Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 5, ноябрь 1997
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Нарушение водоохранных функций лесов I группы на Сахалине


Д.Лисицын

Сахалинские леса на территории острова размещены неравномерно. Наиболее обширные лесные территории находятся в центральных горных районах. Наименее облесенными являются Северо-Сахалинская равнина, Тымь-Поронайская и Сусунайская низменности. Причем отсутствие леса в пределах двух последних территорий является делом рук человеческих в исторический период жизни острова.

Основными лесообразующими породами являются ель аянская, лиственница даурская, пихты сахалинская и Майра, березы каменная и белая, кедровый стланик и, в южной части острова, курильский бамбук.

Сахалин - горная страна. Приблизительно три четверти его территории - это средневысотные горы или сопки. Рельеф сильно расчленен. Влажный муссонный климат, обилие осадков, малые потери влаги на испарение обусловили развитие на Сахалине густой речной сети. На территории острова протекает свыше 60 тыс. рек и ручьев общей протяженностью свыше 100 тыс. км. Основная масса водотоков имеет длину менее 10 км. Густота речной сети колеблется в пределах 0,6 до 2,3 км на кв. км, при среднем значении этого показателя 1,3. Кроме этого на острове находится 16120 озер с общей площадью водной поверхности 1000 кв. км. Большинство рек острова являются нерестовыми для ценных видов лососевых рыб - горбуши, кеты, симы, кижуча. От качества нерестилищ во многом зависит урожайность молоди лососевых и, в конечном итоге, величина промыслового стада.

В этих условиях горные леса, а в особенности произрастающие на крутых склонах, приобретают важнейшее средообразующее (а если точнее, то противоэрозионное и водоохранное) значение. Таким образом, на первый план выходят три важнейшие для Сахалина категории защитности лесов первой группы, открывающие весь перечень статьи 56 Лесного кодекса. К сожалению, этот судьбоносный для российских лесов документ не определяет понятий, которыми он оперирует. Если считать противоэрозионными леса, после вырубки которых на обезлесенных площадях начинаются прогрессирующие эрозионные процессы, то к таковым при существующих технологиях лесозаготовок можно смело отнести 70-80% всего лесного фонда Сахалина. Это уже упоминавшиеся Северо-Сахалинские леса, а также лес на крутых склонах - свыше 20 градусов. Но Дальневосточное лесоустроительное предприятие закрывает глаза на существование проблемы эрозии. И это очень важный и интересный момент. Изучая лесопромышленный комплекс и лесное хозяйство Сахалина, я пришел к выводу, что если наши лесорубы будут соблюдать все лесохозяйственные и природоохранные нормы и требования, то на лесозаготовках можно смело ставить крест. Это не только мои выводы, но и мнения и слова многих чиновников в Сахалинском Управлении лесами и Сахалинрыбводе. Точнее, при соблюдении всех правил, лесозаготовки прекратятся сами собой. Ситуация с водоохранными зонами и запретными полосами нерестилищ полностью подтверждает это.

Еще в 1972 году назрел конфликт между существовавшими тогда водоохранными зонами и самой возможностью ведения лесозаготовок. Существовавшие тогда запретные полосы по всем нерестовым рекам составляли 1 км. Документ назывался "Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в СССР". Все лесные нормативные акты соответствовали этому положению. Но поскольку весь остальной лесной фонд истощен интенсивными сплошными рубками, то родился на свет документ "Приказ Госкомлеса #193 от 11 июля 1972г.". (Надо сказать, что большая часть истории и развития сахалинского лесопромышленного комплекса происходила "в порядке исключения". Остров исключения - когда знакомишься с судьбоносными для наших лесов документами).

