Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 16, декабрь 2000
Обложка номера Cледующая статья

Будущее лесов России.


Что Греф грядущий нам готовит?


А. Григорьев

В мае 2000 года правительство Касьянова сделало первый шаг на пути радикальных перемен в лесном секторе России. Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, а также Федеральная служба лесного хозяйства были ликвидированы. Впрочем, специально под корень их никто изводить не собирался. Просто для этих ведомств в новой структуре российских федеральных органов государственной власти места не нашлось.

Их функции, остатки кадров и прочее были переданы Министерству природных ресурсов (МПР). Подчинение контроля за состоянием окружающей природной среды и лесов министерству, основной задачей которого является отнюдь не забота об охране природы, а "эффективное использование" природных ресурсов, естественно вызвало протест со стороны природоохранных неправительственных организаций (НПО). Был начат и успешно проведен сбор 2.5 млн. подписей в поддержку проведения общенационального референдума, который, среди прочего, должен был дать ответ на вопрос, должно ли государство, располагающее самыми большими в мире лесами, иметь юридически самостоятельную лесную службу. Однако, после проверки Центризбиркомом действительными были признаты только 1.9 млн. подписей, что ровно на 5% меньше необходимого для начала референдума количества

При весьма бурной деятельности НПО, на другом конце, в Минприроды наблюдается какое-то сонное затишье. Неоднократные попытки выяснить, что же МПР собирается делать с лесами России, успехом не увенчались. Немногочисленные публикации в "Лесной газете" сообщают, что все пока остается по старому. Изменения носят в основном косметический характер - уволили ряд высокопоставленных чиновников бывшего Рослесхоза (кстати, далеко не самых глупых). Большая часть лесных генералов в регионах превратилась из начальников в заместителей. Вроде бы идет переоформление структур бывшего Рослесхоза в государственные унитарные предприятия. Что это такое и для чего все это надо - остаётся загадкой.

Тихий застой в недрах МПР наблюдается на фоне мощной, и в целом весьма результативной деятельности правительства по другим направлениям. У всех перед глазами проведенные сугубо непедагогичными методами, но очень эффективные воспитательные мероприятия в отношении господ Гусинского, Березовского, Руцкого. Губернаторам также достаточно ясно указали на их место в новой системе государственной власти страны, порекомендовав активнее заняться дырявыми отопительными системами, выплатой зарплат учителям и прочим коммунальным хозяйством. Как господа, так и товарищи депутаты, слегка повеселив своими дискуссиями телезрителей, организованно голосуют, как надо. Правительство активно действует и реализует свои планы.

Ситуация совершенно непонятна. Не является ли нынешнее сонное состояние реформ лесного сектора затишьем перед бурей?

Попытка угадать ход мыслей Правительства извлекла с интернет-сайта Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации документ под названием "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" (www.economy.gov.ru/program/soderzanie.html). Насколько можно понять, этот несколько непонятного статуса труд, является изложением того, что собирается сделать со страной мощнейшая группировка деятелей, структур, заинтересованных сторон и сил, которую условно можно обозначить как Правительство Российской Федерации. Условно - потому, что реально речь идет отнюдь не только об интересах и намерениях формального состава этой государственной структуры, а о вещах гораздо более широких и серьезных.

Опрос ряда обычно весьма информированных природоохранных активистов показал, что все об этой Программе слышали, но не более. Многочисленные упоминания в прессе также оставляли открытым вопрос, о какой версии документа идет речь, где он был официально опубликован, кто и как с ним работает. Вырисовывалась прямо не программа Правительства РФ, а какое-то неуловимое чудовище озера Лох-Несс. Все говорят, кто-то вроде бы даже видел, но никто в руках не держал. Это делало обнаруженный документ еще более интересным и загадочным.

В нашем анализе мы исходим из предположения, что текст, обнаруженный в начале декабря 2000 года на сайте Минэкономики, является какой-то из версий официальной программы, а не проделками шаловливых хакеров.

Программа оставляет глубокое впечатление. Ее надо внимательно читать и изучать в оригинале. Адаптированные для массового читателя изложения являются крайне бледными и неполными отражениями того, что там написано. Если мы хотим понять, что нас ожидает - надо изучать первоисточники. Знакомство с ними приводит к достаточно интересным выводам.

1. Экология не входит в число Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.

В оглавлении Программы есть отдельные разделы, посвященные политике в области реформирования здравоохранения, в сфере культуры. Есть целая стратегия формирования физической культуры и спорта, туризма и санитарно-курортной сферы. Есть "социальные аспекты северной политики". Политики в области экологии, сохранения природной среды, в которой мы проживаем, не выявлено.

Но чтобы экологической политики не было совсем - такое невозможно в принципе. Приходится делать вывод - она будет такой, что Правительство заявлять об этом явно не хочет.

2. "Устойчиво высокие темпы экономического роста" рассматриваются как универсальное решение всех проблем, с которыми страна столкнется в ближайшее десятилетие.

Анализ экологических последствий такого подхода отсутствует. Из текстов некоторых разделов становится ясным, что "экономический рост" Программой понимается в его классическом виде, на уровне представлений 10-20-летней давности: чем больше использование природных ресурсов, грязи и разрушения природной среды - тем больше "развития".

Признаков присутствия идей Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и концепции устойчивого развития не обнаруживается. Слово "устойчивые" относится, прежде всего, к "высоким темпам экономического роста". Которые, похоже, и будут достигаться любой ценой.

