Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 6-7, март 1998
Предыдущая статья Обложка номера

Новые нормативные акты

Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.12.97 #1601

Согласно этому Положению, участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование, проводимое с целью обеспечения их собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах.

Объемы такого лесопользования устанавливаются в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Безвозмездное пользование лесными ресурсами сверх установленных нормативов не допускается.

Использование, охрана и воспроизводство лесов на участках лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, осуществляется на основании материалов лесоустройства.

Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые выдаются в установленном порядке лесхозом или лесничеством федерального органа управления лесным хозяйством.

Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, в пределах их компетенции с участием органов управления лесным хозяйством.

(Полный текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 6.01.98)

*****

В развитие правительственного постановления, 22.01.98 Рослесхоз и Минсельхозпрод издали совместное инструктивное письмо по реализации Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

Этим письмом определен порядок передачи участков лесного фонда в безвозмездное пользование. Такие участки, ранее находившиеся во владении сельхозорганизаций, передаются им в безвозмездное пользование в границах их землепользования. Другим организациям участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельхозорганизаций, предоставляться не могут. Объемы лесных пользований, не переданные в безвозмездное пользование, могут быть предоставлены по согласованию с прежним владельцем другим сельхозорганизациям - безвозмездно, остальным лесопользователям - на общих основаниях.

Участки лесного фонда предоставляются на основании решений органов государственной власти субъектов Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда (в данном письме приведено содержание такого договора) лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участки лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Граждане и юридические лица, имеющие в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации право и желающие получить в безвозмездное пользование участки лесного фонда, направляют в лесхоз письменное заявление. Лесхоз в месячный срок рассматривает это заявление и со своим заключением направляет в орган управления лесным хозяйством в субъекте Федерации. Там эти материалы рассматривают, дают заключение и направляют в орган исполнительной власти субъекта Федерации, который рассматривает вопрос и выносит решение. В случае положительного решения органа исполнительной власти, лесхоз и заявитель в месячный срок заключают договор безвозмездного пользования участком лесного фонда.

Сельхозорганизации и граждане допускаются к лесопользованию на основании выписанных лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров.

Выписка лесорубочных билетов осуществляется лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством на основании материалов отвода, выполненного межхозяйственными лесхозами. Освидетельствование мест рубок осуществляется лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством.

Ордера на мелкий отпуск древесины на корню выписываются лесничествами, как и лесные билеты на осуществление побочного лесопользования. Лесные билеты на другие виды лесопользования выдаются лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

Выписка лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов должна осуществляться бесплатно и оперативно. Ответственность за своевременную выписку разрешительных документов возлагается на директоров соответствующих лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством.

Охрана и защита лесов осуществляется лесной охраной межхозяйственных лесхозов, на которую распространяются права и обязанности государственной лесной охраны Рослесхоза, кроме прав государственного контроля. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется лесхозами Рослесхоза в соответствии со ст.76 Лесного кодекса.

Для реализации постановления Правительства от 19.12.97 #1601, в первую очередь, территориальные органы управления лесным хозяйством совместно с межхозяйственными лесхозами должны организовать выписку лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров. При этом главной целью должно быть обеспечение сельхозорганизаций, граждан древесиной, другими лесными ресурсами. Выписку ордеров необходимо организовать так, чтобы это было удобно гражданам, сделать минимальными их поездки для получения ордеров.

Следующий этап - передача в безвозмездное пользование сельхозорганизациям участков лесного фонда.

Настоящее письмо должно быть доведено до всех лесхозов, лесничеств, межхозяйственных лесхозов, сельхозорганизаций.

Вернуться в начало

*****

С просьбой прокомментировать новый порядок лесопользования в "сельскохозяйственных" лесах мы обратились к директору Осташковского межхозяйственного лесхоза В.Н.Ширнину.

- После принятия Лесного кодекса "Союзсельхозлес" начал подготовку положения о ведении лесного хозяйства в лесах сельскохозяйственных организаций. Однако, как оказалось, аналогичный документ разрабатывался и в недрах Федеральной службы лесного хозяйства России. Именно он был впоследствии утвержден Правительством.

К сожалению, новое Положение не учитывало многих довольно важных моментов. Не было, в частности, определено, каким образом передается лесной фонд - участками или же в границах землепользований.

