Об утверждении Положения об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен
Приказ Министерства охраны окружающей природной среды
и ядерной безопасности Украины от 8 сентября 1999 года N 204
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
15 ноября 1999 г. за N 787/4080
Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 27.07.99 N инд.33, 16927/16 с целью усовершенствования деятельности службы экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить Положение об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен (прилагается).
Управлению нормативно-правового регулирования (В. Рыбачек) в 5-дневный срок подать приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.
Главной государственной экологической инспекции (П. Свирид) после регистрации приказа в Министерстве юстиции Украины обеспечить тиражирование в количестве 180 экземпляров Положения об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен и довести его до сведения всех подразделений Государственной экологической инспекции, осуществляющих экологический контроль в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен.
Начальнику Главной государственной экологической инспекции, Председателю Республиканского комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Автономной Республики Крым, начальникам государственных управлений экологической безопасности в областях, городах Киеве и Севастополе, начальникам государственных инспекций охраны Черного и Азовского морей принять к выполнению и использованию в работе Положение об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен.
Приказ Минэкобезопасности Украины от 8 июня 1995 г. N 57 признать утратившим силу.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, Главного государственного инспектора Украины из охраны окружающей природной среды А. Яцыка.
Министр
В. Шевчук
Извлечение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины
от 8 сентября 1999 г. N 204
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
15 ноября 1999 г. за N 787/4080
ПОЛОЖЕНИЕ
об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен (далее - Положение) разработано с целью установления общих требований осуществления экологического контроля:
транспортных средств, в том числе автомобилей, самолетов, судов, военных кораблей, паромов и других плавсредств;
грузов, содержащих промышленное сырье, отходы производства, химические соединения, токсичные химические, радиоактивные и прочие опасные для окружающей природной среды и здоровья людей вещества;
средств защиты растений, стимуляторов их роста, удобрений;
всех видов диких животных, водных живых ресурсов и растений, зоологических, ботанических, минералогических коллекций, охотничьих трофеев (Здесь и далее выделение переводчика – Г.Г.)
1.2. Действие Положения распространяется на все транспортные средства и грузы, подлежащие экологическому контролю и перемещающиеся через таможенную границу Украины железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным и трубопроводным транспортом. Перечень товарной продукции, подлежащей экологическому контролю, определен постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.99 N 1034 "Об упорядочении взимания сборов в пунктах пропуска через государственную границу".
1.3. Данное Положение регламентирует деятельность государственных инспекторов по охране окружающей природной среды (далее - госэкоинспектора) Государственной экологической инспекции Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины (далее - Госэкоинспекция Минэкобезопасности) во время осуществления экологического контроля транспортных средств и грузов в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен.
1.4. Термины, употребляющиеся в этом Положении, имеют следующее значение:
"Транспортные средства" - транспортные средства, которые своим ходом прибывают на таможенную территорию Украины или отбывают с этой территории и используются для международных перевозок груза, багажа и пассажиров.
"Грузы" - любые товары и прочие предметы, которые перемещаются через таможенную границу Украины под таможенным контролем, кроме транспортных средств, которые их перевозят.
(Здесь поясняется значение терминов “сырье”, промышленное сырье”, “отходы”, “опасные отходы”, “вещества”, “химические соединения”, “средства защиты растений”, “петициды”, “агрохимикаты” – Г.Г.)
"Все виды диких животных, водных живых ресурсов и растений" - живые объекты дикой фауны и флоры.
"Зоологические, ботанические, минералогические коллекции":
зоологические коллекции - специально собранные живые коллекции зоопарков, зоосадов, океанариумов и т.п., а также коллекции чучел, препаратов, частей и останков животных;
ботанические коллекции - специально собранные живые коллекции ботанических садов, дендрариев, дендропарков, оранжерей, а также гербарии, банки семян и т.п.;
минералогические коллекции - специально собранные коллекции минералов, горных пород, образцы полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п..
"Охотничьи трофеи" - шкура, рога, клыки и черепа охотничьих животных, в том числе копытных и хищных животных, добытые (приобретенные) в установленном порядке на территории Украины.
