Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Профессор, д.э.н. А.П.ПЕТРОВ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА

(тезисное содержание документа)

1. Устойчивое развитие экономики.

Задачи РФ, вытекающие из ее международных обязательств (Рио - 92 и др.) и определенные законодательными и нормативными документами (Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. и др.). Определение лесной политики как долгосрочной стратегии государства по отношению к лесным ресурсам.

2. Принципы формирования лесной политики.

Политика должна представлять национальные цели в использовании и воспроизводстве лесов и должна разрабатываться и осуществляться всеми отраслями лесного сектора.

Политика должна быть рыночной ориентированной, т.е. ее основу должны составлять рыночные ценности и ценности демократического общества.

Политика должна устанавливать формы и степень участия государства в управлении лесными ресурсами и развитии лесного сектора.

Политика должна стать результатом демократических процедур ее формирования и утверждения.

Цели лесной политики должны быть доступны для понимания как органам государственной власти, так и всему населению в той его части, кому не безразлична судьбы лесов России.

3. Собственность на лесной фонд

В Российской Федерации по мере создания и развития законодательной базы в сфере земельных отношений (принятие Земельного кодекса, введение оборота земель сельскохозяйственного назначения и др.) будет осуществлен постепенный переход от монополии федеральной государственной собственности на лесной фонд, основанной на распределении полномочий по субъектам государственной и муниципальной власти, к различным формам собственности, включающим федеральную собственность, собственность субъектов Федерации и частную.

Баланс интересов Федерации и субъектов Федерации в управлении лесами и получении лесного дохода будет основан не на распределении полномочий, как это сделано в действующем лесном законодательстве, а на разделении земель лесного фонда на земли, находящиеся в собственности Федерации и на земли, собственником которых становятся субъекты Федерации.

Ограниченный оборот земель лесного фонда через их куплю-продажу заменит существующую практику директивного изъятия лесных земель, их отчуждения, перевода лесных земель в нелесные, основанную на неэкономических методах управления лесными землями.

Законодательное обеспечение оборота земель сельскохозяйственного назначения создаст условия для введения частной собственности на земли лесного фонда. Первоначальным объектом частного лесовладения должны стать лесные земли, ранее находившиеся в собственности сельскохозяйственных организаций.

Становление и развитие фермерских частных лесов следует рассматривать в качестве первого начального этапа приватизации земель лесного фонда, за которым последуют следующие этапы, на которых лесной фонд станет частной собственностью лесопромышленных компаний как отечественных, так и зарубежных.

В основу реформирования прав собственности на лесной фонд должны быть положены экономические и экологические критерии разграничения земель лесного фонда по формам собственности, а также установленные законодательством меры ответственности собственников за эффективное ведение лесного хозяйства.

4. Государственное управление лесным фондом

Структурные реформы существующей системы управления лесным фондом должны создать рыночно ориентированную систему лесоуправления, основанную на обязательном разделении государственных (монопольных) функций и хозяйственных (конкурентноспособных) функций.

Функции государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов должны принадлежать Государственной лесной службе действующей либо в составе федерального органа исполнительной власти, либо юридически самостоятельно.

Основными функциями государственного управления лесным фондом, реализуемыми через государственную лесную службу, должны стать:

  • разработка и реализация национальной лесной политики на принципах устойчивого развития лесного сектора,
  • разработка, принятие и реализация федеральных законов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводство лесов,
  • нормативное обеспечение принимаемых решений в области лесопользования, охраны и защиты лесного фонда, воспроизводства лесов,
  • принятие решений по передаче участков лесного фонда в пользование при всех формах его организации (аренда, концессии, лесные аукционы),
  • принятие решений по платежам за пользование лесным фондом и по формированию лесных бюджетов на федеральном и региональном уровнях,
  • осуществление мониторинга состояния лесных ресурсов,
  • организация исполнения принимаемых управленческих решений,
  • контроль за исполнением лесного законодательства.

Государственная лесная служба реализует свои полномочия через систему своих территориальных органов, к которым относятся:

  • подразделения лесной службы в органах исполнительной власти федеральных округов,
  • подразделения лесной службы в федеральных структурах исполнительной власти на уровне субъектов Федерации,
  • подразделения лесной службы в федеральных структурах исполнительной власти на уровне административных районов (муниципальных образований).

Сохранение федеральных органов управления лесами на низовом уровне (на месте лесхозов) должно стать обязательным условием эффективности лесоуправления при условии, что эти органы будут свободны от выполнения каких-либо хозяйственных функций.

Хозяйственные функции, связанные с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда, должны выполняться исключительно хозяйствующими субъектами на конкурсной основе. Рыночную среду в лесохозяйственном производстве должны представлять:

  • лесопользователи, осваивающие лесные ресурсы на базе долгосрочных договоров (аренда, концессии) и краткосрочных договоров (лесные аукционы),
  • государственные унитарные лесохозяйственные предприятия, создаваемые на базе хозяйственных подразделений лесхозов,
  • прочие организации или физические лица, способные выполнять лесохозяйственные работы.

Все лесохозяйственные работы должны заказываться и оплачиваться через структуры

Государственной лесной службы и выполняться исключительно на контрактной основе.

5. Государственное управление лесопользованием.

