|
||||
| ||||
Периодические издания и рассылки |
Первая сертификация - задание на домМ. Карпачевский
Девятого марта 2000 г. компания-аудитор Woodmark (Великобритания), подразделение компании Soil Association, представила публичный доклад о результатах лесной сертификации Косихинского леса (Косихинский лесхоз, Алтайский край) по схеме Лесного попечительского совета (ЛПС). Лесхоз первым в России получил сертификат ЛПС сроком на пять лет (до 17 марта 2005 г.) на лес площадью 32712 га, древесину из березы, сосны и осины, заготовляемые в нем, а также на круглые и пиленые лесоматериалы из нее, обрабатываемые на двух пилорамах Косихинского лесхоза. Решение о присвоении сертификата было принято компанией-аудитором после обработки результатов своего оценочного визита в сентябре 1999 г. и стало кульминацией трехлетних усилий менеджеров компании Прайсбэтч Лтд. (Pricebirch Ltd.) и лесхоза по приведению лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности в соответствие требованиям ЛПС. Тем самым была показана принципиальная возможность ведения экологически, социально и экономически ответственного лесопользования в России. Знаковым является тот факт, что первым в России сертифицировалось лесное предприятие, не входящее с систему Рослесхоза, а в Минсельхозпрод, в холдинг Агролес, который управляет лесами на основе арендного соглашения сроком на 49 лет. В лесхозе работает около 70 человек. Опыт подготовки Косихинского лесхоза к сертификации, безусловно, уникален и будет широко и подробно изучаться. Выдающиеся усилия руководителей лесхоза и его партнеров по подготовке лесхоза к сертификации и их настойчивое стремление получить сертификат, безусловно, заслуживают отдельного рассказа. Но в данной статье мы бы хотели остановиться на тех аспектах деятельности предприятия, которые, по мнению фирмы-аудитора, не вполне соответствовали требованиям ЛПС. Их анализ чрезвычайно важен для тех российских лесопромышленников, которые собираются получить сертификат по этой системе. Беглый анализ публичного доклада Woodmark позволяет сделать следующие выводы: Компания должна четко осознавать, зачем ей нужна сертификация по системе ЛПС, так как подготовка к сертификации сопряжена со значительными изменениями всего бизнеса компании, чтобы привести его в соответствие принципам и критериям ЛПС. Эти изменения, прежде всего, преследуют цель повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия и достижения его большей устойчивости в долгосрочной перспективе. Эти изменения не могут быть реализованы за короткие сроки. Хотя лесхоз в течение нескольких лет целенаправленно готовился к сертификации, аудиторы обнаружили серьезные недостатки в системе его лесного хозяйства. Большинство из них связаны с общей государственной лесной политикой и практикой ведения лесного хозяйства в России. Это означает, что с такими же проблемами обязательно столкнутся и другие российские лесопромышленники, собирающиеся сертифицироваться по системе ЛПС. Наличие недостатков не помешало аудиторам выдать лесхозу сертификат, но они поставили жесткие условия по устранению самых серьезных из них. Если эти недостатки не будут устранены соответствующим образом в указанные сроки, сертификат может быть аннулирован. Условия, которые должен выполнить лесхоз для подтверждения сертификата: Условие 1. В течение года лесхозу предстоит оценить возможности по закупке спецодежды (снаряжения) для обеспечения мер по охране труда работников в лесу и на лесопилке и представить письменный доклад по этой теме. В докладе должны быть определены первоочередность мер, возможные источники получения защитного снаряжения и спецодежды и их стоимость. Предложение по закупке персонального защитного снаряжения должно быть готово к следующему визиту аудиторов и должно начать осуществляться до следующего после него визита. Причиной появления такого условия стала недостаточная жесткость российских требований по охране здоровья и труда по сравнению с международными нормами. Так, в частности, спецодежда вальщиков должна иметь металлический каркас. Условие 2. 2.1. До начала рубок в 2000 - 2001 гг. специалисты кафедры ботаники Алтайского университета должны дать комментарии по поводу планов отвода лесов в рубку. Территории, о которых известно, что они представляют значительный интерес с точки зрения охраны природы, должны быть зарезервированы (исключены из планов рубок) вплоть до принятия формального решения об их охране. 