|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
На страницу сертификации На страницу обязательной сертификации
Определение стоимости работ по лесной сертификацииИ. Г. Русова, В. А. Шкунов, Л. И. Дмитриева, А. Н. Власова (ВНИИЦлесресурс). Обязательная сертификация древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов (лесная сертификация) является рыночным инструментом контроля за правильностью ведения лесного хозяйства, под которым подразумеваются его неистощительное лесопользование и качественное воспроизводство лесных насаждений. Основные цели лесной сертификации - совершенствование лесоуправления, обеспечение доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам, улучшение качества контроля за лесоуправлением, совершенствование сбора и использования лесных податей и налогов, повышение эффективности и экономичности всего комплекса работ - от заготовки до переработки [4]. Обязательная лесная сертификация основана на законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" [1], Постановлении Правительства Российской Федерации "Об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов" [2] и Лесном кодексе РФ (ст. 71). Древесина, отпускаемая на корню, так же, как и второстепенные лесные ресурсы, заготавливаемые на участках лесного фонда, должны быть сертифицированы не только по качественным признакам как продукция, но и на соответствие их отпуска нормативным документам лесного хозяйства (Правилам отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации), т. е. сертификации должен подвергаться и весь процесс заготовки лесных ресурсов. Проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, они могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации (проведение работ по обязательной лесной сертификации возложено на МПР России). Идея лесной сертификации получила широкое распространение в последнее десятилетие. Интерес к ней возник в связи с возросшим покупательским спросом на экологически чистую продукцию. Основные международные системы лесной сертификации (система сертификации Лесного попечительского совета, система ИСО 14001) в качестве главного ее условия выдвигают устойчивое управление лесами. На наш взгляд, российское лесное законодательство в значительной мере направлено на соблюдение критериев устойчивого управления лесами, и система обязательной лесной сертификации, базирующаяся на требованиях лесохозяйственных нормативных актов, также является инструментом оценки соответствия ведения лесного хозяйства критериям сохранения и устойчивого управления лесами [7]. Обязательная сертификация древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов осуществляется специально уполномоченными на то органами - центрами по лесной сертификации (далее ЦЛС) на основании существующих Правил [3]. Эта деятельность состоит из нескольких этапов: принятие решения по заявке на сертификацию; выполнение основных процедур сертификации; оформление и выдача сертификата соответствия и лицензии на право применения знака соответствия; осуществление инспекционного контроля. Принятие решения по заявке на сертификацию включает регистрацию заявки от лесопользователя, рассмотрение документов, приложенных к заявке, выбор схемы сертификации, определение необходимых законодательных, нормативных, правовых актов, порядка осуществления инспекционного контроля, определение организации-соисполнителей, принятие решения по заявке, подготовку и заключение договора между заявителем и ЦЛС, создание комиссии ЦЛС для проведения лесной сертификации. Процедура сертификации 'заключается в разработке и утверждении ее программы и Проведении работ комиссией ЦЛС в соответствии с этой программой. К этим работам относятся: документальный анализ всех материалов, подтверждающих правомерность назначения лесопользования и соблюдение при этом требований законодательных, нормативных правовых актов;
Инспекционный контроль состоит из сбора и анализа информации о сертифицированных древесине, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсах; разработки и утверждения программы этого контроля; создания комиссии для его проведения; документального анализа и натурного освидетельствования, производимых аналогично основным работам по лесной сертификация-проверки соблюдения условий лицензии на право применения знака соответствия; оформления результатов контроля и принятия решения по сохранению, приостановлению или отмене действия выданного сертификата и лицензии на применение знака соответствия, разработки перечня корректирующих мероприятий и сроков их реализации (в случае необходимости), повторной проверки объектов сертификации; принятия решения о возобновлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия или его отмене и аннулировании лицензии. Вопрос о стоимости выполняемых работ - ключевой при внедрении системы лесной сертификации в России. Сертификация будет развиваться только в том случае, если выгода от нее будет больше, чем затраты [8]. Стоимость сертификации зависит от стоимости трех составляющих: доведения уровня лесного хозяйства и лесозаготовок до требуемых