Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесная реформа в России

ЧТО НОВОГО В НОВОМ ЛЕСНОМ КОДЕКСЕ?

Одним из главных элементов происходящей в России лесной реформы является разработка нового Лесного кодекса. Пока новый кодекс существует в виде проекта и в нем еще возможны довольно значительные изменения. Но основные положения нового кодекса, скорее всего, останутся неизменными, так что уже сейчас с большой вероятностью можно сказать, что именно изменится в системе управления российскими лесами с принятием нового Лесного кодекса. Сами разработчики лесного кодекса уже настолько разрекламировали свое творение и настолько давно обещают, что оно будет принято "в ближайшее время", что теперь признать его негодность будет для них политически опасным. Скорее всего, именно поэтому они будут стараться "протолкнуть" через Государственную Думу проект нового Лесного кодекса без сколько-нибудь существенных изменений, уже не обращая внимания на непригодность этого кодекса для практического употребления.

Далее приводится список основных нововведений, которые имеются в нынешней версии проекта Лесного кодекса и которые, скорее всего, сохранятся в нем до конца (все ссылки на конкретные статьи относятся к версии проекта Лесного кодекса РФ от 9 декабря 2004 г.; найти текст этой версии можно на www.forestforum.ru или www.greenpeace.ru).

Возможность частной собственности на леса. Проект кодекса предусматривает возможность всех форм собственности на леса, в том числе и частной. В соответствии со ст. 42, "передача в собственность граждан и юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований лесных участков из состава земель лесного фонда осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами". На самом деле, никакого порядка передачи лесных участков в собственность граждан и юридических лиц кодекс не устанавливает (в нем просто нет ни слова на эту тему).

Ограничения на передачу лесных участков в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) содержатся в проекте дополнительного закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". В соответствии со ст. 7 этого закона, "федеральная собственность на земли лесного фонда сохраняется до принятия федерального закона об обороте земель лесного фонда". Однако, поскольку этот закон дополнительный, он может быть принят вместе с кодексом (и тогда норма о сохранении федеральной собственности на леса до принятия специального закона будет действовать), а может быть не принят (и это создаст возможности для начала немедленной нерегулируемой приватизации лесных земель). Вероятность того, что дополнительный закон не будет принят, очень велика.

Наиболее вероятно, что правительство в целом отказалось от идеи немедленной приватизации лесов, но сами разработчики кодекса до сих пор пытаются "протащить" начало приватизации хотя бы таким неявным способом.

Возможность ограничения доступа граждан в леса, находящиеся в аренде. Проект кодекса предусматривает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах. Однако, устанавливаются и случаи, когда доступ граждан в лесах может быть запрещен, причем исчерпывающий перечень этих случаев не приводится. В частности, указывается, что "пребывание граждан в лесах может быть ограничено в интересах: пожарной безопасности; безопасности граждан при проведении работ; ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства; в иных случаях, когда пребывание граждан в лесах несовместимо с целями лесопользования в соответствии с настоящим Кодексом" (ст. 26, §3). Поскольку кодекс предусматривает, что арендатор при долгосрочной аренде имеет право на все виды пользования (если иное специально не оговорено договором - ст. 18, §2), указание на "иные случаи" дает обширные возможности для злоупотреблений. Например, арендатор может заявить, что пребывание посторонних граждан в лесу противоречит целям рекреационного использования лесного участка им самим, и оспорить это можно будет только в судебном порядке. Кодекс, правда, указывает, что "ограничение пребывания граждан в лесах может быть установлено с согласия органа местного самоуправления по месту нахождения лесного участка" (ст. 24, §4), - но понятно, что далеко не всегда это согласие будет определяться интересами граждан.

Разделение управленческих и контрольных функций между разными ведомствами. В соответствии с проектом кодекса (а также с логикой проведения нынешней административной реформы в России), предусматривается разделение полномочий в области управления лесами между двумя ведомствами на всех уровнях, вплоть до федерального.

Управленческие функции останутся за лесной службой (нынешним Федеральным агентством лесного хозяйства) и ее подразделениями, а функции охраны лесов и надзора за соблюдением лесного законодательства - за специальным надзорным органом (нынешней Федеральной службой надзора в области природопользования). Благодаря такому разделению управленческие структуры (в том числе наследники нынешних лесхозов) почти полностью потеряют возможности выполнения функций лесной охраны и принятия каких-либо мер к нарушителям лесного законодательства.

Возможность застройки участков лесного фонда, находящихся в аренде. Несколько статей в проекте нового кодекса дают возможность неограниченного строительства различных капитальных сооружений на землях лесного фонда. Так, в соответствии с §2 ст.23, "при пользовании лесом для ведения охотничьего хозяйства лесопользователи вправе: возводить охотничьи избушки и другие строения". Поскольку при длительной аренде арендаторы имеют право на все виды пользования (если иное специально не оговорено договором - ст. 18, §2), это дает возможность возведения капитальных сооружений практически любым арендатором. Например, в окрестностях крупных городов коттеджная застройка лесов может производиться на арендных участках под видом создания охотничьих избушек или хотя бы других строений, связанных с ведением охотничьего хозяйства. Возможность строительства в лесах предусматривается и несколькими другими статьями кодекса - например, ст. 25 предусматривает возможность устройства стоянок для автомобилей и "дорожно-тропиночной сети" при пользовании лесом для рекреационных целей.

