Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 5, ноябрь 1997
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Пусть живет "Подрост"


В.Захаров

В последнее время наблюдается повышенное внимание руководителей лесного ведомства к такой форме работы с подрастающим поколением, как школьные лесничества. Так, на весенней, прошлого года, коллегии Рослесхоза было отмечено, что в 1970-1980 гг. в системе лесного хозяйства России успешно работали 6000 школьных лесничеств, объединивших более 300000 человек. Через расширение и углубление знаний, общение с природой детям прививалась любовь к лесу.

Лучшие традиции во многих регионах продолжаются и сейчас. Устойчивый контакт лесоводов с органами управлением образованием во многих областях позволяет держать "марку фирмы". Силами школьников оказывается помощь лесхозам в проведении мероприятий по посеву и посадке леса, уходу за ним, сбору семян, лекарственного сырья, заготовке кормов и т.п. Проводятся региональные смотры и слеты.

Однако за оптимистичными рапортами и докладами не всегда видны те проблемы, которые существуют в деле организации работы школьных лесничеств и кружков юных лесоводов. В настоящее время количество школьных лесничеств сократилось вдвое, многие из них существуют только на бумаге. С отменой Лесного Кодекса РСФСР, статья которого регламентировала деятельность школьных лесничеств, ослабло само нормативно-правовое обеспечение этих формирований. Практически отсутствует и програмно-методическая база. Многие руководители на местах просто махнули рукой на свою будущую смену. Подрастающим поколением занимаются только там, где есть неравнодушные педагоги и где руководители лесхозов и лесничеств понимают важность работы со школьниками. В ряде мест, по словам школьных учителей, еще возможно возрождение школьных лесничеств, но не хватает поддержки со стороны лесхозов.

Но система дополнительного образования (а именно в ее рамках находятся сейчас юные лесники) переживает не лучшие времена. Сокращаются по причинам недостаточного финансирования программы, закрываются станции юных натуралистов. Как результат - уходят преподаватели, рушится наработанная годами и десятилетиями база. В некоторых регионах приходится организовывать даже что-то вроде кампании в защиту станций юннатов, как, например, в Свердловской области. Так в этом году должна быть практически свернута работа по дополнительному образованию детей на Красноуфимской Станции юных натуралистов. В результате принятия в области Закона "О временных минимальных государственных социальных стандартах" лишь 20 процентов детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет смогут продолжать свои занятия в кружках СЮН.

В защиту Красноуфимской СЮН выступила Уральская база авиационной охраны лесов, сотрудники которой тесно сотрудничают с юннатами. Под руководством начальника Красноуфимского авиаотделения ребята помогали в подготовке выставки по авиационной охране лесов от пожаров. "Мы видим, с каким увлечением занимаются ребята в различных кружках, в частности, связанных с охраной лесов. Самое главное, школьники прониклись любовью к сохранению лесных богатств Урала, постоянно заняты в свободное от учебы время. Многие из юннатов посвятили свою жизнь охране природы, и в этом им помогла СЮН", - пишет начальник авиабазы В.С.Тарасевич в своем письме поддержки.

Тем не менее, ситуация начинает сдвигаться с мертвой точки. В конце марта этого года в Москве состоялась итоговая конференция всероссийского конкурса "Подрост". Конкурс проходил под эгидой Центральной станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства (ЦСЮН), Федеральной лесной службы и Госкомэкологии России. Еще во время подготовительных работ организаторов поразило разнообразие работ, присланных в оргкомитет. Сотрудники ЦСЮН отмечали, что чем дальше от центра, тем "живее" школьные лесничества и интереснее их работа. Среди присланных на конкурс материалов очень резко выделялись те, которые явно были написаны взрослыми и порой тянули на уровень кандидатской диссертации, хотя как раз детские работы отличались живостью и интересом к проблеме. Все, кто прислал свои работы на конкурс, были приглашены в Москву.

Более 50 регионов России представляли юные лесоводы. Много теплых слов было сказано и в адрес юных защитников лесных богатств, и в адрес преподавателей, благодаря усилиям которых и живо до сих пор движение школьных лесничеств. И в одном сошлись все выступающие - подобные конкурсы и конференции необходимо сделать традиционными. В ближайшее время планируется провести второй Всероссийский конкурс.

Лесной Кодекс РСФСР (ст.16)

Школьные лесничества создаются в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук.

Школьные лесничества оказывают помощь предприятиям, учреждениям и организациям, ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов, участвуют в посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, заготовке кормовых трав и т.п.