нормативов, самой сертификации, сертификации цепочки от заготовки до переработки, Затраты на доведение лесного хозяйства и лесозаготовок до требуемого при сертификации уровня наиболее значительны. В то же время повышение эффективности планирования и ведения лесного хозяйства и лесозаготовительных производств, неизбежное при сертификации, приводит к увеличению выхода продукции и частичной компенсации затрат. В ряде стран, например в Польше, затраты на совершенствование лесного хозяйства при сертификации оказались ниже, чем выгоды от нее. Ведущая шведская фирма Асси-Домэн в марте 1998 г. опубликовала пресс-релиз, согласно которому доходность от продажи сертифицированной древесины превысила доходность от продажи обычной при заложении в себестоимость затрат на улучшение лесного хозяйства. По данным Российского представительства Всемирного фонда дикой природы [5], затраты на собственно сертификацию (данная работа посвящена именно этому вопросу) для среднего леспромхоза в Карелии при покрытой лесом площади в 160 тыс. га и объеме заготовок 180- 200 тыс. м кубвят, возможно, 1-1, 5 руб. за 1 мкуб круглых материалов и в 2-2, 5 раза ниже за 1 мкуб балансов. Затраты на отслеживание цепочки от заготовки до переработки должны составлять в среднем 1 % от цены на границе (до уплаты таможенных сборов). Стоимость сертифицированной древесины будет в целом на 5-10 % выше, чем обычной. По проведенным социологическим опросам, до 40 % потребителей согласны на такую доплату. В соответствии с Правилами [3] лесная сертификация осуществляется по следующим схемам:
Натурное освидетельствование мест несплошных рубок кроме перечисленных выше работ предусматривает учет назначенных в рубку, но невырубленных деревьев, сохранности деревьев от повреждений, количества уничтоженных или поврежденных граничных, квартальных и лесосечных столбов, оценку своевременности проведения, интенсивности и повторяемости рубок. При натурном освидетельствовании древесины, отпускаемой на корню в процессе рубок промежуточного пользования и прочих рубок, эксперты проверяют правильность назначения насаждений в рубки ухода, их отвода, оформления; отбора деревьев на выращивание и в рубку, их учета, выбора и соблюдения технологии рубок ухода, установленных параметров технологической сети участка; учитывают вырубленные, уничтоженные при рубке и поврежденные деревья из числа оставленных на выращивание; проверяют сохранность подроста и других ярусов растительности, наличие и параметры отрицательных воздействий на почву и другие компоненты биогеоценозов, качество очистки мест рубок, наличие и состояние постоянных пробных площадей; оценивают своевременность проведения и интенсивность рубок; учитывают количество уничтоженных или поврежденных граничных, квартальных и лесосечных столбов. При натурном обследовании мест заготовки второстепенных лесных ресурсов освидетельствуют границы лесосек и 50-метровых полос, смежных с ними, количество заготовленных второстепенных лесных ресурсов (до их вывозки в местах временного складирования, указанных в лесорубочном билете, по актам промежуточного освидетельствования). Эксперты учитывают следующие нарушения: заготовку второстепенный лесных ресурсов за пределами переданных для этой цели площадей; рубку и повреждение семенников и деревьев, не разрешенных к рубке, как на переданном участке, так и за его пределами; уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов, захламленность границ, просек и прилегающих к лесосекам 50-метровых полос; оставление не вывезенными по истечении установленного срока второстепенных лесных ресурсов; самовольную (до процедуры сертификации) вывозку их, отгрузку и переработку, а также вывозку их в не указанное в лесорубочном билете (ордере) место; уничтожение подроста и молодняков, вызванное несоблюдением установленного порядка заготовки второстепенных лесных ресурсов; повреждение или уничтожение лесных культур; неудовлетворительную или несвоевременную очистку мест заготовки второстепенных лесных ресурсов; проведение заготовки и трелевку их способами, в результате которых в горных условиях возникает эрозия почв. На основании камеральных и полевых работ сертифицирующие организации составляют заключение и протоколы проверки на соответствие, которые выдаются заявителю. Одно из главных условий проведения сертификационных работ - наличие достаточно полной и обновленной с учетом современной нормативной базы по ведению лесного хозяйства и осуществлению лесопользования (прежде всего, документов, регламентирующих рубки главного и промежуточного пользования). Во всех нормативных документах по ведению рубок главного пользования содержатся сведения о лесоводственных требованиях и технологии лесосечных работ, методах очистки мест рубок, мероприятиях по восстановлению леса и противопожарные требования к проведению лесосечных работ. При проверке каждого объекта сертификации учитывают способ рубки, схемы размещения лесовозных дорог, усов, волоков, погрузочных пунктов, складов, площадь, на которой должен быть сохранен подрост и второй ярус хозяйственно ценных