2.2. В течение двух лет следует провести обследование территории для выявления наиболее важных участков для сохранения биоразнообразия растений и животных. Кроме того, следует обследовать флору на вырубках, чтобы в дальнейшем осуществлять мониторинг воздействия рубок леса. 2.3. В течение трех лет на основе этих обследований не менее 5% лесной территории должно быть отведено и ясно оформлено в качестве особо охраняемых территорий, защищенных от рубок, для которых поддержание биоразнообразия является главной целью. Условие 3. 3.1. В течение одного года следует оценить практику ведения санитарных рубок в охраняемых лесах в свете современных знаний о роли сухостоя и валежа для окружающей среды, а также о возможном негативном влиянии вредителей на коммерческую жизненность леса на остальной территории. Данный обзор должен опираться на исследования, проведенные в других климатически или экологически сходных регионах мира. 3.2. В течение двух лет на основе данного обзора следует разработать и применить рекомендации для того, чтобы максимально увеличить лесное биоразнообразие, но, одновременно, не подвергая угрозе коммерческую жизнеспособность продуктивных участков леса. Условие 4. Следует пересмотреть практику создания сосновых насаждений. Сосну следует сажать только там, где она произрастает естественным образом, одновременно следует максимально использовать естественное возобновление березы там, где она преобладает в естественных условиях. Условие 5. В течение одного года создать и применить систему для мониторинга и оценки успешности лесовозобновления на вырубках.
Рекомендации WoodmarkКроме условий, фирмой-аудитором были выделены две рекомендации. Первая касается включения в план ведения лесного хозяйства специальных мер, направленных на изменение возрастной структуры древостоя таким образом, чтобы обеспечить устойчивое использование лесных ресурсов в будущем. Эта рекомендация связана с тем, что березовые насаждения большей частью одновозрастные и содержат высокую долю (83 %) спелых и перестойных деревьев. Таким образом, распад древостоя будет происходить более или менее одновременно. Вторая рекомендация касается конфликта между выпасом скота в лесу, осуществляемом местными жителями, и естественным лесовозобновлением при системе выборочных рубок. Хотя, очевидно, что выпас скота негативно воздействует на уровень биоразнообразия и препятствует лесовозобновлению, он необходим местным жителям. В связи с этим было предложено ограничить выпас скота территорией в 20000 га и выработать по этому вопросу конкретные предложения.
План ведения лесного хозяйстваПлан ведения лесного хозяйства был подготовлен Западносибирским лесоустроительным предприятием в 1999 г. сроком на 10 лет. Отмечено, что обычно цели ведения лесного хозяйства определяются на государственном уровне, в то время как региональные и местные органы управления лесами слабо вовлечены в этот процесс. Настоящий план был составлен лесоустроителями так, чтобы получить сертификат по системе ЛПС. Особое внимание было уделено территориям, которым следует уделить внимание согласно «Принципам и критериям» ЛПС. Целью ведения лесного хозяйства стало создание системы мероприятий на период с 1999 по 2009 гг., направленную на достижение эффективного управления лесами и использование лесных ресурсов, рациональное и эффективное лесовозобновления и защиту леса, и практически применить интегрированную научно-техническую политику управления лесами. Задачей стал сбор точной и современной информации о лесных ресурсах сельских лесов, которые включены в государственные учет лесных ресурсов, лесоустройство и мониторинг лесов. Такая информация способствует научно обоснованному использованию лесов, мер по лесовозобновлению, охране и защите леса, контролю лесопользования, анализу лесохозяйственных мероприятий, которые будут вестись в течение действия плана. Она также покажет качество контроля за лесопользованием и включит анализ качества лесохозяйственных мероприятий в предыдущие 13 лет. В результате разработки нового плана ведения лесного хозяйства, часть лесов была переведена из 1 группы во 2-ую, что ограничит некоторые лесохозяйственные мероприятия и обеспечит дополнительную защиту. В новом лесоустройстве полностью запрещено использование сплошных рубок. Хотя расчетная лесосека оценивается на сертифицированной территории в 44100 м3, реальный объем заготовок составляет около 12000-13000 м3, что обусловлено реальным спросом на древесину и нынешними производительными мощностями.
