Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 6-7, март 1998
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Еще раз о трагедии Карельского леса

А. Ярошенко

 

Наверное, нет смысла говорить о том, какое значение для жителей Карелии имеет лес и вообще дикая природа. Именно благодаря лесам, озерам и болотам Карелия хорошо известна далеко за пределами России, и основу этой известности составляют в первую очередь не чисто утилитарная их ценность - древесина, вода, клюква, торф и т.д., а живописность и природная их ценность. Вся история формирования культуры Карельского народа была неразрывно связана с лесом, под влиянием леса был создан Карельский народный эпос "Калевала". Однако, это не мешало карельским лидерам в течение всего нашего столетия рассматривать лес только как фабрику древесины, да и при этом не очень заботиться о рациональности его использования и восстановлении лесных ресурсов. В результате не только были уничтожены многие уникальные природные комплексы, но и резко сократились площади продуктивных насаждений, уменьшились запасы доступных сырьевых ресурсов, оказались без средств к существованию многие лесные поселки, изначально создававшиеся как "временные".

В настоящее время на грани уничтожения оказались уникальные массивы естественных малонарушенных лесов, сохранность которых лишь в малой степени обеспечивается существующими заповедниками и национальными парками. Лесные ресурсы, составляющие одну из основ национального достояния Карелии, используются крайне нерационально, что уже сейчас привело к истощению экономически доступных запасов древесины. Несмотря на достаточно интенсивные лесозаготовки, в республике практически не решаются социальные проблемы лесного сектора, а объемы финансовых поступлений от лесной отрасли составляют лишь небольшую часть от реальной стоимости заготавливаемой древесины.

Фактически, сейчас происходит превращение Карелии во временный сырьевой придаток скандинавских лесозаготовительных компаний. При этом постоянно сокращающиеся запасы экономически доступной древесины все более и более обостряют социальные проблемы. Кризис в лесной отрасли делает почти невозможной практическую работу по охране ценных природных территорий. Если ситуация не будет изменена в самое ближайшее время, через несколько лет Карелия превратится в край малоценных (как с природной, так и с хозяйственной точек зрения) лесов, в зону если не экономической, то, по крайней мере, экологической и социальной катастрофы. Уже в течение нескольких лет неправительственные организации России (в первую очередь - Гринпис России и Центр охраны дикой природы) пытаются решить хотя бы наиболее наболевшие экологические проблемы, но эти попытки постоянно наталкиваются на непонимание и противодействие правительства Карелии и ряда республиканских министерств и ведомств.

В качестве самых первоочередных действий по сохранению природной ценности карельских лесов неправительственные организации предлагают правительству Карелии предпринять следующие действия:

  1. Принятие решения о создании (расширении) особо охраняемых природных территорий федерального уровня на территории наиболее ценных лесных массивов, составляющих основу экологического каркаса Карелии и в целом восточной Фенноскандии. Границы этих природных территорий должны быть основаны на экологических требованиях, а не определяться только доступностью или недоступностью лесов для хозяйственного освоения или политическими прихотями. Такими ключевыми территориями в Карелии являются национальные парки "Пааноярви", "Водлозерский" (необходимо расширение) и Калевальский (необходимо создание в пределах экологически обоснованных границ) и Костомукшский государственный заповедник (необходимо существенное расширение).

  2. Принятие решения о проведении инвентаризации на территории Карелии сохранившихся естественных малонарушенных лесов с участием общественности и неправительственных организаций, о сроках инвентаризации, о механизмах предоставления участникам работы имеющейся информации о состоянии лесного фонда, болотных массивов, объемах и прогнозах лесопользования и др. Решение об инвентаризации естественных малонарушенных лесов должно обеспечивать резервирование потенциальных резерватов малонарушенных лесов на срок, необходимый для проведения инвентаризации. Неправительственными организациями подготовлена карта потенциальных массивов естественных малонарушенных лесов, площадь которых (вместе с существующими и проектируемыми заповедниками и национальными парками, а также вместе с расположенными в этих массивах болотами, реками и озерами) составляет около 9.5% от общей площади Карелии.

  3. Принятие решения об учете в практике лесоустройства и лесопользования границ и режимов существующих особо охраняемых природных территорий (не включении территорий ООПТ с соответствующими режимами в расчет главного пользования и исключении рубок главного пользования там, где это запрещено установленными режимами охраны, включении режимов ООПТ в материалы лесоустройства, обеспечении информированности лесхозов о расположенных на их территориях ООПТ и их режимах). В настоящее время значительная часть заказников (особенно охотничьих) существует только "на бумаге".

  4. Принятие решения о продлении временных охотничьих заказников (которые еще не были уничтожены в результате лесохозяйственной деятельности), срок действия которых кончается до 2000 г., или о превращении этих заказников в постоянные, а также об обеспечении соблюдения их режимов лесхозами и другими землепользователями.

  5. Принятие решения об установлении водоохранных полос вдоль водоемов и верховых болот Карелии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации #1404 от 23.11.96, которое предусматривает обязательное принятие такого решения.

  6. Принятие решения о механизмах получения средствами массовой информации, неправительственными организациями и гражданами объективной и правдивой информации о состоянии природы, мерах по ее сохранению, состоянии и прогнозах использования наиболее важных и социально значимых природных ресурсов. Определение ответственности чиновников за предоставление заведомо неверной, искаженной или неполной информации.

  7. Снижение объемов рубок главного пользования до уровня расчетной лесосеки равномерного пользования по экономически доступной части лесного фонда, не включенного в состав особо охраняемых природных территорий. Обеспечение невозможности в дальнейшем уничтожения существующих или проектируемых ООПТ, связанного с истреблением лесных ресурсов на прилегающих территориях.

  8. Разрешение оплаты социальных проектов лесом на корню только в случаях, когда под эти проекты подобран конкретный набор лесосек с проведенной материально-денежной оценкой. Запрещение лесхозам использование лесосек, подготовленных к оплате социальных проектов, для иных целей (выписку лесорубочных билетов организациям, не отвечающим за выполнение конкретного социального проекта).

