Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесная реформа в России

ЧТО МЕШАЕТ НОРМАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СЕЙЧАС?

Необходимость реформирования российского лесного хозяйства не вызывает особых сомнений. Без серьезной реформы государственная лесная служба сама рано или поздно развалится, и это совершенно очевидно для большинства людей, так или иначе связанных с лесом.

Но прежде чем что-либо менять, необходимо детально разобраться, что же именно мешает нормальному развитию лесного хозяйства сейчас, что надо изменить, а что, наоборот, лучше бы сохранить. Без этого можно случайно разрушить то, что разрушать не следовало бы, и не создать взамен ничего нового и дееспособного (что и было сделано, например, при реформе федеральных органов управления лесным хозяйством в 2000 году).

Развитию нормального лесного хозяйства мешает многое, и далеко не все, что мешает, связано напрямую с недостатками системы управления лесами или плохой работой лесных специалистов. Так, корпоративные войны (пример - продолжающиеся разбирательства по поводу собственности на некоторые российские ЦБК), безусловно, мешают нормальному развитию лесного хозяйства - они служат "пугалом" для потенциальных инвесторов, заинтересованных в развитии современной лесной перерабатывающей промышленности. Нищета государственных служащих, обилие дополнительных источников доходов (зависящих скорее от лояльности чиновника к собственному начальству, чем от качества его работы), непрестижность честной работы на благо страны - тоже большая проблема, не решаемая в рамках одной только лесной отрасли. Таких проблем и обстоятельств - великое множество, и по отношению к собственно лесной реформе они скорее являются внешними факторами, которые надо воспринимать как что-то неизбежное и лишь отчасти предсказуемое. Есть много и собственно "лесных" проблем, и лесная реформа должна сосредоточиться в первую очередь на их решении.

Ниже перечисляются некоторые наиболее значимые лесные проблемы, которые требуют первоочередного решения. Конечно, многие из этих проблем не являются сугубо лесными (например, низкий уровень подготовки специалистов, чрезмерность и запутанность нормативной базы, постоянно меняющиеся правила и условия работы характерны и для других отраслей российского хозяйства). Это просто набор тех проблем, которые наиболее заметны именно в лесной отрасли.

Постоянные хаотические изменения, непредсказуемое будущее, нестабильные условия работы. Никакая работа не может быть выполнена успешно, если требования к этой работе, сами цели и задачи работы постоянно меняются. А именно это и происходит с лесным хозяйством. Начиная с 2000 года, лесное хозяйство постоянно сотрясают хаотические изменения, цель которых совершенно не ясна. Уже в течение почти пяти лет никто так и не может сказать точно - будут или не будут сохранены лесхозы и лесничества, а если будут - то в каком виде, с каким штатным расписанием и численностью сотрудников, за что они будут отвечать и когда новая структура будет вводиться. Насчет целей и задач лесхозов также имеются совершенно противоречивые данные. С одной стороны - руководители МПР, а теперь и Лесного агентства говорят о необходимости отхода от практики финансирования лесхозов за счет "рубок дохода" (заготовки товарной древесины под видом рубок ухода и санитарных рубок). С другой стороны - работники лесхозов самими условиями их финансирования и требованиями к их работе ставятся в условия, когда они должны или зарабатывать средства этими самыми "рубками дохода", или просто уходить с работы. И в результате многие действительно уходят - причем нередко лучшие специалисты, которые востребованы в частном секторе, которым есть куда уходить. Единственное, к чему точно привела реформа 2000 года с последующей неразберихой внутри Министерства природных ресурсов - это к потере немалой доли лучших лесных специалистов государственной лесной службой. И каждый новый месяц беспорядочных реформ с непредсказуемыми результатами ведет к новым кадровым потерям (восполнить которые будет трудно, а иногда и невозможно).

Полное недоверие к лесным специалистам со стороны государства. Вся система управления лесами в России построена на принципе полного недоверия к компетентности конкретных специалистов, работающих на местах - будь то лесничие, специалисты лесозаготовительных предприятий или рабочие. Лесные правила и нормативы настолько жестко и мелочно регулируют любые хозяйственные действия, производимые в лесу, что для творческой созидательной работы конкретных специалистов практически не остается места (а без такой работы любой специалист неизбежно деградирует). Фактическим распорядителем в российском лесу является не лесничий, не лесопромышленник-арендатор, а Ее Величество Инструкция. Соответствующая инструкция находится практически по каждому самому мелкому поводу (чаще всего - даже не одна), и она всегда оказывается права, даже если требования инструкции очевидно противоречат здравому смыслу. Получается, что хозяйственные решения принимаются, в основном, не на основе знаний и опыта лесоводов-практиков, знающих свой лес и местные условия работы, а на основе некоторых стандартных типовых решений, раз и навсегда заданных каким-то министерским клерком или лесоводом-теоретиком многие годы назад. Да и практика жесткого детального планирования хозяйственной деятельности на десять лет вперед при лесоустройстве (качество которого, к сожалению, оставляет желать лучшего) - тоже свидетельство недоверия государства к работникам леса, работающим непосредственно в лесхозах и лесничествах.