Лесопользование должно осуществляться исключительно на договорной основе без предоставления каких-либо льгот и преференций со стороны органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

Должны быть значительно усовершенствованы процедуры предоставления участков лесного фонда в аренду и на лесные аукционы в сторону их либерализации и дебюракратизации. Для привлечения крупномасштабных инвестиций в лесопромышленное производство механизм арендных отношений должен обеспечивать:

  • стартовые (начальные) сроки договоров аренды не менее 15-20 лет с предоставлением возможности продления этих сроков при выполнении стороны своих договорных обязательств,
  • передачу функций хозяйственного управления лесным фондом на арендуемой территории лесопользователям (текущее и перспективное планирование, составление плана рубок и выполнения лесохозяйственных работ как составной части бизнес-планов) в отказом от выдачи ежегодных разрешительных документов на право проведения пользований (лесорубочных билетов),
  • обязательное возложение на контрактной основе на лесопользователей выполнения всех лесохозяйственных мероприятий на арендуемой территории,
  • прозрачность конкурсных процедур и финансовых потоков, обслуживающих отношения арендаторов с органами государственной власти, возникающие в сфере использования и воспроизводства ресурсов.

Обязательными условиями проведения лесных аукционов должны стать:

  • оформление обязательств сторон через контракты,
  • обязательное участие лесопользователей в финансировании затрат на воспроизводство лесов и на развитие производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог),
  • прозрачность и открытость конкурсных процедур с привлечением к ним общественности через средства массовой информации.

Необходимо предложить региональные приоритеты в развитии различных форм организации лесопользования (аренда, концессия, аукционы).

6. Структурные реформы в лесопромышленном секторе

6.1. Тенденции в формировании отраслевой структуры через соотношение потребления древесины в разных отраслях;

6.2. Развитие форм организации производства; будущее вертикально - интегрированных компаний;

6.3. Региональные приоритеты развития и размещения лесопромышленного производства (критерии и аргументы).

7. Инвестиционная политика в лесопромышленном секторе

7.1. Тенденции в структуре инвестиций по источникам средств и отраслям;

7.2. Региональные приоритеты в инвестициях;

7.3. Механизм участия государства в инвестиционных процессах.

8. Управление экологическими функциями лесов

8.1. Лесовосстановление, охрана и защита лесного фонда;

8.2. Особо охраняемые территории и национальные парки;

8.3. Сохранение биоразнообразия;

8.4. Экологическая сертификация лесов;

8.5. Механизм участия государства. Федеральные и региональные целевые программы в области охраны, защиты и воспроизводства лесов.

9. Охрана окружающей природной среды в лесном секторе

9.1. Прогнозные оценки загрязнений;

9.2. Перспективы и направления реализации безотходного производства;

9.3. Взаимодействие с международными организациями (Киото-протокол и др.);

9.4. Механизм государственной поддержки природоохранной деятельности в лесном секторе.

10. Финансовая система устойчивого развития лесного сектора

Финансовая система, отвечающая критериям устойчивого лесоуправления, должна функционировать на следующих принципах:

  • доходность лесопользования, достигаемая освоением экономически доступных лесных ресурсов,
  • создание и реализация у всех субъектов и участников лесных отношений экономических интересов к зарабатыванию лесного дохода при использовании лесных ресурсов,
  • распределение лесного дохода между участниками лесных отношений в соответствии с возложенными на них функциями государственного управления лесами,
  • гарантированность финансовых средств на лесовосстановление, лесовыращивание, охрану и защиту лесов,
  • прозрачность финансовых потоков по всем комплексам работ в сфере использования и воспроизводства лесов, начиная от лесовыращивания и заканчивая производством продукции конечного потребления.

Финансовая система, реализующая названные принципы, должна быть построена на рентном механизме изъятия и распределения лесного дохода.

Переход на механизм рентных платежей в лесном секторе предполагает:

  • установление цен на древесину на корню исключительно на базе договоров купли-продажи через аренду, аукционы и концессии;
  • государственное управление затратами и прибылью в лесопромышленном секторе через их обязательное нормирование в целях учета влияния рентообразующих факторов для того, чтобы осуществить справедливое распределение лесного дохода между государством (собственником лесного фонда) и частным бизнесом;
  • осуществление постоянного переговорного процесса для согласования интересов всех субъектов лесных отношений, вовлеченных в использование и воспроизводство лесных ресурсов.

Введение рентных платежей должно сопровождаться снижением или отменой существующих налогов (налог на прибыль, оборотные налоги и другие), что в конечном счете, значительно увеличит ценность лесных ресурсов и создаст в лесном секторе экологизированную финансовую систему, стимулирующую рациональное использование лесных ресурсов через внедрение малоотходных и безотходных технологий.

Средства от поступления рентных платежей будут направлены в части:

  • нормативных затрат на воспроизводство лесов - непосредственно тем органам государственного управления лесами, которые отвечают за названную деятельность в соответствии с лесным законодательством,
  • разницы между ставкой рентных платежей и нормативными затратами на воспроизводство лесов - в бюджетную систему Федерации и субъектов Федерации для последующих инвестиций в развитие лесного сектора и в осуществление других мер по его государственной поддержке.

11. Научное обеспечение лесной политики

11.1. Механизм государственной поддержки развития научных исследований в лесном секторе;

11.2. Структурные реформы в сфере научного обеспечения (соотношение отраслевой, академической и вузовской науки);

11.3. Приоритетные направления научных исследований

12. Кадровое обеспечение лесной политики

12.1. Механизм государственной поддержки лесного образования;

12.2. Прогноз потребностей в специалистах лесного профиля;

12.3. Приоритетные направления в подготовке и переподготовке специалистов.

13. Социальная политика в лесном секторе

13.1. Управление занятостью и доходами;

13.2. Меры государственной поддержки в области занятости и доходов.


Вернуться на страницу "Семинары и конференции"

Вернуться на страницу Сосновской конференции


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!