 

Вернуться в начало

Много ли в Карелии особо охраняемых природных территорий?

В выступлениях многих Карельских официальных лиц, а также в большом количестве официальных публикаций утверждается, что площадь особо охраняемых природных территорий в Карелии весьма велика по сравнению с принятыми международными стандартами и обеспечивает достаточный уровень охраны природных комплексов. В качестве огромного достижения приводится площадь "территорий, имеющих природоохранный статус" в 2 млн. 281 тыс. гектаров, или 12.7% территории республики. Однако, при детальном рассмотрении ситуации оказывается, что утверждение о благополучном состоянии системы особо охраняемых природных территорий Карелии весьма далеко от истины.

К особо охраняемым природным территориям, на основании Закона Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях", относятся заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы. В настоящее время на территории республики имеются 2 государственных заповедника - "Костомукшский" и "Кивач", 2 национальных парка - "Пааноярви" и "Водлозерский" и значительное количество заказников и памятников природы.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в Карелии имеют общую площадь 950887 гектаров, что составляет 5.3% от общей площади Карелии. В эту площадь традиционно включаются, кроме собственно ООПТ, природно-исторические резерваты "Валаам", "Кижи", курортные леса вокруг санатория "Марциальные воды" и участки плюсовых насаждений. Без этих территорий площадь собственно ООПТ составляет 918727 га, или 5.1% от территории Карелии (Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в республике Карелия в 1987 г.). Однако, далеко не на всей этой территории предусмотрен режим, направленный на сохранение природных комплексов, редких видов и уникальных экосистем. Кроме того, значительная часть заказников представляет собой временные охотничьи заказники, ограничивающие лишь режим использования охотничьих угодий и фактически не обеспечивающие никакого природоохранного режима. На долю таких заказников, фактически не имеющих охранного статуса и автоматически ликвидирующихся еще до 2000 года, приходится 26.8% от общей площади ООПТ Карелии.

По режимам охраны, связанным с ограничениями лесопользования, особо охраняемые природные территории Карелии разделяются следующим образом (Особо охраняемые природные территории Карелии, 1995):

  1. Территории с заповедным режимом (заповедники, заповедные зоны национальных парков) - 10.6% от общей площади ООПТ, или 0.56% от общей площади Карелии.

  2. Территории, где запрещены все виды рубок (особо охраняемые зоны национальных парков, некоторые заказники и памятники природы), однако допускается ограниченная рекреация или некоторые другие виды деятельности - 16.4% от общей площади ООПТ, или 0.87% от общей площади Карелии.

  3. Территории, где запрещены рубки главного пользования (рекреационные, хозяйственные и сходные с ними по режиму зоны национальных парков, большинство постоянных заказников) - 22.4% от общей площади ООПТ, или 1.2% от общей площади Карелии. При современной системе нормативов по рубкам ухода лесопользование на этих территориях (за счет ведения рубок обновления, переформирования и комплексных рубок) может быть достаточно интенсивным.

  4. Временные охотничьи заказники, где "запрещены рубки главного пользования". Реально режим этих заказников игнорируется органами лесного хозяйства (как не утвержденный в установленном порядке); все эти заказники автоматически прекратят свое существование в 1998 - 2000 годах или уже прекратили, но еще включаются в официальную отчетность - 26.8% от общей площади ООПТ, или 1.5% от общей площади Карелии. Кроме того, здесь возможно (даже при соблюдении режимов) достаточно интенсивное лесопользование за счет ведения рубок ухода и комплексных рубок.

  5. Территории с режимом лесов первой группы, не исключенных из расчетного пользования (многие заказники) - 23.8% от общей площади ООПТ, или 1.2% от общей площади Карелии. Фактически, в плане ограничения лесохозяйственной деятельности эти территории вообще не имеют режима ООПТ и могут подвергаться достаточно интенсивному лесопользованию. Это подтверждается состоянием лесопользования в 19 субъектах Российской Федерации, в которых леса первой группы занимают 100% общей площади лесов, при этом интенсивность пользования (в пересчете на единицу площади) нередко сопоставима с интенсивностью пользования в лесах третьей группы Карелии.

Кроме того, для Карелии, как и для большинства субъектов Российской Федерации, характерно игнорирование как лесхозами, так и лесоустроительными предприятиями решений органов власти об организации заказников и установлении их режимов. Даже если заказники имеют утвержденный в установленном порядке режим ограничения рубок главного пользования, это еще не гарантирует исключения их территории из расчета главного пользования при определении расчетной лесосеки.

Таким образом, особо охраняемые природные территории с достаточно строгим режимом ограничения лесопользования, обеспечивающим сохранение ценных природных объектов, естественной динамики и структуры лесных экосистем составляют лишь 1.4% от общей площади Карелии.

Кроме того, на территории республики Карелия имеются 1330 тыс. гектаров лесов первой группы, исключенных из расчета главного пользования, что составляет 7.4% от общей площади Карелии (Государственный доклад ..., 1997). Эти леса представлены лесопарковыми частями зеленых зон, выполняющими рекреационные функции и нередко включающими наименее ценные в природном отношении территории, водоохранные и нерестоохранные полосы, выделенные относительно недавно и включающие в себя огромные площади сплошных рубок 30-х - 70-х гг. (особенно вдоль основных сплавных путей), запретные полосы со строгим режимом, выделяемые далеко не по природоохранным критериям. На территории большей части этих категорий защитности могут проводиться интенсивные рубки ухода (рубки обновления и переформирования) и за счет этого объем лесопользования может достигать практически таких же размеров, как и в эксплуатационных лесах. Соответственно, леса этих категорий защитности не могут быть приравнены к ООПТ ни по принципам их выделения и пространственного размещения, ни по допускаемым режимам использования.

