Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 11, август 1999
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Лесное дело на высшем уровне: новый виток


В. Колесникова

Приложение: частное определение
Верховного суда Российской Федерации

Как мы уже писали (Лесное дело на высшем уровне // Лесной бюллетень N6-7, март 1998), прошедший год был отмечен событием, важность которого для нашей страны трудно переоценить. Это так называемое "лесное дело" в Верховном Суде РФ. 17 февраля 1998 года ВС принял беспрецедентное решение удовлетворить жалобу общественных организаций и граждан о признании недействительными распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель лесов первой группы в нелесные.

Были признаны недействительными и отменены все подобные распоряжения за 1996 и 1997 годы. В сентябре 1998 года ВС отменил свое же собственное решение, сославшись на то, что в нем не была обоснована причина пропуска трехмесячного срока обращения в суд. Такое определение, по мнению юристов, не конституционно. Сотрудники Института "Экоюрис", которые вели дело в суде и возглавляли информационную кампанию, продолжают дело дальше. В феврале 1999 года, после окончания первого процесса Верховный Суд признал недействительным распоряжение Правительства, выпущенное 21 февраля 1998 года. Также Суд отметил, что, несмотря на то, что, по его мнению, жалоба граждан о признании недействительными распоряжений 1996-1997 годов запоздала, он выносит частное определение, осуждающее лесную практику Правительства. Процесс продолжается.

Изменились ли способы решения проблем в нашей стране? Пожалуй, нет, что мы сегодня и наблюдаем - кризис, из которого пытаются выйти с помощью старых рецептов - крупных строек, кипучей деятельности вообще, субъекты Федерации стремятся к так называемому развитию, неважно чего, неважно с каким смыслом. Получается, чем больше освоено, именно "освоено", средств, тем выше авторитет руководителя. Но это только внешняя сторона, популистская. Ни для кого не секрет, что в любой подобной деятельности заинтересованы определенные круги. Строительство элитных дач, гаражей в лесах первой группы, уничтожение ценных зеленых насаждений в угоду нефтяной компании-владельца заправочной станции - лишь очередные шаги в направлении агрессивного развития, бессмысленного и беспощадного к природе, а, в конечном счете и к людям. Руководители приходят и уходят, а последствия их деятельности, к сожалению, остаются. Не стало исключением и "лесное дело".

Правительство России незаконно раздает земли с особо ценными лесами 1 группы, которые также называют "легкими" мегаполисов, под строительство промышленных предприятий, свалок, рынков, кладбищ, садоводческих товариществ, дачных участков, коттеджей, личных домов. В Московской области сегодня осталось 16 тысяч "лесных" кв. км., однако, это составляет всего 50 взрослых деревьев на одного жителя Москвы и области. Согласно Лесному Кодексу РФ, к лесам первой группы относятся "леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий". Иными словами, это леса, на которых держится экологическая безопасность регионов и городов. Сейчас главная угроза для лесов вокруг мегаполисов - отвод под строительство дач и дорог. Таким образом, города сами подрывают свою безопасность.

История появления особо охраняемых лесов уходит в глубокую древность - но тогда заповедные рощи имели религиозно-обрядовое значение, они считались обиталищем сверхъестественных сил.

Со времен Петра Первого охранялись не только места царских охот, но и другие леса, например, корабельные рощи и леса по берегам.

В Лесном Уставе 1888-го года говорилось об исключительном значении лесов для защиты водных источников, предотвращении размыва почв на крутых склонах, снежных обвалов, сдерживания сухих песков и защиты от них дорог, населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий.

В 1943 году было принято решение о разделении всего лесного фонда на три группы. К первой группе наряду с государственными заповедниками были отнесены почвозащитные, полезащитные и курортные леса, леса зеленых зон вокруг промышленных предприятий и городов, ленточные боры в Западной Сибири и степные колки. Затем в эту категорию вошли защитные полосы вдоль автомобильных дорог.

В современной России в течение двух лет с момента вступления в силу Закона "Об экологической экспертизе" (30 ноября 1995 года) Правительство перевело в "нелеса" более 30 тысяч га земель в 72 субъектах Российской Федерации. В Свердловской области около 1,5 тысяч га земель отдано под строительство завода по переработке ТБО, промышленное строительство, мелкооптовый рынок. Ханты-Мансийский автономный округ - более 600 га земель лесов первой группы переведено в том числе под коллективные сады-огороды, автозаправочные станции, под временные дороги для перемещения буровых установок… Наибольшие площади переводимых лесов в процентном отношении за 1996-1997 годы составили: в Республике Коми - 3%, в Республике Саха - 5,9%, в Иркутской области - 3,5%, в Кировской области - 17%, в Красноярском крае - 7,1%, в Ленинградской области - 2,2%, в Магаданской области - 9,85%, в Московской области - 1,9%, в Свердловской области - 6%, в Ямало-Ненецком автономном округе - 5,3%. Общая площадь незаконно переведенных в нелесные земель сравнима с размерами государства Мальта. А ведь, согласно российскому законодательству, леса находятся в федеральной собственности, при переводе земель таких лесов из лесных в нелесные необходима экологическая экспертиза на федеральном уровне. В частности, в Законе "Об экологической экспертизе" в статье 11 сказано, что обязательной государственной экологической экспертизе подлежат в том числе "материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные".