"Партия товаров" или "партия груза":
при условии перевозки железнодорожным транспортом - товары и прочие предметы, которые поступают на одну станцию назначения одновременно в составе одной партии для отправления, в адрес одного грузополучателя, от одного грузоотправителя по одному или нескольким транспортным документам, с одной станции отправления;
[...]
при условии перевозки другими видами транспорта - товары и прочие предметы, которые отправляются в адрес одного грузополучателя по одному транспортному документу, от одного грузоотправителя, а также товары, которые пересылаются по одной почтовой накладной или перемещаются как ручная поклажа одним лицом, пересекающим таможенную границу Украины.
1.5. Обеспечение экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен возложено на службу экологического контроля Госэкоинспекции Минэкобезопасности постановлением Кабинета Министров Украины от 20.03.95 N 198 "Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу".
1.6. В состав структурных подразделений Госэкоинспекции Минэкобезопасности, принадлежащих к службе экологического контроля, входят:
отдел службы экологического контроля на таможенной границе Украины Главной государственной экологической инспекции Минэкобезопасности;
отделы экологического контроля на таможенной границе - Рескомприроды Автономной Республики Крым, Госуправлений экобезопасности в областях, гг. Киеве и Севастополе, государственных инспекций охраны Черного и Азовского морей;
посты экологического контроля территориальных органов Минэкобезопасности в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен.
По решению Минэкобезопасности в зависимости от обстоятельств и условий осуществления контроля, могут создаваться другие подразделения службы экологического контроля.
1.7. Общее руководство региональными подразделениями службы экологического контроля осуществляет Главный государственный инспектор Украины по охране окружающей природной среды, который:
организует выполнение возложенных на Минэкобезопасности Украины задач Комплексной программы развития государственной границы Украины, утвержденной Указом Президента Украины от 16 декабря 1993 года N 596/93 "О Комплексной программе развития государственной границы Украины";
осуществляет связь между управлениями Минэкобезопасности и органами Государственной экологической инспекции и обеспечивает координацию их деятельности;
координирует деятельность органов Минэкобезопасности, других центральных органов исполнительной власти по вопросам, касающимся государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и осуществления экологического контроля;
организует выполнение межгосударственных программ и обязательств Украины в части, касающейся государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности с соседними государствами;
координирует работу Главных государственных инспекторов по охране окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, Черного и Азовского морей;
утверждает штатное расписание, фонды, финансирование, материально-техническое обеспечение региональных подразделений службы экологического контроля.
1.8. Методическое и организационное руководство региональными подразделениями службы экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен осуществляет Главная государственная экологическая инспекция Минэкобезопасности Украины, которая:
организует и осуществляет методическое обеспечение и профессиональную переподготовку кадров службы экологического контроля Госэкоинспекции;
координирует работу службы экологического контроля по выполнению общегосударственных, региональных и отраслевых программ и мероприятий в области соблюдения законодательства по охраны окружающей природной среды;
оказывает помощь региональным подразделениям службы экологического контроля при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций в зоне таможенного контроля, в случае необходимости самостоятельно осуществляет экологический контроль грузов и транспортных средств;
в установленном порядке содействует обеспечению работников службы экологического контроля форменной одеждой, приборами и оборудованием, средствами самообороны;
проверяет работу региональных подразделений службы экологического контроля на таможенной границе Украины;
выступает представителем по вопросам, которые входят в компетенцию службы экологического контроля, во всех государственных и общественных учреждениях и судебных органах.
