Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Резолюция Пятой конференции по бореальным лесам

22 сентября

Леса Российской Федерации, составляющие более 20 процентов всех лесов мира играют большую роль в сохранении биологического разнообразия, а также регулировании глобального климата. Ненарушенные таежные старовозрастные леса Карелии, Архангельской области и Коми, старовозрастные широколиственные леса Тульских засек корабельных дубовых рощ Чувашии представляют собой последние сохранившиеся эталоны биологического разнообразия на экосистемном уровне, уникальные не только для Европы но и в мировом масштабе. Леса побережья озера Байкал обеспечивают чистоту этого крупнейшего хранилища пресной воды на всей планете. Экосистемы уссурийской тайги российского Дальнего Востока являются местом обитания крупнейшей дикой кошки - амурского тигра.

В экосистемах российских лесов связаны десятки миллиардов тонн углерода, который в случае их массовой гибели из-за лесных пожаров, болезней и вспышек размножения насекомых вредителей будет поступать в атмосферу в виде углекислого газа, вызывающего парниковый эффект, ведущий к глобальным изменениям климата.

Глобальная значимость проблемы сохранения биологического разнообразия и необходимость совместной деятельности всех членов мирового сообщества по их решению, была отражена в Конвенции по сохранению биологического разнообразия, ратифицированной 177 странами и Европейским сообществом.

К сожалению, сложившаяся в лесном секторе России ситуация, тенденции её развития заставляют нас выразить свою озабоченность тем, как эти конвенции будут выполняться. Несмотря на протесты природоохранных организаций, продолжается широкомасштабная вырубка важнейших для сохранения биологического разнообразия лесных экосистем от Карелии на западе до Сахалина на востоке. Многие выявленные уникальные сохранившиеся лесные массивы не попадают под защиту системы особо охраняемых природных территорий. Огромные площади лесов повреждаются катастрофическими лесными пожарами, вспышками размножения насекомых вредителей, болезнями. Десятки миллионов кубических метров древесины из гибнущих вследствие воздействия этих факторов лесов не используются. При её разложении выделяются огромные количества углекислого газа, усиливающего парниковый эффект. Объемы работ по созданию новых агролесомелиоративных насаждений резко снизились, несмотря на появление многих миллионов га заброшенных бывших сельскохозяйственных земель на деградированных и малоплодородных почвах, пригодных для посадки леса.

Появляется все больше сведений о многочисленных нарушениях законов в лесном секторе, причем допускающие это структуры не только во всё большей степени оказывают влияние на лесозаготовки, но и занимают все более сильные позиции в сфере её переработки и торговлю лесной продукцией как внутри страны, так и в экспортно-импортных операциях. В ответ на критику власти ограничивают доступ к информации, распространяют неверные сведения как о состоянии лесного фонда, так и о деятельности всего лесного сектора. В последнее время в средствах массовой информации, включая официальные издания российского правительства и парламента развернута активная кампания против деятельности природоохранных неправительственных организаций, обеспокоенных судьбой российского леса.

Сложившаяся тяжелая ситуация усугубляется последними решениями российского правительства, в мае 2000 года упразднившего Федеральную службу лесного хозяйства и Госдарственный комитет по охране окружающей среды. Их функции были переданы Министерству природных ресурсов. В результате этого возникла новая бюрократическая монополия, объединившая в себе как функции использования природных ресурсов, включая леса, так и экологического контроля, в том числе и проведение экологической экспертизы. Новое ведомство будет организовывать эксплуатацию природных ресурсов страны, и оно же будет контролировать экологические последствия этой деятельности.

Наряду с ликвидацией остатков ранее существовавшей, хотя и крайней слабой, но все-таки независимой системы экологического контроля, идет ликвидация государственных структур, отвечавших за охрану лесов от незаконных рубок, пожаров, вспышек насекомых вредителей и болезней. Численность государственных служащих занимающихся российскими лесами сокращается в десятки раз, до уровня, не позволяющего обеспечить контроль и сбор информации о том, что происходит на огромной территории российских лесов, не говоря о возможости сколь-нибудь эффективной их охраны и защиты.

Это сокращение сопровождается резким снижением (с учетом инфляции) объема бюджетных средств, выделяемых на ведение лесного хозяйства. Оно происходит на фоне небывало высокого профицита российского государственного бюджета в 2000 году, который при сохранении нынешних цен на нефть сохранится и в 2001.

До сих пор неизвестны ни концепция, ни сколь-нибудь конкретные планы Министерства природных ресурсов по реформированию лесного сектора России. Остаются анонимными и их авторы. Появлющаяся крайне ограниченная информация свидетельствует о растерянности, полной неопределенности и отсутствии сколь-нибудь серьезного открытого обсуждения того, что происходит в сфере управления, охраны и защиты значительной части лесов планеты.

В сложившейся ситуация мы вынуждены обратиться к Российскому Правительству, Парламенту и международному сообществу с просьбой выразить свою позицию относительно того, как современная ситуация в лесном секторе России и последние тенденции ее развития повлияют на выполнение Конвенции по сохранению биологического разнообразия.

Мы обращаемся также с просьбой высказать мнение о целесообразности реализации, следующих первоочередных мер в лесном секторе России, предлагаемых международным сообществом природоохранных общественных организаций:

  • обеспечение сохранения от вырубки наиболее ценных в плане сохранения биологического разнообразия участков лесных экосистем, включая как официально признанные, так и те, о необходимости сохранения которых за последние годы многократно публично заявляли природоохранные неправительственные общественные организации;

  • необходимость наличия на общероссийском уровне эффективной системы, способной осуществлять научно обоснованные меры охраны и защиты лесов страны от пожаров, насекомых вредителей и болезней, работ по лесовосстановлению;

  • развитие системы независимого мониторинга состояния лесов на основе дистанционных методов, выяснения причин иногда отмечающихся очень существенных расхождений результатов дистанционного зондирования с данными официальной статистики, обеспечение доступа к этой информации всех заинтересованных сторон, включая НПО;

  • обеспечение системы открытости действий Минприроды в отношении лесов России, включая своевременное и заблаговременное информирование всех заинтересованных сторон о намечаемых этим ведомством действиях;

  • отделение функций управления и использования природных ресурсов от контроля и экологической экспертизы;

  • внедрение системы добровольной декларации источника происхождения заготовленной древесины.

  • поддержка инициатив по внедрению независимой и достоверной добровольной лесной сертификации, в т.ч. инициатив по созданию российских аудиторских компаний по добровольной лесной сертификации.

Вернуться на первую страницу объявления о Конференции

Вернуться на страницу "Семинары и конференции"


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!