Таким образом, площадь "территорий, имеющих природоохранный статус" в 2 млн. 281 тыс. гектаров, или 12.7% территории республики, разделяется следующим образом:

Доля от общей площади "территорий, имеющих природоохранный статус"

Доля от общей площади Карелии

Особо охраняемые природные территории, имеющие строгий режим ограничения лесопользования, обеспечивающий реальное сохранение ценных природных объектов

11,3%

1,4%

Особо охраняемые природные территории, лишь частично обеспечивающие сохранность ценных природных объектов за счет ограничения рубок главного пользования

8,7%

1,2%

Особо охраняемые природные территории, не имеющие реального природоохранного режима и (или) автоматически прекращающие свое существование до 2000 года

21,8%

2,7%

Категории защитности лесов первой группы, исключенные из расчетного пользования, однако ни по принципам выделения и размещения, ни по режимам природопользования, ни по юридической защищенности не являющиеся аналогами ООПТ

58,3%

7,4%

Учитывая все вышеизложенное, современную ситуацию с особо охраняемыми природными территориями в Карелии следует признать неудовлетворительной, как не отвечающей ни природоохранным требованиям, ни существующей в мире практике выделения ООПТ в бореальных экосистемах (так, в Финляндии на долю ООПТ приходится 8.6% территории, в Швеции - 6.2%, на Аляске - более 40%). Особенно большой недостаток испытывается в ООПТ со строгими природоохранными режимами, обеспечивающими реальную охрану именно природных комплексов. Таким образом, организация крупных национальных парков или заповедников в массивах естественных малонарушенных лесов вполне актуальна с точки зрения современной ситуации с особо охраняемыми природными территориями.

 

Вернуться в начало

Лесопользование на территории Костомукшского горсовета и его социально-экономические аспекты

На территории, подчиненной Костомукшскому горсовету республики Карелия, располагается один из крупнейших сохранившихся в Карелии массивов естественных малонарушенных лесов - Калевальский лесной массив. Территория Калевальского лесного массива - это не только ценнейший природный объект, но и местность, где был сочинен и в течение многих поколений передавался из уст в уста Карельский народный эпос - Калевала. Благодаря известности этой территории как среди ученых-экологов, так и среди историков, литературоведов, работников культуры, вопросы ее сохранения интересуют очень большое количество людей во многих странах мира. Благодаря низкой освоенности лесов северо-западной Карелии, территория Калевальского лесного массива и в настоящее время соединена приграничной полосой лесов с другим крупным лесным массивом - Костомукшским заповедником. Совместно эти территории образуют уникальный, не имеющий аналогов природный комплекс, являющийся основой экологического каркаса практически всей центральной Фенноскандии. Однако, еще до середины 1997 года происходило интенсивнейшее истребление лесов этого массива; да и современное отступление лесозаготовителей, связанное с резервированием территории под организацию национального парка "Калевальский", еще не поставило точку в истории этих лесов.

Современная стратегия лесопользования на землях Костомукшского горсовета отличается как всеми недостатками, унаследованными от экстенсивного лесопользования в бывшем СССР, так и большим количеством социально-экономических и экологических проблем, связанных с "шаблонным" применением "скандинавской" технологии ведения рубок и вытеснением отечественных лесозаготовителей.

Основные проблемы современного лесопользования на землях Костомукшского горсовета связаны с экстенсивным, истощительным характером лесопользования, лишь формальным соблюдением многих, даже узаконенных экологических норм, и применением технологий лесозаготовок, обеспечивающих лишь минимальную занятость местного населения.

Организация новых особо охраняемых природных территорий на землях Костомукшского горсовета, безусловно, не может не вызвать снижения общего объема лесозаготовок. Однако, завершающийся в настоящее время переход на высокомеханизированные лесозаготовки по "скандинавской" технологии, ориентация лесного хозяйство практически исключительно на сплошнолесосечные рубки главного пользования и абсолютное преобладание экспорта круглого леса над другими видами использования древесины приводят к несравнимо большим отрицательным социально-экономическим последствиям.

 

Вернуться в начало

Современные размеры лесопользования и возможность ведения устойчивого лесного хозяйства

Приводимые в данном разделе расчеты потенциальных и реальных объемов лесопользования на территории Костомукшского горсовета основываются на тех данных, которыми располагают российские неправительственные организации. Поскольку неправительственные организации не имеют полного доступа к материалам лесоустройства по Костомукшскому лесхозу и вынуждены использовать имеющуюся официальную отчетную информацию, доступную часть материалов лесоустройства и полученные независимыми путями сведения о состоянии лесного фонда, приводимые ниже данные могут иметь расхождения в пределах 5-10% с данными, получаемыми на основании материалов текущего лесоустройства. Однако, все приводимые ниже данные отражают реальные тенденции в современном лесопользовании на землях Костомукшского горсовета и получены на основании действующих лесохозяйственных нормативов и методик.

Современные размеры лесопользования на землях Костомукшского горсовета определяются в соответствии с идеологией и нормативами, соответствующими истощительному экстенсивному лесопользованию и не направленными на обеспечение устойчивого развития региона и его лесного хозяйства. Сама идеология определения расчетной лесосеки не подразумевает непрерывного и неистощительного использования лесных ресурсов; традиционно используемые вторая возрастная и интегральная расчетные лесосеки обеспечивают более или менее непрерывное и устойчивое лесопользование только при относительно пропорциональном распределении лесного фонда по группам возраста. При освоении же ранее малоиспользовавшихся лесных массивов, представленных преимущественно "перестойными" (по "лесоводческим" меркам) лесами, применяемые методы определения расчетной лесосеки обеспечивают более или менее устойчивое лесопользование только в течение первых 2-3 десятилетий. Впоследствии, в связи с истощением запасов спелых лесов, происходит резкое снижение расчетной лесосеки и объемов лесозаготовок; это усугубляется также тем, что в первую очередь всегда осваивались наиболее доступные и ценные лесные массивы, а удаленные и низкотоварные леса оставлялись "на потом". Именно такая ситуация характерна сейчас для Карелии в целом, где в подавляющем большинстве лесхозов максимальный объем лесозаготовок и максимальная интенсивность освоения крупных лесных массивов приходились на 60-е годы (рис. 1).