1.9. Руководство подразделениями службы экологического контроля осуществляют Главные государственные инспектора по охране окружающей природной среды Черного и Азовского морей, которые являются начальниками государственных инспекций охраны Черного и Азовского морей; Главный государственный инспектор по охране окружающей природной среды Автономной Республики Крым, Главные государственные инспектора по охране окружающей природной среды областей, городов Киева и Севастополя, которые, соответственно, являются председателем Республиканского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Автономной Республики Крым и начальниками государственных управлений экологической безопасности в областях, городах Киеве и Севастополе, которые:
руководят подразделениями службы экологического контроля, организуют их работу, распределяют обязанности, утверждают должностные инструкции работников;
несут персональную ответственность за выполнение возложенных на службу экологического контроля задач и осуществление своих функций;
выступают представителями по вопросам, которые входят в компетенцию экологического контроля, во всех государственных и общественных учреждениях и судебных органах;
принимают все меры, вытекающие из задач, возложенных на экологический контроль, распределяют и доводят фонды и лимиты финансирования для материально-технического обеспечения службы экологического контроля;
заключают с заинтересованными государственными учреждениями, хозяйственными организациями договора и имущественные соглашения, направленные на улучшение условий осуществления экологического контроля;
подписывают договоры, согласования и акты, связанные с выполнением задач, возложенных на службу экологического контроля.
1.10. Основной задачей госэкоинспекторов в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен является осуществление государственного контроля за соблюдением министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, гражданами, а также иностранными юридическими и физическими лицами и лицами без гражданства, которые пересекают государственную границу или осуществляют перемещение через нее транспортных средств и грузов в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства и нормами и правилами экологической безопасности во время транспортирования опасных грузов.
1.11. Главными задачами службы экологического контроля являются:
контроль за соблюдением норм и требований действующего природоохранного законодательства во время перемещения через таможенную границу Украины транспортных средств и грузов;
предупреждение незаконного ввоза, вывоза или транзита через территорию Украины грузов, содержащих промышленное сырье, отходы производства, химические соединения, токсичные химические, радиоактивные и прочие опасные для окружающей природной среды и здоровья людей вещества, пестициды и агрохимикаты, а также загрязненного балласта на судах;
обеспечение контроля за выполнением международных обязательств Украины относительно торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
обеспечение контроля перевозки радиоактивных веществ и ядерных материалов и проведением химико-аналитического контроля веществ;
осмотр экспортных и импортных партий грузов и оформление нужных документов в зоне деятельности региональных таможен и таможен;
контроль за соблюдением требований действующего законодательства и правил ввоза в Украину и вывоза из Украины растительных ресурсов и животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины, зоологических, ботанических, минералогических коллекций и охотничьих трофеев;
контроль за соблюдением требований экологических норм и правил транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Украины;
контроль экспортных и импортных партий лома черных и цветных металлов на предмет отсутствия химического или радиоактивного загрязнения и оформление Сертификатов экологического контроля (при экспорте);
обеспечение контроля грузов и транспортных средств, которые поступили на таможню назначения без отметки в товаротранспортных документах об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу или с отметкой в товаросопроводительных документах "Подлежит экологическому контролю по месту поступления";
контроль экспортных, импортных и транзитных грузов, перемещение которых через государственную границу Украины требует специального разрешения Минэкобезопасности.
1.12. Служба экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен:
предотвращает незаконный вывоз из территории Украины объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Украины, охотничьих трофеев, растительного сырья, зоологических, ботанических, минералогических коллекций;
Осуществляет проверку документов, транспортных средств, досмотр подконтрольных грузов, которые импортируются, экспортируются или перевозятся в пограничные государства транзитом;
контролирует соблюдение экологических требований при перевозке диких животных и растений, сырья и продуктов животного происхождения всеми грузоотправителями и грузополучателями;
изучает экологическое состояние на прилежащих территориях пограничных пунктов, в морских, речных и воздушных портах. В течение суток докладывает руководству государственных управлений экологической безопасности и Главной государственной экологической инспекции Минэкобезопасности обо всех случаях загрязнения окружающей природной среды, а также задержании подконтрольных грузов, судов и других плавсредств;
запрещает перевозку грузов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, условия транспортировки которых не отвечают экологическим требованиям безопасного их транспортирования или требуют специального разрешения;
проводит экспресс-анализ веществ и материалов с целью установления их принадлежности к числу токсичных, радиоактивных веществ или отходов и содержимого загрязненного балласта и сточных вод судов;
начисляет и в соответствующих случаях взимает сборы за осуществление экологического контроля транспортных средств и грузов, размер которых устанавливается постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.99 N 1034 "Об упорядочении взимания сборов в пунктах пропуска через государственную границу";
издает вместе с Управлением железной дороги, администрациями авиационного, автомобильного, морского и речного транспорта общие приказы по вопросам организации экологического контроля грузов и транспортных средств.