По новому приказу по берегам нерестовых рек (их список включал около 40 рек и их притоков - лишь самых крупных) устанавливались дифференцированные запретные полосы гораздо меньших размеров. Но основную часть острова занимают бассейны малых рек, впадающих непосредственно в омывающие моря. Эти реки были разделены на две группы по размеру водосборного бассейна (граница для разделения - 2500 га), и были установлены запретные полосы 100 и 50м. для рыбоохраны этот Приказ действует до сих пор. Для органов лесного хозяйства он действует как бы дифференцированно - для Сахалинского управления лесами - в полном объеме (по крайней мере, так они заявляют при личных контактах), для лесничих и инженеров охраны и защиты леса - частично и не везде (зависит от личности), рядовые же работники лесного хозяйства сплошь и рядом о нем не знают. Другими словами, в большинстве случаев лесхозы отводят лес в рубку согласно "Правил рубок главного пользования в лесах Дальнего Востока", где сказано, что на реках протяженностью менее 10 км устанавливаются запретные полосы шириной 25 м. А что касается мелких ручейков и истоков рек, то, как правило, при отводах лесосек на них никто не обращает внимания. Ответы на вопрос звучат так: "Разве это водоток? А если по каждому ручейку выделять запретную полосу, то тогда и рубить негде будет". И вообще, у лесхозов полная неразбериха с этими водоохранными зонами. Где-то и не слышали про этот наш "в порядке исключения" Приказ, а отводят согласно проектам лесоустройства. Лесоустроителям же этот Приказ - не указ. Они проектируют, как и везде на материке. В результате, сплошь и рядом вырубается водоохранная зона, особенно по малым водотокам, в верховьях. Для водного режима рек именно истоки имеют наибольшее значение. И хотя на реках протяженностью более 10 км выделенные запретные полосы относительно соблюдаются (и чаще всего выделяются в проектах лесоустройства как леса первой группы), но тем не менее уже очень много относительно крупных рек на глазах одного поколения существенно уменьшились в размерах и перестали быть нерестовыми.

И вот здесь следует сказать о недорубах, хотя сами по себе они не являются такой уж большой проблемой. Поскольку рыбоохрана штрафует леспромхозы за нарушения водоохранных зон по собственным представлениям об их размерах, то часто лесозаготовители самостоятельно оставляют лес по берегам речек и ручьев (поскольку штрафы рыбоохраны примерно в 10 раз больше, чем неустойки при освидетельствовании лесосек, и, кроме того, лесорубы - сами люди, местные сахалинцы, они прекрасно понимают, что если рубить по ручьям - им же негде потом рыбу ловить будет). Так вот, порой лесхозы в таких случаях штрафуют их за недоруб - об этом во время полевых исследований нам рассказывали и лесорубы, и рыбоохрана, и в самих лесхозах. Да, компактный недоруб стоит немного, и можно бы было его обычно оставлять, однако рыбоохрана штрафует далеко не всегда за нарушение водоохранки, а неустойка при освидетельствовании гарантирована. Дело в том, что у Сахрыбвода нет полномочий наказывать лесорубов именно за вырубку леса. Эти права были отняты у органов рыбоохраны в 1988 году с образованием комитета по экологии. В Сахалинрыбводе был ликвидирован специальный санитарно-рыбохозяйственный отдел, который имел полномочия по согласованию планов рубок главного пользования и вообще всех планов лесопользования. То есть, до 88 года без визы Сахрыбвода ничего в лесу не могло происходить (за исключением рубок ухода, конечно). Так вот, в 1988 году все эти функции и специальный отдел были переданы в Сахкомприроду. Однако многие специалисты перешли на другие должности, чтобы не оставлять родную контору и сейчас соответствующая структура Комитета по экологии практически бессильна без нормальных кадров, без оперативной информации с мест, непризнанная в Сахрыбводе и презираемая им. Да еще и без должного финансирования. Рыбоохрана на местах имеет право штрафовать за разливы ГСМ, езду по руслам, завалы деревьев, устройство стоянок в водоохранных зонах и т.д., но только не за рубки. Удивляют последние события - совсем недавно вышел Указ Президента о передаче Госкомитета по рыболовству (кстати, раньше это был Минрыбхоз) в Министерство сельского хозяйства. При этом, часть рыбоохраны и ее функции будет передана в Госкомэкологии. То есть, контроль за экологически опасной для рек деятельностью снова будет снижен.

В 1978-91 гг. специалистами Сахрыбвода совместно с коллегами из ТИНРО и АзНИИРХ были проведены исследования по оценке влияния промышленных рубок леса на состояние нерестовых рек Пилевки и ее притока Амбы. Получены цифры - эффективность естественного воспроизводства горбуши на реках, в бассейнах которых ведутся лесозаготовки, составляет 12-32%. Была сделана попытка определения ущерба, наносимого рыбному хозяйству этой деятельностью по двум рекам протяженностью приблизительно 10-15 км. Он составил около 3 млн. руб. для каждой реки (в ценах 79-го года). Что ж, Россия богатая страна.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!