Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

На страницу сертификации
На страницу пан-европейской сертификации

Позиция европейских неправительственных организаций (НПО) по вопросу лесной сертификации

На последних дебатах, связанных с обсуждением европейской лесной политики, доминировали споры о необходимости надежных и всесторонних систем лесной сертификации. Последний пример - появление разного рода инициатив, направленных на развитие европейской лесной сертификации. В этой связи важно представить минимум необходимых требований, предъявляемых к любой внушающей доверие национальной или международной системе сертификации, демонстрирующей правильное лесоуправление и гарантирующей качественную маркировку продукции.

I. Определение лесной сертификации:

Сертификация - это процесс, в котором третья (независимая) сторона выдает письменное заверение в том, что продукция, процесс или услуга соответствует определенным требованиям. (Примечание: определение сертификации по ISO (Справочник ISO/IEC 2; 1991)). Лесная сертификация ставит перед собой цель инициировать улучшение лесоуправления и рассматривается как "мягкий" экономический инструмент. Она не является ни панацеей, ни замещением установленных правил и законодательства, однако может дополнять их.

Для осуществления функции инициации и обеспечения надежной маркировки продукции сертификация должна включать в себя два компонента:

  1. лесной аудит: инспекция лесоуправления на местности в соответствии с определенными стандартами;
  2. сертификация продукции: отслеживание цепочки от производителя до потребителя.

Таким образом, лесной сертификат должен удостоверять, что управление соответствует определенным требованиям, а также документально оформлять местонахождение леса, из которого поступает продукция.

II. Любая внушающая доверие система лесной сертификации должна отвечать следующим основным принципам и минимальным требованиям:

1. Преследовать две основные цели:

a. улучшать лесоуправление,
b. обеспечивать выход на рынок сертифицированной лесной продукции Только в случае достижения данных целей лесная сертификация может служить дополнительным инструментом в процессе содействия распространению устойчивого лесоуправления.

2. Иметь национальные или региональные количественные и качественные стандарты по лесному хозяйству, совместимые с общепринятыми международными принципами и критериями.
Основные принципы лесной сертификации требуют четкого определения правильного лесоуправления в духе устойчивого развития, что было выражено в Конвенциях и Соглашениях на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и на Конференциях по вопросам сохранения лесов в Европе в Хельсинки в 1993 г. и Лиссабоне в 1998 г. Любая система лесной сертификации должна представлять одинаковое видение экологических, социальных и экономических аспектов лесоуправления.

3. Быть включенной в глобальную сеть, обеспечивающую соблюдение международно-признанных, реально выполнимых и беспристрастных стандартов.
Рынок леса характеризуется возрастающей либерализацией и глобализацией. Следовательно, любая система лесной сертификации должна быть вовлеченной в глобальную сеть, допускать внедрение на международном уровне и сопоставимость с другими системами, оставаться справедливой по отношению к развивающимся странам, а также не исключать политическую адаптацию и адаптацию общественных институтов к местным условиям.

4. Обеспечивать участие широкого круга заинтересованных сторон.
Принимая "Повестку дня на 21 век", международное Сообщество пришло к выводу, что устойчивое экономическое и социальное развитие может достигаться только посредством вовлечения всех заинтересованных сторон. Процесс принятия решений и разработки стандартов должен проходить при сбалансированном участии всех заинтересованных сторон и исключать возможность доминирования интересов одной или нескольких сторон над интересами прочих стейкхолдеров.

5. Быть добровольной
Внедрение любой схемы лесной сертификации и маркировка продукции должны осуществляться на добровольной основе.

6. Обеспечивать проведение оценки третьей независимой стороной
Независимый контроль и оценка, проводимая органом сертификации, выступающим в качестве третьей стороны, является частью вышеупомянутого общего определения сертификации.

