Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Проблемы лесных отношений в России: глобальный, региональный и локальный контексты

21-22 ноября 2004 года
Санкт-Петербург

И.Б.Олимпиева, Научный сотрудник ЦНСИ, СПб

Неформальная экономика лесопользования: социологический ракурс

Введение: проект "Неформальная экономика лесопользования в Иркутской области: социальное измерение" проводится при поддержке МОНФ социологами Центра независимых социологических исследований в СПб совместно с коллегами из Центра независимых социологических исследований и образования в Иркутске. Особая актуальность проблемы неформальной экономики связана с ситуации принятия нового Лесного Кодекса: каким образом неформальные отношения могут повлиять на последствия принятия нового ЛК, прежде всего, с т. зрения введения института частной собственности и возможного изменения роли региональной и местной власти в управлении лесными ресурсами. Проект идет с сентября месяца этого года, в докладе используются материалы, полученные в ходе первого полевого исследования в одном из лесодобывающих поселков иркутской области.

1. Неформальная экономика как объект исследования

Основные концептуальные предпосылки проекта, как мы рассматриваем НЭ:

1. Неформальную экономику можно рассматривать как сектор, который измеряется количеством неучтенной продукции, уведенным из-под государственного контроля. Такой подход характерен прежде всего для экономической позиции, где рассматривается проблема налогообложения, недополучения средств госбюджетом и т.п. Основная задача исследователей при таком подходе измерить и оценить степень отклонения реальных масштабов экономики от формально фиксируемых в официальной статистике, т.е. масштабы неформального сектора. Другой подход фокусируется не на количественных измерителях неформально произведенной продукции, а на неформальных отношениях участников экономических взаимодействий. Есть формально заданные правила взаимодействия людей в сфере экономики (законодательством, различными нормативными актами, уставами и т.п.) а есть реальные практики взаимодействия, которые могут соответствовать или не соответствовать формальным, т.е., основной вопрос здесь заключается в том, чтобы понять, какую роль играют неформальные механизмы, отношения в формировании экономического поведения акторов. В нашем исследовании нас интересует именно этот подход - мы пытаемся понять, какую роль играют неформальные правила в общей системе взаимодействия акторов, включенных в отношения лесопользования. Каким образом неформальные отношения по поводу леса влияют на общую ситуацию в местных поселках

2. Мы рассматриваем лесопользование лишь как один из видов экономической деятельности., а неформальные практики лесопользования, соответственно, как проявление общих механизмов неформальной экономики, характерных для нашей страны, как частный случай неформальных отношений. Ракурс исследования при этом - не сравнение формального и неформального лесопользования, а скорее исследование проявлений общих правил неформальной экономики в лесной сфере. Мы пытаемся проанализировать ситуацию в лесной сфере, используя уже имеющиеся знания о неформальной экономике.

Известно, например, что спектр неформальных практик (по степени их неформальности, отклонения от формальных правил) очень широк - от чисто черных, которых не так уж и много, до серых светло-серых и почти белых. Черные - чистый криминал, серые - когда за фасадом "формального прикрытия" реально происходят неформальные интеракции, отклонения и нарушения правил. Имеются и белые неформальные практики, когда некоторые сферы деятельности просто не прописаны в законодательстве либо способ исполнения законодательно установленных норм сильно зависит от субъективных (межличностных) отношений и предпочтений. Мы можем найти примеры этому и в практиках лесопользования. К "чисто черным" неформальным практикам можно отнести рубки без разрешительных документов ("самовольные" рубки). Это и рубки для личных нужд местным населением, и самовольщики - бригады неформальных рубщиков, которые рубят лес на продажу

Гораздо более широк серый спектр неформальных рубок, когда при наличии лесобилета фактические рубки существенно отклоняются от нормы - по качеству и количеству леса, по выбору места, и т.п.

Известно также, что НЭ - широкий термин, объединяющий порой феномены различной природы. Так, наиболее очевидны различия между НЭ выживания (экономика домохозяйств и индивидуальных эк. Стратегий) и НЭ как бизнес стратегия. В ЛП это также очевидно… Хотя иногда одно переходит в другое, и в реальной жизни трудно отделить одно от другого. (в качестве кейсов выбраны 2 населенных пункта, один - преимущественно повседневное лесопользование, другой - промышленное лесопользование).