Впрочем, Господь с ней, с экологией, это все-таки сложно и не совсем очевидно. При выборе стратегии решения проблем России не анализируется и гораздо более незамысловатый вопрос - а что получится, если одновременно с высокими темпами экономического роста будут наблюдаться и столь же высокие темпы воровства?

3. Правительство знает и помнит о лесном секторе. Рост экспорта лесной продукции должен стать одним из основных направлений обеспечения темпов роста.

В списке отраслей, где Россия имеет выраженные конкурентные преимущества на мировых рынках, лесопромышленный комплекс упоминается на первом месте, опережая металлургию, химический комплекс, атомную промышленность, отдельные сегменты рынка судостроения, вооружений и другие.

В связи с этим можно ожидать, что реформирование лесного сектора будет идти быстро и энергично. Наблюдаемое в настоящее время затишье не означает, что о лесном секторе страны вдруг забыли. Просто у Правительства до радикальных реформ в этом направлении пока руки не дошли. Чем и как они сейчас заняты, можно видеть на примере ведущейся разделки филейных и прочих вкусных частей монстров из сферы естественных монополий - Газпрома, РАО ЕЭС, МПС. Очень впечатляющая картина.

Приятно узнать, что Правительство считает российский лес гораздо более конкурентоспособным на мировом рынке в сравнении с самотопной продукцией атомной и вооружательной промышленности. Можно ожидать, что оно будет уделять повышенное внимание лесному сектору, особенно развитию экспорта лесных товаров.

На этом приятное кончается, поскольку уже вырисовываются контуры очередного "хотели как лучше, получилось как всегда". Правительство России собирается добиваться высоких темпов экономического роста любой ценой. Экология его не интересует. Импортерам же российской лесной продукции в последнее время наоборот, все больше экологию подавай. Группа поддержки продавца будет хотеть одно, покупатель - совсем другое. Даже подумать страшно, сколько еще мук предстоит перенести многострадальным российским экспортерам, чтобы до всех, включая чиновников, наконец дошло, что "покупатель всегда прав", а экология стала критически важным фактором конкурентоспособности в лесном секторе.

Однако список потенциальных "медвежьих услуг", которые собирается предложить российское правительство в своем желании поддержать российских производителей и экспортеров, на этом не исчерпывается. Нас также ожидают:

  • устранение избыточного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность;

  • сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

  • максимальная приватизация земли и недвижимости, организация оборота недвижимости для стимулирования ее передачи наиболее эффективными собственникам.

По каждому из этих направлений вырисовываются следующие схемы действий с достаточно очевидными последствиями результатов реализации этих благих пожеланий.

4. Устранение избыточного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность

Для "устранения барьеров входа на рынок" будут реализованы следующие мероприятия:

  • процедура государственной регистрации предприятий должна носить уведомительный характер и максимально упрощена;

  • перечень лицензируемых видов деятельности должен быть резко сокращен, определяться законом и быть исчерпывающим;

  • процедура согласования (экспертизы) инвестиционной документации должна основываться на принципе "одного окна", когда территориальное управление единой экспертно-согласующей инстанции готовит полный пакет документов и получает в установленные законом сроки согласования со всеми согласующими органами.

Обнаруженная картина настолько грандиозна, и еще пока необычна для нашей действительности, что автору постоянно приходилось задавать себе вопрос - не мираж ли это. Приведенные в постскриптуме публикации подтверждают - нет, не мираж. Но все-таки, чтобы еще раз это проверить - ниже приводятся цитаты "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" согласно интернет-версии http://www.economy.gov.ru/program/soderzanie.html

Из Программы:

"Фундаментом политики дерегулирования, естественным и жестким пределом избыточной активности должностных лиц и органов государственной власти могло бы стать введение в Конституцию нормы, закрепляющей правовой принцип: для государственного органа, организации, должностного лица все, что не предусмотрено законом, запрещено".

...

"Для устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности требуется принять следующие меры:

  1. Значительно упростить систему формальных административных требований к участникам хозяйственной деятельности;

  2. Радикально сократить число органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности фирм и применять против них санкции внесудебного характера;

  3. Упорядочить работу контрольных и регулирующих органов. Необходимо исключить практику дублирования проверок (путем нормативного сокращения уполномоченных органов, процессуального упрощения отстаивания прав физических и юридических лиц в суде против органов государственной власти и управления, а также с помощью особых организационных механизмов".

    (II. Модернизация экономики, раздел 1.2.3.).


Можно только поддержать стремление Правительства сократить удушающее действие системы бюрократического террора не только на российское предпринимательство, но и на все остальное, что еще пока сохраняет свою жизнеспособность. Вместе с тем, надо осознавать имеющиеся российские реальности.

Реализация благих намерений по части "устранения барьеров" приведет к тому, что лесным бизнесом смогут заняться все, кому не лень. В угоду этому дикому натиску, механизмы по обеспечению хотя бы минимальных приличий по части экологических последствий лесозаготовок будут блокированы.

С одной стороны есть Минприроды, которое организует ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов, а потом проводит "независимую" экологическую экспертизу того, что само же и замышляет. С другой - "единая территориальная экспертно-согласующая инстанция", основной задачей которой, как нетрудно догадаться, будет выдача разрешений на все что угодно в максимально короткие сроки.