пород, степень их сохранности, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов. Все эти сведения о конкретной лесосеке содержатся в технологической карте, которую в соответствии с правилами составляет лесозаготовитель. Поэтому при проверке конкретного лесопользователя способом натурной экспертизы необходимо прежде всего проанализировать технологию рубки, зафиксированную в технологической карте, а затем сверить с фактическим состоянием лесосеки. Лесная сертификация должна осуществляться с учетом рациональной детализации работ, привлечения к их выполнению компетентных специалистов, обоснованного выбора проверяемых участков, целесообразной продолжительности выездов. Это позволит определить отвечающую поставленным задачам структуру затрат на сертификационные мероприятия. В соответствии с требованиями нормативно-законодательных актов и перечнем работ по лесной сертификации в состав экспертной комиссии включаются эксперты Центра по лесной сертификации. Лесхоз, в котором проводится сертификация, представляет для ознакомления комиссии необходимую техническую документацию по лесопользованию и ведению лесного хозяйства. По пожеланиям заявителя, административных и местных органов власти, экологических неправительственных организаций и других возможных участников лесной сертификации в экспертную комиссию могут входить их представители. В настоящее время нормативы трудовых и финансовых затрат на лесную сертификацию отсутствуют. В основу расчета должны быть положены нормы выработки и расценки, применяемые в лесном хозяйстве, лесоустройстве и на лесозаготовках. Из-за отсутствия отработанной и утвержденной технологии сертификационных работ, учитывающей содержание и количественные параметры выполняемых мероприятий, состав и численность исполнителей, эти нормативы рассматриваются как временные. По мере проведения лесной сертификации в дальнейшем целесообразно установить и утвердить соответствующие нормативы затрат. Затраты на проведение лесной сертификации определяются преимущественно затратами труда экспертов. Размер их зависит от полноты учета параметров качества лесозаготовительного производства. Сертификация в одних случаях может осуществляться по упрощенной схеме, в других - носить более детализированный характер. Соответственно затраты труда по разным схемам будут различными. Структура и размер их зависят от принятых в Российской Федерации систем лесорастительного и лесотаксационного районирования. Территория лесного фонда дифференцируется по лесорастительным зонам (зоны хвойных лесов, включающей подзоны северной, средней и южной тайги, смешанных, широколиственных). При расчете затрат на сертификацию учитываются также типы условий произрастания и класс бонитета насаждений. В соответствии с существующими в лесоустройстве категориями трудности таксационных работ приняты четыре категории трудности экспертных мероприятий, выполняемых при освидетельствовании сертифицируемых участков. Согласно требованиям закона "О сертификации продукции и услуг" [1] и Рекомендаций [6] все фактически проведенные работы по обязательной сертификации и инспекционному контролю оплачиваются за счет собственных средств заявителя (вне зависимости от принятых по их результатам решений) на договорной основе. Однако следует отметить, что государство, защищая интересы отечественного производителя, может оказывать политическую и финансовую поддержку независимым органом сертификации. В качестве примеров можно привести поддержку канадским правительством инициативы CSA (Canadian Standard Association), помощь Финляндской системе сертификации лесного хозяйства со стороны финляндского правительства, поддержку нидерландским правительством инициатив FSC (The Forest Stewardship Council). По нашему мнению, государство может финансировать часть расходов центров по лесной сертификации следующим образом: за счет бюджетных средств оплачиваются расходы на сертификационные работы, включая инспекционный контроль и выдачу сертификата, знаков соответствия и лицензии на применение знаков соответствия, а за счет собственных средств заявителя - командировочные расходы экспертов и рабочих, предоставляемых заявителем для целей натурного освидетельствования. В соответствии с требованиями Рекомендаций [6] стоимость работ центра по лесной сертификации не включает командировочные расходы. Их оплата входит в сумму договора и осуществляется заявителем дополнительно в порядке, установленном действующим законодательством по отдельной смете. Средняя дневная ставка специалистов, привлекаемых к выполнению работ, включая инспекционный контроль за соответствием сертифицированных объектов требованиям нормативных документов, не должна превышать минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации [6]. При обязательной лесной сертификации оплате подлежат услуги центра по лесной сертификации, включая инспекционный контроль за соответствием сертифицированных участков требованиям нормативной документации (камеральные и полевые работы), по выдаче сертификата, знаков соответствия и лицензии на применение знаков соответствия.
