Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Баннерная сеть | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Приоритеты инвестиционной поддержки реформирования лесоуправления и лесопользования в России: взгляд общественных организаций

Материалы к Круглому столу 21.05.2002 г. в Министерстве природных ресурсов

1. За два года, прошедших после завершения подготовки Пилотного проекта Всемирного банка по устойчивому лесопользованию, произошел ряд существенных изменений, которые должны быть учтены до начала его реализации:

  • профессиональный, организационный и моральный уровень управления лесным хозяйством резко деградировал;
  • система охраны природы развалена (произошла фактическая ликвидация системы экологической экспертизы и системы независимого экологического контроля);
  • усилилась всепроникающая (вплоть до самых высоких уровней управления) криминализация лесных секторов ряда регионов и отраслей (экспортные поставки древесины с Дальнего Востока и Северного Кавказа, торговля мебелью);
  • выросли безответственность и закрытость работы системы управления лесным хозяйством и охраной природы, особенно заметная на федеральном уровне.

2. В связи с этим Компонент А Пилотного проекта должен быть существенно усилен для более эффективного противодействия указанным негативным тенденциям.

3. Общими направлениями должны быть:

  • упрощение структуры проекта с целью концентрации средств на приоритетных направлениях;
  • анализ экономической эффективности мероприятий, предлагаемых к финансированию, и обеспечение объективного и открытого контроля этого показателя;
  • в целях обеспечения объективного контроля и оценки результатов проекта следует проводить его периодический (не реже раза в полгода) независимый аудит под руководством Минэкономразвития и/или Минфина с участием неправительственных природоохранных организаций и общественности;
  • повышение открытости и темпов процесса реализации проекта, в частности за счет четкого определения персональной ответственности официальных лиц и ежегодной публичной оценки мероприятий по проекту, выполненных за истекший период.

4. Подкомпоненты А.1 Совершенствование лесной политики (4,0 млн долларов США) и А.5 Тиражирование реформы в области лесной политики и лесоуправления (3,1 млн долларов США) должны реализовываться только после того, как Минприроды опубликует свои планы реформирования сектора и они будут обсуждены с участием всех заинтересованных сторон. Безусловным условием финансирования этих работ должно быть проведение аудита и открытая публикация отчета об использовании бюджетных средств, выделявшихся на ведение лесного хозяйства в течение последних 3 лет. В рамках проекта не должна допускаться повторная оплата работ, выполнение которых уже было профинансировано из других источников. При реализации данного компонента особое внимание должно уделяться криминальным проблемам лесного сектора России и мерам по их решению.

5. Подкомпонент А.2. Информационные системы лесоуправления и совершенствование лесоустройства (6,5 млн долларов США).

Приоритетом должно быть не решение частных вопросов и финансирования рутинного технического перевооружения, а развитие системы мониторинга состояния лесов, особенно в части глобально значимых показателей (лесные пожары, малонарушенные лесные экосистемы), общей информационной инфраструктуры лесного сектора страны.

Необходимо также создать систему, позволяющую оперативно отслеживать экономически и экологически значимые изменения в структуре лесного фонда в разрезе регионов и лесхозов (динамика лесного фонда по категориям доступности, в том числе по разрядам такс, по классам запаса и бонитета; доля лесов, временно не доступных для эксплуатации по срокам примыкания или только что вышедших из рубок ухода; динамика лесного фонда вдоль существующих дорог; и т.д.).

Ко всей этой информации должен быть обеспечен свободный доступ всех заинтересованных сторон.

6. Подкомпонент А.3. Совершенствование региональных систем охраны и защиты лесов (22,5 млн долларов США) должен реализовываться только после анализа эффективности использования ранее выделяемых для этих целей средств, критической оценки эффективности предлагаемых мероприятий. Средства должны быть перераспределены в соответствии с реальной значимостью рассматриваемых проблем среди модельных регионов.

Приоритетами должны быть не затратные технические мероприятия, а налаживание межведомственного взаимодействия (между МЧС, МПР, Минсельзхозом, МВД, МПС, местными и региональными властями), внедрение эффективного мониторинга и профилактических мер (патрулирование, управление лесными пожарами), социальная защита пострадавших лиц, развитие системы страхования лесов от пожаров и заключение на ее основе договоров с пожарной службой о тушении пожаров и охранных мероприятиях.

7. Подкомпонент А.4. Совершенствование региональных систем воспроизводства леса (7,4 млн долларов США). Необходим открытый и доказательный анализ экономической эффективности предлагаемых решений, относящихся к сфере давно уже разработанных технологических процессов (сеянцы в контейнерах). Если их использование экономически высоко эффективно, то оно должно происходить на коммерческих условиях. В противном случае непонятным остаются мотивы широкомасштабного внедрения этой технологии.

Приоритет в этом подкомпоненте должен быть отдан альтернативному подходу к лесовосстановлению - широкомасштабному использованию выборочных и постепенных рубок, - значительно более эффективному и дешевому, к тому же способствующему воспроизводству леса в кратчайшие сроки.

Смотрите также:

Проблемы, с которыми может столкнуться устойчивое лесопользование в России



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России | Дом детского и юношеского туризма и экскурсий | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!