Леса, расположенные на землях Костомукшского горсовета, до начала 80-х годов были практически исключены из хозяйственного освоения. Благодаря этому, в возрастном составе насаждений еще 15 лет назад абсолютно господствовали спелые и перестойные (по хозяйственным меркам) насаждения; на долю средневозрастных и приспевающих насаждений, способных в ближайшее время пополнить истощающиеся запасы лесосечного фонда, приходилась и сейчас приходится мизерная доля лесной площади. Благодаря этому, при сохранении современных методов определения расчетной лесосеки, ее размер неизбежно будет резко сокращаться, особенно в течение ближайших ревизионных периодов (рис. 2). Даже без организации Калевальского национального парка уже с началом следующего ревизионного периода (2002 г.) неизбежно падение расчетной лесосеки с 369.2 тыс. м3 до 248,5 тыс. м3, или до 67,3% от современной (при использовании в качестве основы 2-й возрастной расчетной лесосеки и полном освоении действующих расчетных лесосек). Неизбежно прогрессирующее падение расчетной лесосеки и в дальнейшем, вплоть до конца 40-х годов следующего века (до уровня около 144 тыс. м3, или 39% от современной). Стабилизация 2-й возрастной расчетной лесосеки, связанная с появлением больших площадей средневозрастных и приспевающих насаждений, является мнимой, так как реальное пополнение эксплуатационных запасов спелых насаждений за счет современных молодняков начнется лишь с конца XXI столетия. При организации Калевальского национального парка на площади 143260 гектаров (и сокращении текущей расчетной лесосеки до 248,5 тыс. м3) и сохранении современных методов расчета и организации лесопользования неизбежно падение расчетной лесосеки к концу 40-х годов следующего века до 93,7 тыс. м3, или 25,4% от современной (сходные результаты получаются и при использовании первой возрастной и интегральной расчетных лесосек).

Однако, возможно значительно большее сокращение реальных объемов лесозаготовок в порядке рубок главного пользования, связанное с современным использованием наиболее ценных эксплуатационных запасов и возрастанием доли малоценного и деконцентрированного эксплуатационного фонда (рис. 3). Вынужденное недоиспользование действующей расчетной лесосеки (при соблюдении установленных сроков примыкания) в связи с деконцентрацией лесного фонда может начаться уже в конце текущего ревизионного периода (и будет зависеть от экономической ситуации - положения на европейском рынке древесины, экспортной политики России и т.д.). Если учитывать современные тенденции освоения деконцентрированного и удаленного лесосечного фонда в республике Карелия (освоение расчетной лесосеки в районах с преобладанием деконцентрированного лесосечного фонда не более, чем на 50-70%), потенциальный объем лесозаготовок в порядке рубок главного пользования к концу 40-х годов следующего века сократится до 52,9 тыс. м3, или 14,3% от современной расчетной лесосеки (при расчетной лесосеке 89,6 тыс. м3) и будет продолжать сокращаться в дальнейшем. Положение осложняется еще и тем, что часть лесов, расположенных на землях Костомукшского горсовета, пройдена в первой половине XX века интенсивными подневольно-выборочными рубками, приведшими к существенному увеличению доли фаутных деревьев в составе древостоя и появлению низкотоварных насаждений, освоение которых затруднено или экономически невыгодно.

В настоящее время промежуточное пользование на территории Костомукшского лесхоза не вносит существенного вклада в общий объем лесозаготовок. Однако постоянное сокращение площади спелых и перестойных лесов на землях Костомукшского горсовета приводит и к снижению потенциальной площади лесов, способных давать ликвидную древесину в порядке рубок промежуточного пользования после соответствующего изменения нормативной базы и стратегии лесопользования.

Кроме истощения лесосырьевой базы, необоснованно высокие объемы лесозаготовок в порядке сплошнолесосечных рубок главного пользования приводят к еще одной существенной проблеме. Значительные площади молодняков искусственного и естественного происхождения, формирующиеся на участках сплошных рубок, в последующем будут требовать достаточно большого количества рубок ухода; в течение первых 60 лет после рубки вновь формирующиеся древостои практически не будут давать ликвидной древесины, т.е. все необходимые лесохозяйственные мероприятия будут чисто затратными. При оптимальном количестве рубок ухода (не менее 2 приемов за первые 3 класса возраста) площадь, на которой ежегодно будет требоваться проведение осветлений и прочисток, через 25-30 лет достигнет почти 7 тысяч гектаров (рис. 4). Если учитывать, что к этому времени при сохранении современных объемов рубок произойдет более чем 2-кратное снижение расчетной лесосеки, такое возрастание доли нуждающихся в уходе молодняков и средневозрастных насаждений сделает лесное хозяйство на землях Костомукшского горсовета потенциально убыточным и дотационным.

Таким образом, сохранение современного характера лесопользования на землях Костомукшского горсовета уже в течение ближайших 20-30 лет приведет к:

  • резкому истощению лесосырьевой базы и падению объемов лесозаготовок;

  • увеличению доли молодняков и средневозрастных насаждений и потребности лесного фонда в рубках ухода;

  • уменьшению площади лесов, в которых возможна организация ведения выборочного хозяйства и промежуточного пользования.

В целом, будут уменьшаться доходы от лесопользования и увеличиваться потребности в затратных лесохозяйственных мероприятиях. Это неизбежно приведет к кризисной ситуации в лесном хозяйстве на территории Костомукшского горсовета.  

Вернуться в начало

Социальные аспекты современной стратегии лесопользования

Лесопользование в Карелии является не только одной из важнейших доходных статей бюджета, но и одной из главных отраслей, обеспечивающих рабочие места и занятость населения. В связи с этим, любые изменения в стратегии лесопользования, связанные с организацией особо охраняемых природных территорий, изменением технологии лесозаготовок или просто истощением лесосырьевых ресурсов, - неизбежно приводят к существенным изменениям в социальной сфере. В связи с этим, анализ современных социальных аспектов лесопользования и прогноз социального развития лесного сектора является важнейшим компонентом проектирования сети особо охраняемых природных территорий.