1.13. Финансирование и материально-техническое обеспечение Службы экологического контроля на границе осуществляется за счет государственного бюджета и части сборов за выполнение работ по предоставлению услуг при осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу.
1.14. Служба экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен имеет специальные бланки и печати со своим наименованием.
1.15. Решения начальника поста экологического контроля в границах предоставленных ему полномочий являются обязательными для выполнения всеми лицами, ответственными за груз.
1.16. Обжалование действий работников службы экологического контроля осуществляется согласно действующему законодательству Украины.
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Госэкоинспектор, заступающий на дежурство, должен:
получить под личную подпись у начальника поста штампы;
принять от госэкоинспектора, которого сменяет, отчетные журналы, имущество, нормативно-методическую документацию и т.п., согласно описанию;
проверить правильность и полноту записей в журналах и другой документации;
оформить результаты приема смены в журнале дежурств.
2.2. Госэкоинспектор в процессе дежурства осуществляет:
проверку документов на подконтрольные объекты, указанные в п. 5.3;
внешний осмотр подконтрольных объектов;
радиационный контроль транспортных средств и грузов;
выявление безопасности или опасности груза, согласно требованиям "Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов" и Госта 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка";
инструментальный контроль токсичности и дымности отработанных газов двигателей транспортных средств (в случае необходимости);
регистрацию в соответствующем журнале (приложение 1) подконтрольных объектов и результатов экологического контроля;
в установленному таможенными органами порядка - отбор образцов с составлением акта (приложение 2) для проведения лабораторных анализов на соответствие состава груза имеющей документации (в случае необходимости - при осуществлении экологического контроля в зоне деятельности региональных таможен и таможен);
экспресс-анализ веществ для их идентификации и установления степени токсичности (в случае необходимости);
составляет акты проверок и протоколы о нарушении законодательства в области охраны окружающей природной среды и радиационной безопасности;
рассматривает дела и выносит постановления об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и радиационной безопасности в соответствии с законодательством;
на товаро-транспортных и товаро-сопроводительных документах на груз и транспортные средства проставляет соответствующие штампы об осуществлении экологического контроля и расчет суммы сбора, который подлежит уплате.
2.3. В случае выявления нарушений природоохранного законодательства Украины, отсутствия разрешительных документов или когда внешний осмотр указывает на очевидное несоответствие вида и свойств груза содержанию сопроводительных документов, госэкоинспектор:
прекращает дальнейшее его движение;
составляет в присутствия экспедитора, грузоперевозчика или представителя транспортного узла (станции, порта) и старшего смены таможенной службы акт в произвольной форме о выявленном нарушении;
в товаротранспортной накладной проставляет штамп "ввоз/вывоз запрещен";
при невозможности устранения выявленных нарушений - возвращает груз грузоотправителю.
2.3.1. В случае устранения выявленных недостатков госэкоинспектор проводит повторный экологический контроль, который осуществляется на общих основаниях. При получении по его результатам положительного вывода госэкоинспектор аннулирует ранее проставленный штамп путем его перечеркивания, которое заверяет собственной подписью с датой, и ставит штамп "Ввоз/вывоз разрешен".
2.3.2. Госэкоинспектор завершает проведения экологического контроля объектов, переданных ему предыдущей сменой, если на них есть документы в полном объеме.
2.4. В случае необходимости проведения экологического контроля импортных грузов по месту назначения, Госэкоинспектор в пункте пропуска на государственной границе проставляет в товаросопроводительных документах штамп "Подлежит экологическому контролю по месту поступления".
2.5. С целью ускорения прохождения больших партий грузов через государственную границу Украины Госэкоинспектор, по предварительной договоренности с грузоотправителем или грузополучателем, может осуществлять их экологический контроль во время загрузки, непосредственно на территории страны-экспортера.
