональный уровень. Когда эти поправки к Лесному кодексу вступят в силу - пока неизвестно; скорее всего, это произойдет в самое ближайшее время.

Параллельно с изменением Лесного кодекса, готовится и реформа системы управления лесами на региональном и местном уровнях (которая должна затронуть все подведомственные организации, такие, как лесхозы с лесничествами, лесоустроительные предприятия, научные структуры). Поскольку новый Лесной кодекс никак не определяет структуру государственных органов управления лесами на местном уровне, никто сейчас не может точно сказать, во что именно эта реформа выльется. Пока предполагается провести реформу лесхозов по аналогии с реформой начала 1990-х - разделить нынешние лесхозы на "управляющую" и "коммерческую" части (т.е. выделить из состава лесхозов те структуры, которые занимаются рубками и другими хозяйственными мероприятиями, в форме государственных унитарных предприятий - с последующей приватизацией этих предприятий). Кроме того, вероятно сокращение количества лесхозов за счет их слияния и укрупнения. Рассматривается, в частности, вопрос о сохранении лишь 1-4 "укрупненных" лесхозов в каждом регионе (правда, в последнее время наблюдается отход правительства от этой идеи).

Весьма вероятно, что в ближайшее время может произойти слияние сельских лесов (и лесхозов) с лесами и лесхозами Федерального агентства лесного хозяйства. Во всяком случае, основа для этого уже подготовлена - управление сельскими лесами теперь не входит в функции Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Скорее всего, такое слияние - вопрос самого ближайшего будущего.

Хуже всего то, что сколько-нибудь ясная и разумная концепция развития лесного хозяйства и управления лесами в России отсутствует. Поэтому все планируемые изменения производятся в значительной степени хаотически - исходя из того, кто в данный конкретный момент времени за эти изменения отвечает, как он себе представляет развитие лесной отрасли и в чем состоит его личный интерес. Поскольку за многие элементы реформы отвечают люди, далекие от лесного хозяйства, предлагаемые ими меры оказываются весьма странными с точки зрения любого здравомыслящего лесного специалиста. Например, проект Лесного кодекса разрабатывался специалистами Министерства экономического развития и торговли практически без участия работников леса - и результат получился соответствующий.

Однако не все так безнадежно, как может показаться с первого взгляда. История создания нового Лесного кодекса (а он разрабатывается уже в течение полутора лет) показала, что лесные специалисты, ученые и общественные организации, действуя сообща, могут довольно многого добиться. В частности, многочисленные обращения лесных специалистов и общественности к президенту, в правительство, в органы власти субъектов федерации, акции протеста, выступления в средствах массовой информации позволили частично изменить проект нового Лесного кодекса, избежать самого худшего варианта развития лесной реформы в России.

В соответствии с проектом специального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", исключается возможность приватизации лесов, находящихся в аренде у лесозаготовительных и других компаний, непосредственно на основании Лесного кодекса. Теперь для начала продажи лесных земель необходимо принятие соответствующего федерального закона ("Об обороте земель лесного фонда" - пока не существует даже проекта этого закона). То есть в ближайшие годы сохранится государственная собственность на лесные земли, а если частная собственность будет введена, то она будет регулироваться специальным законодательством.

Конечно, правительство еще может попытаться вернуть в Лесной кодекс норму, предусматривающую "раздачу" арендных участков в частную собственность - но пока оно от этой идеи, видимо, отказалось. Более вероятно, что просто не будет принят дополнительный закон "О введении в действие Лесного кодекса" - тогда возникнет неопределенная ситуация, создающая условия для нерегулируемой полузаконной приватизации лесов. Этого необходимо избежать, т.е. надо добиваться того, чтобы дополнительный закон о введении Лесного кодекса был принят.

Проект Лесного кодекса больше не предусматривает возможность ведения коммерческой заготовки древесины во всех без исключения особо охраняемых природных территориях, включая заповедники и национальные парки (как это предполагалось изначальным вариантом проекта). Регулирование хозяйственной деятельности в особо охраняемых природных территориях приведено в целом в соответствие с требованиями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

Правительство в целом согласилось с необходимостью существования местных органов управления лесами, и ликвидация лесхозов (предполагавшаяся в соответствии с исходным вариантом Лесного кодекса) в ближайшее время маловероятна. Конечно, лесхозы будут реформироваться, а количество работающих в них людей существенно сокращаться - но само право на свое существование работники леса отстояли (хотя бы на ближайшее время). Наконец, сама лесная служба, ликвидированная в 2000 году, в 2004 году была воссоздана в виде Федерального агентства лесного хозяйства. Конечно, пока работа этого агентства вызывает массу нареканий - но все же его создание позволяет надеяться на некоторые улучшения, по крайней мере по сравнению с той неразберихой, которая царила в лесной отрасли после реформы 2000 года.

Все это показывает, что лесные специалисты сильны только тогда, когда они действуют вместе, вне зависимости от того, где они работают - в лесной службе, на предприятиях лесной промышленности или в общественных организациях.


назад | оглавление | вперед

Обсудить на форуме



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!