Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Принципы экологически устойчивого ведения лесного хозяйства и использования лесов в Европейской части России

Принято единогласно участниками Международного семинара по устойчивому лесоводству в г.Костомукша, Россия, 4-7 октября 1995 г.

Участники семинара отмечают, что существующая практика лесопользования в Европейской части России ведет к истощению лесных ресурсов и деградации лесных экосистем, в связи с чем необходима разработка и внедрение в практику альтернативной системы ведения лесного хозяйства.

Критерии устойчивого лесоводства должны быть развиты на основе общих принципов, а также учитывать региональную специфику.

1. Методы ведения лесного хозяйства и лесопользования должны в максимально возможной степени соответствовать естественной динамике лесных сообществ. (за исключением экологических и вызванных человеком лесных катастроф). При составлении планов лесного хозяйства и расчета лесосеки необходимо исходить из экологически оптимального соотношения на данной территории лесов на разных стадиях сукцессии, в том числе старовозрастных "перестойных" лесов; лесных и не лесных площадей; соотношения охраняемых природных территорий, территорий с ограниченным лесопользованием и интенсивно используемых лесов.

Комментарий: На всех лесных землях на стадии составления проекта ведения хозяйства должны выделяться территории с ограничениями лесо- пользования. Хозяйственные мероприятия на них должны назначаться в со- ответствии с их средообразующими и природоохранными функциями. Лесоус- троительные предприятия должны выявлять в процессе лесоустройства и вносить в проектные материалы новые ценные природные территории, в том числе места обитания редких видов растений и животных, а также сущест- вующие природные заказники, памятники природы, другие особо охраняемые территории.

2. Охраняемые территории и леса 1 группы

2.1 Лесное законодательство должно быть приведено в соответствие с природоохранным законодательством (Закон "Об охране окружающей при- родной среды", "Об собо охраняемых природных территориях", "О животном мире" и др.)

Комментарий: Законодательная база должна четко представлять концепцию устойчивого ведения хозяйства во всех лесах. В лесном законодательстве имеются положения об этом, однако они декларативны и не имеют прямого действия. Нормативная база в основном направлена на организацию интенсивного ведения хозяйства. Кроме того, существуют противоречия как в самом лесном законодательстве, так и между лесным и природоохранным законодательством, допускающие различные толкования этих положений. Органы лесного хозяйства же признают только "свое" законодательство.

Необходимы лесные ведомственные нормативы по сохранению биоразнообразия при ведении лесного хозяйства, согласованные с соотвествующими природоохранными нормативами. Необходимо привести лесное законодательство в соотвествие с Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О животном мире". Необходимо из статьи 14, 19 и статьи 42 исключить пункты о лесах особо охраняемых природных территорииях и лесах природно-заповедного фонда, вместо них включить пункт "Особо ценные леса" (особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения, притундровые леса, заповедные лесные участки). А также включить статью "Лесные отношения на особо охраняемых природных территориях" в следующей редакции: "Лесные отношения на особо охраняемых природных территориях регулируются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

2.3 Правительством должны выделяться средства, необходимые для поддержания и развития системы охраняемых территорий. Решения природоохранных правительственных структур федерального уровня должны обладать наибольшей юридической силой, в случаях когда местные власти не хотят охранять территории, имеющие особое значение для сохранения биологического разнообразия в регионе.

Комментарий: В настоящее время работы по созданию федеральной системы ООПТ могут быть практически свернуты из-за принципиальной позиции некоторых ведомств (в частности Минфина России), препятствующих созданию новых ООПТ.Это касается в том числе и объектов, включенных в перечень зповедников и национальных парков России рекомендуемых к созданию до 2005 года Правительством Российской Федерации. Создание региональных сетей полностью зависит от позиции региональных органов власти по этому вопросу. Так в Московской области с 1990 года не создано ни одной ООПТ, 1 ликвидирована. Охрана региональных ООПТ в основном возлагается на землепользователей, которые часто сами являются основными нарушителями режима ООПТ. Контроль со стороны органов охраны природы в большинстве регионов либо отсутствует, либо крайне неэффективен из-за их слабой компетентности и зависимости от местных органов власти.

Необходимо добиваться на федеральном уровне обязательности включения в федеральный бюджет средств на развитие федеральной сети ООПТ, предоставления органам охраны природы прав воздействовать на региональные органы власти в случае несогласия их создавать ООПТ особенно важных для сохранения биоразнообразия региона.

Необходимо также разработать нормативную и организационную базу эффективного государственного и общественного контроля за состоянием ООПТ.

2.4 Лесное законодательные и нормативные акты должны учитывать требования законодательной базы по охране редких и исчезающих видов.

Комментарий: Законодательная база по охране редких видов достаточно разработана и предусматривает механизмы сохранения как самих видов, так и мест их обитания, однако опять же нет нормативной базы, конкретизирующей законы и реальных механизмов их реализации. В частности до сих пор правительством не утверждена Красная книга России, и, как следствие, Красные книги большинства регионов.

Необходима скорейшая разработка подзаконных актов об охране редких видов, а также приведение в соответствие с ними лесных нормативных актовм.

Практически отстутствуют государтвенные органы, специально занимающиеся охраной редких видов. Эти функции разбросаны между органами охраны природы, охотнадзора и лесного хозяйства. Отсутствует система постоянного мониторинга редких видов и принятия эффективных мер по их сохранению по факту выявления мест их обитания. Не разработан механизм включения видов в Красную книгу и исключения их из нее.

2.5 Неотъемлемой частью работы по составлению планов лесопользования должна являться разработка системы охраняемых территорий, необходимых для сохранения биологического разнообразия. Должны соблюдаться все экологические требования закрепленные в существующей нормативной базе, относящиеся к лесозаготовкам и лесовосстановлению.