2.6. Госэкоинспектор несет ответственность согласно действующему законодательству за несвоевременное выполнение процедур экологического контроля, необоснованное задержание личностей, транспортных средств, грузов и другого имущества, которые перемещаются через государственную границу.
Время осуществления экологического контроля и оформление документов не должно превышать времени, установленного технологической схемой пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества, которое определяется командиром соединения (части) Погранвойск по согласованию с руководителями таможенного органа, транспортной организации и других контрольных служб, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 19.08.95 N 665 "Об утверждении Общих правил открытия и деятельности пунктов пропуска через государственную границу".
На железнодорожной станции время осуществление экологического контроля и оформление документов не должно превышать общего времени на обработку железнодорожных составов, установленных технологическим процессом ее работы.
2.7. Госэкоинспектора во время осуществления экологического контроля взаимодействуют с другими государственными контрольными органами (пограничными, таможенными, ГАИ МВД, ветеринарными, фитосанитарными, санитарно-карантинными и пр.) согласно "Инструкции о взаимодействии и разделении функций относительно осуществления контроля на государственной границе", утвержденной в марте 1994 года и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 23.05.94 за N 106/315.
В границах своей компетенции госэкоинспектора при осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска решают все вопросы самостоятельно.
2.8. Госэкоинспектора входят в состав комиссии по приему судов, железнодорожных составов, самолетов, автотранспорта, контейнеров, багажей и почтовых отправлений, которые поступают в Украину из других стран.
2.9. Посты экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен обеспечиваются:
служебной документацией и законодательными актами и нормативно-методическими документами в области осуществления экологического контроля подконтрольных объектов;
информационными стендами;
приборами для проведения измерений количества загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей, а также радиационного и первичного токсикологического контроля.
2.10. В служебное время госэкоинспектор должен быть одет в форменную одежду, иметь служебное удостоверение и, в случае необходимости, средства самообороны.
2.11. Режим работы госэкоинспекторов на постах экологического контроля устанавливается:
для начальника поста экологического контроля - согласно режиму работы отдела экологического контроля на таможенной границе территориального органа Минэкобезопасности;
для госэкоинспекторов в пунктах пропуска через государственную границу - согласно режиму работы соответствующего пункта пропуска;
для госэкоинспекторов в зоне деятельности региональных таможен и таможен - согласно режиму работы соответствующих таможен.
3. ВЗИМАНИЕ СБОРОВ
3.1. Экологический контроль транспортных средств и грузов осуществляется за плату согласно размерам сборов, которые установлены приложением 1 постановления Кабинета Министров Украины от 15.06.99 N 1034 "Об упорядочении взимания сборов в пунктах пропуска через государственную границу".
3.2. Координация деятельности государственных контрольных органов относительно взимания сборов в пунктах пропуска через государственную границу возложена на Государственную таможенную службу Украины.
3.3. Госэкоинспектором по результатам экологического контроля транспортных средств и грузов на товарно-транспортных и товарно-сопроводительных документах проставляется соответствующий штамп, который подтверждает факт осуществления контроля и расчеты сбора, подлежащего уплате.
3.4. Взимание сборов за экологический контроль судов и других плавсредств осуществляется один раз - при пересечении ими границы в направлении территории Украины.
3.5. Взимание сборов за экологический контроль судов регулярного соединения, приписанного к порту, где расположен пост экологического контроля, осуществляется один раз в 3 месяца.
3.6. Сбор за осуществление экологического контроля автотранспортных средств, которые повторно пересекают границу на протяжении месяца и меньше, при наличии специального Талона, выданного службой экологического контроля, не взимается.
3.7. За автотранспортные средства, предназначенные только для рейсовой перевозки пассажиров, при наличии 8 и больше оборудованных для сидения мест, кроме сидения водителя, сборы за проведение экологического контроля не взимаются.