Создавая все условия для быстрого начала лесного бизнеса всякого рода жуликам и любителям легкой наживы, предлагаемые Правительством меры по "снижению барьеров для вхождения в рынок" создадут серьезные проблемы тем, кто на нем уже работает. Для добросовестных лесопользователей и экспортеров это обернется необходимостью долго и нудно доказывать своим зарубежным покупателям, что они уважают законы, любят экологию и охрану природы.

Для "устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности" будут приняты следующие меры:

  • упрощена система формальных административных требований к участникам хозяйственной деятельности, чем должна заняться Правительственная комиссия по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства;

  • порядок проведения проверок, определение полномочий надзорных и контрольных органов должны быть переведены с ведомственного на уровень закона;

  • количество органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности фирм и применять против них санкции внесудебного характера должно быть радикально сокращено, равно как и число таких проверок. На уровне закона должны быть определены права хозяйствующих субъектов по судебному обжалованию процедуры проведения и результатов проверок, реализация этих прав должна быть поддержана;

  • собираемые к рамках официальной статистики индивидуальные данные от юридических лиц должны использоваться исключительно в целях формирования агрегированных статистических показателей по регионам и секторам экономики.

Упрощение системы формальных административных требований к участникам хозяйственной деятельности, приведет к тому, что "упрощаться", вплоть до полной ликвидации, будут требования структур, обладающих наименьшим административным ресурсом, а отнюдь не самых бесполезных и вредных. В итоге, первыми на ликвидацию окажутся требования экология и охраны природы. Правительственная комиссия по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства, среди прочего, скорее всего, превратится в "Правительственную комиссию по ликвидации остатков государственного регулирования в области охраны природы и лесного хозяйства". Последствия такой ситуации для добросовестных лесоэкспортеров разъяснены выше.

Тоже самое будет наблюдаться и в процессе сокращения числа органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности фирм, ограничения числа таких проверок, и т.д.

Переведение порядка проведения проверок и определения полномочий надзорных и контрольных органов с ведомственного на уровень закона, можно только приветствовать. Однако опять-таки надо осознавать российские реальности. Согласно действующему Лесному кодексу, большая часть контрольных функций основывается на статьях, отсылающих их регламентацию на уровень подзаконных актов. Вся система государственного контроля построена на этом принципе. Скоропостижные принципиальные изменения приведут просто к ее полному развалу.

Принятие же в очень сжатые сроки нового Лесного закона, включение в него детальных положений, иногда весьма технического плана, маловероятно хотя бы по чисто техническим причинам.

На фоне признаков кампанейщины по дерегулированию, реализация этих пожеланий приведет к фактической ликвидации, либо полной утрате какой-либо дееспособности и без того последними перестройками "ушибленных" государственных органов лесного и природоохранного контроля.

В общей атмосфере "не тронь участника хозяйственной (и иной) деятельности", реализация общественного контроля, для которого пока еще сохраняются законодательные основы, станет весьма непростым занятием. Заявляемое намерение фактически закрыть официальную статистику по индивидуальным юридическим лицам, минимально необходимую если не для общественного контроля, то хотя бы для информирования общества о том кто и что вытворяет в лесу, только еще более накалит атмосферу.

Любопытно, что, судя по ряду публикаций, по крайней мере, ряд лидеров российской лесной промышленности вполне осознает опасность такого сценария, и отнюдь не в восторге от очередного приступа реформаторских "бюрократических восторгов", на сей раз в сфере дерегулирования.

Заслуживающее только похвал намерение Правительства устранить избыточное, вредное вмешательство в предпринимательскую деятельность реализуемое в полном соответствии с принципом "заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибет", в случае с лесным сектором приведет к серьезным проблемам для уже действующих в этой сфере добросовестных производителей и экспортеров. Осознает ли Правительство, что творит, и зачем это надо для отрасли, дающей 3-4 млрд. долларов экспорта в год, с потенциально хорошими перспективами роста - этот вопрос остается открытым. Время покажет, что бы это значило.

Снижать бюрократический пресс конечно надо, и самым решительным образом. Но эти действия должны быть продуманы, всесторонне проанализированы и хорошо подготовлены.

5. Сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом

Для повышения конкурентных преимуществ экономики страны будет проведена полная приватизация отраслей (за исключением обеспечивающих национальную безопасность), имеющих потенциал выживания и роста. Количество остающихся государственных предприятий и учреждений сокращается до минимума, который может быть профинансирован государством в виде прямого бюджетного финансирования и оплаты госзаказа.

С целью подготовки приватизации, государственные предприятия до конца 2001 должны быть преобразованы в акционерные общества. Проводится их инвентаризация.

Далее, в зависимости от анализа эффективности участия государства, будут приниматься следующие решения:

  • закрепление акций хозяйственного общества в государственной собственности;

  • передача акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень;

  • приватизация хозяйственного общества;

  • ликвидация хозяйственного общества;

В итоге, из 14 тысяч существующих на настоящее время государственных унитарных предприятий к 2004 году их должно остаться 1,5-2,5 тысячи.

Эти планы Правительства самым непосредственным образом отразятся на основном рабочем звене бывшей системы Федеральной службы лесного хозяйства - лесхозах. Им предстоит быть реорганизованными в унитарные предприятия, акционерные общества, а далее все, что только можно, будет приватизироваться. Причем это будет осуществляться в очень сжатые сроки.