3. Неформальная экономика лесопользования в поселке, выбранном в качестве исследовательского кейса (N - районный центр)

N-ский район представляет собой единое муниципальное образование, в состав которого входят три поселка городского типа - и 34 сельских населенных пункта, объединенные 8-ю сельскими администрациями. Площадь района составляет 25,8 тыс. км2. Численность наличного населения на 1.01.2001 г. оценивалась в 46,9 тыс. человек, из которых 70,1% - городское, 29,9% - сельское. Район расположен в западной части Иркутской области. Район пересекает железнодорожная магистраль и автодорога. Экономико-географическое положение района можно считать в целом недостаточно благоприятным: в силу относительно суровых природно-климатических условий - он расположен за пределами зоны интенсивного освоения и заселения и удален от Транссибирской железнодорожной магистрали. Лесосырьевые ресурсы района значительны и достигают 451,6 млн. м3, из них хвойные - 78,8%. Доля эксплуатационного запаса в общем запасе насаждений составляет 58,8%, что связано с интенсивным освоением лесов со времени строительства железной дороги. При расчетной лесосеке в 5753,0 тыс. м3 фактически заготавливается всего 31% ее объема, но в то же время допускается переруб расчетной лесосеки хвойных пород на 35%. Численность населения 16600 человек. Трудоспособное - 10289, заняты в экономике - 7745. Основная форма предприятий лесозаготовителей - ООО. Всего их около 12. Также 1,5 - 2 десятка ЧП, заготавливают от 2 до 15 тыс. куб.

(Схема 1) Схема лесных отношений в N, составленная нашими коллегами из Иркутска после недели, проведенной в N, не претендует на исчерпывающую картину, ее смысл - упорядочить на бумаге многочисленные взаимодействия акторов лесного поля (локального) для последующего их анализа. При внимательном рассмотрении схемы, можно видеть, что практически каждое взаимодействие содержит серьезный неформальный потенциал, и практически реализуется неформально.

Все формальные структуры имеют неформальную "тень". В принципе, это нормальное явление, вопрос в том, является ли неформальное лишь девиацией (отклонением) от формальной нормы, которое в конечном итоге "работает" на ее реализацию, или неформальное само становится нормой взаимодействия (либо частично замещает механизмы). Задача состоит в том, чтобы найти в системе взаимодействия акторов нашего поля те узловые точки, где неформальные отношения доминируют над формальными, и где доминирование этих отношений может существенно влиять на ситуацию в исследуемом поселке (районе).

Несколько примеров таких наиболее очевидных "узловых точек" лесных отношений (отношений по поводу леса) на местном уровне, о которых можно говорить уже сейчас:

Неформальные отношения "предприниматели - местная администрация"

Можно утверждать, что неформальные отношения "предприниматели - местная администрация" принципиально влияют на ситуацию в N-ском районе. Здесь можно выделить две группы бизнесменов, фигурирующие в общем дискурсе (в частности, в оценках руководителей отделов администрации и центра занятости, служащих бюджетной сферы и среди местного населения):

  • Свои - местные предприниматели
  • Пришлые, "не наши", не N-ские бизнесмены (причем, это могут быть и красноярские, и братские, и иркутские, и московские. Часто в разговорах Москва-Питер объединяются в одну категорию "абсолютного зла").

"Свои" бизнесмены хорошие, поскольку они здесь живут, они ДОБРОВОЛЬНО поддерживают социальную сферу, благоустройство поселка, а "пришлые" - плохие, не платят местные налоги, не участвуют в решении социальных проблем, не производят отчисления в пенсионные и социальные фонды.. При более подробных расспросах оказывается, что не все "пришлые" одинаковы. Среди них есть "бизнесмены новой формации", которые ведут социально ответственный бизнес несмотря на то, что за ними стоит московский капитал. Но даже признавая благие деяния этих бизнесменов, общая оценка их деятельности негативная.

Администрация ставит свои условия "пришлым" работодателям: раз вы "въехали на нашу территорию, берете нашу сырьевую базу, значит должны решать социальные проблемы" . Однако, с формальной точки зрения, пришлые бизнесмены неуязвимы для администрации, поэтому в качестве рычага неформального давления на бизнесменов используется "лесной ресурс" - возможность администрации регулировать распределение сырьевой базы. Именно благодаря (прежде всего) этому властному ресурсу администрация заставляет бизнесменов производить "добровольные" "благотворительные" отчисления на поддержание социальной сферы поселка и района.

Отдельная история - отношения администрации с мелкими/средними предпринимателями, которые практически все находятся в тени - формально неприбыльны, а потому налоги не платят. Администрация пытается воздействовать на них по-разному, заставляя "в принудительном порядке" делать отчисления во внебюджетные фонды либо напрямую брать шефство над социальными объектами (курирование классов в интернате, обеспечение дровами и т.п.). Для этого также используется "лесной" властный ресурс.