На территории Костомукшского горсовета лесопользование является лишь вторым по доходности (после добычи полезных ископаемых) видом природопользования. Тем не менее, лесное хозяйство и лесная промышленность в 80-х - начале 90-х годов обеспечивали занятость около 2% трудоспособного населения, проживающего на территории, подчиненной Костомукшскому горсовету.

С начала 90-х годов в лесном хозяйстве на землях Костомукшского горсовета начали происходить существенные изменения, связанные с постепенным внедрением новых технологий, ориентированных на использование заготавливаемой древесины финскими потребителями, снижение доли слабомеханизированных операций на лесозаготовках, а впоследствии - и с вытеснением отечественных лесозаготовителей с территории Костомукшского горсовета. Эти тенденции заметно усилились после 1993 года, когда произошло разделение прежнего комплексного леспромхоза на лесхоз и леспромхоз, а также ликвидация лесосырьевых баз крупных отечественных леспромхозов (Пяозерского, Юшкозерского, Ухтинского). В настоящее время лесное хозяйство на землях Костомукшского горсовета целиком ориентировано на массовые лесозаготовки, проводимые по "скандинавской" сортиментной технологии с полной механизацией всего лесозаготовительного процесса, и большей частью на проведение лесозаготовок непосредственно финскими лесозаготовителями.

Такой подход к стратегии лесозаготовок приводит к ряду серьезных социальных последствий. Так, отечественная технология ведения лесозаготовок, сложившаяся к концу 80-х годов и включавшая в себя использование на рубках главного пользования валочно-пакетирующих машин типа ЛП-19 и бензомоторных пил, сучкорезных машин, трелевочных тракторов для вывозки древесины к верхнему складу и раскряжевку (при необходимости) и отгрузку древесины потребителю с нижних складов, обеспечивала занятость около 250 человек (не считая административного персонала и водителей лесовозов, транспортирующих древесину как к нижнему складу, так и к потребителям, и дорожных рабочих) при заготовке в порядке сплошных рубок главного пользования 369.2 тыс. м3 древесины ежегодно (т.е. в размере современной расчетной лесосеки по Костомукшскому лесхозу), что и обеспечивало возможность нормального существования Костомукшского леспромхоза с постоянным штатом более 250 человек (рис.5).

Наиболее типичная сейчас "скандинавская" технология лесозаготовок на сплошных рубках главного пользования обеспечивает занятость только 45 человек (также не считая административного персонала, водителей и дорожных рабочих) при том же объеме рубок, причем, исключительно квалифицированного персонала (операторов и механиков харвестеров и форвардеров). Это вызывает не только 5-кратное сокращение количества рабочих мест с полной загрузкой работой, но и резкое увеличение доли требующегося высококвалифицированного персонала. В результате на большинстве лесосек на землях Костомукшского горсовета в настоящее время работают финские операторы харвестеров и форвардеров, а местное население занято лишь в минимальном количестве на самых низкоквалифицированных работах (сторожа и т.д.). Изменение этой ситуации неизбежно потребует достаточно высоких капиталовложений; так, только стоимость подготовки 45 квалифицированных операторов харвестеров и форвардеров и механиков по финским стандартам составит около 9 миллионов финских марок.

Костомукшский леспромхоз, являющийся единственным крупным местным лесозаготовителем на землях Костомукшского горсовета, в настоящее время получает лимиты лесозаготовок в размере 30 тыс. м3, или около 8% от расчетной лесосеки. Численность штата Костомукшского леспромхоза в настоящее время составляет около 100 человек (с учетом административного персонала); при современных нормах выработки (при применении сортиментной технологии с валкой леса бензомоторными пилами) это означает в среднем примерно 40-50-процентную загруженность работающего персонала. Таким образом, сохранение современных лимитов на лесозаготовки, выделяемых Костомукшскому леспромхозу, а тем более их сокращение, неизбежно приведет к дальнейшему сокращению численности работников этого предприятия. Следовательно, независимо от организации или не организации на территории Костомукшского горсовета каких-либо особо охраняемых природных территорий, существование Костомукшского леспромхоза поставлено под угрозу современной стратегией лесопользования.

Не меньшее количество социальных проблем связано с ориентацией лесного хозяйства и лесной промышленности на экспорт круглого леса. В настоящее время лишь минимальное количество заготавливаемой на землях Костомукшского горсовета древесины перерабатывается на местных предприятиях. Так, по приблизительным оценкам в 1996 г. на долю экспорта обработанной древесины (досок, мебели и т.д.), в пересчете на использованный объем круглой древесины, приходилось около 0.5% от общего объема лесозаготовок. В современных условиях, когда экспорт круглого леса облагается минимальными налогами, это означает, что основную долю доходов бюджета от лесозаготовок составляет плата за древесину, отпускаемую на корню, а огромные возможности, связанные с организацией рабочих мест за счет местной переработки древесины, практически полностью теряются.

Сложившееся положение в лесном комплексе и его последствия вызывают особо негативный отклик в селе Вокнаволок (единственном крупном - 506 человек - населенном пункте на землях Костомукшского горсовета, кроме самой Костомукши), где значительная доля местного населения в прошлом была занята в лесном хозяйстве, а возможности трудоустройства людей, потерявших работу в лесном комплексе, минимальны. Так, среди 27 случайно отобранных респондентов - постоянных жителей с. Вокнаволока 17 считают основной современной проблемой села именно безработицу (в значительной степени обусловленную крахом лесного комплекса).