Приватизация имущества лесхозов, в ряде случаев за последние годы весьма раздобревших на "рубках ухода", окажет наибольшее влияние не столько как образец очередного хапка общественного имущества, сколько как причина для мучительной психологической ломки, которую предстоит пережить сохранившим представления о профессиональной чести директорам и работникам лесхозов.

О тех, кто ее не имел, или уже отказался, превратившись вместо хранителя леса в его "санитара", в качестве основного лекарства в промышленных масштабах использующего бензопилы и трелевочные трактора, говорить не будем. Пускай они будут счастливы, избавленные от необходимости притворяться.

А вот все еще сохранившимся хранителям русского леса предстоит осознать, что государство, которому тот лес принадлежит, отныне рассматривает его, и все с этим связанное, исключительно как экономические категории. Все, что не является "необходимым для выполнения государственных функций", и не удастся приватизировать, будет отброшено во имя "высоких темпов экономического роста".

Чистая вода и воздух, шум крон и яркие краски осенней листвы, крик журавлей, лесные цветы, полет шмеля, все, что не имеет очевидной на настоящий момент денежной стоимости, этому государству ненужно. Равно как и люди, которым это было не безразлично.

Относительно менее лирических, но более практических вещей - охраны лесов от пожаров, защиты от насекомых-вредителей и болезней, лесовосстановления - тоже сказано ясно: уровень государственной поддержки будет сокращаться до минимума, который может быть профинансирован государством.

В сравнении с гораздо более увлекательными занятиями, вроде войны в Чечне или еще где-нибудь, строительства новых атомных подводных лодок взамен утопших, тоннелей на Сахалин, ну и, конечно же, новых чиновничьих дворцов, для российских лесов этот минимум будет бесконечно стремиться к нулю.

При необходимости, под это будет подведена и "научная база" - мол, все это естественные процессы, лес погибал от пожаров, шелкопряда, типографа задолго до появления лесного хозяйства, так вполне и без него обойдется далее. А то, что большая часть этих "природных катастроф" сейчас имеет антропогенную природу (в том числе, к сожалению, их причиной иногда являются и сами методы ведения лесного хозяйства), об этом можно и не говорить.

Из Программы:

"Ограничить ведомственное нормотворчество.

Для институционального (административного) обеспечения программы дерегулирования предлагается:

1. Формирование координационного межведомственного института по дерегулированию и дерегламентации хозяйственной деятельности на федеральном уровне (Правительственная комиссия по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства);

... 3. Проведение ревизии существующих нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность. В частности, предлагается в ходе ревизии таких нормативных актов специально проверять их на возможность принятия ответственными лицами произвольных решений; также необходима проверка положений нормативных актов, предоставляющих возможность закрытия бизнеса.

4. Переведение порядка проведения проверок, определение полномочий надзорных и контрольных органов с ведомственного на уровень закона с четким определением прав хозяйствующих субъектов по обжалованию процедуры проведения и результатов проверок". (II. Модернизация экономики, раздел 1.2.3.).

"С целью поддержания доверия к официальной статистике в ходе ее реформирования должны быть обеспечены:

...- конфиденциальность собираемых индивидуальных данных от физических и юридических лиц, их использование исключительно в целях формирования агрегированных статистических показателей в целом по стране, отдельным регионам и секторам экономики". (II. Модернизация экономики, раздел 1.2.3.4).


Собираясь извлекать все большие доходы за счет лесного сектора, государственная машина открыто заявляет о своем намерении отказаться от выделения хотя бы небольшой части этих средств на заботу о лесах России.

Последствия "ураганной приватизации" в середине 90х годов мы все наблюдали и испытывали на собственном опыте. Количество имевших тогда место злоупотреблений, коррупции и воровства наверно сопоставимы по масштабам только с другой эпохой "грабежа награбленного" - непосредственно после революции 1917 года.

Содержащиеся в тексте Программы трогательные пожелания "обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости", "установить жесткий контроль за использованием недвижимости", еще раз "ввести запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен", "обеспечить прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества", перестают выглядеть наивными при ознакомлении очень четко и жестко предлагаемым подходом в отношении нарушений законодательства при уже состоявшихся приватизационных сделках.

В отношении нарушений законодательства при уже состоявшихся приватизационных сделках предлагается использовать "двойственный подход:

  1. бессрочное применение наказаний (в том числе уголовного характера) за выявленные и доказанные правонарушения должностных лиц;

  2. обеспечение абсолютного "принципа неприкосновенности" собственности для лиц, не имеющих отношения к нарушениям, послуживших основанием для постановки вопроса.

Предлагается также законодательно закрепить и сократить срок предъявления иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки в области приватизации, а в случаях, когда такое нарушение произошло по вине государственного чиновника, предлагается вообще отказаться от применения последствий недействительности сделки.

Итак, имеется государственный чиновник, у которого зарплата маленькая, а жить хорошо хочется. У чиновника под рукой есть много государственной собственности, которую начальство требует приватизировать. Приватизируем. Вариантов масса - и залог, и внесение в уставный капитал, и банкротство, и доверительное управление, и "исключительные случаи по предоставлению недвижимости на безвозмездной основе" (кто и за сколько будет определять эту "исключительность"?). Наверно вот только ваучеры на этот раз раздавать не будут.

