Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Как мы видим устойчивое лесопользование в России

Необходимые первоочередные меры по наведению порядка в лесном хозяйстве

1. Приостановка хаотического реформирования лесного законодательства и основ управления лесами до принятия стратегии управления лесами Российской Федерации

Как показывает практика последних лет, меры по реформированию лесного хозяйства, принимаемые без единой стратегии, четко определенных целей и задач, обычно не приводят к ожидаемому результату и только усугубляют существующую ситуацию. В связи с этим, до принятия разумной и приемлемой для общества стратегии управления лесами Российской Федерации (см. следующий пункт) хаотическое реформирование системы управления лесами должно быть приостановлено. В частности, должны быть приостановлены следующие процессы:

  • разработка и принятие нового Лесного кодекса, а также всевозможных поправок к нему;
  • разработка и принятие нормативно-технической документации;
  • изменение правового статуса и функций лесхозов и приравненных к ним подразделений лесной службы;
  • изменение форм собственности на леса и порядка предоставления лесных ресурсов в пользование;
  • введение новых крупных статей расходов, связанных с управлением лесами (например, страхования лесов от пожаров);
  • получение новых кредитов от международных финансовых агентств на реформу управления лесами (например, дополнительных кредитов от Всемирного банка).

Если эти процессы не будут приостановлены до принятия разумной и приемлемой для общества стратегии управления лесами, они могут привести к неоправданным трудностям при реализации этой стратегии, а также к дополнительным неоправданным расходам.

2. Выработка разумной стратегии управления лесами Российской Федерации

Для внесения разумных изменений в систему управления лесами Российской Федерации нужна долгосроч-ная стратегия управления лесами, которая в настоящее время отсутствует. Имеющаяся концепция управления лесами вряд ли может быть использована в качестве основы, поскольку она соответствует скорее реалиям 20-30-летней давности, чем современным (а именно условиям, когда "объемные" показатели были значительно важнее экономических, а пользование древесными ресурсами рассматривалось без учета природоохранных и социальных функций леса).

Стратегия должна учитывать ограниченность легкодоступных и высоколиквидных лесных ресурсов в России и относительно небольшую площадь лесов, в пределах которых возможно ведение устойчивого интенсивного лесного хозяйства. То есть стратегия не должна строиться на устаревшем представлении о неистощительности лесных богатств России (возникшем во времена СССР, когда необходимые для "освоения" труднодоступных лесных ресурсов средства не рассматривались как лимитирующий фактор). Практически это означает, что стратегия должна быть рассчитана на увеличение доходности лесной отрасли в пределах объемов заготовки древесины, сопоставимых с современными.

Стратегия должна учитывать не только экономические, но и биологические, средообразующие и социальные ценности и функции лесов, иначе ее реализация неизбежно приведет к многочисленным конфликтам и активному противодействию со стороны многих заинтересованных сторон. Стратегия должна учитывать ограниченность имеющихся и потенциальных средств на управление лесами и его реформу, и определять не столько вообще все, что может быть сделано (напр., строительство двадцати новых ЦБК), сколько первоочередные и выполнимые при реально возможном финансировании задачи (напр., создание мобильных оперативных групп по охране лесов, выделение зон интенсивного лесоводства, восстановление защитного лесоразведения, привлечение арендаторов к проведению лесохозяйственных мероприятий и т.д.).

Стратегия должна создаваться с привлечением специалистов-практиков и общественности, а не только силами узкого круга министерских чиновников - иначе она окажется всего лишь научным трудом, не имеющим никаких шансов на реализацию.

3. Разделение охранно-контрольных и хозяйственных функций в системе органов управления лесным хозяйством

Благодаря тому, что одни и те же люди выполняют одновременно охранно-контрольные и хозяйственные функции (в первую очередь рубки ухода) и последние приносят им до 90% зарплаты, в России фактически отсутствует лесная охрана. Это служит одной из главных причин отсутствия реальной борьбы с лесонарушениями, в том числе воровством древесины. Кроме того, совмещение функций рубок и контроля за их качеством в лесхозах приводит к крайне низкому качеству рубок и большому количеству нарушений, допускаемых самими работниками лесхозов.

Беспорядки, связанные с совмещением лесхозами контрольно-охранных и хозяйственных функций, послужили главным формальным поводом к ликвидации Рослесхоза. Тем не менее, министерством природных ресурсов не было сделано ничего, чтобы на практике ситуацию исправить (неопределенность положения лесхозов только усугубила проблему).

