Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Приложение
    <К статье...>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №ГКПИ98-121

ЧАСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 1999 г.
г. Москва

Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего Глянцева В.В., народных заседателей Петелина С.Е., Бабушкина В.У., при секретаре Суетовой М.В., с участием прокурора Федотовой А.В., рассмотрев дело по заявлению Злотниковой Т. В. и других о признании недействительными распоряжения Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы от 31.12.95 г., 10.02., 1.03., 8.04., 26.05., 8.07., 21.07., 20.08., 13.10., 20.10., 20.12., 30.12.97 г. и 21.02.98 г., установил:

Злотникова Т.В., другие граждане, ряд общественных организаций обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными распоряжений Правительства РФ о разрешении перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы, которые были приняты в период с 31.12.95 г. по 21.02.98г.

Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 1999 г. признано незаконным распоряжение Правительства РФ от 21.02.98 г. № 266-р. В остальной части заявленных требований отказано по мотивам пропуска заявителями 3-х месячного срока, установленного законом для обжалования актов органов управления.

Поводом для признания распоряжения Правительства РФ от 21.02.98 г. № 266-р незаконным явилось нарушение порядка принятия проекта правового акта о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы.

В силу ст.11 Федерального закона РФ "Об экологической экспертизе", обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду.

Из содержания Федерального закона следует, что экологическая экспертиза на федеральном уровне должна быть проведена в случае принятия правовых актов, которые относятся к компетенции органов власти Российской Федерации, если реализация этих актов может повлечь отрицательные последствия для окружающей среды.

Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ, включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством. Этот порядок, включая объем полномочий Российской Федерации по управлению лесным фондом, закреплен в ст.46, 63 Лесного кодекса РФ.

Названным Кодексом разрешение вопросов об установлении порядка разделения лесного фонда по группам лесов, перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, - отнесено к компетенции Правительства РФ.

Издавая подобные акты, Правительство РФ реализует основанные на законе полномочия Российской Федерации по управлению, распоряжению лесными землями в лесах первой группы, поэтому должны быть соблюдены требования закона об условиях подготовки проектов нормативных актов. Одним из таких условий является проведение государственной экологической экспертизы проекта правового акта на федеральном уровне (ст. 11 Федерального закона РФ "Об экологической экспертизе").

Распоряжения Правительства РФ, которые по существу имеют хозяйственное значение являются основанием для начала строительных работ, вырубке лесов в субъектах Российской Федерации. Не случайно законом предъявлены повышенные требования к разработке правовых актов Российской Федерации, которые могут повлечь негативные последствия для окружающей среды.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы законом не отнесен к объектам экологической экспертизы на уровне субъектов Российской Федерации (ст. 12 названного Федерального закона).

То обстоятельство, что Правительство РФ не является инициатором перевода лесных земель в нелесные, не проводит подготовку документов по отводу земель под строительство, само по себе не означает, что акты Правительства РФ носят характер согласовывающего документа.

По этим основаниям суд не согласился с доводами представителей Правительства РФ о том, что для подготовки актов по переводу земель в лесах первой группы не требуется проведение экспертизы на федеральном уровне.

Более того, как установлено судом, заключения экологических экспертиз, оформленные в субъектах Российской Федерации по конкретным строительным объектам никаких мотивов по поводу возможных последствий перевода земель в лесах первой группы не содержат, выводов относительно допустимости негативного воздействия на окружающую среду в случае вырубки лесов не имеется.

Подобные заключения, представляемые в Федеральную службу лесного хозяйства России, а затем использованные для согласования в Правительстве РФ в качестве обоснования возможности перевода земель, составлены с нарушением ст. 18 Федерального закона РФ "Об экологической экспертизе", и не заменяют государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне.

Указанные нарушения порядка подготовки правовых актов стали причиной многочисленных обращений граждан и организаций по поводу нарушения их прав на благоприятную окружающую среду. В этих заявлениях обострено внимание на то, что в субъектах Российской Федерации при разработке планов строительства, с вырубкой лесов не привлекается общественность для выявления ее мнения по поводу будущего строительства, участия в проведении экспертизы.

Между тем, федеральным законодательством предусмотрено, что органы местного самоуправления, население должны быть проинформированы о готовящемся строительстве объекта, определена возможность проведения общественной экспертизы, установлено, что эксперты государственных экспертных учреждений рассматривают материалы, отражающие мнение населения.

Как выяснилось в судебном заседании, практически ни по одному из материалов по отводу земель под строительство мнение общественности не было получено.

Суд считает необходимым довести до сведения Правительства РФ установленные факты нарушений федерального законодательства, регламентирующего порядок перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы, с тем, чтобы в будущем были исключены подобные нарушения и выполнены требования закона по подготовке правовых актов Российской Федерации, реализация которых может отрицательно отразиться на окружающей среде. Руководствуясь ст.225 ГПК РСФСР, суд, определил:

  • об изложенном довести до сведения Председателя Правительства РФ Примакова Е.М. для принятия соответствующих мер.

О принятых мерах необходимо сообщить Верховному Суду РФ в месячный срок.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!