Меры по поддержанию биоразнообразияВ пределах сертифицированного участка есть памятник природы площадью 84 га, созданный для сохранения популяции венериного башмачка. Кроме того, как указывается в докладе, есть другие участки (например, защитные полосы вдоль рек), в которых созданы условия для сохранения биоразнообразия, хотя последнее не указано в явной форме как цель. Участки около рек, безусловно, обладают наиболее высоким биологическим разнообразием. Вместе с тем, угрозой ему является выпас скота. Поэтому в новом плане ведения лесного хозяйства предлагается осуществлять контроль за выпасом на площади 20000 га. В дальнейшем предлагается выделить специальные участки леса, на которых ведение лесного хозяйства будет прежде всего нацелено на поддержание биологического разнообразия. Ботанические исследования на предмет выявления видов, включенных в национальную и региональную красные книги или предложенных к включению, были проведены. Вместе с тем, не были четко выделены места обитания этих видов или места, где необходимы специальные меры по их охране. На основании собранных данных было предложено создать две дополнительных особо охраняемых природных территории. Сильные и слабые стороны ведения лесного хозяйства в Косихинском лесхозе в свете требований критериев и принципов ЛПС. Приведенный ниже тест является сокращенным переводом «Публичного доклада» Woodmark и приводится без комментариев. Принцип 1. Соответствие законодательству и принципам ЛПС
Достоинства:
Недостатки:
Принцип 2. Права и обязанности владельцев и пользователей
Достоинства:
Недостатки:
Принцип 3. Разрешительное и традиционное использование, защита культурных ценностей На Алтае представлены коренные народности, но они живут в его более гористой части, на границе с Монголией. Их нет в Косихинском районе. Принцип 4. Отношения с местным населением и права работников
Достоинства:
Недостатки: Принцип 5. Долгосрочная жизнеспособность, местная занятость, минимизация количества отходов и вреда
Достоинства:
Недостатки. Принцип 6. Воздействие на окружающую среду
Достоинства:
Недостатки: Принцип 7. План мероприятий по ведению хозяйства
Достоинства:
Недостатки: Принцип 8. Мониторинг и цепь поставок
Достоинства: Принцип 9. Сохранение лесов, имеющих высокое природоохранное значение
Достоинства:
Недостатки: Принцип 10: Закладывание плантаций и выбор видов Лесное хозяйство базируется на естественном возобновлении естественно встречающихся пород, дополняемого подсадкой деревьев. Поэтому требования Принципа 10 ЛПС не рассматривалось. Из других комментариев можно отметить 9.2, в котором отмечается, что неудачное лесовозобновление скорее связано с несоответствующим условиям способом посадки, чем с конкуренцией сосны с березой и осиной.
Федеральная служба лесного хозяйства России Об обязательной лесной сертификацииПо имеющимся сведениям, в утвержденной 29 декабря 1999 года Новгородской областной Думой Концепцией социально-экономического развития на 2000 год, определено внедрение и развитие сертификации в лесопромышленном комплексе области по критиериям FSC и стандартам ISO-14000. Координатором и исполнителем программы по лесной сертификации должен являться Новгородский центр сертификации.По сути дела это означает разрешение на внедрение добровольной лесной сертификации. Вместе с тем, в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) добровольная лесная сертификация может проводиться (ст. 17, 18), если законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной лесной сертификации, а юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной лесной сертификации, зарегистрировало систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном порядке. Этого не сделано. Таким образом, работа по внедрению в Новгородской области добровольной лесной сертификации организуется вопреки указанному Закону, а также Лесному кодексу Российской Федерации (ст. 71), которым предусмотрено внедрение обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов. Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 февраля 1998 года №131 установило, что организацию и проведение работ по обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов, осуществляет Федеральная служба лесного хозяйства России. В связи с этим Федеральная служба приказом от 4 августа 1999 года №161 предусмотрела, начиная с 5 августа 1999 года, опытно-производственное внедрение (апробацию) обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов, в том числе и в Новгородской области. Однако руководители Новгородского управления лесами к выполнению названного приказа Рослесхоза не приступали и инициативы по опытно-производственному внедрению не проявляли. Федеральная служба поручает:
ускорить работу по внедрению обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню; представить объяснение по поводу неоправданной задержки внедрения обязательной лесной сертификации и выполнения приказа Рослесхоза от 4.08.99 г. №161.
Статс-секретарь - первый заместитель М.Д.Гиряев
| |||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|