Согласно п.8 Положения, сельскохозяйственные организации на переданных им в безвозмездное пользование участках лесного фонда обеспечивают проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов самостоятельно или создают для этого специализированные организации по ведению лесного хозяйства. Но зачем же создавать, если в различных регионах уже давно созданы межхозяйственные лесхозы, имеющие материалы лесоустройства, квалифицированные кадры, опыт работы.

Следующий же пункт, 9-й, прямо противоречит предыдущему. Оказывается, эти же самые мероприятия выполняются на основании договоров государственной лесной охраной, лесхозами и специализированными организациями федерального органа управления лесным хозяйством.

Естественно, что такой противоречивый документ не мог не привести к проблемам на местах. В ряде мест появились перегибы. У нас, например, встал вопрос о самом факте существования межхозяйственных лесхозов, изъятии "сельских" лесов в ведение лесхозов Федеральной лесной службы. И лишь последующие разъяснения Рослесхоза и Минсельхозпрода и принятие временных соглашений на уровне субъекта Федерации более-менее прояснили ситуацию. Что же это за Порядок, над которым в Рослесхозе работали почти полгода, если он требует стольких поясняющих документов! Впрочем, и они не смогли решить всех вопросов.

Нужно немного обрисовать ситуацию, в которой мы работаем. Лесной фонд по Осташковскому району распределен следующим образом: леса сельскохозяйственных формирований - 90.2 тыс.га, ГЛОХ - 39 тыс.га, Селигерский лесхоз ФСЛХ - около 68 тыс.га. Теперь же именно на Селигерский лесхоз ложится основной объем работ по выписке лесорубочных билетов и ордеров, проверке правильности отвода лесосек, освидетельствованию мест рубок. Для того, чтобы эффективно организовать эти работы необходимо увеличение штата, финансирования. Этого пока не предвидится, что естественно скажется на оперативности отвода. Похожая ситуация и в других районах - всего в ведении Тверского управления лесами находится лишь половина лесного фонда области (2.5 млн.га). Другая половина представлена лесами, ранее находившимися в ведении совхозов и колхозов (2.3 млн.га), гораздо меньшими площадями представлены лесоохотничьи хозяйства (54 тыс.га), заповедник, госкомплекс "Завидово".

Что же это будет означать для колхозов и совхозов? Уже сейчас мы упустили самое благоприятное время для заготовок древесины, а ведь могли бы создать рабочие места, выплачивать людям зарплату, ведь в сельскохозяйственных организациях сейчас зимнее затишье. Массу неудобств доставит новый порядок и местным жителям. Все это, естественно, может привести к росту социальной напряженности.

Еще одна проблема, связанная с выпиской ордеров на мелкий отпуск. Есть участки леса в нашем Селигерском лесничестве, где нет поблизости лесничества федеральной службы. Отводя делянки в порядке мелкого отпуска, работникам лесничества придется выезжать с каждым лесопользователем, делая только в одну сторону до 70-ти километров (при этом не зная лесов, дорог и т.д.). В такой ситуации вполне логичным было бы оставить право выписки ордеров межхозяйственным лесхозам.

Как я уже говорил, многочисленные неясности и противоречия в утвержденном порядке вынудили принимать соответствующие нормативы на уровне субъекта Федерации. Так, в Тверской области утвержден временный порядок лесопользования в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Этот порядок подписан Заместителем Губернатора области, начальником Тверского управления лесами, генеральным директором ЗАО "Тверьсельхозлес". В нем уже подробно раскрываются некоторые моменты, связанные с осуществлением лесопользования, выпиской лесорубочных билетов, делегированием прав районным администрациям.

Тем не менее, остаются проблемы и неясности, обусловленные запаздыванием нормативной базы. Не приняты Порядок передачи участков лесного фонда в безвозмездное пользование, Правила отпуска древесины на корню, нет разъяснений Минфина относительно порядка расчетов по лесным податям, отсутствуют разъяснения налоговой службы. Опять приходится руководствоваться либо временными, либо устаревшими нормативами. А ведь с момента принятия Лесного кодекса Российской Федерации прошел уже год.

Вернуться в начало

Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны

Постановление Правительства РФ от 02.02.98 г. #135.

В течение I квартала 1998 года предполагается разработать и утвердить порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны.

Под закреплением лесов в утвержденном порядке понимается передача федеральному органу исполнительной власти по вопросам обороны лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны. На данный федеральный орган возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.