С проблемы лесных пожаров начал свое выступление заместитель руководителя Федеральной службы лесного хозяйства Б.Д.Отставнов: "90 процентов всех лесных пожаров происходит по вине человека. Это просто преступное отношение человека к такому богатству, как лес. И очень здорово, что появилось у нас это движение, движение школьных лесничеств. Именно через него мы сумеем повлиять и на молодежь и на более старшее поколение. Необходимо через школьные лесничества влиять на общественное сознание в каждом поселке, в каждой деревне.

Здесь, в этом зале, собрались лучшие силы - и это залог того, что мы сдвинемся с мертвой точки".

Похоже, лесная служба начинает поворачиваться лицом к проблемам школьных лесничеств. Так, по словам Б.Д.Отставнова, представители школьных лесничеств будут приглашены и на IV всероссийский Съезд лесничих в 1998 году.

Отрадный факт - и в наше непростое время образуются школьные лесничества. На конференции было несколько таких групп, которые существуют всего 2-3 года. Много интересного рассказали о себе и своей работе ребята из Томской области. Их школьное лесничество работает всего третий год, помогая взрослым и на уборке захламленности и на лесокультурных работах. Вступить в лесничество не так то уж и просто - желающих настолько много, что приходится устраивать конкурс. Членам школьного лесничества просто завидуют. На мой вопрос, почему была выбрана именно такая форма работы со школьниками, руководитель ответила, что одной теоретической подготовки мало - необходим практический выход. Только через конкретные дела мы можем привить ребятам любовь к родной природе, к лесу.

"Посмотрите, что делают впервые приходящие к нам ребята, - В разговор вступают представители Шушенского школьного лесхоза, - бросают топор в дерево. Откуда это в них? В поселке, кроме нас, с детьми больше так никто не носится. И не важно, что не все ребята пойдут в лесное хозяйство. Это и не нужно. Если хоть немного теплоты и доброты останется в них - это будет неплохо."

А все ребята на вопрос, почему они пришли в школьное лесничество, отвечали практически в один голос: "Нравится. Это же так интересно".

Есть, о чем задуматься руководителям лесной службы. Задача-то не так и проста, как кажется. Разрушенную за несколько лет систему восстановить будет очень сложно. И одними директивами не добиться нужного результата (если, конечно, оценивать работу не только по количественным показателям). Можно пойти по наиболее простому пути - выделить участок, закрепить лесной фонд, а там пусть трудятся. Только мало этого. Важнее, чтобы ребята научились понимать природу, самостоятельно мыслить, вести исследовательскую работу. Творческий подход характеризовал лесоводов России во все времена. "Создавать творцов и покровителей леса еще важней, чем выращивать сам лес", - писал Леонид Леонов. Главное, не потерять за формой содержание. Именно поэтому многое зависит от преподавателя, от его заинтересованности и его квалификации. А пока отраслевые учебные заведения не готовят специалистов по работе со школьниками и другими категориями населения, важно найти заинтересованных людей в школах, станциях юннатов, природоохранных организациях. И помочь им организовать работу.

Многие помнят расцвет юннатского движения, однако сейчас другие времена. И условия конца 90-х разительно отличаются от начала 80-х. Необходимо учитывать и это. Сегодня центрами работы с подрастающим поколением могут стать особо охраняемые территории (заповедники и национальные парки) и действующие при них экологические и просветительские центры. Огромное количество неправительственных организаций в различных регионах страны осуществляют программы по экологическому образованию и воспитанию, по подготовке преподавательских кадров. И органам лесной службы на местах имеет смысл поддерживать с ними контакты, ведь незачем "изобретать велосипед". При этом и экологические организации не должны относиться к проблемам школьных лесничеств как к внутреннему делу лесной службы - подготовка экологически грамотного человека, кем бы он в последствии не работал - общее дело и лесоводов, и экологов, и педагогов.

Кому-то может показаться излишней новая головная боль. Разумеется, у лесного хозяйства и других проблем выше головы. Но так могут рассуждать только недальновидные люди. Не мне лесоводам объяснять, что без заботы о подросте не быть лесу. А нерешаемых проблем не существует. Главное, подходить ко всему с умом, не ограничиваясь вздохами на тему нехватки средств. Так, в той же Томской области, вопрос оплаты труда школьников решили при поддержке Фонда занятости, а с форменным обмундированием помог районный экофонд.

Будем надеяться, что движение школьных лесничеств пережило самые неблагоприятные для него времена, и теперь от этих ребят зависит, какими будут леса в третьем тысячелетии.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!