Среди главных опасностей, угрожающих лесу, 24 человека из 27 назвали то, что связано с современным характером лесопользования (крупные сплошные рубки, слишком большой объем лесозаготовок, несоблюдение финскими лесозаготовителями водоохранных зон или вообще всех норм и правил) при том, что только 2 человека главной опасностью считают гибель лесов в результате загрязнения Костомукшским ГОКом и только 1 - лесные пожары из-за неосторожного обращения с огнем. Названий финских фирм, заготавливающих лес, не смог назвать ни один из опрошенных. По поводу этого вопроса одним из них был дан следующий комментарий: "Мы не знаем названий, поскольку фирмы мелкие, часто меняются, быстро "смываются".

Таким образом, современная стратегия лесозаготовок, складывающаяся на территории Костомукшского горсовета, не только не отвечает интересам охраны природы или даже просто поддержания нормальной для человека окружающей среды, но и полностью игнорирует интересы местного населения, вызывает резкое сокращение занятости населения в лесном комплексе и массовую безработицу.

 

Вернуться в начало

Калевальский национальный парк: проблемы и перспективы создания

Калевальский лесной массив представляет собой один из крупнейших сохранившихся до нашего времени лесных массивов Карелии. Площадь этого лесного массива, практически не затронутого рубками послевоенного периода и лишь на относительно небольшой площади затронутого подсочкой, составляет около 180 тысяч гектаров (из них около 150 находятся на территории Костомукшского горсовета, остальные - на территории Калевальского района Карелии). Примерно половина этой территории находится за линией пограничных инженерно-технических сооружений и для подавляющего большинства российских граждан абсолютно недоступна, остальная часть находится в пограничной зоне и доступна для местных жителей и тех, кто имеет необходимые для посещения пограничной зоны документы.

В прошлом (до конца 30-х годов нашего столетия) на берегах крупных озер, расположенных в пределах Калевальского лесного массива, располагалось более двадцати мелких деревень и хуторов; впоследствии все они были уничтожены (в период коллективизации, подготовки к войне с Финляндией, борьбы с "неперспективными" деревнями). К 70-м годам на этой территории население полностью исчезло.

Лесопользование на территории Калевальского лесного массива до второй половины XIX века было направлено исключительно на удовлетворение потребностей немногочисленного местного населения, объемы лесозаготовок были крайне невелики и практически не отражались на состоянии лесных экосистем. Единственным значимым видом воздействия человека на Калевальские леса были связанные с его хозяйственной деятельностью лесные пожары, вносившие свой вклад в поддержание сложившейся еще много тысячелетий назад пирогенной (т.е. связанной с деятельностью лесных пожаров и низовых палов) динамики лесных насаждений. Лишь с 80-х годов прошлого века леса Калевальского массива попали в зону промышленных рубок - подневольно-выборочных и приисковых, составлявших до 30-х годов нашего века основу лесного хозяйства северной Карелии. Большая часть лесов была пройдена этими видами рубок, однако, их интенсивность была невелика (обычно до 15-20% по запасу), и в настоящее время структура древостоя содержит лишь косвенные признаки ведения этих рубок в прошлом. После 30-х годов, благодаря малой доступности Калевальского лесного массива и переориентации лесного хозяйства на сплошнолесосечные концентрированные вырубки, рубки леса здесь практически прекратились (лишь ненадолго возобновившись вдоль проходящих по краям массива дорог во время оккупации этой территории).

Идея сохранения малонарушенных хозяйственной деятельностью лесных экосистем Калевальского массива не нова. Она была предложена еще в начале 80-х годов институтом леса Карельского научного центра. Однако, по предложенному тогда проекту в территорию национального парка предполагалось включить преимущественно крупные озерные системы с относительно небольшой частью прилегающих к ним лесов (впоследствии эта территория - 90 тыс. га - была зарезервирована под организацию национального парка). Несмотря на то, что уникальность природных экосистем Калевальского лесного массива признается не только "зелеными", но и практически всеми учеными-экологами России и скандинавских стран, уже в конце 80-х годов до его территории добрались лесозаготовители. От лесозаготовок в первую очередь пострадали участки наиболее продуктивных (и наименее пострадавших от прошлой хозяйственной деятельности) лесов. Некоторые кварталы, особая ценность которых (даже на фоне остальных лесов Калевальского лесного массива) была признана в результате работ финских специалистов еще в начале 90-х годов, были в значительной степени вырублены финскими же лесозаготовителями в 1995-97 годах. Тем не менее, благодаря деятельности российских, финских и международных экологических организаций, немногие лесозаготовители рисковали проводить здесь рубки. В январе 1997 г., с учетом настоятельных предложений неправительственных организаций, администрацией г. Костомукша было принято решение о резервировании территории Калевальского лесного массива для организации национального парка. В августе 1997 года было принято постановление председателя правительства республики Карелия В.Степанова "О дополнительном резервировании территорий под проектируемый национальный парк "Калевальский", согласно которому под организацию парка дополнительно (! - не отменяя предыдущего резервирования) отводились 114.8 тыс. га, с уменьшением расчетной лесосеки на 142 тыс. м3 (в том числе по землям Костомукшского горсовета - на 127 тыс. м3). Здесь необходимо отметить, что предыдущее решение правительства Карелии о резервировании земель под организацию Калевальского национального парка выполняется лишь частично: соответствующий перерасчет расчетной лесосеки (объемов рубок главного пользования) произведен не был, по крайней мере, по землям Костомукшского горсовета. Будет ли выполняться новое решение - не известно, но пока также никакого снижения расчетной лесосеки не произведено.

В 1997 году сразу несколькими организациями проводилась инвентаризация ценных природных объектов, расположенных на территории Калевальского лесного массива. Работу независимо проводили Институт леса Карельского научного центра (и под его руководством - Институт геологии, Институт водных проблем севера, Институт языка и литературы и другие) и Лесной клуб неправительственных организаций вместе с неправительственными организациями других стран (Финляндии, Германии). Общее выполнение работ координировал Костомукшский государственный заповедник (что не в последнюю очередь было связано с недоверием неправительственных организаций к представителям Карельского научного центра).

 

Вернуться в начало

Будет ли сохранен Калевальский лесной массив?

