Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Материалы пресс-конференции Лесного клуба 19 января 2001 года

Ставка на лес: Россия может проиграть

А.Ю.Григорьев эксперт Социально-экологического Союза

За 8 месяцев, прошедших с момента упразднения Рослесхоза и Госкомэкологии, - Министерство природных ресурсов, ставшее их наследником, так и не сформулировало, что оно собирается делать с лесами страны. Ряд серьезных экологических, социальных, экономических вопросов, определяющих будущее принадлежащих России четверти всех лесов планеты остается без ответа.

Появляющиеся сообщения об обсуждении природоохранной тематики на уровне Правительства РФ иногда просто вызывают изумление. Ярким примером может служить информация о заседании Правительства 29 декабря 2000 года. На нем первым вопросом обсуждался доклад Министра природных ресурсов РФ г-на Б.А.Яцкевича "О мерах по совершенствованию природоохранной деятельности в Российской Федерации". В пресс-релизе № 1148, размещенном на интернет-сайте Правительства в 8 утра 29 декабря, говорится о том, что очередным этапом выполнения Россией взятых на себя обязательств по международному сотрудничеству в природоохранной сфере явилась разработка "Экономической программы Правительства Российской Федерации до 2010 года". Однако в пресс-релизе № 1154, вышедшем пятью часами позже, речь идет о необходимости предусмотреть "специальные разделы по вопросам обеспечения экологической безопасности и привлечения инвестиций на строительство и реконструкцию природоохранных объектов" в той же самой программе. Каким образом то, чего пока нет, может быть "очередным этапом выполнения Россией взятых на себя обязательств"?

Похоже заложником бездеятельности МПР постепенно становится уже не только оно само, но и Правительство РФ в целом.

На этом фоне возникает естественный вопрос - что в действительности содержится в программе Правительства на долгосрочную перспективу и какое влияние окажет ее реализация на будущее лесов России и охрану их природы.

Поиск этого документа, несмотря на многочисленные обсуждения и упоминания в прессе, оказался весьма непростым делом. К конце концов на интернет-сайте Министерства экономического развития и торговли РФ были найдены "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" (http://www.economy.gov.ru/program/soderzanie.html), вроде бы похожие на то, о чем идет речь. К сожалению, нам не удалось выяснить ни дату выпуска, ни номер версии этого документа, ни того, кто и как с ним работает.

В отличие от невнятной позиции Минприроды, намерения Правительства РФ весьма четки и определенны.

1. Экология пока не входит в число Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. В тексте программы отсутствуют какие-либо специальные разделы, посвященные этой теме. Остается надеяться, что после заседания Правительства 29 декабря 2000 года они все-таки появятся.

2. Рост экспорта лесной продукции должен стать одним из основных направлений обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста, необходимых для решения проблем, с которыми России столкнется в ближайшее десятилетие.

В списке отраслей, где Россия, по мнению Правительства, имеет выраженные конкурентные преимущества на мировых рынках, лесопромышленный комплекс упоминается на первом месте, опережая металлургию, химический комплекс, атомную промышленность, отдельные сегменты рынка судостроения, вооружений и другие.

В связи с этим можно ожидать, что реформирование лесного сектора будет вестись наиболее энергично и ему будет уделяться повышенное внимание.

3. Как в экономике страны в целом, так и в ее лесном секторе можно ожидать энергичных попыток реализации стандартного набора мер, из которого наиболее важными будут:

  • устранение избыточного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность;
  • максимальное сокращение и оптимизация государственного сектора;
  • широкомасштабная приватизации земли и недвижимости, в том числе лесов, организация их оборота для передачи наиболее эффективным собственникам.

В принципе, все это правильно и необходимо. Однако свои благие намерения Правительство крайне слабо соотносит с существующей экономической, социальной и экологической реальностью, как в России, так и на наиболее важных рынках ее лесного экспорта. Реализация этих пожеланий в их нынешнем виде существенно облегчит внедрение в лесной бизнес всякого рода жуликам и любителям наживы. Она же приведет к окончательному развалу системы государственного контроля, охраны и защиты лесов.

Российское Правительство не учитывает и того, что за последнее десятилетие экологические последствия лесопользования превратились в один из важнейших факторов конкурентоспособности лесных товаров. Все чаще импортеры отказываются покупать древесину, производство которой связано с разрушением участков нетронутых лесов, либо картинами широкомасштабными погромами на лесных делянках. Несмотря на это, правительственные чиновники горячо желают нарастить объемы заготовок и экспорта российского леса, игнорируя необходимость охраны природы. Это обернется для российских производителей потерей рынков, прежде всего в наиболее важных для России странах Европейского сообщества. Создается очередная ситуация "хотели как лучше - получилось как всегда". События последних лет (Карелия, Ленинградская область и др.) казалось бы очень ярко показали всю реальность и серьезность такого сценария.

Почему Правительство РФ упорно хочет повторить такой эксперимент теперь уже в масштабах всей страны. Осознает ли оно, что творит?. Отвечающее за лесное хозяйство и охрану природу Минприроды не сделало ничего для предотвращения надвигающихся серьезных проблем, и, похоже, ничего реального, кроме рекламных акций по линии связей с общественностью, делать не собирается. А ведь речь идет о секторе, обеспечивающем занятость почти 1 млн. человек, дающем в год 3-4 миллиарда долларов экспортных поставок.

В этих условиях российские природоохранные организации вынуждены обратиться к средствам массовой информации, поскольку считают, что необходимо широкое и открытое обсуждение складывающейся ситуации с участием всех заинтересованных сторон.. Более подробный анализ реформ лесного сектора опубликован в Лесном бюллетене (№ 4(16) за 2000 год). Он также размещен на интернет-сайте www.forest.ru/rus/bulletin/16/1.html

За дополнительной информацией обращаться:
Алексей Григорьев - эксперт Социально-экологического Союза
e-mail: grig@bcc.seu.ru
Владимир Захаров, редактор "Лесного бюллетеня"
e-mail: foresnews@online.ru
тел.факс: 7 (095) 124-79-34



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!