7. Обеспечивать соблюдение объективных и измеряемых стандартов
Любое требование соответствия экологическому, социальному или экономическому уровням лесоуправления должно быть оценено в соответствии с объективными и измеряемыми стандартами.

8. Быть полностью прозрачной для общественности и для вовлеченных в процесс сертификации сторон.
Основные принципы, процедуры, стандарты, критерии и индикаторы, а также соответствующие политические, научные и технические процессы должны быть доступны для общественности. Полная прозрачность всех этапов сертификации является основным элементом ее надежности.

9. Сертификация должна проводиться на уровне управленческой единицы, при этом оставаться разумной по стоимости для мелких лесовладельцев.
Являясь добровольным процессом, лесная сертификация должна проводиться на уровне единицы управления. Любая система сертификации должна оставаться гибкой и отражать особенности структур местного владения. В особенности это должно быть характерно для Европы, где мелкие лесовладельцы достаточно многочисленны. Отдельные технические элементы могут быть достигнуты на ландшафтном уровне, а задачи - переданы более широкомасштабным единицам управления, однако включение стандартов единицы лесоуправления, индивидуальные обязательства и пробная оценка на уровне единицы управления остаются непременным условием надежности. Подобные примеры имеют место в различных европейских странах (Швеция, Великобритания, Италия), где, в соответствии со схемой Лесного Попечительского Совета (FSC), были успешно выданы групповые сертификаты, что позволило проводить сертификацию мелких лесных единиц по умеренным расценкам.

10. Обеспечивать активное взаимодействие с управляющими/владельцами сертифицированной единицы
Для сохранения долгосрочного соответствия требованиям системы сертификации необходимо активное взаимодействие с владельцем или управляющим сертифицированной лесной единицы.

11. Быть приемлемой для широкого круга вовлеченных сторон и внушать доверие потребителям, общественным и природоохранным неправительственным организациям
Ни одна система сертификации, оценивающая экологические и социальные аспекты, не сможет вести успешную деятельность на рынке без поддержки и признания потребителей, общественных и природоохранных организаций.

12. Направляться требованиями рынка
Являясь добровольным процессом, Лесная сертификация должна направляться требованиями рынка. Правительства должны следовать двум рекомендациям IPF (Межправительственная Лесная Комиссия): "способствовать обеспечению прозрачности, исключению дискриминации и получению открытого доступа к добровольным системам сертификации", а также "делать четкое различие между ролью правительств как регулятора, содеятеля и лесовладельца в тех аспектах, которые касаются сертификации". Правительства обладают функцией законодателя, сподвижника и информатора. В первую очередь они должны способствовать дальнейшему диалогу между заинтересованными сторонами и играть активную роль в борьбе с безосновательными обвинениями, предъявляемыми в адрес устойчивости лесной продукции. Однако правительства не должны при этом выступать в роли учредителя стандартов или органа сертификации.

III Заключение:

В настоящее время образовалась и действует только одна структура по международной лесной сертификации: Лесной Попечительский Совет (FSC).

Лесной Попечительский Совет создал систему по взаимному признанию аккредитованных органов сертификации, основанную на принципах и критериях, разработанных для экологически направленного, социально-ориентированного и экономически жизнеспособного лесоуправления. Адаптированные для местных условий стандарты разрабатываются исходя из Принципов и Критериев FSC путем консультативного процесса, в который вовлекаются все заинтересованные стороны. Таким образом формируется необходимая база, на основании которой осуществляется сертификация единицы лесоуправления. В рамках FSC возможен как лесной аудит, так и маркирование продукции. Это соответствует существующему рыночному спросу на сертифицированную лесную продукцию в Европе.

Международный стандарт ISO 14001 часто представляют как конкурент системы FSC. Стандарт ISO 14001, так же как Схема экологического аудита и управления Европейского Сообщества (EMAS), при сертификации опирается на существующие системы экологического управления (EMS) и не связан с функционированием организации. Сочетание EMS и сертификации, основанной на функционировании, является, возможно, лучшим способом обеспечения постоянного улучшения системы и высокого уровня функционирования. Однако публичные заявления о правильном лесоуправлении были бы недопустимы, если контекстом служило бы устойчивое развитие, основанное только на одной сертификации систем экологического управления (EMS).

