Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Обычно, как и в настоящей работе, Российский Дальний Восток (РДВ) включает в себя группу административно-территориальных образований (субъектов Федерации), имеющих по характеру своих природных ресурсов и географическому положению наиболее отчетливое тяготение к Азиатско-Тихоокеанскому региону и входящих в Ассоциацию экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье". В то же время, с учетом лесной специфики данного анализа, в нем преимущественно рассматриваются процессы, происходящие в лесном комплексе главных держателей лесфонда на юге региона - Приморья и Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей и частично территорий Прибайкальского региона.

Леса РДВ имеют, без сомнения, еще недостаточно осмысленное общемировое значение. Их обширные массивы, непройденные рубками, хранят первозданные комплексы, отличающиеся в южной части региона значительным разнообразием видов живой природы. Кроме того, они служат своеобразной углеродной кладовой, играющей ключевую роль в климатическом балансе планеты. Однако безудержные противозаконные рубки и растущие объемы потребления отдельных пород древесины в Китае и Японии превратились сегодня в серьезную угрозу этим лесным массивам.

С резким спадом внутреннего спроса на древесину в последние 10 лет лесная промышленность региона почти полностью переориентировалась на экспорт и стала зависима от него. Сокращение субсидий в транспортировку древесины из-за налоговых тисков при видимом сокращении объемов и масштаба заготовок привело к интенсификации рубок вблизи рынков потребления, в наиболее экологически и экономически ценных участках леса. При этом потребность азиатского рынка определяет цену, породный состав и размер вырубаемых стволов вне зависимости от российских лесоводственных и природоохранных требований. И в ближайшие годы по всем прогнозам потребность эта будет неуклонно расти. По данным Центра международной торговли древесиной (CINTRAFOR, Вашингтонский университет), к 2025 году Китай будет ежегодно нуждаться в 200 миллионах кубометров древесины. Естественно, покрытия этой потребности китайцы будут прежде всего искать на севере, в сибирской и дальневосточной тайге.

Несмотря на интенсивное развитие торговли лесом, жители дальневосточных поселков остаются в состоянии крайней нужды и часто не видят шансов на выживание. Пока лесопромышленные чиновники обвиняют японцев в занижении закупочных цен на древесину, жители таежных сел считают самих руководителей местных компаний виновными в откровенной коррупции и зависимости от криминальных авторитетов. Все это вместе взятое - экологическое безрассудство, спровоцированное экономическим рабством и выросшее на руинах некогда могучей советской отрасли. Оно высветило все проблемы экономики мыльного пузыря, основанной на экспорте бревен и побудившей некоторых местных лидеров возобновить свои попытки по поиску инвестиций в деревообработку. Однако, инвестиции добываются долго, а мобильный китайский и хорошо организованный японский лесопромышленный бизнес стремительно развивается уже сегодня, оставляя хозяевам тайги в уплату за краденый лес жалкие полтора процента от реальной стоимости.

Российская лесозаготовительная практика остается весьма расточительной и разрушительной, поскольку до 12-20 процентов срубленной древесины традиционно остается на лесосеках. А там, где хозяйничают самовольные порубщики, по их собственным оценкам остается невывезенным иногда до 50 % поваленного леса. Контроль заготовок со стороны официальных структур крайне слаб из-за несовершенного и порочного законодательства, скудного бюджета и неотработанных взаимоотношений между многочисленными федеральными и региональными структурами. Контролирующие органы, такие как Управления лесами и Комитеты охраны природы слабо оснащены, обладают слишком малыми реальными возможностями и весьма неубедительным набором санкций за общераспространенные нарушения. В то же время жесткий и беспристрастный контроль стал крайне необходим при взрывоподобном росте численности мелких лесозаготовительных и экспортных фирм с 1996 года, когда в угоду требованиям МВФ в России был отменен институт спецэкспортеров леса. Нелегальные рубки стали широко распространенной практикой, включая рубки без лесобилетов, в запретных зонах, рубки запрещенных пород и вне отведенных участков леса. Для сохранения прибыли и укрытия от налогов мелкие фирмы изобрели множество искусных приемов с оформлением подложных лесобилетов и сертификатов, получением их за взятки и другими нарушениями закона. Этому очень способствует и применяемая в Приморье практика краткосрочных и разовых пользований.