Кое-кто получает собственность. Чиновник получает "откат", желательно в совокупных размерах, позволяющих безбедно жить если не в Париже, то хотя бы в Гондурасе, чтобы российские специалисты по "бессрочному применению наказаний" не беспокоили. Государство, и, соответственно, его граждане, как водится, получают дырку от бублика.

Из Программы:

"Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

... 2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям...

3. Завершение трансформации малоэффективных институтов экономики "переходного типа" (структуры государственной собственности,..., системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, ..., усиления глобальных и региональных интеграционных процессов" (3. Структурная политика, раздел 3.1.1.).

"Основными направлениями политики государства в области управления государственным имуществом должны стать:

  • приватизация значительной части предприятий и хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности

  • повышение эффективности управления государственным имуществом.

Основными мерами, направленными на повышение эффективности управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами являются:

  • преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

  • реформирование системы представительства интересов государства в акционерных обществах;

  • ревизия государственной собственности, принятие решений о сохранении акций в государственной собственности, передаче в собственность субъектов Федерации, приватизации или ликвидации;"(3. Структурная политика, раздел 3.2).


Однако все этого является небольшой разминкой, только подготовительными шагами к главному, принципиально новому этапу.

6. Широкомасштабная приватизации земли и недвижимости, организации оборота недвижимости (включая землю) для передачи ее наиболее эффективным собственникам.

Эта идея в разной форме многократно повторяется в разных частях текста программы:

"Право собственности на землю является важнейшим и неотъемлемым элементом защиты всей системы отношений собственности. Предстоит утвердить законодательные основы права частной собственности в сфере земли и иной недвижимости, законодательно утвердить принципы функционирования недвижимости в рыночном обороте" (раздел 1.2.1.4.).

"Задаче повышения эффективности использования недвижимости будет подчинено разграничение собственности на землю: в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должны быть отнесены участки, необходимые для выполнения государственных функций, а к собственности муниципальных образований - все участки в пределах муниципального образования, не отнесенные к государственной собственности и не находящиеся в собственности иных лиц" (раздел 1.2.1.4.)

Правительство отчетливо осознает существующие пока в этой сфере серьезные ограничения политического плана: "Должен быть установлен принцип одновременности отчуждения объекта недвижимости и занятого им земельного участка, определены требования к установлению границ, занимаемых объектом недвижимости, определены виды земельных участков, не подлежащих отчуждению в соответствии с законом, в том числе участки сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда, особо охраняемых земель, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим отчуждения" (раздел 3.2.4.)

Однако после этого краткого упоминания в начале раздела 3 "Структурная политика", целый раздел 3.9. "Развитие рынка земли и недвижимости" детально и настойчиво продолжает вести общую линию.

"3.9.1. Стратегическая цель и основные направления

Стратегической целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Основными результатами реализации государственной политики должны стать: вовлечение в гражданский оборот земли и иной недвижимости; обеспечение государственной защиты прав на недвижимость и баланса интересов субъектов правоотношений; становление и развитие системы ипотечного кредитования и привлечения инвестиций под обеспечение недвижимостью; обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; функционирование эффективной системы правового регулирования рынка недвижимости".

Детальный анализ этих намерений и их экологических последствий - отдельная тема, которая будет представлена позже. Но уже сейчас видна предлагаемая Правительством схема, равно как и ее некоторые наиболее серьезные и очевидные экологические и лесохозяйственные, социальные, экономические, коррупционные и просто криминальные последствия:

  1. Должны быть созданы единые объекты недвижимости на основе прав на земельный участок. В законодательство должно быть внесены изменения, определяющие земельный участок как базовый элемент недвижимости. Кадастровый учет единых объектов недвижимости осуществляет один орган, который ведет учет земельных участков, зданий, и других объектов недвижимости, среди которых прямо указываются лес, участки недр, обособленные водные объекты.

  2. Должны быть приняты федеральные правовые акты о правовом зонировании, определяющие рамочные требования к Правилам застройки и землепользования, которые должны определить содержание прав по использованию недвижимости.

  3. Должны быть созданы условия для эффективного использования и гражданского оборота объектов недвижимости, включая стимулирование сделок с использованием недвижимости в качестве обеспечения кредитования.

  4. Государство как собственник в своем распоряжении оставляет земли, обеспечивающие стратегические интересы государства и удовлетворение государственных нужд, а также земли, не представляющие интереса для частного сектора и муниципальных образований. Большая часть объектов недвижимости должна быть передана в руки юридических и физических лиц, что с использованием рыночных механизмов должно обеспечить их эффективное использование.

  5. Должно быть осуществлено правовое закрепление единой государственной политики в сфере недвижимости, с обеспечением строгого следования ей всеми государственными органами и служащими. Функции по распоряжению землей и недвижимым имуществом должны быть исключены из полномочий различных ведомств, кроме одного, представляющего государство или муниципальное образование как собственника. В качестве такового должны выступать специальные органы по управлению имуществом.

  6. Большая часть проблем, связанных с перераспределением собственности от менее эффективных к более эффективным владельцам позволяет решить развитый рынок прав аренды. Соответственно оформленные права долгосрочной аренды земли будут свободно продаваться и покупаться, что позволит осуществлять надежную оценки и подготовит переход к купле продаже земли.

Из Программы:

"Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики.

В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразования государственных предприятий в акционерные общества...