(Опубликовано в "Российской газете" от 19.02.98 г.)

Вернуться в начало

Положение об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов

Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 24.01.98 г. #77.

Согласно данному положению, государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов на землях обороны, осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством и федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.

Положением регламентируется порядок осуществления государственного контроля за состоянием лесов на территориях военных и оборонных объектов, порядок получения допуска на эти территории, определены организации, производящие оформление разрешения на посещение режимных военных и оборонных объектов.

В частности, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы уведомляют в письменной форме не менее чем за 30 дней соответствующие органы управления федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны о предстоящем проведении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов.

(Полный текст Положения опубликован в Российской газете от 4.12.98 г.)

Вернуться в начало

О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Постановление Правительства РФ от 19.01.98 #67.

Данным постановлением к специально уполномоченным государственным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации отнесены Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральная пограничная служба РФ и их территориальные органы. Указанным ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять в соответствии с их компетенцией меры по организации и обеспечению эффективной охраны объектов животного мира и среды их обитания.

Этим же постановлением признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15.04.96 #457 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания."

Вернуться в начало

О мерах по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира

Постановление Правительства РФ от 02.02.98 г. #133.

Данным Постановлением утверждены:

перечень должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира, которым предоставлено право хранения, ношения и применения служебного оружия при исполнении служебных обязанностей, и нормы обеспечения их служебных огнестрельным оружием;

перечень типов и моделей служебного и гражданского оружия, патронов к нему и видов специальных средств для использования должностными лицами, выполняющими задачи по охране объектов животного мира;

перечень отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, получаемых в органах внутренних дел во временное пользование Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральной службой лесного хозяйства России и их территориальными органами;

Правила использования и применения служебного оружия, специальных средств и служебных собак должностными лицами, выполняющими задачи по охране объектов животного мира.

(Опубликовано в "Российской газете" от 20.02.98 г.)

Вернуться в начало

Особо охраняемых территорий все прибывает

В Амурской области на базе ликвидируемого государственного природного заказника федерального значения "Норский" учрежден государственный природный заповедник "Норский" Госкомэкологии России. К территории заповедника отнесены 211168 гектаров земель лесного фонда Норского лесхоза. (Постановление Правительства РФ от 2.02.98 г. #136)

В Республике Северная Осетия - Алания учрежден национальный парк "Алания" Федеральной службы лесного хозяйства России. В пользование национальному парку переданы 7508 гектаров земель лесного фонда, 23034 гектара земель сельскохозяйственного назначения и 6575 гектаров земель запаса. В границы национального парка включены также 14384 гектара земель других землепользователей без изъятия из хозяйственного использования и 3425 гектаров земель запаса. Органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания выразили согласие участвовать в финансировании деятельности указанного национального парка за счет средств республиканского бюджета. (Постановление Правительства РФ от 18.02.98 г. #225)

Упомянутые Постановления опубликованы в "Российской газете" от 27 февраля 1998 г.

Вернуться в начало

Расширен национальный парк

Постановление "О расширении территории национального парка "Паанаярви" в Республике Карелия издало Правительство России (от 19.12.97 #1600). Территория парка расширена за счет передачи ему в пользование 1054 гектаров земель лесного фонда Пяозерского лесхоза.

Вернуться в начало

Создан федеральный заказник

Постановлением Правительства РФ от 27.12.97 #1626 озеро Светлояр (Нижегородская обл.) объявлено памятником природы федерального значения, а занимаемая им территория площадью 12 гектаров - особо охраняемой территорией федерального значения. Озеро Светлояр известно тем, что именно здесь, по преданию, затонул легендарный град Китеж.

Вернуться в начало

*****

Постановлением от 10.02.98 г. #173 Правительство РФ утвердило Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России. (Полный текст опубликован в "Российской газете" от 25 февраля 1998 г. )

Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 #224 утверждено "Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование"

Санитарные правила в лесах Российской Федерации утвержены Приказом Рослесхоза от 15.01.98 #10. Зарегистрированы Минюстом 27.01.98 #1458.

Приказом Рослесхоза от 05.02.98 #21 утверждены Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации.

Постановление Правительства "Об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню и второстепенных лесных ресурсов" от 21.02.98 #131.

Об этих и других нормативных документах читайте в следующих номерах бюллетеня.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!