Для получения валютной прибыли и поддержки своих структур лесхозы превратились в наиболее активных лесозаготовителей и организаторов незаконных рубок. По данным Гринпис России за 1998 год система Федеральной лесной службы заготовила под видом промежуточных рубок около 10 миллионов кубометров, превратившись в крупнейшего поставщика коммерческий древесины в стране. Злоупотребляя лазейками в Правилах санитарных и других промежуточных рубок, лесхозы рубят сами или выдают лесобилеты заготовителям фактически переуступают другим заготовителям права на вырубку наиболее коммерчески ценных пород, таких как ясень, кедр и дуб. Это давно стало нормой несмотря на то, что лесхозы уполномочены законодательством и государством контролировать соблюдение правил рубок и поддерживать здоровье лесных экосистем. Такая "двойная функция" лесхозов оставила большинство заготовительных операций вообще вне контроля или, по крайней мере, вне должного контроля со стороны государста и, по совместительству, собственника ресурсов.

В новой капиталистической России пренебрежение законами и правилами стало общепринятой нормой не только в лесном секторе, но и в горнодобывающей, нефтегазовой и рыбной промышленности. Вероятно, наиболее впечатляющим для всего мира примером коррупции в России можно считать загадочное исчезновение очередного транша кредита МВФ на общую сумму 4.8 миллиарда долларов, предоставленного России для спасения рубля в июле 1998 года. Как отмечает в своем недавнем отчете руководитель следственной группы Вениамин Соколов, возглавивший эту "охоту за миллионами", деньги были "истрачены не по назначению или попросту украдены".

По оценкам Центра Международных и Стратегических Исследований от 25 до 40 % объемов предпринимательской деятельности в России происходит за наличный расчет без налогообложения и находится под контролем коррумпированных структур. Это составляет около 40 % ВНП страны. Нелегальные лесозаготовки и черный рынок древесины признаны ведущими международными организациями, включая Международный Союз Охраны Природы (МСОП), как одна из главных причин стремительного обезлесения планеты. И эта причина становится главной для северных бореальных и расположенных южнее хвойно-широколиственных лесов Сибири и Дальнего Востока.

Регион давно ждет и требует от правительства реальных действий, направленных на ужесточение контроля за нелегальным лесным бизнесом. Перечень необходимых мер многократно сформулирован специалистами администраций и лесной службы. Среди этих мер ключевой признается введение запрета на ведение лесхозами заготовок коммерческой древесины под любым видом и в любой форме. В бюджетах лесного хозяйства должны быть сосредоточены специальные средства для организации целенаправленного контроля противозаконных рубок и других лесонарушений. Весьма эффективными представляются многим специалистам 10-дневная отсрочка провоза партии древесины через пограничные пункт после официальной подачи документов на экспорт в органы таможенного контроля и внутренних дел, решительное сокращение пунктов вывоза древесины и числа экспортеров, публичное рассекречивание всей таможенной статистики, разработка действенных методов отслеживания всей цепочки перепродаж леса от лесосеки до экспортного пункта (единая транспортная сертификация). Правительство должно безотлагательно запретить экспорт круглого леса особо ценных, а возможно и любых пород, отметив особую важность такой меры для Дальнего Востока, испытывающего мощный потребительский пресс со стороны соседних стран. Объемы экспорта по породам должны быть ограничены объемами выделенных краю лимитов и нуждами местной деревообрабатывающей индустрии, что может быть достигнуто включением разрешительных документов на ведение рубок (утвержденные лимиты, лесобилеты) в число документов, подлежащих обязательному таможенному контролю.

Правительства Японии, Китая и Республики Корея также должны открыть свою таможенную статистику для публичного анализа и общественности и принять меры для снижения избыточных стандартов потребления древесины, провоцирующих увеличение цен и интенсификацию импорта древесины ценных пород из прилегающих Российских регионов.


Назад Оглавление Вперед


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!