3.8. Собственники легковых автомобилей и лица, управляющие ими по доверенности и имеющие право на льготы, установленные законами Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", "Об основных основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине", "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", при наличии удостоверения освобождаются от уплаты сбора за проведение экологического контроля автотранспортного средства.
3.9. Для жителей пограничных районов сбор за проведение экологического контроля личного автотранспорта в случае пересечения границы взимается один раз в три месяца.
3.10. Если на территории своего государства иностранный автомобиль прошел экологический контроль и срок этой проверки не превышает три месяца, что подтверждается документами, то плата за проведение экологического контроля не взимается.
3.11. При наличии в товаросопроводительных документах штампа "Подлежит экологическому контролю по месту поступления" сборы взимаются по месту его проведения в таможнях назначения.
3.12. Во время транзитных перевозок грузов через территорию Украины сбор взимается на входном пункте пропуска через государственную границу в размере 50 процентов сбора. В случае перегрузки грузов на территории Украины дополнительно взимается в исходном пункте пропуска еще 50 процентов ставки сбора.
3.13. За осуществление экологического контроля небольших партий грузов (до 10 кг), поступающих украинским производителям для исследовательских нужд, почтовых и курьерских отправлений, сборы не взимаются.
3.14. Госэкоинспекторами ежесменно ведется реестр поступлений сборов (приложение 3), начисляемых за осуществление экологического контроля транспортных средств и грузов, который составляется на основании первичных товаротранспортных и товаросопроводительных документов.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
4.1. Экологический контроль автомобильного транспорта,
4.2. Требования к автотранспортным средствам в случае перевозки опасных грузов,
4.3. Экологический контроль морских и речных судов
5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ГРУЗОВ
5.1. Основными задачами экологического контроля грузов являются:
выявление фактов несанкционированного ввоза, вывоза и транзитной перевозки подконтрольных грузов по территории Украины;
государственный контроль за выполнением требований природоохранного законодательства и норм и правил экологической безопасности при санкционированной перевозке грузов по территории Украины;
обеспечение пропуска на территорию Украины соответственно оформленных, обозначенных, упакованных и оборудованных опасных грузов.
5.2. Экологический контроль грузов предусматривает два последовательных этапа контроля:
проверка товаросопроводительных документов на груз, пересекающий границу;
непосредственный экологический контроль грузов.
5.3. Во время осуществления экологического контроля грузов проверке подлежат документы, наличие которых предусмотрено соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины и международными соглашениями для перевозок любым видом транспорта, а именно:
транспортная накладная для соответствующего вида транспорта - международная товаротранспортная накладная (CMR), железнодорожная накладная, авианакладная, коносамент, товаротранспортная накладная (ТТН) и т.п.;
контракт (только в случае осуществления экологического контроля в зоне деятельности региональных таможен и таможен);
счет фактура (invoice, account, final invoice, Rechnung и т.п.);
разрешение (лицензия) на ввоз, вывоз, транзит экологическо-опасных грузов или отходов;
сертификат качества (при условии импорта);
сертификат соответствия (при условии импорта);
сертификат экологического контроля (для металлолома, который экспортируется);
карантинный (фитосанитарный) сертификат (для древесины и изделий из нее).
Дубликат сертификата должен быть заверен в установленном порядке.
[...]
5.4. Непосредственный экологический контроль груза включает три вида контроля:
5.4.1. Визуальный контроль во время осуществления экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу осуществляется в случае появления подозрения на несоответствие груза товаросопроводительным документам. В зоне деятельности внутренних региональных таможен визуальный контроль является обязательным. При этом проверяются физическое состояние вещества (жидкость, порошок, кристаллическая или гранулированная форма, в виде глыб или сплошной массы и прочее), ее цвет, запах, срок годности и т.п.. Особое внимание следует обратить на соответствие упаковочных материалов, емкостей и тары сертификационным требованиям.
5.4.2. Осуществление радиационного контроля приведен в разделе 7.
5.4.3. Проведение химико-аналитического контроля приведен в разделе 8.