Необходимо создать и законодательно эффективный механизм контроля за выполнением этих правил, включающий в себя участие общественности.

2.6 Лесоводственная и лесохозяйственная деятельность в лесах первой группы должна прежде всего способствовать сохранению тех функций, для осуществления которых эти леса выделялись.

Суммарный объем главного и промежуточного пользования не должен превышать расчетную лесосеку.

Все новые виды рубок должны быть запрещены в лесах особо охраняемых территорий, где запрещены рубки главного пользования.

Любые лесохозяйственные мероприятия, назначаемые во время ревизионного периода, а также разрабатываемые нормативы должны в обязательном порядке согласовываться со специально на то уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды.

Комментарий: В последнее время стали появляться новые виды рубок, (например, так называемые обновительные рубки, рубки переформирования и т.п.) разработанные специально для территорий, где запрещены рубки главного пользования. По сути дела, эти рубки являются рубками главного пользования и их объем порой превосходит расчетную лесосеку по главному пользованию. Подобная практика может привести к дезавуированию самой идеи лесов 1 группы и потере этими лесами их целевых функций, а также деградации особо охраняемых природных территорий.

3. Вырубка естественных и близких к ним старовозрастных лесов Европейской части России долна быть запрещена. Естественными лесами считаются леса, сформировавшиеся в основном за счет естественно-природных процессов, включая лесные пожары.

Комментарий: В настоящее время в европейскй части России сохранилось не более 20 процентов старовозрастных таежных лесов, существовавших на начало столетия. Основной причиной их исчезновения были лесозаготовки и промышленное освоение территорий. Уцелевшие крупные массивы старовозрастных лесов находятся в основном на севере Архангельской области и республики Коми. Как правило, они имеют низкие запасы древесины. Их освоение в настоящий момент экономически нереально и невозможно без мощных субсидий.

В Европе сохранилось три крупных полосы старовозрастных таежных лесов, протянувшихся с севера на юг. Это горные леса Швеции, пояс приграничных лесов на российско-финской границе и полоса на территории республики Коми в Предуралье. Значение этих полос для поддержания биологического разнообразия таежных лесов Европы колоссально. Пояс лесов на территории Коми будет включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Осушение лесных земель, должно быть запрещено, за исключением случаев, когда оно необходимо для восстановления гидрологического режима, нарушенного деятельностью человека.

5. Доступ общественности к информации

5.1. Вся информация о планах рубок, включая данные о размерых, расположении, применяемых технологиях, сведения о производителях и потребителях должны быть открыты и доступны для общественности.

Комментарий: В настоящее время экологически разрушительная дея- тельность экспортных лесозаготовителей прикрывается так называемыми "коммерческими секретами". Это позволяет некоторым компаниям дезинформировать потребителей об экологических последствиях их деятельности. Например финская компания "Вейтсилуото", в настоящеее время вошедшая в контролируемый государством концерн "Энсо Гутцайт" неоднократно заявляла потребителям в Германии, что не использует древесину, полученную за счет вырубок старовозрастных лесов.

Летом 1995 в окрестностях г. Костомукши обнаружены вырубки, произведенные финской компанией "Пельккю Ой" с многочисленными экологическими нарушениями - вырубкой лесов на месте планируемого национального парка, уничтожением местообитаний видов, включенных в Красные книги России и Карелии. На одной из них были найдена документация, показывающая что значительное количество хвойной древесины от вырубки соснового 250-летнего леса были поставлено фирмой "Пельккю Ой" компании "Вейтсилуото".

На запрос фирмы "Энсо Гутцайт" о готовности этой компании сделать открытым список поставщиков древесины, был получен отрицательный ответ. Причина - эта информация является "коммерческим секретом".

5.2. Природоохранные организации должны иметь доступ к данным лесоустройства, которые необходимы им для своей природоохранной работы, бесплатно или по стоимости изготовления копий. Компьютерные базы данных и географические информационные системы должны предоставлять информацию неправительственным природоохранным организациям по их запросам на той же основе.

Комментарий: Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии ... . Обязанность предоставить гражданам эту информацию возложена на специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды и государственные органы управления.

Некоммерческие природоохранные организации, уставными задачами которых является деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия должны иметь доступ к лесозяйственной документации.

6. Участие общественности в процессе принятия решений

6.1 Для всех проектов, где это требует российское законодательство, включая планы ведения лесного хозяйства, должна проводиться экологическая экспертиза с участием представителей общественности и неправительственных природоохранных организаций, а также общественные слушания.

7. Выполнение международных соглашений

7.1 Соответствующие российские и зарубежные правительственные структуры должны выполнять и следить за выполнением подписанных ими международных соглашений. Должен быть создан механизм предотвращения таких нарушений.

(Предлагается рассмотреть ряд нарушений резолюций Конференции Министров стран Европы по сохранению лесов - Хельсинки 1993 г, в связи с ситуацией в поясе приграничных лесов Карелии, и принять меры по их предотвращению).

8. Контроль катастрофических вспышек насекомых вредителей

8.1 Должны быть разработаны планы действий для случаев серьезных, катастрофических вспышек насекомых вредителей и лесных болезней.

8.2 Эти планы должны основываться на предотвращении создания антропогенных условий для таких катастрофических вспышек. Действия по контролю катастрофических вспышек должны включать экологическую экспертизу и мониторинг, информирование общественности. Меры контроля численности должны прежде всего основываться на естественно-биологических методах. Химические методы должны быть исключением в случае, если будет доказано, что они являются единственно возможными.



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!