Ликвидация существующей системы разрешительных документов на заготовку древесины - лесорубочных билетов и ордеров. Вместо "разрешительной" системы получения права на рубку леса вводится "заявительная" - теперь арендатор (при длительной аренде) или собственник должен лишь предоставить в органы лесного хозяйства так называемую "лесную декларацию", в которой он обязан сообщить, что и где он собирается делать в течение года. Орган надзора (нынешняя Федеральная служба надзора за соблюдением законодательства в области природопользования) имеет две недели на то, чтобы установить, насколько декларируемые мероприятия соответствуют законодательству. Если в течение двух недель после подачи декларации служба не направит лесопользованию уведомление о том, что его декларация противоречит законодательству, то декларация будет считаться принятой. В течение всего срока действия декларации он будет иметь право выполнять только те действия, которые указаны в декларации.

Ликвидация лесорубочных билетов, ордеров и сопутствующей документации (материалов отвода лесосек) будет способствовать уменьшению бумагооборота в лесной отрасли - это не вызывает сомнений. Но при этом исчезает документальная основа, на которой строятся все существующие в России системы отслеживания законности происхождения древесины. Никакой альтернативы этим системам кодекс не предполагает; как следствие этого, можно ожидать значительное увеличение доли незаконных рубок после принятия кодекса.

Ответственность арендаторов (при долгосрочной аренде) за ведение лесного хозяйства. В соответствии с проектом кодекса, при долгосрочной аренде арендаторы будут обязаны вести лесное хозяйство, в том числе осуществлять лесовосстановление, уход за лесом, охрану и защиту лесов, за свой счет. При этом кодекс не предусматривает никаких механизмов, способствующих заинтересованности арендаторов в качественном ведении лесного хозяйства. Кроме того, кодексом не определяется, в каких объемах арендаторы обязаны вести лесное хозяйство (т.е. потенциально допускается возможность ведения лесохозяйственных мероприятий с несопоставимо малой интенсивностью по сравнению с интенсивностью изъятия лесных ресурсов).

Возможность предоставления участков леса в аренду только на основании аукциона. Кодекс предусматривает только одну форму предоставления лесных ресурсов в аренду - аукционную, при которой единственным критерием выбора арендатора будет предложенная им цена (арендная плата). Возможность проведения конкурса проектов освоения территории с учетом не только предлагаемой цены аренды, но и планируемого развития инфраструктуры и социальной роли лесопользователей, проектом кодекса не предусматривается в принципе. Таким образом, в соответствии с проектом кодекса при распределении аренды будут учитываться только финансовые возможности претендентов, а их социальная роль, опыт работы, намерения по развитию местной переработки и развитию инфраструктуры учитываться не будут.

Льготные условия предоставления лесов в аренду учреждениям уголовно-исполнительной системы. Проект кодекса предусматривает возможность предоставления участков леса в аренду учреждениям уголовно-исполнительной системы на льготных условиях - без аукциона, на основании решения правительства Российской Федерации (ст. 58). Срок предоставления лесных участков в аренду этим учреждениям не может быть менее десяти лет. При этом цена аренды может не более чем на 10% превышать стартовую цену, определяемую на основании минимальных ставок платы за лесные ресурсы (ст. 65, §2). Льготные условия предоставления лесов в аренду лесозаготовителям, использующим труд заключенных - довольно странная мера для современного цивилизованного государства. Само наличие такой статьи в российском лесном кодексе будет служить мощной антирекламой российской лесной продукции на мировых рынках. Да и для рынка лесной продукции внутри страны наличие привилегированного производителя (получающего лесные ресурсы по заниженной нерыночной цене и имеющего возможность использовать дешевую подневольную рабочую силу), будет служить дестабилизирующим фактором.

Существенное ослабление требований к ведению хозяйства в защитных лесах (лесах первой группы). Глава кодекса, посвященная ведению лесного хозяйства в защитных лесах, подготовлена наиболее плохо. Только статья, касающаяся ведения хозяйства в особо охраняемых природных территориях, была приведена до некоторой степени в соответствие с законодательством об особо охраняемых природных территориях и приобрела относительно разумный облик. Практически все остальные статьи этой главы представляюет собой набор случайных пунктов, набранных авторами кодекса из разных источников и плохо соответствующих друг другу и целям создания конкретных категорий защитности лесов. Например, в ленточных борах и некоторых других категориях кодексом запрещаются только рубки обновления (все остальные мероприятия там разрешены без каких-либо ограничений). При этом что такое рубки обновления, кодекс не разъясняет (а правила рубок, разъясняющие суть этого термина, после принятия кодекса должны быть разработаны заново). Некоторые запреты хаотически разбросаны по отдельным категориям защитности (например, пастьба скота в некоторых категориях разрешается, в некоторых - запрещается, причем распределение этого запрета между категориями защитности не поддается никакому логическому объяснению). Каких-либо общих требований к ведению хозяйства в защитных лесах кодексом не предусматривается.

Отсутствие технического регламента, регулирующего рубки промежуточного пользования. В проекте нового Лесного кодекса предусмотрено значительное количество технических регламентов, которые должны прийти на смену ныне существующим ведомственным лесохозяйственным нормативам (правилам рубок, лесоустроительной инструкции, санитарным правилам и т.д.). Кодекс предусматривает наличие всех необходимых технических регламентов (правил), кроме регламента, регулирующего проведение рубок промежуточного пользования. Фактически это создает неопределенную ситуацию: техническим регламентом рубки промежуточного пользования регулироваться не будут (поскольку кодекс этого не предусматривает). А могут ли они регулироваться правилами рубок промежуточного пользования - не очевидно, поскольку кодекс не предусматривает иного способа нормативного регулирования хозяйственных мероприятий, кроме как с помощью технических регламентов.


назад | оглавление | вперед

Обсудить на форуме



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!