Завершение программы преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества должно завершиться к концу 2001г.". (3. Структурная политика, раздел 3.2.1.)

"В настоящее время проводится составление реестра федерального имущества, а также начат анализ эффективности использования государственного имущества государственными унитарными предприятиями. Сейчас следует принять решение о дальнейшем функционирования всех федеральных госпредприятий.

Аналогичную работу следует провести по пакетам акций, находящихся в государственной собственности. Исходя из анализа эффективности нахождения хозяйственного общества в государственной собственности следует принять решение относительно:

  • закрепления акций хозяйственного общества в государственной собственности;

  • передачи акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень;

  • приватизация хозяйственного общества;

  • ликвидация хозяйственного общества.

В случае принятия решения о закреплении акций в государственной собственности применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями у указанные организации..." (3. Структурная политика, раздел 3.2.2.)

...

"Для обеспечения эффективного управления государственной недвижимостью необходимо:

... 2) четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в управлении недвижимостью.

...4) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимостью, со ставками, сложившимися на рынке;

5) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения федеральным имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);

6) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот...

8) на время преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% участием государства установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью). Безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

9) выявить и изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Ввести запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе. Сократить льготы при использовании объектов недвижимости. Обеспечить прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц..." (3. Структурная политика, раздел 3.2.3.)


Глядя на эту четкую и стройную схему становится понятным, что речь идет о финансовых потоках в сотни миллиардов долларов. Возможности перераспределения этой собственности и связанных с ней финансовых потоков в пользу отдельных и вполне конкретных физических и юридических лиц просто фантастические. Их размеры потенциально многократно будут превышать то, что происходило во время первого цикла приватизации.

На настоящий момент перераспределение производственных мощностей, созданных поколениями, жившими в советское время, завершилось. Еще не распределенные их остатки пойдут на покрытие внешней задолженности. Эта схема уже активно прорабатывается в отношении крупнейшего кредитора - Германии. К ней готова подключиться Франция.

Наиболее привлекательные новые месторождения полезных ископаемых также уже имеют своих хозяев в рамках соглашений о разделе продукции.

Для избежания катастрофического распада производственных мощностей, которое начнется в самые ближайшие годы ввиду их полного износа, необходимы крупные инвестиции в реальный, а не спекулятивный сектор.

Три мощнейших группы интересов - выплата внешнего долга, необходимость привлечения инвестиций в реальный сектор для избежания катастрофического распада производственных мощностей, а также желание присвоения оставшейся еще не поделенной общегосударственной собственности и будут движущими силами при реализации широкомасштабной приватизации земли и недвижимости, включая леса.

Совершенно очевидно, что в сравнении со всем этим, интересы ведения лесного хозяйства, сохранения лесов, охраны природы, будут ничтожно малыми. И хотя государственные структуры, отвечавшие за сохранение этих богатств были весьма слабыми, они все же могли пытаться что-то делать, если не в интересах сохранения опекаемых ими объектов, то хотя бы в своих ведомственных. Их убрали, чтобы просто не мешались.

По мере приближения фазы дележки этого последнего пирога российского национального богатства, будут все более жестко убираться и все остальные, кто будет пытаться как-то реально (а не в форме казенной оппозиции) влиять на распределение блюд этого последнего пира во время российской приватизационной чумы.

Тем, кто выживет, тому, что уцелеет, предстоит жить, действовать и существовать уже в каком-то совершенно новом мире, в котором то, что было до сих пор, сохранится только в виде смутных воспоминаний.

После реализации первых двух этапов планов Правительства - дерегулирования лесного хозяйства и охраны окружающей среды, приватизации лесхозов, возможно еще сохранятся какие-то остатки системы охраны природы и ведения лесного хозяйства, с которыми Россия жила прошедшие десятилетия.

На третьем этапе - приватизации земли и находящейся на ней недвижимости, в число которой входят и леса, практически все из этого опыта будет отброшено, либо потеряет значение, начиная с самого государственного участия в охране природы и ведении лесного хозяйства. Что ожидает нас в этом быстро надвигающемся Новом Порядке, что произойдет с охраной природы и лесами России, что надо делать - похоже об этом всерьез никто пока не задумывался.

Лесная политика России 21 века достигает кристальной ясности и простоты.

Лес и лесные земли - это государственное имущество. Большой стоимости. Которое надо побыстрее приватизировать. Все, что не удастся приватизировать - надо выбросить. Исключениями могут быть только некоторые особо красивые фиговые природоохранные листочки, которые будут использовать для прикрытия имеющейся реальности.

Что делать?

Наверно сейчас наиболее важным будет осознание того, что происходит, насколько все это серьезно.

Реальность, как всегда, окажется где-то в промежутке между сценариями "Ничего не изменится" и "Тотальная дерегуляция и приватизация".

Правительство и стоящие за ним силы, будут настаивать на варианте дерегуляции и приватизации, в то время как значительная часть народных бюрократических масс традиционно предпочтет вариант "ничего не менять, нам и так неплохо" Однако приватизаторы одолеют - уж слишком гигантский кусок выставлен на повестку дня. Силы и ресурсы тех, кто его хочет проглотить, огромны.

Естественно, как всегда, реализация будет происходить в соответствии с двумя любимыми принципами "хотели как лучше - получилось как всегда" и "заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет". Сколько раз и в какой части последнее будет иметь место - предсказать невозможно. Придется учитывать по факту.