Интересно, что в самих распоряжениях отсутствуют какие-либо обоснования переводов, те, которые можно было бы расценить как "исключительные случаи", когда, согласно российскому законодательству, перевод может быть разрешен. Однако даже в таких случаях экологическая экспертиза на федеральном уровне - единственно возможный путь. Как же могут оправдать свои действия те, кто несмотря ни на что разрешает истреблять леса? Ответчики пытались настаивать на том, что распоряжения за подписью премьер-министра не являются руководством к действию для тех, кто запрашивал разрешение на перевод. Мол, мы бумагу выпустили, а дальше субъекты федерации поступают по собственному усмотрению. Получается любопытная ситуация - регионы, обратившись в правительство и получив желаемый ответ, ничего не предпринимают. Или, что не менее любопытно, по утверждению тех же ответчиков, если люди на местах переводят лесные земли в нелесные под строительство гаражей, рынков и пр., они тем самым не наносят ущерба окружающей среде, вырубая ценнейшие леса. Обычному человеку вообще очень сложно понять логику подобных рассуждений. Тем не менее, более серьезных объяснений происходящего Рослесхоз так и не представил. Посвященному человеку понятно - территория лесов 1 группы из-за своего расположения и относительной чистоты привлекательна для размещения элитных коттеджей, она также наиболее удобна для организации свалок или строительства автозаправочных станций - чем ближе к городу, тем меньше затрат на отвоз мусора, тем бойчее место для торговли бензином.

Первый раунд единоборства между российскими гражданами и Правительством по "лесному делу" вопреки ожиданиям, завершился быстро. Все дело с момента первой подачи жалобы в ВС РФ до исторического решения суда длилось только девять месяцев (с апреля 1997 года по февраль 1998 года). Для успеха дела (хоть и непродолжительного) имело значение и то, что удалось достичь эффективного объединения усилий профессиональных юристов, общественных экологических организаций, граждан, экспертов и средств массовой информации. Правовая позиция и тактика ведения дела была разработана неправительственной организацией Институт "Экоюрис". Интересы граждан защищали ведущий адвокат Ольга Яковлева и другие юристы и активисты "Экоюрис", а также Тамара Злотникова, председатель Комитета по экологии Государственной Думы РФ. Истцами выступали Социально-экологический Союз, Всероссийское общество охраны природы, другие организации и более 50-ти граждан. Методы достижения цели были самыми разными: от писем протеста в Прокуратуру, Госкомэкологии, Президенту, Председателю Правительства до акций прямого действия, одна из которых была проведена силами Московской экологической федерации у здания Верховного Суда в день одного из заседаний.

Общественность привлекла к процессу множество экспертов. На первом этапе "лесного дела" суду пришлось ознакомиться с целым рядов мнений авторитетных экспертов в области охраны лесов, а также других специалистов, чье мнение необходимо учитывать при обращении с лесами первой группы. Все оценки были однозначны - уничтожение этих лесов нанесет серьезный ущерб окружающей среде и здоровью людей. Объяснения представителей Рослесхоза звучали гораздо менее убедительно - все сказанное никак нельзя было отнести к исключительным случаям, в которых перевод земель лесов первой группы в нелесные может быть разрешен - и он все-таки признал обоснованной жалобу граждан и организаций о признании недействительными 12 распоряжений Правительства о лесных переводах. Излюбленный тезис о прогрессе сотрудники Рослесхоза на суде не упоминали, но во всех их выступлениях ответчиков по лесному делу сквозило недовольство, мол, цивилизация наступает, о каких экологических правах граждан может идти речь?! Незаконно?! Это препятствие преодолимо.

К сожалению, оно действительно оказалось преодолимо. Через полгода Верховный суд отменил свое решение, направив дело на новое рассмотрение. Можно попробовать угадать причину: Правительство уверенно продолжало издавать "лесные" распоряжения (уже через четыре дня после решения суда - 21 февраля 1998 года - был издан очередной незаконный документ), лишние проблемы с соседней ветвью власти не всегда выгодны, вот и решили пойти на попятную. Что же в этом случае может сделать общественность? Испробовать все законные пути по борьбе с уничтожением лесов в собственном государстве, а затем обратиться в Международный суд. По прогнозам наблюдателей, вероятность такого исхода дела очень велика. Международный суд по правам человека с 1959 года находится во Франции в Страсбурге; в 1998 году Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека и теперь граждане нашего государства имеют право защищать свои права в страсбургском суде.

Однако, в связи с последними событиями по делу - признанием недействительным свежего лесного распоряжения и выносом частного определения Правительству, касающегося в целом практики переводов лесных земель в нелесные - есть надежда, что сор из избы можно будет не выносить и дело успешно завершится в пределах России.

*****

Когда номер бюллетеня уже готовился к печати, в редакцию поступила информация, что Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, хотя и подтвердила, что при обращении с жалобой был упущен трехмесячный срок, тем не менее признала, что практика переводов лесных земель в нелесные в лесах 1 группы не соответствует действующему законодательству. Было также отмечено, что срок обращения в суд с обжалованием нормативных актов стоит исчислять с момента их официального опубликования, и те распоряжения Правительства, по которым этот срок не был упущен (из 12-ти распоряжений Правительства таких было три) признаны недействительными.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!