Правда, приходится признать, что к этому недоверию многие лесоводы уже настолько привыкли, что практически его не замечают или воспринимают как должное.

Необыкновенно большой объем отчетности. Одним из следствий недоверия государства к собственным работникам является необыкновенно большое количество всевозможных справок и отчетов, которые вынуждены производить работники лесной службы. Каждый новый руководитель, как правило, начинает с того, что требует отчитаться о состоянии дел, о том, какие меры предпринимаются по ускорению, усилению, удвоению и т.д. - причем нередко заместители руководителя требуют своих отчетов по своей форме. Выборочный опрос сотрудников лесной службы из разных регионов, занимающих разные позиции в лесхозах и региональных лесных службах, показал, что в среднем работники леса не менее четверти своего рабочего времени тратят на написание обязательных справок и отчетов, заполнение различных форм и учетных книг, выписку лесорубочных билетов, ордеров и всевозможных сопутствующих им карт и ведомостей (некоторые утверждают, что в их работе "бумагописание" занимает до 70% рабочего времени). Примерно такую же долю - четверть - составляет бюджетное финансирование в общей структуре затрат российской лесной службы (остальное лесхозам приходится зарабатывать, продавая полученную при "рубках дохода" древесину). Фактически это означает, что все выделяемые государством средства на ведение лесного хозяйства расходуются на ведение документации и всевозможный бумагооборот, а на всю остальную работу в лесу лесхозы и региональные управления лесами вынуждены зарабатывать деньги сами.

Низкий уровень подготовки лесных специалистов. Система лесного образования в России существенно не соответствует современной потребности в лесных специалистах. И причина этого - не в том, что система постепенно деградирует из-за отсутствия средств и потери лучших кадров. Просто стандарты лесного образования в целом практически не изменились за последние 15-20 лет. Подготовка лесных специалистов в основном соответствует тем стандартам, которые существовали в эпоху плановой экономики, когда лесному специалисту не надо было думать об экономической эффективности лесного хозяйства, о поиске средств на его финансирование, об эффективном взаимодействии между государственным лесным хозяйством и частными лесопромышленными предприятиями. Многие современные вопросы управления лесами - например, эффективное управление биологическим разнообразием и сохранение экосистемных функций леса, лесная сертификация, использование современных информационных технологий, взаимодействие лесных специалистов с местным населением и общественными организациями - при подготовке лесных специалистов практически не рассматриваются. Выпускники российских лесных ВУЗов, практически ничего не знают о современной практике управления лесами в других странах мира, о лучших мировых достижениях в области лесоуправления - как из-за языкового барьера и затрудненного доступа к зарубежным изданиям, так и из-за отсутствия или низкого качества соответствующих учебных курсов.

При этом необходимо отметить, что нынешняя государственная лесная служба практически и не нуждается в современных высокообразованных лесных специалистах - в основном нужны специалисты технического плана, умеющие выполнять набор заданных действий в узких рамках существующих инструкций. Так что спрос на высококвалифицированных лесных специалистов пока существует, по большей части, в частном секторе, и то не очень значительный.

Отсутствие достоверной информации о состоянии лесных ресурсов. Данные о состоянии лесных ресурсов России во многих случаях не позволяют понять, сколько именно доступных для ведения хозяйства лесных ресурсов имеется в пределах той или иной территории и в каком состоянии эти ресурсы находятся. Расчетная лесосека, которую работники лесного хозяйства пытаются использовать как показатель количества лесных ресурсов, на самом деле рассчитывается без учета экономической доступности этих ресурсов. Например, в расчет включаются леса с запасом 40-50 м3/га, в зависимости от региона, в то время как реально доступными для промышленной эксплуатации являются леса с запасом 90-130 м3/га, также в зависимости от региона. Существуют и другие категории лесов, включаемых в расчетную лесосеку, но в реальности в силу разных причин недоступные для рубок. Все эти недоступные для эксплуатации (по экономическим показателям) леса представляют собой своеобразный балласт, "раздувающий" расчетную лесосеку и создающий видимость изобилия лесных ресурсов. Одновременно с этим такой "балласт" маскирует степень истощения наиболее ценных, продуктивных и доступных для лесной промышленности лесных ресурсов. Еще в меньшей степени официальная статистика отражает ухудшение качественных параметров лесов в результате смены древесных пород, рубки лучших деревьев при условно-сплошных рубках прошлого или "рубках дохода" последнего десятилетия, отсутствия ухода за молодыми лесами и других причин.