Калевальский лесной массив является одним из крупнейших массивов естественных малонарушенных лесов Европейской России. Благодаря своей удаленности от магистральных дорог и потребителей древесины, лесной массив до конца 80-х годов нашего века практически не подвергался промышленным рубкам. Лишь в конце прошлого и начале нашего столетия здесь проводились низкоинтенсивные выборочные рубки, дававшие пиловочник кемским лесопильным заводам, да во время войны были вырублены небольшие участки. Калевальский лес представляет собой не только ценнейший массив естественных лесов, болот, чистых озер, но и место, где был сочинен и многие столетия передавался из уст в уста Карельский народный эпос - Калевала. Природная и историко-культурная ценность этой территории настолько велика, что вопросы ее сохранения не оставляют равнодушными очень большое количество людей во многих странах мира.

Совсем другой подход к Калевальским лесам у карельских властей и у ряда финских и российских лесозаготовительных фирм. Для них уникальный Калевальский лес - это только запас древесины, который можно быстро продать для того, чтобы обеспечить получение прибыли и поступление средств в бюджет. К сожалению, для многих карельских ученых (скорее - научных функционеров) Калевальские леса, существовавшие тысячи лет без сколько-нибудь существенного вмешательства человека, вдруг превратились в "перестойные древостои, которые погибнут от старости, если их в ближайшее время не срубить". И вот уже в конце 80-х годов традиционный союз равнодушных чиновников, функционеров от науки, готовых обосновать "что прикажут", и пришлых лесозаготовителей (главным образом - скандинавских), начал наступление на уникальный лесной массив. Если бы не деятельность "зеленых" - уже к концу 90-х годов от Калевальского леса остались бы такие же кусочки наименее ценных или наименее доступных лесов, как и от других подобных ему карельских лесов.

Надо отметить, что еще в 80-е годы институтом леса Карельского научного центра была разработана концепция создания особо охраняемых природных территорий Карелии. Вошел туда и Калевальский национальный парк - в виде трех небольших разрозненных кусочков, то ли из-за того, что не было тогда возможности у ученых исследовать крупный массив, то ли из-за боязни рассердить лесопромышленников. Однако, долгое время и эта концепция ничего не могла изменить; даже эти три небольших участка были зарезервированы только спустя 10 лет после разработки концепции, и то не без влияния "зеленых". Настоящая же борьба за сохранение Калевальского леса началась в 1996 году, когда стало совершенно очевидно - без принятия самых решительных мер лесной массив будет уничтожен в самые короткие сроки.

Никакие серьезные обоснования не могли убедить карельские власти, чиновников и парламентариев (в том числе бывших ученых, обслуживавших интересы лесопромышленного комплекса) в необходимости принятия решительных мер. Только мораторий на рубки в естественных малонарушенных лесах Карелии, предложенный финской лесопромышленной фирмой ЭНСО и поддержанный многими другими импортерами карельской древесины, позволил сдвинуть дело с мертвой точки. В январе 1997 г. было достигнуто соглашение между российскими неправительственными организациями и администрацией г. Костомукши о совместных действиях и резервировании ценного лесного массива под создание национального парка. 25 августа 1997 года председатель правительства республики Карелия В. Степанов принял постановление #492, согласно которому, "учитывая ходатайства местной администрации г. Костомукши и неправительственных общественных организаций", до окончательного определения границ национального парка резервировались участки лесного фонда на площади 114.8 тыс. га в пределах Костомукшского и Калевальского лесхозов. Согласно этому же постановлению объем лесопользования по этим лесхозам должен быть уменьшен на 142 тыс. м3 в год (эта часть постановления В. Степанова так и осталась пока невыполненной).

В том же 1997 г. Министерством по охране окружающей среды Финляндии была выделена крупная сумма денег на проведение инвентаризации естественных малонарушенных лесов Карелии. Минэкологии Карелии, получив эти деньги, заключило договора с институтом леса Карельского научного центра на проведение работ всего в 4 участках малонарушенных лесов (одним из которых был Калевальский лесной массив). Благодаря действиям российских и финских неправительственных организаций, выразивших сомнение в непредвзятости и компетентности исполнителей работ со стороны Карельского научного центра, координация работ по созданию Калевальского национального парка была поручена Костомукшскому заповеднику (руководство которого пользуется заслуженным авторитетом как у российских, так и у зарубежных научных и природоохранных организаций). Однако, "научное обоснование" границ национального парка должны были подготовить все же сотрудники института леса. Одновременно с учеными из института леса над той же задачей работала экспедиция Лесного клуба российских неправительственных организаций (в том числе группа специалистов из Германии и Финляндии).

 

Вернуться в начало

Проект национального парка, подготовленный институтом леса

Карта (5K/128K)
Щелкните на картинке для получения полной карты (128 Кб)

Опасения "зеленых" по поводу объективности и качества выполнения работ институтом леса, похоже, полностью подтвердились. Несмотря на огромнейший научный потенциал (очевидно, что Карельский научный центр является одним из сильнейших научных центров России) и большое количество собранного в результате полевых работ материала, руководители работы так и не смогли подготовить сколько-нибудь обоснованный общий проект. Так, в отчете Карельского научного центра было представлено 8 вариантов границ - по числу отдельных коллективов, принимавших участие в работе. Никакого обобщения собранных данных, даже самого примитивного, сделано не было. К дальнейшему рассмотрению был предложен один из самых маленьких вариантов - вариант руководителя всей работы в целом, доктора биологических наук А.Н.Громцева. Сколько-нибудь серьезного обоснования этого варианта границ институтом не было представлено; были полностью проигнорированы многие ценные природные объекты, найденные сотрудниками того же института леса, а также весьма обоснованный "гидрологический" вариант границ. В границы проектируемого национального парка не был включен ни один значимый рекреационный объект (при том, что одной из основных задач национального парка является организация рекреации и экологического просвещения); вне территории парка оказались небольшие деревни и хутора, на которых и создавался знаменитый эпос "Калевала". Зато интересы лесопромышленников такой вариант национального парка почти не затрагивает: в его территорию входят наименее доступные леса, расположенные в сильно заболоченной и пересеченной местности, вдали от существующих дорог.