Для того, чтобы не разрушить едва живую систему управления лесами, разделение функций целесообразно производить постепенно, начав с уровня должностных обязанностей. Целесообразно разделение существующего штата лесников, фактически представляющих собой рабочих, полное время занятых на рубках и других хозмероприя-тиях, на лесную охрану (в форме мобильных оперативных групп) и собственно лесохозяйственных рабочих.

В дальнейшем необходимо полное разделение контрольных и хозяйственных функций. На базе лесхозов необходимо организовать государственные лесные инспекции (действующие на территории соответствующих лесхозов), в функции которых входит только государственный контроль в области ведения лесного хозяйства и лесопользования, охрана лесов, предотвращение и тушение лесных пожаров. Государственные лесные инспекции должны быть подчинены службе контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды соответствующего ГУПРа. Должностные лица государственной лесной инспекции должны быть отнесены к федеральным государственным служащим.

Сами лесхозы должны существовать в форме федеральных государственных учреждений, в функции которых входит предоставление участков лесного фонда в пользование и иные функции управления в области лесного хозяйства, ведение лесного хозяйства (в том числе рубок промежуточного пользования и прочих, если нет иного ис-полнителя), проведение работ по предотвращению и тушению лесных пожаров и других хозяйственных мероприятий.

4. Повышение заработной платы работников лесной охраны до уровня, обеспечивающего должную мотивацию к работе

Для того, чтобы работник лесной охраны имел заинтересованность в выполнении своих прямых обязанностей, необходимо, чтобы получаемая за это заработная плата позволяла ему и его семье хотя бы выжить. Существующая заработная плата работника лесной охраны (если не считать надбавок за его участие в хозяйственных мероприятиях, в основном рубках) не позволяет ему не только обеспечить семью, но и просто существовать самому. Это не создает никаких стимулов к эффективной работе.

Выделяемые федеральным бюджетом средства на лесное хозяйство позволяют обеспечить повышение заработной платы работникам лесной охраны, но только в том случае, если численность лесной охраны будет разумной (например, при наличии в каждом лесхозе 2-3 мобильных оперативных групп численностью в 5-7 человек каждая общее количество работников таких групп составит 20-35 тысяч человек (т.е. в несколько раз меньше, чем формальная численность современной лесной охраны). Для этого необходимо выполнение пункта 3. Как показывает опыт ра-боты различных специализированных оперативных групп на юге Дальнего Востока, одна такая группа способна выяв-лять больше нарушений, чем все работники "обычной" лесной охраны целого региона.

Размер оплаты труда работников лесной охраны за выполнение прямых обязанностей должен соответство-вать как минимум требованиям отраслевого тарифного соглашения по лесному хозяйству на 2001 - 2003 г.г., установленным для работников, занятых на важных и ответственных работах (§ 1.2), т.е. 8-12 разрядам единой тарифной сетки, со всеми предусмотренными дополнительными выплатами и максимальным размером допустимого премиро-вания из средств федерального бюджета. В лесхозах, производящих самостоятельно рубки промежуточного пользо-вания с заготовкой ликвидной древесины, работники лесной охраны должны иметь уровень оплаты труда не мень-ший, чем у рабочих, занятых на рубках. После формирования государственных лесных инспекций и отнесения их должностных лиц к федеральным государственным служащим должен быть установлен соответствующий размер оплаты их труда.

5. Повышение вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину

Низкие вывозные таможенные пошлины на необработанную древесину в сочетании с необыкновенно низкими (практически самыми низкими в мире) ставками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, обеспечивают сверхвысокую доходность экспорта необработанной древесины, особенно в приграничных районах. Возможность получения быстрых и больших денег создает условия, стимулирующие воровство леса (особенно при слабости лесной охраны). Изъятие сверхдоходов у экспортеров круглого леса только за счет повышения ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, затруднительно, поскольку может пагубно отразиться на состоянии россий-ских переработчиков. Оптимальным является постепенное и заранее объявляемое повышение вывозных таможен-ных пошлин на необработанную древесину до 20-25% на хвойные породы и березу и до 50% на твердолиственные, что (оценочно) является пороговым значением, при котором доходность обработки древесины внутри России будет сравнима с доходностью вывоза ее в круглом виде за рубеж.

Одновременно с этим целесообразно снижение вывозных таможенных пошлин на всю продукцию глубокой переработки древесины (но такое снижение должно происходить на фоне соответствующего повышения минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, чтобы избежать потери государством доходов от использования лесных ресурсов).

