Статья руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Рощупкина в "Российской газете"
Леса много, а не подступишься
Государство намерено снять излишние ограничения на лесопользование
Валерий Рощупкин, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:
– Сегодня многие наблюдатели отмечают парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию в лесном комплексе. С одной стороны, у нас очень остро стоит проблема незаконных рубок, с другой, МПР России предлагает снять многие традиционные ограничения на лесопользование. На самом деле, это две разноплановые задачи из большого комплекса мер по развитию лесного хозяйства, которые никоим образом не противоречат друг другу.
Предложенные нами меры направлены в первую очередь на улучшение доступности лесного фонда и либерализацию лесных отношений. Что это за меры?
Одна из самых первых задач – развитие сети лесовозных дорог. По протяженности этой сети мы значительно отстаем от всех лесных держав. На тысячу гектаров лесных земель в России приходится всего 1,2 км дорог, что в 10-20, а иногда и в 40 раз меньше, чем у наших коллег из Северной Европы и Северной Америки. Для вовлечения в оборот дополнительных лесных ресурсов требуется энергичное развитие сети. В бюджете 2006 г. на эти цели впервые за последние годы предусмотрено 500 млн р. Но это только первый шаг. Увеличение заготовок древесины по главному пользованию хотя бы до 250 млн м3 в год (сейчас мы заготавливаем в пределах 180 млн м3), предполагает поэтапное строительство 7,6 тыс. км новых дорог, на что потребуется свыше 11 млрд р. Эта задача будет решаться, как нам представляется, в рамках соответствующей целевой программы.
Вторая задача – снятие избыточных ограничений в лесопользовании. В чем, собственно, проблема? В странах с традиционно жесткими экологическими нормами – Канаде, США, Швеции, Финляндии – разрешено к эксплуатации от 90 до 98% площадей лесного фонда. Запреты относятся исключительно к заповедникам и другими особо охраняемым природным территориям. Между тем, у нас в России к эксплуатационным лесам отнесено всего 42% покрытых лесом земель. Запреты на рубки главного пользования распространяются не только на заповедники, национальные парки и леса первой группы, но и значительную часть лесов второй и даже третьей группы (к ней относятся леса многолесных регионов, имеющих эксплуатационное назначение). Сохраняя избыточные и часто необоснованные ограничения, в первую очередь – ограничения, устанавливаемые на региональном уровне, мы исключаем из расчета пользования порядка 20 млрд м3, то есть свыше 45% всего объема спелой и перестойной древесины.
Кстати, становясь перестойными, теряют свои защитные функции, в том числе утрачивают способность депонировать углерод и генерировать кислород. К тому же, они порождают очаги болезней и пожаров.
Очевидно, что снятие традиционных ограничений тесно увязано с общим совершенствованием лесоуправления и государственного надзора. Решать эту задачу мы собираемся поэтапно и чрезвычайно осмотрительно. Уже в ближайшее время, надеемся, будет принята новая классификация лесов. От деления на условные группы мы переходим к функциональной классификации на защитные, эксплуатационные и резервные леса.
Резервные леса предполагается не вовлекать в эксплуатацию ближайшие 20 лет. Предварительные оценки показывают, что при новой классификации площадь защитных лесов увеличится на 20% по отношению к лесам первой группы. Здесь полностью сохраняются запреты на проведение рубок главного пользования. Что касается эксплуатационных лесов, то они будут открыты для рубок главного пользования. В то же время предполагается внести существенные изменения в режимы и технологические нормы проведения таких рубок.
Для всего этого потребуются соответствующие нормы и правила, отбор древостоев, расширение использования щадящих технологий эксплуатации, применение новых систем машин, а также подготовленные производители соответствующих рубок. Предполагается снять с лесозаготовителей санкции за то, что они оставляют на лесосеках некоммерческую древесину. Эти меры, давно вошедшие в зарубежную практику, могли бы заметно повысить эффективность лесопользования. У нас они применяются пока только на уровне пилотных проектов. Так что все это предстоит разрабатывать и создавать заново.
Лесное законодательство развитых лесных держав предусматривает обязательное проведение лесовосстановительных работ лесопользователями, что делает их относительно свободными в выборе технологий и применяемых машин и механизмов. У нас же совершенно иная практика: один рубит, а другой сажает и выращивает. Именно она вынуждала сохранять жесткие требования по сохранности подроста и очистке лесосек.
Это противоречие снимет новая редакция Лесного кодекса. Она подразумевает: долговременный стабильный лесопользователь будет лицом, ответственным за лесовосстановление и заинтересованным в поддержании лесоводственных (а значит, и коммерческих) достоинств арендованных участков. Соответственно, он сам будет делать рациональный выбор между сплошными и выборочными рубками, а также теми или иными производственными схемами лесовосстановления.
Вообще проблема лесовосстановления, воспроизводства лесов сегодня достаточно актуальна. Человеку со стороны кажется, что лес растет сам. Но за последние полвека качественный состав лесов на всей освоенной территории страны неуклонно ухудшался. В частности, запас древесины хвойных пород снизился за это время почти в полтора раза.
Причиной тому были чрезмерно интенсивные, подчас форсированные рубки в транспортно доступных районах, которые велись в эпоху планового хозяйства. Плюс ориентация отечественных переработчиков практически на одну только древесину хвойных пород. В этих условиях исключительно важен переход на интенсивные технологии лесовосстановления, с обязательным упором на улучшение породного состава новых лесов. В этом вопросе мы находим понимание и поддержку со стороны экономических ведомств. Уже с текущего года функции лесовосстановления подняты на федеральный уровень и обеспечены финансированием из федерального бюджета.
В ближайшие три года нам предстоит: удвоить объемы посадок лесов, причем с улучшенными генетическими свойствами; вести работу по созданию плантационных целевых хозяйств, ориентированных на крупных потребителей; реализовывать проекты по закладке новых лесов, предусмотренных механизмами Киотского протокола. Работа по этим направлениям позволит решить задачу неистощительного природопользования, поставленную Президентом России. Хотел бы при этом еще раз подчеркнуть: лесовосстановление, защита, охрана лесов – это воспроизводство не только древесного ресурса, но и так называемых невесомых полезностей леса, то есть качества нашей с вами среды обитания.