Еще один важный недостаток проекта состоит в том, что он совершенно не предусматривает какого-либо зонирования национального парка (предусмотренного всеми действующими нормативами). Таким образом, даже если считать, что все наиболее ценные участки лесного массива попали в его территорию, из них неизбежно будут выделены не только рекреационная, но и хозяйственная зоны парка, и о полном сохранении этой самой ценной части уже не может быть и речи.

Площадь национального парка в соответствии с этим проектом должна была составить 77.5 тыс. га, или 67% от уже зарезервированной территории.

Вернуться в начало

Проект национального парка, подготовленный неправительственными организациями

Совершенно другой подход к проектированию национального парка был применен неправительственными организациями. Была проведена инвентаризация всех объектов, которые должны быть включены в национальный парк с учетом возлагаемых на него функций - как особо ценных природных комплексов, так и наиболее значимых рекреационных и историко-культурных объектов. Кроме того, была учтена необходимость организации в пределах национального парка хозяйственной зоны (для обеспечения нужд самого национального парка и проживающего в его окрестностях населения; практика функционирования российских и зарубежных национальных парков показывает жизненную необходимость выделения этой зоны). Учтена была также не только ценность отдельных объектов или участков леса, но и их положение на местности, возможности взаимовлияния и потенциальная устойчивость территории национального парка к внешним воздействиям. Кроме того, была произведена оценка жизнеспособности пройденных подсочкой лесов на периферийных участках национального парка (этот вопрос институтом леса не рассматривался). Работы проводились на территории Костомукшского горсовета (где создание парка приводит к существенным изменениям в практике лесопользования); небольшой участок на территории Калевальского района был проанализирован только по данным космосъемки.

В результате работы был предложен проект национального парка с зонированием (в пределах земель Костомукшского горсовета) и оценкой социально-экономических последствий его организации. В соответствии с этим проектом площадь национального парка должна была составить 152 тыс. га. После обсуждения и небольшой переработки проект был принят Костомукшским заповедником за основу для дальнейшей работы.

Вернуться в начало

Промежуточные варианты проекта

В результате проведенной работы администрации г. Костомукши были представлены для обсуждения два проекта: проект, подготовленный институтом леса Карельского научного центра, и проект, подготовленный неправительственными организациями и поддержанный Костомукшским заповедником. В ходе предварительных совещаний в декабре 1997 г. между руководством Костомукшского заповедника, администрацией г. Костомукши, местными хозяйственными организациями и неправительственными организациями был предложен несколько уменьшенный проект границ Калевальского национального парка. Он все еще включал в себя наиболее ценные природные, рекреационные и историко-культурные объекты, но возможность организации полноценной хозяйственной зоны была сильно уменьшена. Тем не менее, этот проект все еще давал возможность реального сохранения Калевальского лесного массива и организации полноценного национального парка.

Однако, этим дело не ограничилось. Уже во второй половине декабря выяснилось, что администрация "получила информацию сверху" о том, что национальный парк надо создать на значительно меньшей площади. В результате, администрацией Костомукши был предложен еще меньший вариант, от которого практически полностью была "отрезана" будущая хозяйственная зона, а также значительно сокращена рекреационная зона. Наиболее ценная природоохранная зона парка также была частично урезана. Этот промежуточный проект уже не давал надежны на организацию полноценного, эффективно функционирующего национального парка, но все еще обеспечивал возможность сохранения его наиболее ценной части.

Вернуться в начало

Современное положение дел

Несмотря на то, что два промежуточных варианта границ проектируемого национального парка отражали интересы уже местных органов власти и хозяйственных организаций, подготовленный Костомукшским заповедником проект (в котором рассматривались три варианта - вариант заповедника и неправительственных организаций и два компромиссных варианта границ, полученных в результате переговоров с мэрией г. Костомукши) так и не был подписан мэром Костомукши. Это было объяснено (в устной форме) снова полученной из Петрозаводска "информацией" о необходимости создания национального парка на площади не более 77.5 тыс.га. Одновременно руководство Костомукшского заповедника получило письменное указание министра экологии Карелии М.С.Фещенко немедленно закончить работы по согласованию проектов парка и предоставить согласованный отчет. Однако, вариант границ Калевальского национального парка, предложенный институтом леса Карельского научного центра настолько явно не соответствовал самой идеологии организации национальных парков и вызвал настолько сильное сопротивление неправительственных организаций и независимых специалистов, что была предпринята попытка его "усовершенствования". В результате появилась еще одна конфигурация границ национального парка, которая и была принята администрациями города Костомукши и Калевальского района.

Согласно решению администрации Калевальского района #91 от 10 февраля 1998 г. в территорию проектируемого национального парка была включена большая часть предложенной неправительственными организациями территории и практически все наиболее ценные природные объекты; кроме того, был предложен к охране еще один небольшой участок, находящийся на значительном удалении от основной территории национального парка.

Администрация г. Костомукши пошла по другому пути: согласно постановлению от 29 января 1998 г. в территорию проектируемого национального парка были включены озера Кенас, Марья-Шелека и Судно и их ближайшие окрестности, но взамен ... были исключены участки леса из центральной части парка, ценность которых ранее не оспаривал даже институт леса. Конечно, благодаря такому подходу в состав парка оказались включенными наиболее значимые рекреационные объекты, но за его пределами оказались около 19 тысяч гектаров уникальных лесов.

К сожалению, даже выделенные правительством Финляндии деньги на подготовку проекта и создание Калевальского национального парка Карельские чиновники смогли использовать лишь на хитро организованную борьбу с "зелеными", на подавление достижений российских и финских специалистов по сохранению Калевальских лесов. Инициированный при их участии институтом леса проект Калевальского национального парка не только не способствует сохранению ценного лесного массива, но и, в случае его принятия Карельскими властями, отдает на расправу лесопромышленникам четверть уже зарезервированных наиболее ценных лесов.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!