Эти два обстоятельства - наличие двух противоположных тенденций, помноженное на чугунные лбы непосредственных исполнителей, оставляют определенные надежды. Возможно, природоохранным неправительственным организациям удастся что-то сделать, чтобы в процессе дораздела российских природных богатств уцелело хоть что-то ценное, а не только, как это в программе правительства изящно сказано, "земли, не представляющие интерес для частного сектора и муниципальных образований".

Но природоохранному движению страны предстоит осознать, что время "сю-сю экологии" кончилось, равно как и эпоха изящных упражнений с теннисной ракеткой в качестве главного государственного вида спорта. Пришло время дзюдо.

Спираль истории в плане взаимоотношений общественности с государственной машиной в чем-то вернула нас на одно-два десятилетия назад. Очевидно, что за прошедшее время весовая категория природоохранного движения явно возросла. Ближайшие события покажут, стало ли оно от этого более мощным борцом, либо превратилось в заплывшего жирком ветерана, способного разве что писать мемуары.

Татами подготовлено. Господа начальники, дерегуляторы и приватизаторы, дилеры и киллеры, политические шулеры идут в атаку. В призовом фонде огромный кусок - природные ресурсы России, в числе которых и ее леса.

В общем, полный банзай!

Автор выражает искреннюю признательность многочисленным рецензентам за помощь в работе над этой статьей

Из Программы:

"Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества должно упростить порядок их приватизации. В этих условиях целесообразным представляется в 2004 году в ходе приватизации сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тысяч предприятий.

Реализация предложенного сценария должна привести к тому, что:

  • полностью приватизируются отрасли (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющие потенциал выживания и роста... В эти отрасли привлекаются отечественные и иностранные инвестиции. Акции соответствующих компаний обращаются на рынке ценных бумаг;
  • количество государственных предприятий и учреждений сокращается до минимума, который может быть профинансирован государством (в виде прямого бюджетного финансирования и оплаты госзаказа);
  • на высвобождаемых площадях и оборудовании ликвидированных государственных предприятий формируются новые бизнесы". (3. Структурная политика, раздел 3.2.4.)

"...необходимо закрепление двойственного подхода к рассмотрению имевших место нарушений законодательства при уже состоявшихся приватизационных сделках (1) бессрочное применение наказаний (в том числе уголовного характера) за выявленные и доказанные правонарушения должностных лиц; (2) обеспечение абсолютного "принципа неприкосновенности" собственности для лиц, не имеющих отношения к нарушениям, послуживших основанием для постановки вопроса. Необходимо также законодательно закрепить и сократить срок предъявления иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки в области приватизации, а в случаях, когда такое нарушение произошло по вине государственного чиновника, вообще отказаться от применения последствий недействительности сделки, так как компенсация в результате может причинить государству намного больший ущерб". (II. Модернизация экономики, раздел 1.2.1.6.)


Постскриптум

Герман Греф и зайцы

"Ключевые задачи первого этапа, который должен в основном завершиться в 2000 году, - создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств в соответствие с его ресурсами. На этом этапе государство должно дать сигнал бизнесу о новом характере экономической политики, о желании "заключить" новый социальный контракт.

На втором этапе (2001-2003 годы) необходимо начать реализацию экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции должны стать основными мотивами экономической политики....

Третий этап (2004-2010 годы) должен стать периодом масштабной структурной перестройки экономики..."

... в Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга министр экономики Герман Греф торжественно объявил местным предпринимателям: "Вчера вечером мы отправили в Правительство пакет законопроектов и нормативных актов по устранению чрезмерных барьеров для бизнеса на рынке"...

На этот раз речь идет о шести проектах законов, постановлений правительства, которые должны по замыслу Грефа, резко ограничить возможности для вмешательства государства в бизнес. Например, все возможные проверки предприятий четко разделяются на плановые и внеплановые, причем последние можно проводить не чаще одного раза в два года. ...

Сами бизнесмены говорили "Сегодня", что всего этого ждут уже десять лет. "Сегодня" удалось выяснить, что ждать придется и дальше: в ближайшее время правительство не планирует рассматривать предложения Минэкономики на своем заседании.

Г. Осипов, "Сегодня", 04.12.2000

Герман Греф хочет отобрать хлеб у коллег

Вчера Герман Греф был у Владимира Путина. Вышел одушевленным. Президент одобрил все наработки его ведомства по дерегулированию экономики и распорядился ускорить их реализацию...

Авторы законопроекта "О государственной регистрации юридических лиц" предлагают перейти к уведомительному принципу регистрации "в одном окне". Это означает, что документы на регистрацию можно будет отправить в Минюст даже по почте и в течение 10 дней получить необходимое свидетельство. Минюст сам должен провести все необходимые согласования. Авторы твердо уверены в этих сроках...

...чиновники встретили планы министра Грефа настороженно, если не враждебно. Неслучайно он пробил у президента идею о создании комиссии по снятию административных барьеров и сокращению госрасходов, которую возглавит Алексей Кудрин...

