Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Проблемы лесных отношений в России: глобальный, региональный и локальный контексты

21-22 ноября 2004 года
Санкт-Петербург

В. П. Захаров, редактор "Лесного бюллетеня"

Об использовании информационной инфраструктуры для обсуждения проблем лесного сектора и перспектив идущего реформирования

В настоящее время система управления лесами и все лесные отношения переживают измения,которых не было в истории России со времён Октябрьской революции. Изменения эти затрагивают не только профессионалов, занятых в сфере лесовыращивая, лесозаготовок и т.д., но и значительную часть населения страны. Именно поэтому то, что происходит сейчас, в первую очередь, вокруг изменения лесного законодательства, имеет национальное значение.

Можно было бы наивно надеяться, что идеологи реформ постараются задействовать в обсуждении столь революционных изменений всю широкую аудиторию - от лесоводов-профессионалов до жителей больших и малых населённых пунктов.

К сожалению, развитие событий пошло традиционным путём, и именно стремление спешно принять новый Лесной кодекс, отдельные положения которого затрагивают большинство населения страны, вызвало такой вал выступлений протеста по всей стране, что вмешаться пришлось Президенту.

Вопреки нежеланию (и неумению обсуждать) чиновников Минэкономразвития и Минприроды, общественное обсуждение лесных реформ пошло, и ситуация в данной области выглядела следующим образом.

  • Руководство Минприроды и Федерального агентства лесного хозяйства (ФАЛХ) фактически оставили без информации свои структурные подразделения, чем, отчасти, настроили против себя значительную часть профессионалов отрасли.
  • В условиях реформирования структуры (фактически - сокращения штатов) лишь немногие специалисты лесного хозяйства имели мужество открыто высказывать своё мнение.
  • Несмотря на активное использование интернет-технологий, ни Минэкономразвития, ни Минприроды не только не стали центрами обсуждения, но и не в состоянии были обеспечить оперативной и достоверной информацией о процессе подготовки нового Лесного кодекса все заинтересованные стороны.
  • На интернет-сайтах МПР и "Российской лесной газеты" наиболее острые вопросы в адрес руководства удалялись администраторами, что вполне можно охарактерировать как цензуру.

Можно предположить,что традиционное невнимание к информационной открытости со стороны лесной службы сыграло отрицательную роль в "разгроме" системы лесного хозяйства, начавшемся в мае 2000 года. Фактически для центральных СМИ (и, как следствие, для потребителей информации) этой отрасли не существует. В качестве исключений можно назвать лишь отдельные ситуации, связанные с лесными пожарами и прочими катастрофами.

  • Лидерами обсуждения стали региональные власти, объединения лесопромышленников, общественные организации, хотя часто результаты обсуждения не выходили за пределы регионов и не становились событиями общегосударственного масштаба.
  • Основным источником информации о процессе разработки кодекса и дискуссионной площадкой стал независимый и некоммерческий интернет-проект Forest.RU, поддерживаемый общественными организациями, хотя для получения информации порой приходилось прикладывать дополнительные "неформальные" усилия.
  • У большинства заинтересованных лиц либо отсутствует опыт ведения интернет-дискуссий, либо отсутствует доступ к Интернет как таковой.
  • Те, кто не имеет доступа компьютерным сетям, информационный голод утоляли через выпуски "Лесного бюллетеня", специальные публикации Гринпис и во время различных семинаров, конференций и совещаний. Большинство коммерческих изданий как правило не доходят до лесхозов, преподавателей вузов, природоохранных структур и общественников.

В настоящее время наступает очередной этап лесных реформ. Лесной кодекс будет принят, реформирование структуры управления лесами и государственного контроля началось. Всё это потребует обеспечения эффективного диалога различных участников лесных отношений.

Общественные организации и отдельные активисты в центре и регионах безусловно будут продолжать свою работу. Однако без активного участия профессионального сообщества в важнейших дискуссиях будет крайне сложно изменить ситуацию. Сменяющие друг друга реформаторы из министерств будут продолжать эксперименты, жертвами которых становятся и люди, и леса.

Особое место в процессе широкого обсуждения будущего лесов должны получить интернет-технологии, как наиболее оперативные и малозатратные. Проблема внедрения этих технологий в практику работы лесхозов, региональных структур управления природными ресурсами стоит чрезвычайно остро, но не является темой настоящего доклада.

Начав работы в области лесной информации, мы ("Лесной бюллетень" и Forest.RU) и дальше будем стараться развивать информационные ресурсы, одной из основных задач которых является поиск оптимальных для леса и общества подходов в использовании и охране лесов. Поэтому мы приглашаем все заинтересованные общественные, государственные, коммерческие организации, а также отдельных специалистов к сотрудничеству и взаимодействию.

На первую страницу конференции


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!