В добавление к двум вышеописанным подходам, недавно был разработан третий: Европейские или национальные "системы лесной идентификации" или "сертификационные структуры". Данный подход основывающийся на Хельсинских критериях и индикаторах (C+I), не имеет вообще или же имеет лишь незначительное число требований помимо существующих требований национального законодательства. Здесь принимается во внимание сертификация в масштабе целого региона или страны.

Хельсинские критерии и индикаторы (C+I) разработаны для сбора информации по состоянию лесов на национальном и региональном уровнях, а также для обеспечения общего понимания устойчивого лесоуправления. Эти критерии и индикаторы не являются стандартами исполнения; они также не направлены на оценку устойчивости на уровне единицы лесоуправления. По этой причине среди прочих Пан-Европейский процесс не может вести к лесной сертификации. Кроме того, он не ставит перед собой цель предусматривать маркировку продукции.

В вопросах лесной сертификации, с целью максимальной отдачи от ограниченных людских и материальных ресурсов, следует избегать дублирования усилий по созданию конкурирующих систем и не "изобретать колесо" заново. Лесная сертификация в Европе или где бы то ни было должна быть основана на существующих, апробированных и эффективных системах.

Таким образом, несмотря на признанный факт того, что ряд инициатив может внести позитивный вклад в процесс становления устойчивого лесоуправления, нижеподписавшиеся организации рассматривают пока только FSC, в качестве реальной основы, полностью соответствующей основным требованиям, описанным выше. Любая возможная иная инициатива по сертификации должна также соответствовать перечисленным требованиям.

Подписано:

Шведское общество за сохранение природы (Швеция) Йонас Рудберг
Финская лига природы Каиса Раитио
Друзья Земли (Нидерланды) Арйан Алкема
Орфлинк (Германия) Беттина Хайлман
Гринпис (Финляндия) Ханна Кивинен
Друзья Земли (Германия) Андреас Круг
Робин Вуд (Германия) Рудольф Феннер
Гринпис (Германия) Мартин Кайзер
Юргевальд (Германия) Ютта Килл
Ферн (Великобритания) Саскиа Озинга
Гринпис (Нидерланды) Мириам Янсен
Два края (Нидерланды) Паул Волвекамп
ЕТС (Великобритания) Хуберт Квистаут
Лесовосстановление Земли (Великобритания) Энжи Зелтер
ВВФ-Австрия Джеральд Стейндлейджер
ВВФ-Бельгия Жеерт Лежен
ВВф-Дания Анна-Мария Миккельсен
ВВФ-Представительство Дунайской Карпатской программы Сисси Самек
ВВФ-Европейское представительство Штефан Ляйнер
ВВФ- Финляндия Анью Асунта
ВВФ- Грузинское представительство Нугзар Зазанашвили
ВВФ-Германия Хайко Лидекер
ВВФ-Греция Аристотелис Папагеоргиус
ВВФ-Франция Нег Козане
ВВФ-Интернейшнл Пер Розенберг, Пьер Хаусельман
ВВФ-Италия Паоло Ломбарди
ВВФ-Латвия Угис Ротбергс
ВВФ-Представительство Средиземноморской программы Педро Регато
ВВФ-Нидерланды Арнольд ван Кревельд
ВВФ-Норвегия Арнольд Хаапнес
ВВФ-Представительство Российского проекта Андрей Птичников
АДЕНА Пабло Ксандри
ВВФ-Швеция Пер Ларссон
ВВФ-Швейцария Дамиан Оеттли
ДХКД (Турция) Седат Калем
ВВФ-Великобритания Стив Ховард



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!