6. Предоставление большей свободы пользователям (арендаторам лесного фонда) в выборе оптимальных с точки зрения результата хозяйственных решений

Чрезмерная строгость планирования хозяйственной деятельности приводит к тому, что лесхозы и лесопользователи практически не имеют возможности выбирать оптимальные формы хозяйственной деятельности (в том числе видов и способов рубки), наилучшим образом отвечающие конкретным условиям его работы.

Действующие правила и система планирования должны не предписывать конкретный вид хозяйственного мероприятия, а определять допустимый лесоводственный результат этого мероприятия. Как конкретно добиться этого результата - должен решать тот, кто непосредственно планирует осуществление конкретного мероприятия (т.е. лесхоз при краткосрочном пользовании, арендатор при аренде) с учетом конкретной экономической ситуации, собственного опыта, имеющейся техники и технологии, требований выбранной им системы лесной сертификации и других факторов.

Лесопользователь не должен платить штрафов за принятие разумных решений, обеспечивающих большую доходность его деятельности (например, замену сплошной рубки выборочной или оставление отдельны категорий деревьев при несоответствии структуры спроса сортиментному составу насаждений), если эти решения не ведут в длительной перспективе к существенному ухудшению состояния лесов.

7. Введение нового порядка определения расчетной лесосеки с разделением ее на "доступную" и "потенциально доступную"

Современный порядок определения расчетной лесосеки, заимствованный в середине XIX века из Германии и сохранившийся практически неизменным до настоящего времени, не соответствует условиям российской действительности и создает иллюзию изобилия доступных для рубки лесов там, где в реальности сырьевые базы сильно истощены. В настоящее время в расчет главного пользования включается значительная доля лесов, в реальности не доступных для эксплуатации по показателям запаса, товарности, расстояния вывозки и другим.

Для определения расчетной лесосеки, более или менее соответствующей реальному количеству ликвидных лесных ресурсов, необходимо исключить из расчета "доступной" расчетной лесосеки следующие насаждения:

  • с относительно низкими запасами ( до 90 м3/га для небольших расстояний вывозки - 1-3 разряды такс, до 120 м3/га для остальных разрядов такс);
  • пройденные подсочкой более 10 лет назад;
  • пройденные в течение последнего ревизионного периода рубками промежуточного пользования;
  • с преобладанием осины, желтой и каменной берез, черной ольхи и других пород, не пользующихся спросом.

По указанным категориям лесов рассчитывать "условно-доступную" расчетную лесосеку. Планирование объемов рубки вести отдельно в пределах "доступной" и "условно-доступной" расчетных лесосек, не допуская переруба ни по одной из них (но и не взимая штрафов за неиспользование "условно-доступной" расчетной лесосеки).

Разделение расчетной лесосеки на "доступную" и "условно-доступную" не окажет прямого и немедленного влияния на объемы заготовки, но, по крайней мере, даст разумную основу для планирования дальнейшего развития лесной отрасли России.

Необходимо также уменьшение площади хозяйственных секций, по которым определяется расчетная лесо-сека, до размеров одного лесничества, чтобы избежать местных перерубов, обычно случающихся при большой раз-нице в транспортной доступности лесов одной хозяйственной секции.

8. Формирование самостоятельной профессиональной лесной службы

Необходимым условием устойчивого управления лесами России является формирование самостоятельной профессиональной лесной службы, отвечающей за все вопросы, связанные с лесом. В настоящее время серьезными проблемами (кроме вышеперечисленных) являются рассредоточенность отдельных вопросов по различным подразделениям министерства природных ресурсов, нехватка профессиональных кадров на федеральном уровне, потеря "неудобных" (обычно - имеющих собственное мнение) сотрудников. Необходимым условием формирования дееспособной лесной службы на федеральном уровне является дополнительный набор новых руководителей высшего уровня из числа практиков, реально представляющих себе условия управления лесами и функционирования лесной промышленности в Российской Федерации (не в СССР!) - преимущественно из числа сотрудников ГУПРов, лесных отделов администраций регионов, руководителей лесхозов, сотрудников предприятий лесной промышленности.

Для снижения вероятности неразумных действий лесной службы (типа разработки проекта нового лесного кодекса в нынешнем варианте, поправок к действующему кодексу, концепции развития лесного хозяйства, попыток ликвидации системы лесхозов и т.д.) все основополагающие документы должны проходить через обсуждение на общественном совете лесной службы, состоящем преимущественно из специалистов, не работающих в системе того ведомства, частью которого является лесная служба. Кроме того, все основополагающие документы должны в обязательном порядке проходить обсуждение среди лесных специалистов и научной общественности (в том числе в регио-нах), а их проекты проходить общественные слушанья в установленном законодательством порядке.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!