Стоимость договорных работ по сертификации определяется по формуле: Плата за выдачу сертификата и лицензии является фиксированной и устанавливается в размере минимальной месячной заработной платы, определяемой законодательством РФ. Взимается она в предварительном порядке. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии не возвращается. За продление, перерегистрацию (при изменении условий действия лицензии), а также при повторной подаче заявки плата взимается как за выдачу лицензии. Знаки соответствия оплачиваются из следующего расчета: один знак - 0, 12 (минимальной заработной платы), 2-10 .- 0, 06 , свыше 10 - [0, 5+0, 02 (М-10)] Tmin (M - число знаков соответствия). Стоимость проезда эксперта от места проживания до места назначения, оплата жилья, коммунальных услуг, связи, служебных разъездов и суточных, входит в командировочные расходы и оплачивается заявителем по отдельной смете [6]. Стоимость служебных разъездов рассчитывается исходя из отработанных машиносмен транспорта и налета часов воздушных судов (вертолетов).
Стоимость работ (услуг) центра по лесной сертификации определяется так:
Величина дневной ставки эксперта исчисляется по формуле
Инспекционный контроль оплачивается заявителем в рамках работ по сертификации. Стоимость его рассчитывается таким образом: Сертификация мест рубок главного пользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов осуществляется по показателям, приведенным в соответствующих документах. Места рубок промежуточного пользования (рубок ухода) сертифицируют с помощью принятых (в лесоводстве, таксации) номенклатуры и характеристик показателей. В данном случае может использоваться рассчитанный как средневзвешенный показатель класса качества для всего комплекса оцениваемых участков. Чтобы иметь представление о возможном варьировании оценок стоимости лесной сертификации, в 2000 г. рассчитана стоимость работ для высоко- и низкопродуктивных лесов. При этом приняты следующие условные характеристики участков:
Состав и нормативы затрат труда на мероприятия, оплачиваемые заявителем органа по лесной сертификации, определяли по перечню работ, приведенных выше, расчет их стоимости - по формулам (1) - (4). За основу расчета тарифной ставки экспертов по лесной сертификации взята оценка условной средней месячной зарплаты в лесоустройстве. Кроме того, дневная ставка экспертов включала премии, надбавки и другие выплаты в соответствии с принятой в конкретном регионе системой оплаты труда согласно действующим нормам и законодательным актам. В норматив начислений на заработную плату вошли отчисления органам государственного социального страхования (5, 4%), пенсионного фонда (1%), государственного фонда занятости (1, 5%), медицинского обязательного страхования (3, 6 %) и другие отчисления, предусмотренные законодательными актами, от затрат на оплату труда. При продолжительности рабочего дня 8412 мин принято среднемесячное число рабочих дней - 21, 7. По фактическим данным, сумма .амортизационных расходов на используемые экспертами измерительные инструменты и затрат на пополнение материалов составила 35 % от затрат на оплату труда, а размер накладных расходов - 50 %. В результате расчетов стоимость договорных работ по лесной сертификации для высокопродуктивных лесов колеблется в зависимости от применяемых схем от 5299, 6 до 24611, 16 руб., в пересчете на 1 м куб древесины - от 0, 53 до 2, 46 руб.; для низкопродуктивных лесов - соответственно от 19796, 01 до 261905, 95 и от 0, 08 до 1, 05 руб. (в расчет не была включена стоимость командировочных расходов, оплачиваемых по отдельной смете). Полученные данные могут быть откорректированы при внедрении системы обязательной лесной сертификации в ходе опытных работ в пилотных регионах Российской Федерации. Список литературы
|
| |||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
|
|