Неформальные взаимоотношения между администрацией и бизнесменами сказываются на состоянии социальной сферы не только косвенно, но и напрямую (Пример: приход нового мэра, делающего ставку на "местных" промышленников привел к банкротству некоторых "пришлых" бизнесменов, что в свою очередь вызвало катастрофическую ситуацию в поселках, где данные предприятия служили единственным источником занятости для местного населения).

Важно, на наш взгляд, для понимания ситуации вокруг лесопользования, отметить различия между бизнесменами "новой" и "старой" формации, которые весьма существенны. Для "новых" бизнесменов характерна экономическая рациональность как доминирующий принцип деятельности, при наборе персонала профессионализм выступает основным критерием; совершенствование производственной структуры, ликвидация неэффективных звеньев производится невзирая на необходимость увольнений работников, сокращение численности персонала начинается прежде всего с раздутых управленческих административных структур, ориентация на новые глубокие технологии переработки.

Для бизнесменов "старой" формации характерны другие принципы: принцип подбора кадров - главное, чтобы это были свои, N-ские, никого не увольняют ("кто работает - тот и работает, пьет-не пьет, неважно"); нерациональная организация производства по старинке; доска - как высшее достижение "глубокой" переработки древесины.

Различия между старыми и новыми бизнесменами прослеживаются не только в походах к организации производства и подбору кадров, но очевидны во всех отношениях по поводу леса - начиная от "разборок" с железной дорогой и заканчивая отношением к областному союзу лесопромышленников.

Неформальные отношения администрации/бизнесменов с железной дорогой

Проблемы отношений с железной дорогой фигурируют во всех интервью, они есть у всех - и крупных и у мелких бизнесменов, старой и новой формации. Стратегии решения этих проблем разные - мелкие бизнесмены решают их на уровне железнодорожной станции, местные "свои" - мобилизуют администрацию для переговоров (администрация "решает эти вопросы"), некоторые пытаются обращаться в Иркутсий областной союз лесопромышленников (как правило, без особого результата). Московские бизнесмены - крупные, "новой формации" решают вопросы на уровне областного управления железной дороги. И, как нам сказал с улыбкой зам. мэра, вагоны в результате "находят для всех".

В случае железной дорогой примечательно то, что с формальной точки зрения претензий быть не может. Отказ в транспортировке всегда формально обоснован либо нарушением правил и требований, которые таковы, что можно всегда найти, к чему придраться, либо отсутствием вагонов и т.п. Т.е. парадокс в том, что идет полное соблюдение формальных правил.

Отношения контроля за нелегальными рубками (с милицией и ГАИ)

Первое, что делают предприниматели "новой формации"- устанавливают свои кордоны на дорогах и нанимают милицию из Иркутска. Поскольку вся местная милиция и ГАИ завязана неформальными отношениями с местными предпринимателями. Символическим примером сращивания местных предпринимателей и ГАИ может служить встретившийся нам альянс двух братьев, один из которых является преуспевающим мелким предпринимателем, другой - работником ГАИ. Очевидно, что неформальные отношения являются причиной неэффективности контроля за неформальными рубками. Независимая лесная милиция которая предполагалась как внешняя инстанция, которая только и может остановить нелегальные рубки (как лицо незаинтересованное, не погрязшее в местных неформальных отношениях) как выяснилось, и она подчиняется местному РОВД, то есть не является независимым контрольным органом.

4. Лесной кодекс и неформальные лесные отношения

Мнения по поводу последствий Лесного кодекса и, прежде всего, по поводу возможного появления института собственности на лес, можно объединить в 4 группы:

1. Все равно, как было - так и будет, "неформальные вертикали скомандуют - и участки выделят кому надо"

2. доминирующее мнение в сообществе местных бизнесменов: придут москвичи и все скупят

3. представители бизнесменов "новой формации" приветствуют частную собственность на лес

4. представителям местного сообщества все равно, кто будет хозяином - москвичи, местные, иностранцы - лишь бы работа была.

Пока наиболее очевидное влияние неформальных отношений прослеживается на уровне внебюджетных фондов и социальной сферы. В данный момент основная социальная поддержка района держится и подпитывается благодаря неформальному давлению администрации на бизнесменов. Администрация, пользуясь своим правом влиять на распределение лесной сырьевой базы, вынуждает предпринимателей либо напрямую поддерживать отдельные объекты социальной сферы, либо платить во внебюджетные фонды, которые затем распределяет районная дума. Для этого используются исключительно методы неформального давления. Можно предположить, что лишение администрации этих рычагов с введением нового ЛК может серьезно повлиять на ситуацию с решением социальных проблем. Также с определенностью можно сказать, что ЛК в том варианте как теперь, ударит по мелким и средним предпринимателям, которые по прежнему обеспечивают значительную часть занятости местного населения.

На первую страницу конференции


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!