5.5. При осуществлении экологического контроля грузов, которые могут представлять угрозу или опасность для окружающей природной среды, следует руководствоваться Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ДСТ 26319 "Грузы опасные. Упаковка", Положением о порядке подготовки и представлении информации о грузе для его безопасной морской перевозки, утвержденной приказом Минтранса от 14.12.98 N 497 и зарегистрированного в Минюсте 30.12.98 за N 848/3288, и условиями (техническими условиями, правилами, стандартами) безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, соблюдение которых обеспечивает полное предотвращение любой потери содержимого груза (просачивания, высыпания или испарения) на весь период его транспортировки или хранения.
Упаковочные материалы, находящиеся в непосредственном контакте с транспортируемыми веществами, должны быть инертными к последним, стойкими к химическому и механическому влиянию.
[...]
5.6. Проверка грузов на морских и речных судах.
[...]
6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
6.1. Задачей экологического контроля объектов животного и растительного мира, а также зоологических, ботанических и минералогических коллекций и охотничьих трофеев является предотвращение их незаконного перемещения через таможенную границу Украины, проверка законности приобретения и соответствия количества, видов и объектов сведениям, указанным в товаросопроводительных документах, а также контроль условий содержания живых диких животных во время их перевозки.
6.2. Объектами животного мира являются:
хордовые, в том числе позвоночные (млекопитающие, птицы, рептилии, земноводные, рыбы и прочие) и беспозвоночные (членистоногие, моллюски, иглокожие и прочие) животные, во всем их видовом и популяционном разнообразии и на всех стадиях развития (эмбрионы, яйца, куколки и т.п.), находящиеся в состоянии естественной свободы;
части диких животных (рога, кожа и т.п.);
продукты жизнедеятельности диких животных (мед, воск, и т.п.);
останки ископаемых животных, норы, хатки, логова, муравейники, бобровые плотины и прочие сооружения животных.
6.3. Объектами растительного мира являются:
дикорастущие и интродуцированные несельскохозяйственного назначения сосудистые растения (деревья, кустарники, травы и их части - корни, стебли, плоды, почки и т.п.);
мхи, мохообразные и водоросли;
лишайники;
грибы.
6.4. Перемещение через таможенную границу новых для Украины видов живых диких животных и растений без разрешения Минэкобезопасности запрещается.
6.5. Перемещение через таможенную границу Украины сырья из диких животных и растений, занесенных в Приложения 1, 2 и 3 Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), или Европейский Красный список и в Красную книгу Украины, регулируется действующим законодательством.
6.6. Основанием для перемещения через таможенную границу Украины является:
объектов животного и растительного мира, занесенных в Приложения 1, 2 и 3 СИТЕС, является оригинал разрешения, которое выдается соответствующим Административным органом СИТЕС;
объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Украины, кроме видов, указанных во втором абзаце этого пункта, является оригинал разрешения, выданный Минэкобезопасности на официальном бланке за подписью должностного лица, заверенной "мокрой" печатью.
6.7. Ввоз в Украину, вывоз за ее границы и транзитная перевозка зоологических, ботанических и минералогических коллекций осуществляется по оригиналу разрешения, выданного Минэкобезопасности на официальном бланке за подписью должностного лица, заверенной "мокрой" печатью. Вывоз за границы Украины зоологических, ботанических и минералогических коллекций без наличия разрешений специально уполномоченных органов запрещается.
6.8. Вывоз из Украины охотничьих трофеев разрешается при наличии:
дубликата лицензии (на отстрел диких копытных животных и медведей), копии протокола охоты, которая выдается соответствующим охотничьим хозяйством;
ветеринарного свидетельства по форме N 2-ВЕТ (выдается главным врачом ветеринарной медицины административного района по местонахождению охотничьего хозяйства), на котором проставлен регистрационный номер Главного управления ветеринарной медицины с государственной ветеринарной инспекцией Минагропрома Украины относительно согласования на вывоз продукции охоты за границу.
6.9. Запрещается вывоз за пределы Украины трофеев или частей диких животных (мясо, рога, кожа, мех, пух, волос, копыта и т.п.) во всем их видовом разнообразии и на всех стадиях развития (эмбрионы, яйца, куколки и т.п.) без документов, подтверждающих законность их получения или приобретения.