В результате те лесные территории, которые правительству кажутся привлекательными для серьезных инвесторов, на самом деле нередко оказываются совершенно истощенными с ресурсной точки зрения. И инвесторы приходят на такие территории крайне неохотно, а если и приходят - то далеко не всегда удерживаются. Тот факт, что российская лесная статистика не отражает реальное количество доступных лесных ресурсов, широко известен среди специалистов лесных компаний - и это служит одной из важнейших причин того, что они боятся делать долгосрочные вложения в развитие лесного хозяйства России.

Закрытость системы принятия решений, обширные возможности для злоупотреблений со стороны чиновников и коррупции. Важнейшие решения, затрагивающие интересы широких слоев населения России, принимаются в нашей стране совершенно закрытым образом. Например, планы и условия передачи лесов в аренду определяются исключительно на уровне договоренностей между чиновниками, без какого-либо информирования или тем более учета мнения местного населения. Местные жители и общественные организации узнают о передаче лесов в аренду в большинстве случаев только тогда, когда сам факт передачи уже состоялся (а если и узнают об этом раньше, то у них все равно нет никаких возможностей как-либо повлиять на принятие решений). Планы рубок и другой хозяйственной деятельности в лесхозах или арендных участках также разрабатываются совершенно закрытым образом - лишь в немногих регионах существует какая-либо практика проведения общественных слушаний и учета мнения местных жителей. Нередко то, что решения принимаются узкой группой чиновников без учета мнения других заинтересованных сторон, приводит к принятию ошибочных решений или к возникновению различных конфликтов.

Избыточность и противоречивость нормативной базы. Объем лесных нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность в лесном секторе, чрезмерно велик. Так, количество различных правил, инструкций, наставлений, руководств и тому подобных ведомственных документов, относящихся к деятельности, например, руководителя лесхоза, составляет оценочно 6-10 тысяч стандартных машинописных страниц, в зависимости от региона. Кроме того, естественно, существуют и разного рода "нелесные" нормативные документы, также относящиеся к его деятельности. Примерно такое же количество различных ведомственных документов может в той или иной степени быть применено и к хозяйственной деятельности арендатора лесного фонда.

Очевидно, что редкий специалист может хорошо знать суть всех этих многочисленных инструкций. На практике, естественно, используется лишь какая-то наиболее традиционная часть этих документов - однако, "неиспользуемая" часть нормативной базы лесного хозяйства представляет собой дамоклов меч, постоянно висящий над руководителями лесных предприятий. Противоречивость и разнообразие требований ведомственных инструкций создает идеальные условия для вмешательства государственных органов в повседневную деятельность предприятий, для вымогательства и коррупции. А обилие в ведомственных инструкциях древних требований, часто основанных на предрассудках, незнании природы леса или экономики, просто тормозит развитие современных эффективных технологий в лесном хозяйстве.

Истощение наиболее ценных и доступных лесных ресурсов в транспортно освоенных районах страны. Принято считать, что Россия необычайно богата лесными ресурсами, а современный объем заготовки древесины в несколько раз меньше того объема, который может ежегодно вырубаться без ущерба для лесных ресурсов. И соответственно - что количество и состояние лесных ресурсов не является и не может быть фактором, ограничивающим развитие лесного хозяйства и лесной промышленности. Тем не менее, факт истощения лесных ресурсов в транспортно освоенных районах страны отрицать невозможно. То есть площадь лесов в этих районах не только не сокращается, но даже и растет в течение последних нескольких десятилетий - за счет естественного зарастания молодым лесом заброшенных сельскохозяйственных угодий. Но при этом наиболее ценные с точки зрения классического лесного хозяйства леса (наиболее пригодные для выращивания и заготовки древесины) в значительной степени истощены и разорены. На месте хвойных и широколиственных лесов, составлявших основу развития российского лесного хозяйства в течение ХХ века, сейчас, в основном, находятся вторичные леса с преобладанием березы и осины, в то время как хвойные леса сохранились или на наименее продуктивных землях, или в удаленных от транспортных путей лесах, или в зеленых зонах городов, водоохранных зонах и тому подобных территориях. Истощение лучших транспортно доступных лесов приводит к тому, что предприятия лесного комплекса с каждым годом вынуждены работать во все менее продуктивных и привлекательных с хозяйственной точки зрения лесах, вывозить древесину из все более отдаленных и неудобных территорий. Это приводит к постоянному удорожанию лесной продукции и как следствие - серьезно тормозит развитие лесного сектора. Необходимо отметить, что ни одну из этих проблем новый Лесной кодекс в том виде, в каком он предлагается сейчас правительством, не решает. он может быть принят вместе с кодексом.


назад | оглавление | вперед

Обсудить на форуме



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!