К. Смирнов, "Коммерсантъ", 08.12.2000

Правительство сократит расходы на госорганы

В ближайшее время будет создана правительственная комиссия по дерегулированию экономики и сокращению расходов на содержание государственных органов, заявил министр экономического развития и торговли России Герман Греф. По его словам, документ о создании комиссии уже разработан и находится на подписании у премьер-министра Михаила Касьянова. Возглавит комиссию вице-премьер Алексей Кудрин, заместителем его станет Герман Греф

Л. Кизилова, "Известия", 06.12.2000

Лицензирование отменяется?...

Юристы МПР России не нашли правовых оснований для продолжения Министерством деятельности по лицензированию целого ряда видов деятельности, которые прежде лицензировали территориальные органы Госкомэкологии России, в том числе... разработка экологической документации, технических нормативов выбросов и сбросов, экологический аудит... и многое другое

... из всех требований о получении лицензии в области окружающей среды единственно законные - требования о лицензировании деятельности по утилизации отходов и потребления (согласно Федеральному закону "О лицензировании"). Итак, ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду - АГ) и ПДВ теперь может разрабатывать любой желающий? Выходит, что так. Значит, ответственность разработчика снижается - ведь лицензии теперь его не лишишь. Зато повышается ответственность чиновника, ставящего печать на документ: кроме него за качество проекта теперь никто ответственности не несет.

Правда, официального приказа о прекращении деятельности по лицензированию пока не вышло. Но, так или иначе, а законной эта деятельность (по лицензированию, а не разработке халтурной документации - АГ) сможет теперь считаться только в случае внесения соответствующих поправок в соответствующие законы

А. Вишнякова, "Спасение" №8. ноябрь 2000г.

Не говорит "гоп", пока ты ГУП. Минимущества вовсю строит планы приватизации, не имея утвержденного Думой закона.

....глава Минимущества Фарит Газизуллин вчера заявил, что "взял обязательство перед правительством избавиться от 10 тысяч предприятий в ближайшие два года", тем самым оставив в госсобственности лишь 1000-1500 стратегически важных объектов. Коррективы в планы Минимущества может внести и несогласие депутатов с тем, что правительство само решает, какие предприятия ему продавать. Минимущества рассчитывает, что ему удастся обойтись без утверждения парламентариями программы приватизации на 2001 год.

Столь массированная приватизация не сулит больших доходов казне, так как в данном случае Государство в лице Минимущества хочет избавиться от "балласта" неэффективной собственности. А чтобы малопривлекательные остатки еще не проданного госимущества заинтересовали желанного "эффективного собственника", Минимущества разработало новую редакцию закона о приватизации.

Закон будет прямого действия и более гибкий: вместо нынешних трех способов приватизации (аукцион, спец аукцион и коммерческий конкурс с инвестусловиями) станет десять. Для ликвидных предприятий появится продажа через размещение производных ценных бумаг (для ЛУКОЙЛа и последователей). Для предприятий из числа "отстоев", то есть неликвидных, вводятся такие формы, как биржевая продажа, переход прав собственности через доверительное управление, публичное предложение по фиксированной цене и др.

В Минимущества подчеркивают, что по вопросам приватизации достигнуто полное взаимопонимание и идущая сейчас доработка закона носит "чисто технический" характер. Но в это трудно поверить, поскольку законопроект был внесен Минимуществом на рассмотрение кабинета еще в конце августа. Правительство его рассмотрело и дало месяц на доработку документа. Но и три месяца спустя законопроект все еще не готов...

По словам статс-секретаря Александра Бравермана, закон окажется в Думе "В конце декабря - начале января".

Министр Газизуллин выражает уверенность в том, что депутаты утвердят документ к началу апреля, потому что "там есть принципы, на которых они наставали и которые разделяют"...

Е.Кац, И.Хренников, "Сегодня", 30.10.2000

Лесной комплекс России на рубеже веков

"Предусматривается дальнейшее совершенствование отношений с лесным хозяйством, в частности намечается: подготовить в Правительство Российской Федерации проекты Постановлений "О концессии участков лесного фонда в Российской Федерации" и "Положения о залоге права аренды участков лесного фонда".

Б.М.Большаков, руководитель Департамента лесопромышленного комплекса Минпромнауки. Газета "Вологодский лес", декабрь 2000.

Земля без воли

Судьба Земельного кодекса, который Госдума не может принять несколько лет, наконец, проясняется. После вчерашней встречи президента России Владимира Путина с лидером депутатской аграрной группы Николаем Харитоновым стало известно, что правительство внесет в Госдуму согласованный вариант Земельного кодекса в конце января. В этом варианте не будет предусмотрена свободная продажа сельскохозяйственных земель промышленного назначения и купля-продажа муниципальных земель в черте города. ...

Тем временем земельные сделки и аукционы по продаже земли в городской черте идут своим чередом. Земельные отношения регулируются примерно двадцатью указами президента, федеральных законов в этой сфере нет. Статьи 9 и 36 Конституции предусматривают право собственности на землю. По данным думского комитета по законодательству, за 1999 год в стране было совершено более 700 тысяч сделок купли продажи земли.

На вчерашней встрече с президентом Николай Харитонов заявил, что "в стране минимум 5-10 лет не должны говорить о возможности свободной купли-продажи земли". Реакцию президента на это высказывание депутат не понял: по его словам, в ответ глава государства лишь "покивал головой". В этот же день на международной конференции "Восток-Запад" министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что в России "сложились устойчивые рыночные отношения". Остается покивать и по этому поводу.

Л. Кизилова, "Известия", 06.12.2000



Версия для печати (zip-архив)


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!