6.10. Дикие животные и другие объекты животного и растительного мира, которые ввезены в Украину или вывозятся или перевозятся в границах ее территории с нарушением действующих правил и международных соглашений, подлежат изъятию в установленном порядке и реализуются согласно правилам, установленными Минэкобезопасности.
6.11. В случае изъятия незаконно добытых (приобретенных) диких живых животных и растений госэкоинспектора службы экологического контроля принимают меры по их сохранению и, при возможности, возвращению в природную среду.
6.12. Изъятые во время осуществления экологического контроля объекты животного и растительного мира к таможенному оформлению в установленном порядке могут передаваться на сохранение к составам, которые подчиненные таможенной службе.
7. РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ,
8. ХИМИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВЕЩЕСТВ,
9. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ЗОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕН И ТАМОЖЕН
9.1. Экологический контроль в зоне деятельности региональных таможен и таможен осуществляется с целью ускорения прохождение грузов в пунктах пропуска через государственную границу Украины, а также для осуществления более детального досмотра грузов (в случае необходимости).
Экологический контроль грузов в зоне деятельности региональных таможен и таможен осуществляется по заявке грузоотправителей заблоговременно, при подготовке грузов к отправке.
9.2. Для решения поставленной задачи руководство территориальных подразделений Минэкобезопасности должно обратиться в местные органы Государственной таможенной службы с просьбой дать им информацию о предприятиях, осуществляющих таможенное оформление экспортных грузов в зоне деятельности региональных таможен и таможен. По предоставленной информации совместно с заинтересованными органами разрабатывается порядок взаимодействия и механизм предупреждения о времени и месте проведения таможенного досмотра груза.
Также необходимо согласовать с органами Государственной таможенной службы и предприятиями способ вызова госэкоинспектора для проведения экологического контроля импортных грузов, которые поступили без отметки об осуществлении экологического контроля или с отметкой "Подлежит экологическому контролю по месту поступления".
9.3. Осуществление экологического контроля автотранспорта и грузов в зоне деятельности региональных таможен и таможен проводится соответственно разделам 4 и 5 данного Положения. Порядок осуществления экологического контроля объектов животного и растительного мира приведен в разделе 6. Порядок осуществления радиационного и химико-аналитического контролей приведенный в разделах 7 и 8.
9.4. В случае выявления несанкционированного ввоза/вывоза опасных грузов госэкоинспектор составляет Акт проверки, в котором указывает выявленные нарушения и не допускает груз к окончанию таможенного досмотра. Один экземпляр акта остается у госэкоинспектора, который его составил, второй - передается соответствующим таможенным органам, а третий - в Управлению ГАИ МВД Украины.
9.5. В случае выявления превышения допустимых норм ионизирующего излучения при санкционированном экспорте/импорте радиационно опасных объектов госэкоинспектор не допускает их к таможенному досмотру и вызывает владельца груза для устранения выявленных нарушений. При невозможности их устранения госэкоинспектор извещает об этом территориальный орган Минэкобезопасности для принятия окончательного решения.
9.6. После завершения экологического контроля груза (транспортного средства) на транспортной накладной ставится штамп установленного образца в соответствии с результатами проведенного контроля. Обо всех выполненных операциях госэкоинспектор делает запись в соответствующих журналах.
9.7. Во избежание двойного взимания сборов при осуществлении экологического контроля на государственной границе в Экологической декларации указывается номер и дата платежного поручения (счета), по которым была проведена уплата сборов, а также вид экологического контроля, а именно:
- сбор за экоконтроль транспорта; сбор за экоконтроль груза; сбор за экоконтроль транспорта и груза.
Экологическая декларация (оригинал или копия, заверенная в установленном порядке) должна находиться в комплекте перевозочных документов, которые сопровождают груз.
Заместитель начальника Главгосэкоинспекции Минэкобезопасности Украины М. Мовчан
Перевод с украинского Г.В.Гузь. Оригинал документа находится на http://www.liga.kiev.ua/
|
|